2005-й – первый год семикратного чемпиона «Ф-1» в «Феррари»! А где сейчас гонщики того сезона?
Вот и начался 2025 год – и он уже станет знаковым в «Ф-1»: в серию перейдут шестеро новичков, победители Гран-при распределились по аутсайдерам (Сайнс в «Уильямсе», Окон – в «Хаасе»), у «Мерседеса» новые молодые лидеры, главный фаворит – «Макларен» впервые за несколько десятилетий, а за «Феррари» вновь стартует семикратный чемпион. Только теперь это – Льюис Хэмилтон, сменивший «Мерседес» на алые цвета.
В последний раз настолько Скудерия входила в новый сезон именно со свежим семикратным в 2005-м – когда Михаэль Шумахер только-только оформил очередной рекордный титул и готовился идти за восьмым. Это было целых двадцать лет – и в том сезоне произошел печально известный старт Гран-при США на шесть машин, а план итальянцев провалился: Фернандо Алонсо завоевал первый из двух титулов. Испанец все еще выступает в «Ф-1», не собирается уходить на пенсию. Чем сейчас заняты те пилоты, которые выходили в 2005-м на старт сезона вместе с Алонсо для противостояния альянсу Шумахера и Скудерии? Издание Planet F1 предлагает вернуться в прошлое.
Энтони Дэвидсон
В 2005 году Энтони Дэвидсон поучаствовал только в одной гонке, но в итоге сошел с дистанции, не набрав ни одного очка и не попав ни в одну официальную классификацию в итоговом зачете. Он также выступал в «Формуле-1» в 2007 и 2008 годах, хотя и без особых успехов. Переход в WEC принес ему большее признание, в том числе чемпионский титул.
Сейчас Дэвидсон комментирует и выступает в качестве эксперта на Sky Sports F1.
Роберт Дорнбос
Дорнбос занял последнее место в общем зачете того года, проведя всего пару гонок за «Минарди». Бывший теннисист даже успел заскочить на три Гран-при в «Ред Булл», после чего на сезон отбыл в Америку в «Чампкар», где победил в Мон-Тремблане.
В течение нескольких лет Дорнбос выступал в Серии А1 и «Индикаре», а затем в качестве аналитика «Ф-1» присоединился к телеканалу Ziggo Sport. Интересно, что в прошлом он был одним из основателей компании Kiiroo, специализирующейся на товарах для взрослых.
Витантонио Лиуцци
Дебют Витантонио Лиуцци в «Формуле-1» состоялся в 2005 году, когда он принял участие в четырех гонках за «Ред Булл». Последующие два года итальянский гонщик провел уже в «Торо Россо», затем перешел в «Форс-Индию» и заканчивал в «ХРТ».
После выступлений в «Супер ГТ», «Супер-Формула» и «Формуле Е» (где выступал за команду Ярно Трулли) Лиуцци перестал гоняться. В 2018 году он открыл вместе с женой Франческой Калдарелли ресторан в Милане, который недавно показали на телеканале Food Network.
Такума Сато
Японский гонщик Такума Сато начал профессиональную гоночную карьеру в «Формуле-1» в 2002 году. В период с 2003 по 2005 год он участвовал в нескольких гонках за команду «БАР-Хонда», после чего перешел в «Супер Агури». Когда она распалась, то и карьера Сато в «Ф-1» закончилась.
Он перешел в «Индикар», где выиграл две самые гонки Америки – «Инди-500». Сейчас он участвует всего в одной гонке в год – как раз в «500 милях» – и работает в основанной им же благотворительной организации With You Japan.
Антонио Пиццония
Бразильский гонщик Антонио Пиццония в 2005 году проводил последний год в «Формуле-1», заменяя в «Уильямсе» заболевшего Ника Хайдфельда. На этом карьера в «Ф-1» закончилась, и с тех пор он выступал в «Индикаре», нынешнем прообразе «Ф-2» и домашней серии кузовных стоковых машин Stock Car Brasil.
В последнее время его видели в серии BOSS GP на частных ретроболидах и шоукарах, где в 2023 году Пиццония стал чемпионом в классе Open (категория похожих на «Индикар» машин и шасси американской серии с 2008-го года выпуска).
Патрик Фризахер
Австрийский гонщик Патрик Фризахер в сезоне 2005 года поучаствовал в 11 гонках за команду «Минарди». Его исключили после того, как личные спонсоры перестали платить за его место.
В 2006 году он присоединился к команде из Серии А1, а затем перешел в «Американскую серию Ле-Ман» на прототипы, но травма спины преждевременно завершила его карьеру.
Когда в «Формуле-1» появились двухместные машины, Фризахер был одним из их пилотов. Теперь он регулярно участвует в показательных заездах «Ред Булл».
Педро де ла Роса
В 2005 году Педро де ла Роса вышел на старт только одной гонки − Гран-при Бахрейна. В следующем сезоне он вернулся на несколько этапов за «Макларен», затем в 2010 и 2011 годах был в составе «Заубер», после чего завершил карьеру в «Формуле-1» в составе «ХРТ».
Де ла Роса руководит собственной школой пилотажа, основал молодежную команду DriveX, работал техническим и спортивным директором команды «Течита» в «Формуле Е», а сейчас стал послом «Астон Мартин».
Кристиан Альберс
В 2005 году Кристиан Альберс провел полный сезон «Формулы-1» в составе команды «Минарди», набрав первые очки на Гран-при США. Позже он подтвердил, что в 2006 году присоединится к «Мидлэнд», которую в следующем году выкупила «Спайкер».
Однако отсутствие спонсорских денег в конечном итоге привело к уходу из гонок, хотя в 2014 году он ненадолго вернулся в качестве директора команды «Катерхэм».
Карьера Альберса после «Формулы-1» включала в себя гонки «ДТМ», спорткары и многое другое. Совсем недавно он присоединился к компании Viaplay в качестве телеведущего.
Нараин Картикеян
Нараин Картикеян дебютировал в «Ф-1» в 2005 году в составе команды «Джордан» и без особого успеха проехал полный чемпионат. Единственный финиш, принесший ему очки, состоялся в 2005 году в скандальном Гран-при США в Индианаполисе, в которой на стартовой решетке было всего шесть машин. Он вернулся на место боевого пилота в 2011 и 2012 годах в команду «ХРТ», но его результаты оставляли желать лучшего.
Вместо этого он добился большего успеха в Auto GP, «Супер ГТ» и Азиатской серии Ле-Ман. Сейчас Картикеян управляет и владеет индийской академией NK Racing Academy, которая называет себя индийским конвейером гонщиков «Ф-1».
Алекс Вурц
Алекс Вурц в 2005 году вышел на старт только в одной гонке, но подиум за «Макларен» в Имоле позволил ему подняться в турнирной таблице и опередить некоторых постоянных конкурентов. Его карьера в «Ф-1» завершилась в 2007 году, но Алекс успел стать двукратным победителем «24 часов Ле-Мана», а в 2015-м завершил карьеру.
Сейчас он председатель Ассоциации гонщиков Гран-при и поддерживает своих сыновей Чарли и Оскара в на пути в формульные гонки. А еще запустил конструкторское бюро для проектировки гоночных треков – занимается проектами для аравийской Кидии и для автодрома под Гран-при Руанды.
Тиагу Монтейру
Португальский гонщик Тиагу Монтейру дебютировал в «Ф-1» в 2005 году в составе команды «Джордан», завоевав всего один подиум в карьере на Гран-при США в Индианаполисе. Он стал единственным гонщиком из своей страны, которому покорилось это достижение. В команде португалец пробыл еще год, после чего перешел в WTCC.
Сейчас он управляет карьерой чемпиона «Формулы Е» Антониу Феликса да Кошты и участвует в различных гонках на «Нюрбургринге».
Кристиан Клин
Австрийский гонщик Кристиан Клин в 2005-м участвовал всего в нескольких Гран-при в составе «Ред Булл», поделив машину с Витантонио Лиуцци. За 49 стартов в «Ягуаре», «Ред Булл» и «ХРТ» Клин набрал 14 очков.
После австриец перебрался в австралийскую серию V8 Supercars и участвовал в различных туринговых и спортивных автогонках по всей Европе. В 2024 году его видели в гонках серии заездов на выносливость на «Нюрбургринге».
Жак Вильнев
Сын знаменитого Жиля Вильнева, чемпион «Формулы-1» 1997 года, Жак в 2005 году завершал карьеру. Окончательно из «Ф-1» он ушел в середине 2006-го, после чего участвовал в гонках спорткаров, туринговых авто и NASCAR. Последний раз он сел за руль в 2023-м в серии WEC.
Сегодня Вильнев − постоянный эксперт Sky Sports F1.
Фелипе Масса
В 2005 году гонщик «Заубера» Фелипе Масса еще только начинал путь к вершинам автоспорта, а его лучшим местом было четвертое в Канаде. Но талант был очевиден − вскоре «Феррари» перевела бразильца в основную команду, и в 2008 году он едва не стал чемпионом.
Масса оставался в «Формуле-1» до 2017 года, завершив карьеру в «Уильямсе». Сейчас он регулярно выступает в бразильской серии Stock Car Pro и иногда появляется в классе LMP2 американской серии гонок на выносливость IMSA. Также возглавляет мировой картинг.
Нельзя забывать и о скандальном судебном процессе, в котором Масса утверждает, что именно он – законный чемпион «Ф-1» 2008 года.
Дэвид Култхард
Гонщик «Ред Булл» Дэвид Култхард в 2005 году перешел в состав будущего гегемона, а в 2008 году с 13 победами в «Ф-1» завершил карьеру в серии. Он на несколько лет перебрался в ДТМ, после чего окончательно завязал с гонками.
Однако он остался в паддоке в качестве посла «Ред Булл», а также присоединился к BBC, Channel 4, Viaplay и F1TV в качестве постоянного комментатора. Вы по-прежнему можете регулярно видеть и слышать его на трансляциях.
Ник Хайдфельд
В 2005 году Ника Хайдфельда преследовал злой рок: после 15 гонок за «Уильямс» немец на тестах получил травму, а затем его сбил мотоцикл. Несмотря на невезение, в следующем сезоне он получил место в «Заубере», а в 2011-м завершил карьеру с тринадцатью подиумами в активе, но без побед.
С 2014 по 2018 год он участвовал в «Формуле E», выступая за команды «Вентури» и «Махиндра», а также одержал победу в классе LMP1 на «24 часах Ле-Мана» в 2014-м.
Сейчас он один из создателей FG Series – предположительно предстоящей электрической гоночной серии с открытыми колесами.
Марк Уэббер
Австралийский гонщик Марк Уэббер в 2005 году выступал за команду «Уильямс», но многие современные поклонники «Ф-1» наверняка помнят его в команде «Ред Булл» вместе с Себастьяном Феттелем. В 2013-м он ушел из серии и отправился в WEC, где стал чемпионом в составе «Порше».
Сейчас Уэббер иногда выступает в качестве телеведущего, но больше известен как менеджер гонщика «Макларена» Оскара Пиастри.
Дженсон Баттон
Дженсон Баттон выступал в «Ф-1» долгих семнадцать лет. В 2005 году он был в команде «БАР-Хонда». В 2009-м он попал в «Браун», где стал чемпионом мира, а карьеру завершил в «Макларене». Хотя последние годы в «Ф-1» были далеко не лучшими, в британце к тому времени еще не умер гонщик и в 2018-м он стал чемпионом в «Супер ГТ».
Он также участвовал в нескольких гонках NASCAR Cup Series и даже участвовал в «24 часах Ле-Мана» 2023 года для демонстрации совершенствования технологий на огромном кузовном «Шевроле» из NASCAR.
Сейчас Дженсон Баттон работает экспертом и комментатором Sky Sports F1.
Рубенс Баррикелло
В период с 1993 по 2011 год Рубенс Баррикелло одержал в гонках 11 побед. В 2005-м он выступал в «Феррари» в паре с Михаэлем Шумахером и четыре раза в том сезоне поднимался на подиум.
После «Ф-1» Баррикелло провел один сезон в «Индикаре», а затем перешел в бразильскую серию Stock Car Series, участвовал в гонках на выносливость и выступал в качестве комментатора.
Сейчас он один из ведущих YouTube-канала Acelerados, где тестирует самые лучшие в мире автомобили.
Ярно Трулли
Еще один бывший гонщик «Формулы-1», который впоследствии основал собственную команду «Формулы Е». Ярно Трулли в 2005-м выступал за «Тойоту», а в 2011 году покинул «Ф-1». В серии он был хорошо известен шикарным квалификационным темпом.
С тех пор, как его команда покинула «Формулу Е», Трулли отошел от гонок. Вместо этого он называет себя специалистом, который консультирует других гонщиков, а также занимается производством вина.
Ральф Шумахер
Ральф Шумахер, брат неподражаемого Михаэля, выступал в «Ф-1» с 1997 по 2007 год. В 2005-м представлял «Тойоту» во всех гонках, кроме одной.
После ухода из «Формулы-1» он присоединился к ДТМ, сначала в качестве гонщика, а затем − наставника молодых пилотов. Сегодня Шумахер − постоянный гость в мире экспертов «Ф-1» на немецком канале RTL.
Джанкарло Физикелла
Итальянский гонщик Джанкарло Физикелла выступал в «Формуле-1» за разные команды с 1996 по 2009 год. В 2005-м он был партнером Алонсо в «Рено». Хотя его индивидуальные результаты оставляли желать лучшего, его стабильность сыграла решающую роль в борьбе за Кубок конструкторов.
Физикелла продолжал выступать с командой «АФ Корсе» в гонках на выносливость, побеждая на «Ле-Мане» и серии «Малого Ле-Мана» (Le Petit Le Mans), а также вернулся за руль в гонке австралийской серии болидов с открытыми колесами S5000 в 2022 году.
В последнее время он несколько раз подряд становился чемпионом итальянского чемпионата GT Endurance в категории GT3.
Хуан-Пабло Монтойя
Это был предпоследний сезон колумбийца Хуана-Пабло Монтойи в «Ф-1». Последнюю победу он одержал на Гран-при Бразилии, а уже в следующем году в середине сезона «Макларен» разорвал с ним контракт.
После этого он отправился в Америку, чтобы участвовать в гонках NASCAR, «Индикара» и спорткарах, где добился огромного успеха. В 2019 году он завоевал титул чемпиона IMSA, а в 2015-м одержал вторую победу в гонке «Инди-500».
Сегодня Монтойя работает экспертом «Ф-1», а также активно поддерживает гоночную карьеру своих детей.
Михаэль Шумахер
Именно в 2005-м завершилась чемпионская серия Михаэля Шумахера. Семикратный чемпион мира продолжал выступать в «Ф-1» до 2006-го, затем вернулся в 2010-м в «Мерседес», но больше никогда не побеждал.
К сожалению, в 2013 году Шумахер получил тяжелую травму головы во время катания на лыжах со своим сыном Миком. С тех пор немец восстанавливается на уединенной семейной вилле.
Кими Райкконен
Кими Райкконен в 2005 году занял второе место в чемпионате, а спустя два года стал чемпионом. Бурная карьера Райкконена привела к тому, что он ненадолго покинул серию и занялся ралли, а затем вернулся в «Ф-1» еще на девять лет. С тех пор Кими практически отошел от участия в гонках.
В 2024 году он вышел на старт NASCAR, но в основном он сосредоточен на том, чтобы проводить время со своей семьей и поддерживать сына Робина в картинговой карьере.
Фернандо Алонсо
Единственный гонщик из 2005-го, который до сих пор выступает в «Формуле-1». Все болельщики серии хорошо знакомы с достижениями Нандо. С того сезона он выиграл еще один чемпионский титул, а также титул чемпиона мира по гонкам на выносливость, «24 часа Ле-Мана» и «24 часа Дайтоны». Также участвовал в «Дакаре» и «Инди-500».
В следующем сезоне испанец продолжит гоняться за «Астон Мартин» вместе с Лансом Строллом. Несмотря на то, что последние несколько лет команде приходится нелегко, Алонсо возлагает большие надежды на открытие собственной аэродинамической трубы и привлечение к работе Эдриана Ньюи.
Что еще можно почитать про ретро «Ф-1»?
Алонсо стал гоночным маньяком ради спасения от ожиданий. Чемпион «Ф-1» полностью раскрыл, как мыслит
Михаэлю Шумахеру – 56. Здесь все о его здоровье, пилотаже, гении и могучем наследии в «Ф-1»
Магия съемок шоу Netflix о Сенне: полураздетые болиды «Ф-1» на заброшках Аргентины
Гонки 90-х – золото: даже маленькие частные команды творили техреволюции в «Ф-1», ралли и туринге
Гонщиков в сезоне «Ф-1» можно заменить удачно? Да (главный сюрприз 2024-го), но какие были провалы!
Знали, в «Ф-1» банили на Гран-при даже гигантов: Шумахера, Хаккинена, Вильнева, Мэнселла?
Мусорные способы завершить великую карьеру в «Ф-1» – они превзошли Риккардо вялыми докатами
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Vladimir Rys/Bongarts, Bryn Lennon, Christopher Lee, Mark Thompson, Lars Baron/Bongarts, Clive Mason, Robert Cianflone, Lars Baron, Paul Gilham; East News/MARTIN BUREAU / AFP; firo/augenklick/firo/Global Look Press
Дополню в защиту Такумо Сато, что у него, кроме двух полноценных сезонов в БАР, был еще полноценный сезон в Джордане.
А Дженсон Баттон не перешел в Браун, а остался в Брауне после того, как им стала Хонда (бывший БАР) после очередного решения японского гиганта покинуть Ф1. Дженсон рискнул остаться в ноунейм команде фактически без спонсоров, но с великим конструктором Россом Брауном, который выкупил команду за 1$, и это позволило стать Дженсону самым неожиданным чемпионом мира и войти в список крутых гонщиков. Ну а его победа в ГП Канады-2011 за Макларен воистину считается одной из величайших в истории.