Финансам «Ред Булл» в «Ф-1» без спонсоров Переса предрекали крах. Угрозы оправдались?
Осматриваем миф.
Бывший чемпион и доминатор «Ф-1» «Ред Булл» проводил 2024-й потерянным титулом в Кубке конструкторов – прежде всего из-за слабых результатов второго пилота команды Серхио Переса. Многолетняя сага с заменой мексиканского №11 все же завершилась, и в 2025-й Макс Ферстаппен въехал с новым напарником, новозеландским юниором Лиамом Лоусоном.
Переса и его провалы терпели и пытались сплавить на добровольную пенсию практически два года, но Серхио постоянно оставался и даже продлевал и продлевал контракт. Даже сейчас «Ред Булл» осторожно высказывался о расставании с Серхио: по заверениям команды, №11 ушел не насовсем, а только взял «отпуск». Организация еще ждет его на выставочных заездах в качестве пилота шоу-каров – примерно ту же роль выполнял Даниэль Риккардо в начале 2023-го до полноценного возвращения в боевой кокпит «Ф-1».
В чем причина многолетних затяжек, продлений и самого мягкого из всех возможных сценариев расставания? Она проста: Серхио – самый популярный гонщик рынка Лат-Ам: в Центральной и Южной Америках, а также у трети соответствующих жителей США. За ним стояла огромная многолетняя спонсорская поддержка телекоммуникационного конгломерата одного из самых богатых миллиардеров-олигархов планеты Карлоса Слима Telmex и Telcel, а также целый набор персональных партнеров из потребительских сегментов – вроде «Кит-Кат»/ «Нестле», «Макдональдс», «Дисней», Hot Wheels...
Потери от завершения контракта с Пересом оценивались в $80 млн – суммируя и компенсации, и недополученные спонсорские выплаты, и вероятные снижения выручки и ценности других контрактов из-за отказа от важного инфлюенсера на ключевом рынке. Реакцию от эмоциональной латиноамериканской публики вряд ли кто-то взялся бы оцифровать до конца: от массовых отписок до потенциального бойкота продукции их партнеров. Вероятно, оттуда взялись и ключевые нарративы работы с медиа: и добровольный отпуск, и желание провести минимум полгода с большой семьей, катая сына-футболиста по детским турнирам (у Переса трое детей!), и сохранение места в команде с компенсациями…
Только посмотрите на его радостно-умиротворяющее первое интервью – как будто специально придумывали милую историю про внезапно обретенное счастье для привязанной к семье латиноамериканской аудитории!
«Сейчас мой приоритет – наслаждаться жизнью, заниматься теми вещами, которые я раньше не делал, быть со своей семьей, – резюмировал №11. – В ближайшие шесть месяцев я приму решение о том, каким будет следующий шаг в моей карьере. И пока слишком рано говорить о том, вернусь ли я в «Формулу-1». В конце прошлого сезона все случилось очень быстро – я не ожидал, что покину команду.
Но сейчас моя главная мотивация – направить своих детей на правильный путь, принимать большее участие в их жизни. Я очень рад возможности проводить больше времени со своей семьей, ведь выступая в «Формуле-1» ты думаешь только о том, как стать лучше как гонщик, как лучше готовиться, и ни на что другое у тебя просто нет времени.
Через три недели у нас с Чеко (одного из сыновей гонщика зовут Серхио Перес-младший – Sports) начинается футбольный турнир, мы будем много ездить по Мексике».
Серхио убрали с максимальным уважением, и латиноамериканская публика восприняла разрыв без ярости: за первые несколько дней соцсети гоночного «Ред Булл» потеряли всего полмиллиона подписчиков (из первоначальных 13+ млн).
А что насчет спонсоров? Действительно, портфолио команды значительно изменилось!
Перед разрывом:
После вступления в 2025-й:
Из портфолио пропали латиноамериканский телекоммуникационный гигант Telcel и оператор Claro, а также Inter.mx – один из крупнейших региональных страховщиков, брокеров страховок (от здоровья до машин) и перестрахования рисков. Национальный чемпион сегмента, можно сказать.
Также из списка партнеров исчезли криптобиржа Bybit, платежная система Cash App, Intel и HP Poly.
А они все точно ушли из-за Переса? Сколько «Ред Булл» потерял?
Telcel, Claro и Inter.MX действительно напрямую связывались с присутствием мексиканского гонщика в болиде – без него фигурировать на корпусе и сайте уже не будет смысла.
Bybit – другой кейс: его подписание на заднее антикрыло в 2022-м называли «крупнейшей криптосделкой в истории индустрии» с оценкой в 50 млн за год. Но и заключали партнерство на три сезона – контракт как раз истек. Цель сингапурской биржи достигнута, годы доминирования капитализованы, дальше вкладывать столько же денег, должно быть, не увидели смысла. Фигура Переса никакой роли не играла.
Уход HP тоже читался после заключения грандиозной сделки о титульном партнерстве с «Феррари» в середине 2024-го – название компании даже гениально вписали в имя команды!
Cash App точно так же сконцентрировался на второй команде концерна – «Рейсинг Буллз». В трансфере части спонсоров и заключалась очередная идея ребрендинга и переименования «Мини-РБ»: после выжимки всех медиавозможностей для продвижения своего бренда одежды «Альфа Таури» австрийцы расширили кейс на «аренду» нейминга, окраски, стиля и облика команды важным партнерам – пионерами и выступили Cash App с Visa.
Intel же сейчас угодил в общий корпоративный кризис: компании в принципе нужна перестройка и в технологическом, и в производственном смыслах. До определения пути развития подключение настолько дорогих маркетинговых продуктов не имеет смысла, потому присутствие в «Ф-1» логично решили пока не продлевать.
«Кит-Кат», Hot Wheels и латиноамериканский «Макдональдс» подписались с глобальной «Ф-1» еще до конца осени – сразу чувствовали точку расширения фокуса, явно хотели сохранить присутствие и больше не зависеть от воли «Ред Булл». Однако они и были прежде всего личными спонсорами Переса – присутствовали в основном на его шлеме, соцсетях и экипировке, почти не фигурировали в активностях всей команды в связке с «Ред Булл» мелькали только эпизодами. Вряд ли на них много потеряно.
Сколько же всего потеряли именно от ухода Переса?
Предыдущие сделки мексиканских операторов с предыдущими командами Серхио оценивали в 25-30 млн и покрытие гонорара №11. Вероятно, условия прихода в «Ред Булл» были даже дороже – ведь и маркетинговая машина корпорации работает активнее, и шанс маякнуть на подиумах для локальных компаний оценивается дороже. Inter.MX вообще добавился к спонсорскому портфолио именно после альянса Переса и «Ред Булл», так что потенциальные инсайды о 50-60 млн без учета компенсаций выглядят реалистично.
Сильно ли потери ударят по финансам «Ред Булл»?
Итоговая сумма звучит внушительно, и на самом деле занимает около 10% всего бюджета гоночно-технологичного конгломерата и почти 20% бюджета первой команды в «Ф-1» в 2023-м (за 2024-й отчетов пока нет):
С учетом оплаты инвестиций и НИОКР из прибыли можно сказать, дополнительные деньги Переса давали финансовую свободу вкладываться по своему желанию.
Однако они и не были главными источниками спонсорских доходов: их все же генерировала сделка с Oracle на 100 млн, тот самый Bybit, совместная работа с «Хондой» и «Фордом», а также заявленная «рекордной» сделка с производителем формы Castore.
К тому же, место Bybit уже заняла другая криптокомпания AVA Trade – без обещаний «рекордных размеров», но и сильно заранее. К уходу одного из главных партнеров явно готовились.
Более того, точно так же еще до новостей о разрыве с мексиканцем «Ред Булл» заключил сделку с поставщиком решений для видеоконференций Neat.
А основные поступления от связи с Пересом же шли от Telcel с Claro – так-то прямых конкурентов одного из важнейших партнеров AT&T. Но контракт с американским оператором расширили еще в октябре до широчайшего технического партнерства и активного представления на форме, машине и всех возможных баннерах.
Тем не менее, в пуле партнеров остался производитель текилы Patron – один из главных спонсоров Переса. Лишнее подтверждение сохранения связей и уважительного отношения – следовательно, Серхио еще поучаствует в маркетинговых активностях команды, и его пропажа из боевого болида не должна принести прямо сильного дисконта ценности новым и старым сделкам.
Также места спонсоров Переса тут же заменили Pepe Jeans и EA Sports – раньше они плотнее работали с Максом Ферстаппеном, а теперь презентация расширилась.
Вообще маркетинговый отдел «Ред Булл» еще в 2022-м признавался, что у них не хватает места на машинах и экипировке для новых партнеров – приходится тщательно подбирать, кого же брать, и искать им подходящее место по приемлемой для всех стоимости. На самом деле звучит так, будто замену партнерам Переса можно будет найти вполне быстро – но пока все еще непонятно, насколько популярность Серхио влияла на привлечение других брендов.
Первые сделки «Ред Булл» с новыми спонсорами в новом году и ливрея машины должны все прояснить – ведь в последние годы команда фактически превращала церемонию запуска сезона именно в представление и чествование новых или самых щедрых партнеров.
Но уже по первым же признакам очевидно: развод с Пересом не окажет решающего финансового урона. Главный рычаг стороны Серхио и потенциальный кошмар акционеров не оправдался.
Может, теперь и другие команды «Ф-1» станут активнее расставаться даже с популярными пилотами без результатов – ведь новая модель с потолком расходов действительно принесла финансовую устойчивость.
Что еще почитать о «Ред Булл»?
«Ред Булл» еще не возился с неудачниками «Ф-1», как с Пересом – увольнял два года. Почему?
Перес напомнил, зачем он «Ред Булл» и «Ф-1»: роскошным фотосетом в стиле Тома Круза для GQ!
Все о строительстве политической карьеры отца Серхио на популярности сына
«Ред Булл» перетерпел гражданскую войну – Ферстаппен даже с титулом «Ф-1». Что спасло от развала?
Генерал бизнеса Ферстаппенов: водил Макса в школу, теперь чемпион «Ф-1» спонсирует его сына
«Ред Булл» снова не взял самого успешного гонщика системы в команду к Ферстаппену. Но почему?
Новобранец «Ред Булл» в «Ф-1»: лихач и в медиа, и на треке. Хватило 11 Гран-при
Фото: Gettyimages/Mark Thompson
В Ф1 и и у успешной тимы, только выбирай из богатых спонсоров и партнеров мира.
Это рынок и бизнес, ничего личного там нет.