15 мин.

Новый чемп в ралли – бывший «вечной второй». Ждал титула дольше всех в истории

Первый подиум за «Хендэ» принесло пиво.

Тьерри Невилль – своего рода раллийный Стирлинг Мосс. Британский сэр – один из лучших пилотов в истории «Формулы-1», которым так и не удалось взять титул. Мосс четыре раза становился вице-чемпионом и трижды брал бронзу. При этом он гонялся в эпоху 1950-х и начала 1960-х, когда в сезоне было около 8-10 гонок, а надежность техники оставляла желать лучшего – и в таких условиях взял 24 подиума, из которых 16 – победы.   

У 36-летнего Невилля схожая ситуация, только вторым он был даже чаще – пять раз! Входит в топ-10 по победам и подиумам за всю историю чемпионата мира по ралли WRC (21 победа и 69 подиумов: в первом случае разделяет восьмое место с чемпионом Оттом Тянаком, во втором – пятое место с Микко Хирвоненом), числится в первой пятерке по количеству призовых мест (9 попаданий в топ-3 личного зачета: Невилль здесь превзошел сразу двух четырехкратных чемпионов – Юху Канккунена и Томми Мякинена) и удерживает рекорд по вице-чемпионствам (самым ближайшим по статусу будет Хирвонен: у финна четыре «серебра» без единого титула). 

Пилота «Хендэ» можно было смело назвать лучшим в истории раллистом без титула, но в этом году бельгиец наконец разбил печать неудач: спустя 5533 дня с начала карьеры в WRC (это, кстати, теперь тоже рекорд) Тьерри все-таки взял чемпионство! А ведь пару лет назад его шансы на титул в карьере уже похоронили из-за нового доминатора Калле Рованперы: финн стал самым молодым чемпионом в истории, а в 2023-м защитил титул. Его сравнивали с девятикратным Лебом и называли раллийной версией Макса Ферстаппена. Было чувство, что он и дальше продолжит штамповать победы. Но в 2024-м все изменилось. 

В прошлом Невилль был очень близок к титулу, но в решающие моменты все шло не так

Тьерри с первых выступлений (еще до участия в WRC) впечатлил мир ралли своей скоростью: в первом профессиональном заезде стал вторым в общем зачете и выиграл в своем классе. После ряда ярких выступлений в локальных соревнованиях пробился в юношеский класс чемпионата мира. Он регулярно побеждал на спецучастках, но вот состояние техники оставляло желать лучшего – к примеру, в 2011-м бельгиец упустил титул из-за проблем с генератором на финальном этапе сезона.

Тем не менее его выступлений хватило для того, чтобы впечатлить «Ситроен» и получить место в главной категории WRC на следующий год. После уверенных выступлений (с победами на спецучастках) и седьмого места в личном зачете Тьерри пересел за руль «Форда» и завершил 2013-й вице-чемпионством – тогда восьмикратный Ожье выиграл первый титул. О конкуренции речи не шло – француз начинал эпоху доминирования.

Невилль же утвердился в роли сильного пилота и в 2014-м перешел в новую команду чемпионата – «Хендэ». Корейский проект впечатлил бельгийца, ведь как-никак именно здесь он смог обосноваться в роли лидера. Кроме того, Тьерри знал, что «Хендэ» хватит бюджета на серьезное развитие, а потому перспективы были многообещающими.

Вот только первые две гонки обернулись удручающими результатами в виде схода и 28-го места. Отыграться удалось на следующем этапе в Мексике, где Невилль и его штурман Николя Жильсуль проявили потрясающую смекалку.

На последнем участке экипаж уверенно шел на подиум, оставалось только доехать до финальной точки, как вдруг в радиаторе образовалась дыра. Необходимо было восполнить пролившуюся охлаждающую жидкость, однако запасов не нашлось. Невилль и Жильсуль быстро сориентировались и заменили жидкость пивом – они получили его от спонсоров в конце предыдущего спецучастка в качестве награды. Итог заезда – первый подиум за корейскую команду! Невилль считает эту помощь пива «одним из лучших моментов в истории WRC».

С 2016-го началась серия из четырех вице-чемпионств подряд. Тьерри впервые навязал Ожье полноценную конкуренцию в 2017-м, когда в ралли сменился регламент и Себ пересел в «Форд» (поскольку «Фольксваген» объявил об уходе из чемпионата). Невилль был близок к тому, чтобы всерьез отнять чемпионство у француза, но на Ралли Испании у всех машин «Хендэ» сломалась подвеска – не выдержала мощного атакующего пилотажа. До финала сезона оставалось еще два этапа, но больших шансов у Тьерри уже не было.

Самым обидным было поражение в 2018-м, ведь Невилль держался лидером чемпионата на протяжении большей части сезона и шел бок о бок с Ожье вплоть до финала сезона в Австралии – где все разрушила ошибка бельгийца. На 22-м спецучастке, в день финала сезона, Тьерри зацепил дерево и потерял колесо. Титул вновь ушел к Себастьяну.

«Для меня Австралия 2018-го – это был первый раз, когда я смог плотно побороться за чемпионство с Себастьяном вплоть до финального этапа сезона. К сожалению, сначала у нас случился прокол – тогда мы несколько утратили надежду на титул. Внезапно по ходу уик-энда нам сообщили, что у Себастьяна возникли трудности.

Очевидно, надежда вернулась, мы поняли, что это могло стать решающим моментом для титула. Но погода менялась, в последний день ралли шел сильный дождь. В целом условия были одинаковыми для всех, нужно было выложиться на максимум. За счет риска у нас был шанс отыграть кучу времени, но в какой-то момент, когда мы все еще были далеки, нас снесло с дороги. Тогда мы упустили тот мизерный шанс выиграть титул», – вспоминал Невилль в документальном фильме «Хендэ».

В 2019-м Тьерри взял последнее серебро, серьезно уступив Отту Тянаку, а потом (после победы корейцев в зачете производителей в 2020-м) началась трехлетняя доминация «Тойоты» с финальным титулом Ожье и двумя чемпионствами Рованпера.

Ралли настигли большие перемены – Тьерри воспользовался лучше всех

Перед стартом сезона-2024 в WRC произошла серьезная революция в виде изменения системы очков. Многие ее раскритиковали за сложное и нечестное распределение баллов, однако Невилля все устроило. Еще на первых этапах он отметил, что новая схема добавила энергии. Бельгиец явно лучше остальных проанализировал принципы нововведения.   

В чем их суть? Уик-энд ралли состоит из четырех дней: заезд поделен на несколько спецучастков, которые проводятся с четверга по воскресенье. Финальный спецучасток называют Power Stage – за него дают дополнительные очки (по схеме 5-4-3-2-1). В новой системе PS не тронули, а вот основные очки разбили: теперь по итогам субботы пилоты получали их в порядке 18-15-13-10-8-6-4-3-2-1 (только если доедут до финиша всего этапа), а в воскресенье баллы распределялись между первой семеркой по результатам только этого дня (7-6-5-4-3-2-1).

Из-за такой системы появлялись ситуации, когда победитель этапа мог заработать меньше очков, чем проигравший. Такое произошло уже во втором заезде в Швеции, когда пилот «Хендэ» Эсапекка Лаппи получил за победу всего 19 очков: 18 баллов за лидерство в конце субботы и один за седьмое время в воскресенье. В то же время ставший вторым Элфин Эванс из «Тойоты» набрал на 5 очков больше за счет удачного воскресенья.

«В новых правилах нет смысла, – говорил еще в январе восьмикратный чемпион Себастьян Ожье. – Я не могу понять [этого решения]».

А вот Тьерри Невилль все понял и сделал ставку на темп в воскресенье, где суммарно можно было заработать аж 12 очков. Тем самым он добирал баллы там, где другие их упускали.

«Мы знали, что воскресенья будут играть ключевую роль. Независимо от того, оказались ли мы в очках [по итогам субботы], в воскресенье мы всегда атаковали изо всех сил – особенно это касается этапов в самом начале года. Мы знали, что эти очки будут самыми важными. Нас удивил темп «Тойоты» по воскресеньям: возможно, им не хватило скорости, чтобы удержаться за нами, ведь мы выжимали максимум. А может быть, они просто не поняли, насколько важны были те очки», – говорит чемпион. 

Новая система и впрямь не раз спасала пилота «Хендэ». На открывавшем сезон Ралли Монте-Карло он одержал доминирующую победу, забрав все возможные очки, однако дальше удача покинула бельгийца. В Швеции и Кении по итогам субботы его не было даже в первой тройке, но вот в воскресенье Невилль набирал почти половину всех очков за уик-энд: в случае с Сафари даже больше половины – 8 субботних против 11 воскресных.

Новая система и ориентировка на воскресенье позволили Тьерри спасти ужасный и самый слабый уик-энд в сезоне – Ралли Сардинии, где все испортила субботняя авария на восьмом спецучастке.

На следующий день пилот «Хендэ» забрал максимальные 12 очков и спас себя от полного провала.

Как и говорил Невилль, в первой половине сезона он бросил все силы на воскресенье: за первые семь гонок (из 13) он пять раз побеждал в Power Stage и то и дело оказывался в первой тройке воскресенья. За весь сезон Тьерри победил лишь дважды, но тем не менее он ни разу не покидал первую строчку личного зачета – тактика себя оправдала.

«Было много пилотов, которые выступали только на избранных этапах, люди запрыгивали за руль и забирали все победы, но каждый раз в воскресенье именно мы набирали кучу очков», – отмечает Невилль.

Для титула пришлось превратиться в ментального титана

В начале сезона на Тьерри свалилось невероятное давление: почти 36-летний пилот получил невероятный шанс на долгожданное чемпионство – настолько невероятный, что, казалось, бельгиец не имел права на поражение.

Двукратный и тогда еще действующий чемпион Калле Рованпера сделал паузу в раллийной карьере и объявил, что проведет 2024-й по частичной программе, так что главным конкурентом Невилля стал другой пилот «Тойоты» – Элфин Эванс (который в этом году в четвертый раз за карьеру занял второе место в зачете; похоже, новый обладатель титула «вечно второго»). Хотя валлиец – тоже сильный гонщик (с теперь уже 9 победами и 37 подиумами), Невилль все-таки котируется выше. Да и триумф в Монте-Карло закрепил за гонщиком «Хендэ» репутацию главного претендента.

Более того, корейцы перед стартом сезона разобрались с ключевой проблемой i20 N – с надежностью («Тойота» разобралась с этим еще пару сезонов назад): к примеру, в 2021-м авто ломалось пять этапов подряд. В этом же году у Тьерри было всего две технических неполадки, в то время как GR Yaris Rally1 его главного конкурента Эванса ломалась всего на раз больше (а у Ожье и вовсе единожды). Вот только вдобавок японская машина оказалась еще и более чувствительной к температурам и часто сталкивалась с трудностями на жарких этапах по типу Греции или Португалии.   

Тем не менее по ходу чемпионата Невиллю все никак не удавалось одержать победу – приходилось выезжать как раз за счет воскресенья. Целых четыре раза выиграл Калле Рованпера, причем в максимально расслабленном режиме (опять же, у финна частичная программа): перед этапами он по большей части смотрел НХЛ, а между ними пробовал себя в кольцевых гонках Кубка «Порше» (где даже один раз победил) и в тестах болида «Ред Булл» 2012 года. К слову, годом ранее Рованпера катался в японском дрифте (что не помешало взять второй титул), а теперь готовится к 24-часовому заезду в Дубае. Настоящий гоночный монстр!   

Еще трижды побеждал Себастьян Ожье, которого «Тойота» и вовсе попросила доехать до конца сезона. Ведь после победы в Финляндии восьмикратный чемпион вышел на вторую строчку и фактически включился в борьбу за титул.

Казалось, что жди неприятных флэшбеков для Невилля: четыре его вице-чемпионства – это победы Ожье. Однако на этот раз Тьерри не сломался: выиграл в Греции и продолжил стабильный набор очков. Ожье, кстати, после Ралли «Тысячи озер» больше не побеждал и не попадал на подиум. Вместо него за титул продолжили бороться Эванс и напарник Невилля – Отт Тянак (тот самый, которому Тьерри уступил чемпионство в 2019-м – пятое серебро в карьере).

Но Невилль выдержал и это.

Здесь стоит отдать должное руководителю «Хендэ» Сирилю Абитебулю, который возглавил команду в 2023-м. Тот сезон прошел для команды неудачно: №11 финишировал третьим в личном зачете, а «Хендэ» без шансов проиграл «Тойоте». Вспоминая дебютный год, Сириль описывал его как посредственный и в качестве проблем называл ошибки команды и самого Тьерри. Потому перед стартом сезона-2024 Абитебуль всерьез обсудил с бельгийцем новый подход к делу.

«Правда в том, что когда он [Невилль] оказывался близок к победам, то всегда что-то шло не так, – подмечал француз на старте сезона. – Мы все обсудили и проговорили. Получился интересный разбор прошлого года. Нелегко обсуждать подобное, но мы справились. Надеюсь, что нынешние результаты [в Монте-Карло] показывают, что он стал сильнее как личность, пилот и претендент на титул».

О ментальности как о ключевом факторе говорил и штурман бельгийца Мартейн Видаге:

«Нашим преимуществом стала ментальная сторона и наш подход. Мы продолжали атаковать и достигать оптимального результата во всем. Это было ключом к успеху. Также это показывает, что все вокруг нас работает как надо – команда и все, кто работает с нами, у нас была хорошая компания из пяти-шести человек. То, что нужно для защиты от всего неблагоприятного».

Пожалуй, лучший пример ментальной устойчивости Невилля – последний этап в Японии. Для титула Тьерри хватало шести очков, однако уже пятничным утром у «Хендэ» бельгийца отказала турбина. Пока ее чинили, Невилль опустился со второго места на 15-е и отстал от главного конкурента Тянака больше чем на семь минут. Пришлось отыгрывать одну позицию за другой, пока в воскресенье все не решилось досрочно из-за аварии эстонца:

Реакция Тьерри была относительно сдержанной: бельгиец немного порадовался, но быстро вернулся к равновесию.

«Я менял колесо, и тут мне позвонил мой помощник Флориан, который никогда не звонит мне. И я даже не думал, что он позвонил, чтобы сообщить о титуле чемпиона мира. Но когда я взял трубку, то услышал шум на фоне, и он, очевидно, сообщил мне: «Ты чемпион». Я сказал: «Хорошо, хорошо, но ты уверен?» – «Да, да, да, Отт сошел». – «Ладно, нехорошо, для зачета производителей – кошмар («Хендэ» в итоге уступил «Тойоте» – Спортс’’). Хорошо, давайте не терять концентрации».

А после я сказал [своему штурману]: «Мартейн, мы чемпионы». Мы обнялись и затем сказали себе: «Что теперь? Сохраняем концентрацию. Теперь мы работаем на результат команды. Они заслуживают его. Так что мы выложимся на полную», – рассказывал после Невилль.

С таким контролем над собой Тьерри просто не мог проиграть в 2024-м. Долгие годы мучений оправдали себя: бельгиец стал первым чемпионом в составе «Хендэ» и наконец сбросил с себя многолетний груз.

«Мы сделали это, – подводил итоги Тьерри. – Я очень горд и счастлив. Это награда за все годы борьбы, за то, что я не сдался. Нелегко [сохранять спокойствие в трудные моменты], но, возможно, это опыт. У меня способность говорить себе, что я живу своей мечтой и что у меня есть возможность заниматься тем, о чем я мечтал, – немногие люди могут себе такое сказать. […]

Думаю, я буду еще больше наслаждаться ралли. Полагаю, давление снизится, ведь теперь последний гештальт закрыт, все остальное – уже бонус». 

Титул Невилля – это тот случай, когда действительно сошлись все звезды. Главная помеха в виде сильнейшего Рованпера самоустранилась частичной программой, а остальных конкурентов сбили с толку новые правила. Так что находчивый Тьерри просто забрал то, что уже давно заслужил. Но повторить успех будет сложно: все-таки в 2025-м в ралли вновь меняется система очков. В чемпионате вернутся к схеме с топ-10 по итогам всего заезда (25-17-15-12-10-8-6-4-2-1), но сохранят отдельные очки за воскресные позиции (просто теперь их будет получать не семерка, а пятерка лучших; Power Stage тоже в силе). Делать ставки на одно лишь воскресенье больше не получится, Невиллю придется придумывать новый план.   

К тому же со следующего сезона в главном классе WRC больше не будет гибридов – то есть команды ждет серьезная техническая работа. А ведь в конце 2024-го из «Хендэ» ушел менеджер Кристиан Лорье, который курировал технический отдел. И вдобавок ко всему в чемпионат на полную программу возвращается Калле Рованпера! 

Удержать титул будет очень сложно – но, как показала практика, Тьерри не из тех, кто отступает перед трудностями. 

Что еще почитать про ралли:

Фото: Gettyimages/Massimo Bettiol / Stringer