12 мин.

«Ред Булл» опять ошибся со вторым пилотом для «Ф-1»? Сколько же критики!

Сага продолжается?

С момента завершения карьеры Марка Уэббера в «Ф-1» одна из самых побеждающих топовых команд последних 15 лет «Ред Булл» то и дело возвращается к теме второго пилота. То дыру оставляет сбежавшая звезда (вроде случаев Феттеля или Риккардо), то напарник лидера быстро стухает и приходится терпеть неудачи либо подыскивать в юниорской программе новую замену…

Новая серия саги о втором пилоте с отказом от Серхио Переса закончилась только за пару недель до 2025-го – с мексиканцем все же сумели расстаться после двух лет слухов, инсайдов и вбросов. А на его место из второй команды «Мини-РБ» подняли 22-летнего новозеландца Лиама Лоусона с опытом всего в 11 Гран-при – №30 сходу установил рекорд системы по скорости повышения.

Быстрота и резкость подбора напарника для четырехкратного чемпиона Макса Ферстаппена особенно удивила гоночный мир – ведь в «Рейсинг Буллз» уже четвертый год откатал еще вполне молодой Юки Цунода, который наконец показал относительную стойкость, стабильность и готовность ездить на равных с любым соперником.

Например, за последние два года он переквалифицировал всех напарников (8:2 против де Вриса, 16:9 против Риккардо и 10:1 против Лоусона) и победил каждого по очкам (2:0 против де Вриса, 37:18 против Риккардо и 8:6 против Лоусона). В 2024-м же собрал фулхауз из 12 выходов в топ-10 квалификаций, 18:6 против напарников по субботам и 14:6 по воскресеньям с набором 65% всех очков команды. Закончил же тестами за «Ред Булл», после которых команда похвалила даже его обратную инженерную связь.

Но… Реальность вновь оказалась таковой, что «формульные» соцсети заполнились вот такими мемами:

«Не знаю, что я еще должен сделать, чтобы заслужить повышение, – высказывался накануне Цунода. – Может, поул и подиумы в каждой гонке… Да какая разница».

За 4 года в «Ф-1» непосредственный и забавный Юки успел обзавестись солидной армией фанатов – и теперь они дружно недоумевают, почему же «Ред Булл» вновь обошел вниманием уже опытного и стабильного японца. Да еще и в пользу парня с минимумом наката на болидах Гран-при!

В чем же дело?

«Ред Булл» верит в характер и перспективы Лоусона

Естественно, вопрос трудного выбора не мог пройти мимо владельцев заветного топового болида. И пояснения последовали: в «Ред Булл» в сравнениях и показателях успеха Юки как раз увидели потенциал Лиама – ведь №30 так-то почти не отставал!

«Инженеры предоставили сравнительные показатели, на которых мы основывали решение, – прокомментировал советник «Ред Булл» по автоспорту и босс всех пилотов программы Гельмут Марко. – В целом это приятная проблема – оба заслуживали повышения. Но у Лоусона больше пространство для роста в будущем. В особенности психологическая сила стала решающим фактором в итоге.

На трассе Лоусон доказал, что он – жесткий гонщик и не боится борьбы с глыбами калибра Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмилтона и Серхио Переса. Теперь посмотрим, как он проявит себя на дистанции всего сезона.

В квалификациях Лиам был примерно на одинаковом уровне с Юки. Интересно посмотреть на его прогресс на одном быстром круге. В гонках он был стабильнее Юки. Некоторые проблемы, конечно, возникали, но все-таки за ним всего десять Гран-при. Ему нужно больше опыта – тогда станет яснее, способен ли он стать превратиться в выдающегося пилота».

«Между ними все было очень и очень плотно, – подтвердил и шеф главной команды Кристиан Хорнер. – Юки – очень быстрый пилот, у него за спиной уже три или четыре сезона. Он очень здорово себя проявил на шинных тестах с нами, инженеры были впечатлены его работой.

Но мы просто почувствовали, что Лиам… Можно проанализировать его темп – в гонках темп был немного выше. Квалификационный темп был очень близким к темпу Юки, и Лиам провел всего 11 Гран-при – надо предполагать, что его потенциал позволит становиться лучше и сильнее.

Он продемонстрировал настоящую психологическую твердость и устойчивость. Инженерам понравилось с ним работать за тот период, который он провел в этом году. Также у него хорошая рабочая этика.

А меня поразила универсальность Лиама. Вы забрасываете его в непростую ситуацию – а он справляется. Вспомните его дебют на Гран-при Нидерландов: он боролся с Максом на старте.

Что еще у него здорово выделяется? Подход и способность выносить давление. Недавний Гран-при Бразилии – интересный пример. Все новички выглядели немного как… новички. А Лиам не терял машину, не ошибался на ровном месте и производил впечатление как минимум крепкого постоянного пилота. А еще он очень гибкий.

У него менталитет жесткого гонщика. Он провел год в ДТМ и невероятно быстро адаптировался к машине ГТ от «Феррари» – гонялся с Алексом Албоном и в целом имел преимущество. Его гоночное мастерство стало одним из ключевых достоинств. Он не боится идти колесо в колесо и даже на контакт, если это необходимо. Так что, думаю, он отлично справится с работой в «Ф-1».

Эксперты «Ф-1» не согласны: слишком мало опыта и данных, слишком много надежды и веры

Позиция команды понятна: раз Лиам блестяще справлялся с предыдущими сложными ситуациями, то и со следующей еще более сложной должен (наверное) совладать. 

Но не слишком ли часто «Ред Булл» в последнее время играет в удачу? Возвращение Риккардо, подписание де Вриса, раннее продление Переса, теперь риск с Лоусоном… Большинство экспертов сходятся во мнении: дать хотя бы шанс более впечатлявшему Цуноде было бы намного логичнее.

«Лично меня больше всех впечатлил Юки, – выдал бывший гонщик «Ф-1», а сейчас частый представитель пилотов в судейских коллегиях на Гран-при Джонни Херберт. – Мне нравится его упрямость и энергичность, он не боится проявлять эмоции, покричать иногда. Мне нравится то, как он проявляет себя в квалификациях – где настрой является его преимуществом.

Он не боится прямо высказывать свое мнение что о команде, что о других гонщиках. Чтобы бороться с лучшими, вам нужен именно такой менталитет.

Смог бы он победить Макса? Я в этом не уверен, но думаю, что он был бы близок к нему по скорости. А это именно то, что нужно «Ред Булл».

Один из самых авторитетных экспертов изданий Racer, The Athletic и Motor Sport Magazine Крис Медланд раскритиковал слишком ранее повышение Лоусона с точки зрения потенциального урона его карьере:

 «Гасли и Алекс Албон продемонстрировали свои способности в командах вне сферы «Ред Булл» и доказали, что их, пожалуй, слишком быстро продвинули в топ-команду. Или, что вероятнее, не предоставили условий, в которых они могли бы добиться успеха. Вот почему следующий выбор «Ред Булл» кажется еще более неправильным.

«Ред Булл» следует старому подходу, быстро повышая пилота до позиции, на которой он скорее провалится, чем преуспеет. Лоусон хорош, но ему нужно еще многому научиться в «Ф-1», и пилоту пошло бы на пользу, если бы он повел за собой команду «РБ» в следующем году – в своем первом полноценном сезоне, не будем об этом забывать. 

С Юки Цунодой, с другой стороны, можно рискнуть. Он победил всех своих напарников в последние годы, и он точно быстрый. Остается единственный вопрос: способен ли он выступать в топ-команде? Если бы у него возникли проблемы, это стало бы ответом, а у «Ред Булл» все равно остался бы Лоусон. А выступи он блестяще, это было бы бонусом.

Но «Ред Булл», похоже, не учится на собственных ошибках. Вину все время возлагают на гонщика, однако Гасли, Албон, а теперь и Перес не смогли раскрыть свой потенциал – пусть он и очевидно ниже, чем у Ферстаппена.

Лоусон может сломать тренд, но история против него».

К Медланду присоединился и колумнист Autosport из GP Racing Magazine Олег Карпов: 

«Вдумайтесь: год назад Лоусон оказался недостаточно хорош, чтобы «Ред Булл» предоставил ему место в молодежной команде. А теперь, после дополнительных шести гонок, он вдруг оказался достаточно хорош для основного состава.

Про Лоусона говорят, что он быстро учится. В последние годы он активно переключался между машинами, быстро переключался и выигрывал гонки. Но гонки – не титулы, а мы говорим о представлении одной из лучших команд.

На вершине автоспорта речь идет не только о достижении максимума как можно быстрее, но в принципе о невероятно высоком максимуме. Но именно вопрос «насколько же реально хорош Лоусон?» остается открытым. В конце концов, последний раз, когда он два года подряд ездил на той же машине, был в «Формуле-2» – 9-е место в первом сезоне и 3-е во втором не кричит об однозначном «материале для топ-команды».

Даже если он действительно быстро учится, это не помогло ему моментально поехать лучше Цуноды – и это тоже не слишком хорошие новости. Определенно, что-то в японце не дает «Ред Булл» рассмотреть опцию его повышения.

Лоусон показал способности выдерживать давление. Отлично справился оба раза, когда «Ред Булл» швырял его во вторую команду: стабильные результаты, без аварий, пара очков. Фактически он приближался и даже временами ехал быстрее опытного напарника. Так что, по крайней мере, он выглядит надежным.

Но все это основано на двух коротеньких отрезках во второй команде при обстоятельствах, когда ему нечего было терять. Никто не ожидал чудес от пилота, пришедшего на смену в середине сезона – и финиш в ужасных условиях в Нидерландах или завоевание очков в США потому выглядели как превышение возможностей.

Главная загадка сейчас: может, выдавая столько авансов Лоусону сейчас, «Ред Булл» рискует потерять его намного более сильную потенциальную будущую версию. Что, если он справится? Есть ли риск сжигать его прямо сейчас? Даже если боссы «Ред Булл» не видят в Цуноде пилота для топ-команды, не было бы никакого вреда подержать его в машине год. Если он провалится, то и ладно: ведь никто и не ожидал прорывов. Зато Лоусон бы получил еще год на обучение и подготовку».

Чрезмерно высокий запрос от новобранца почти без опыта поддержал и главный редактор другого авторитетного издания – Скотт Митчелл-Малм из The Race:

«Моментальное повышение Лоусона требует от него соответствия уровня Ферстаппена. А ведь Лоусон демонстрирует интересный потенциал для «Ф-1» как пилот, обращающий внимание общим уровнем подготовки, а не просто пиковой скоростью, и очень немногие видят в нем потенциал калибра Ферстаппена.

Единственное рациональное зерно кроется только в том, что «Ред Булл» по какой-то причине твердо уверился: Лоусон правда справится с давлением. Также подчеркивается и впечатление от соответствия скорости действительно очень быстрого Цуноды при минимальном опыте.

Но пилот должен быть готов. А все недавние случаи «Ред Булл» показывали: их подход не работает. Албон, Гасли, Квят – все оказались в «Ред Булл» слишком рано и сгорели. Последний успешный на такой стратегии – Ферстаппен. Следовательно, нужно полагать или быть уверенным, что Лоусон действительно ближе к Ферстаппену, чем прочие».

«Ред Булл» и не планировал так рано поднимать Лоусона – вмешались обстоятельствах

После волны критики от экспертов насчет слишком раннего подъема Лиама «Ред Булл» пришлось защищаться – ведь вопросы на пресс-конференциях, объявлениях и интервью задают те же люди, что и пишут потом колонки. Команда не увильнула бы от них в любом случае – и решила сразу все объяснить.

«Опасность повторения ситуации и правда есть, – признал Хорнер. – Но мне кажется, у Лиама совсем другой характер. Он совсем другой человек и прекрасно умеет справляться с давлением. Я считаю, что он показал настоящую стойкость и силу – когда ему дали шанс сесть за руль болида и проявить себя, именно это он и сделал.

Изначальный план не предполагал столь скорого перевода его в «Ред Булл», уже в этом году. Но наши действия в итоге были продиктованы обстоятельствами – не лучшим сезоном Чеко Переса, к сожалению. Но мы считаем, Лиам движется в правильном направлении и будет только прогрессировать.

При этом у них с Максом похожие стили пилотажа. Он не боится управлять машиной с очень подвижной передней осью. Так что с точки зрения пилотажных характеристик нам будет проще использовать на обоих болидах примерно одинаковые базовые настройки.

Еще один фактор – при работе над болидом RB21 мы уделили большое внимание тому, чтобы у него было достаточно широкое окно рабочих настроек, поскольку у RB20 это окно рабочих настроек было очень узким. И расширения окна рабочих настроек в том числе поможет Лиаму.

Другая область, в которой нам нужно защитить Лиама – это вопрос ожиданий. Разумеется, когда за команду выступали Пьер и Алекс, Макс еще не был четырехкратным чемпионом. Он в тот момент вообще еще не выиграл ни одного титула. Теперь же позиции достаточно четко разделены – где есть Макс и все то, что он добился в своей карьере, и есть то, что мы хотим получить от второго пилота».

А вы как считаете, «Ред Булл» все-таки ошибся?

Что еще почитать о свежих перестановках в «Ред Булл»?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dean Mouhtaropoulos, Rudy Carezzevoli, Peter Fox, Adam Pretty; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press