Она – первый в истории «Ф-1» женский голос в наушниках пилота. Что нужно знать?
Знакомьтесь – Лаура Мюллер!
Американская команда «Хаас» устроила перестройку в межсезонье: возглавивший ее в прошлом году Аяо Комацу, ранее отвечавший за всю инженерную работу на трассе, взял новых людей на ключевые должности (спортивный директор, главный стратег и главный гоночный инженер), а также произвел ряд других важных перестановок.
Среди них назначение инженера по производительности Лауры Мюллер на должность гоночного инженера нового пилота «Хааса» Эстебана Окона.
Мюллер – первая женщина в истории «Ф-1», которой доверили такую работу. Ее голос можно будет услышать в эфирах Гран-при во время переговоров с Эстебаном по командному радио: немка будет сообщать ему важную информацию касательно состояния болида и обстановки на трассе, передавать указы команды, а также получать обратную связь.
Почему же именно ей все это доверили?
Лаура больше 10 лет в автоспорте: работала в самых разных сериях
«Я с детства интересовалась «Формулой-1», – рассказывает 33-летняя Мюллер. – Мне нравилось смотреть ее по воскресеньям. В школе я никогда не делала упор на технические предметы. Мне никогда не нравилась физика. Я ходила в немецкую школу, основной упор делался на историю и итальянский язык.
Только после школы я подумала: «О, я же всегда любила машины». Так что я начала изучать машиностроение, что поначалу было очень сложно без глубокого понимания физики».
Мюллер окончила бакалавриат и магистратуру в Мюнхенском техническом университете. Стажироваться начала на втором курсе: отправилась помогать немецким командам в местный ДТМ (гонки на легковых авто) и на «24 часах Нюрбургринга».
Также у Лауры был опыт в юниорской «Формуле-Рено». После учебы Мюллер устроилась в команду из WEC (мировые гонки на выносливость) в уже не существующем классе LMP2, а параллельно недолго работала в бразильских гонках на сток-карах (где даже анализировала данные для чемпиона «Формулы Е» Лукаса ди Грасси).
«На втором году обучения в университете я начала стажироваться в автоспортивных командах. К третьему курсу я работала в младших «формулах» и в прочих сериях. Учеба несколько отошла на второй план, я больше сконцентрировалась на работе в гонках», – рассказывает Лаура.
Мюллер работала на разных должностях: была гоночным инженером, инженером по анализу данных и инженером по производительности (то есть занималась моделированием, изучала телеметрию и настраивала болид по требованиям пилотов).
В «Хаасе» уверены: Окон сработается с новым инженером
Эстебан известен сложным характером, но в то же время весьма хорош в технической обратной связи. Потому взаимодействие Лауры с французом будет играть очень важную роль для «Хааса», который активно ищет способы улучшить темп. Руководитель команды считает, что Мюллер идеально подходит эта роль.
«У нее весьма решительный характер, – говорит Комацу. – У Эстебана такой же. Думаю, то, что они похожи, станет движущей силой».
Лаура успела попробовать себя в новом амплуа на прошлой неделе, когда «Хаас» провел частные тесты на трассе в Хересе. По словам Аяо, все складывается как надо.
«Когда я узнал, что Эстебан станет нашим пилотом, то понял, что на должность гоночного инженера много кандидатов. Но важно не только понимание технических вопросов, но и сама личность. В случае Лауры и Эстебана все работает очень хорошо – думаю, в Испании был положительный опыт».
Мюллер работает в «Хаасе» четвертый год – сначала ее не хотели брать
Лаура пыталась попасть в «Ф-1», еще когда работала в гонках на выносливость, но ее взяли только со второго раза – в начале 2022-го:
«Через пять лет после работы в автоспорте я впервые обратилась в «Хаас» – тогда мне отказали. Годом позже я попробовала еще раз. Тут уже получилось. Меня устроили на роль инженера симулятора. Через несколько месяцев я стала третьим инженером по производительности, а затем инженером по производительности, который работает на трассе с командой».
И вот в начале 2025-го еще одно повышение – гоночный инженер Эстебана Окона, пилота с опытом победы в Гран-при!
Шеф команды восхищен подходом Лауры к работе и настаивает: гендерный вопрос тут ни при чем
Аяо Комацу оценивает Мюллер как хорошего специалиста – пусть и не опытного по меркам «Формулы-1», за счет отношения к делу очень перспективного.
«В чем она хороша? Когда она видит проблему, то копает глубоко, не останавливается на первом же ответе. Некоторые люди при обнаружении первого ответа тут же прекращают поиск и говорят: «Я нашел решение, двигаемся дальше».
У Лауры хорошая трудовая этика: когда она находит первое решение, то знает, что есть еще 10 разных вопросов, на которые требуются ответы. Ее целеустремленность впечатляет меня больше всего.
Конечно, она все еще молода, довольно неопытна, так что ей нужны наставление и поддержка. Но с таким подходом к работе она быстро добьется успеха».
Конечно, здесь не обошлось без обсуждения гендерного вопроса. Подавляющее количество сотрудников в «Ф-1», особенно на ключевых должностях, – мужчины, потому появление женщины в роли гоночного инженера может показаться попыткой выделиться на общем фоне. Однако Комацу уверяет: Мюллер взяли за ее заслуги.
«Если посмотреть, сколько женщин-инженеров работает в наших офисах, то их определенно стало больше. Но я выбрал Лауру не потому, что она женщина. Меня не заботят ни национальность, ни гендер. Важно то, что человек может предложить, как он вписывается в команду и насколько способен выкладываться на полную».
Комацу описывал Мюллер как очень спокойного гоночного инженера, умеющего четко передавать информацию – однако это по опыту частных тестов.
Ее первая серьезная проверка уже через месяц – когда 26-28 февраля пройдут предсезонные тесты в Бахрейне. А там недолго и до Гран-при Австралии – всего две недели.
Фото: formula1.com; Gettyimages.ru/Clive Rose/Getty Images, Clive Mason
В отличие от пожарных (и не только пожарных!) США - здесь и нам будет на что смотреть!