В «Ф-1» внезапный дебютант: сын легенды MotoGP. Ради его тестов выгнали бывшего лидера
Дикие решения «Альпин».
В последнее время в «Формуле-1» каждый день возникают скандалы: перед заключительным Гран-при сезона в Абу-Даби четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен и глава Ассоциации пилотов Гран-при Джордж Расселл внезапно обменялись оскорблениями и обвинениями через прессу. Их ссора поглотила другую неприятную историю, развернувшуюся накануне: дикое разрешение дилеммы с пилотами «Альпин». Если вкратце: ради новичка высадили бывшего лидера команды – уходящего в «Хаас» Эстебана Окона – в нарушение всех договоренностей. С шантажом и угрозами.
Еще летом французская заводская организация, казалось, определилась с выбором: после исключения желанного варианта с Карлосом Сайнсом (испанец из «Феррари» предпочел «Уильямс») место отдали 21-летнему резервисту Джеку Дуэну – ему позвонили через несколько часов после официального подтверждения Карлоса.
«Джек станет первым боевым пилотом, вышедшим из Академии «Альпин». Это особенно приятно для команды и ее молодежи», – отметил руководитель Оливер Оукс.
К моменту заключения сделки из свободных и реально заинтересованных во французском кокпите пилотов конкуренцию Дуэну составляли только Мик Шумахер (сейчас пилотирует за «Альпин» в мировых гонках на выносливость) и Валттери Боттас (пилот с опытом в свыше 250 Гран-при и с 67 подиумами, 10 из которых победные). Но оба уже не котируются на трансферном рынке как серьезные варианты: первого давно списали, а второй ушел в самопиар и шоу-бизнес, и потому «Альпин» дала дорогу выходцу из своей Академии. Во многом от безысходности.
Причем дебютирует Дуэн раньше времени: после Гран-при Катара стало известно, что в финальной гонке сезона Окон уступит место молодому австралийцу. Это часть странного и довольно спорного соглашения между французом и исполнительным советником (фактическим главой) команды Флавио Бриаторе (тем самым, что когда-то раскрыл таланты Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо, а потом прослыл мошенником из-за подстроенной аварии в Сингапуре в 2008 году – «Ф-1» даже запретила ему появляться в паддоке, хотя позже смягчилась и назначила послом серии и ответственным за поиск новых локаций для Гран-при).
Окон должен был выступить на послесезонных тестах за «Хаас» – в который перешел из «Альпин» после решения французской команды не продлевать с ним контракт. И изначально команды спокойно договорились, однако Бриаторе внезапно изменил условия: запретил Эстебану участие в тестах с американцами, если тот не освободит кокпит в Абу-Даби.
Все потому, что Флавио не особо верит в талант Дуэна (даже ходили безумные слухи, будто контракт на 2025-й рассчитан только на первые пять Гран-при) и хочет сперва посмотреть на него в деле против раскатавшегося Пьера Гасли и на обновленной машине. Хотя шеф команды Оукс все отрицает и концентрируется именно на пользе, параллельно поддевая Эстебана:
«В наших интересах посадить Джека в машину гораздо раньше. Для нас это победа. Многие раздули из этого больше, чем нужно. Полагаю, в этом сезоне мы увидели, что лучше сажать новичков в болид раньше. С двумя или тремя такими командами мы будем сражаться в следующем году, и мы действительно должны были поступить правильно. Ранний дебют Джека – большое преимущество для нас.
Мы боремся с командой, куда уходит Эстебан, за шестую позицию [в Кубке конструкторов], так что есть и элемент здравого смысла. Если посмотреть на последние несколько уик-эндов, не будет ошибкой сказать, что большого риска в замене Эстебана на Джека в плане результатов нет. Может, он уже выписался, может, обновление ему не подошло – кто знает».
Но оправдана ли такая смена?
Дуэн начинал в молодежке «Ред Булл», но ушел в «Альпин» ради больших возможностей
Джек – сын легендарного австралийского пятикратного чемпиона мотогонок в классе 500сс Мика Дуэна: настоящей суперзвезды на своем рынке и даже в США. Как рассказывал сам пилот, он вполне мог пойти по стопам отца, однако сломанная нога в детстве после катания на байке заставила передумать. К тому же Джек опасался давления, с которым определенно столкнулся бы в мотогонках на фоне отцовского наследия.
Путь Дуэна относительно обычен: после победы в картинговом чемпионате Австралии отправился в британскую «Ф-4», а в 2018-м оказался в молодежной программе «Ред Булл». По итогам сезона Джек занял четвертое место, а титул отдал другому протеже «быков» Деннису Хаугеру, хотя в зачете новичков все же победил.
На следующий год Дуэн устроился в азиатской «Ф-3» за «Хайтек» – команду Оливера Оукса, директора нынешней «Альпин». За два сезона (второй Джек провел уже в другом коллективе) – два вице-чемпионства. Этого оказалось достаточно, чтобы податься в основную «Формулу-3», где Джек провалил дебютный год и не заработал ни одного очка.
«Ред Булл» устроил Дуэна в конкурентоспособный «Тридент», и второй сезон в «Ф-3» завершился серебром в личном зачете (титул вновь забрал Хаугер) и победой в командном – ее принес триумф Джека в финале сезона в Сочи. Однако австралиец тут же покинул систему австрийской корпорации.
Причин было несколько: слабое взаимодействие с руководством, мало возможностей и слишком плотная борьба за место в «Ф-1» (где о главной команде с лидером в виде Макса Ферстаппена, казалось, и вовсе можно было и не мечтать, Хаугер тогда еще считался фаворитом, да и юниорская программа доктора Марко почти постоянно полна потенциальными талантами).
Так в 2022-м Дуэн и попал в воссозданную академию «Альпин», где на тот момент впереди него был только один гонщик – Оскар Пиастри. Правда, в середине года Оскар со скандалом покинул программу: «Альпин» даже объявила о контракте с пилотом на место Алонсо в «Ф-1», но юный гонщик все опроверг в соцсетях; дальше был суд, поражение французов и переход Пиастри в «Макларен».
В результате Дуэн оказался одним из главных активов Академии. Он провел два сезона в «Формуле-2» за команду «Виртуози» с победами, подиумами и в целом более-менее стабильными выступлениями, закончившимися бронзой в личном зачете 2023 года. Ничего сверхвыдающегося, но в целом работой спортсмена остались довольны. К тому же парню понравилось в «Альпин» больше, чем в «Ред Булл»: с первого сезона его активно привлекали к работе команды «Формулы-1», давали возможность поработать на симуляторе и поучаствовать в тестах, а в 2023 году и вовсе сделали резервистом.
«Их подход к адаптации пилотов в команде «Формулы-1» чрезвычайно ценен и важен. В других академиях многие гонщики, которым удалось попасть в «Ф-1», не имели достаточного опыта работы с командой и машиной. У них не было возможности наладить связи с коллективом. Однако «Альпин» предоставляет своим пилотам возможность проводить время в команде и создавать прочные отношения. Кроме того, они обеспечивают гонщиков возможностью прокатиться на трассе за рулем болида «Ф-1».
Мои первые тесты в «Формуле-1» состоялись через три месяца после того, как я присоединился к Академии. К тому времени я уже успел поработать на симуляторе, принять участие в деятельности основной команды и провести некоторое время с ее инженерами. Такие возможности нельзя купить, и их нельзя упускать», – рассказывал Джек.
Собственно, вовлеченность Дуэна в работу «Альпин» и помогла ему заполучить место в «Ф-1».
Сильная сторона – работа с инженерами. В команде пилота называют «невоспетым героем»
Когда Джек говорит о вкладе в развитие «Альпин» в «Ф-1», к его словам нужно относиться максимально серьезно: в этом году австралиец приезжал с командой на каждый европейский этап в качестве пилота симулятора, а в серьезных перерывах между Гран-при мог проводить 10-11 дней тестов за рулем болида 2022 года – в «Ф-1» можно заниматься тестами только на технике двухлетней давности.
Яркий пример работы Дуэна – уик-энд в Монако. После неудачной пятницы он провел 10 часов в симуляторе, чтобы помочь команде хоть как-то исправить ситуацию и найти новый правильный вектор настроек. И получилось! В условиях кошмарного старта сезона Пьер Гасли сумел финишировать 10-м. Команда оценила Джека как «невоспетого героя» после всех его «титанических» усилий.
Достойная оценка – вполне отражает подход австралийца. Он прекрасно понимает ожидания: грамотную обратную связь с инженерами, которые пытаются понять, в каком направлении настраивать, развивать и дорабатывать болид.
«Довольно просто запрыгнуть в симулятор и показать быстрый темп. У тебя нет страха, нет риска попасть в аварию, можно слегка расслабиться. Нет скользкой трассы, нет типичных условий с ветром или разными комплектами резины – буквально идеальный расклад. Так что ездить довольно просто. Но есть и отличие: работая с командой, ты должен быть максимально точен в обратной связи. Когда не знаешь, то не знаешь, но когда понимаешь, в чем проблема, то нужно с уверенностью объяснить ее», – рассказывает пилот.
В то же время Дуэн использовал любую возможность, чтобы продемонстрировать «Альпин» свой потенциал. В частности, речь о тех самых тестах на А522 между этапами.
«Здесь в первую очередь речь идет о развитии болида, но в то же время это часть подготовки. Мы проводим две симуляции квалификации, а потом симуляцию 73-круговой гонки с двумя пит-стопами со стратегией «софт»-«хард»-«хард». С нами работает команда спецов по аэродинамике и инженеров, ответственных за резину. Они видят, если я работаю с шинами не так, как им нужно, или если я не выношу максимум из работы аэрообвеса.
Есть несколько факторов, из-за которых я намного быстрее ожидаемого или намного медленнее – скажем, если условия трассы не совсем хорошие или очень хорошие. Здесь не идет речь о том, чтобы скрывать темп, а потому это отличная возможность показать, на что я способен, а также шанс подготовиться к выступлениям в «Ф-1», – пояснял Джек.
При этом он отлично понимает, что все еще далек от идеала, и осознает свои недостатки. В частности, Дуэн убежден, что все еще слаб с ментальной точки зрения, и поэтому активно работает над этим:
«Я был очень эмоциональным и увлеченным своим делом – мне нужно было вести себя сдержанней. Я много работал с ментальными тренерами, приводя голову в порядок. Я явно обладаю рядом сильных сторон, но я стараюсь улучшать их каждый день. Я бы сказал, что это касается не только всех аспектов моей жизни, но и моего пилотажа. Я все еще могу стать лучше, ведь нельзя сказать, что кто-то из нас достиг совершенства. Всегда есть области, в которых я могу продолжить учиться и прогрессировать».
С таким подходом Джек кажется вполне неплохим выбором для «Альпин»: вот только в команде все-таки не совсем доверяют юниору – потому и постарались выслать Окона пораньше.
«Альпин» все еще не верит в Дуэна и рассматривает новую суперзвезду «Ф-1»
Удивительно, но когда речь заходит о решениях Флавио Бриаторе, не стоит удивляться. Несмотря на уже подписанный контракт, место Джека Дуэна под угрозой. С самого начала австралиец оказался в команде только из-за масштабной перестройки. Руководству было не до решений о втором пилоте — сначала нужно было разобраться со структурой, техническим штабом и процессом внедрения обновлений. Да и вообще, сын австралийской легенды получил место только потому, что не было никого сильнее на горизонте — остальных проект французской команды не слишком интересовал.
На старте сезона «Альпин» тонула в слабых результатах и была по факту худшей в пелотоне. Уже после первого Гран-при ушли технический директор Мэтт Харман и глава отдела аэродинамики Дирк де Бер, а вскоре за ними последовал консультант Боб Белл (один из творцов чемпионств Фернандо Алонсо). Ближе к этапу в Испании завод-владелец «Рено» («Альпин» – суббренд спорткаров) назначила Бриаторе советником по вопросам «Ф-1» – фактически негласным главой проекта. Итальянец пообещал, что в 2026-м «Альпин» превратится в топ-команду и будет выигрывать гонки – и, вероятно, все это для того, чтобы подороже ее продать (ведь «Рено» уже отказалась от собственных моторов).
А потому Бриаторе с самого начала не особо заботил второй пилот, были дела поважнее:
«В данный момент задача заключается в том, чтобы собрать команду, выстроить ее – с коммерческой точки зрения, технической составляющей, менеджмента. Гонщик сейчас не имеет значения. Значение гонщики будут иметь в 2026, 2027, 2028 году – тогда, когда гонщики смогут обеспечивать разницу.
Если у вас есть хорошая машина, вам нужен хороший гонщик. Если же ваша машина не работает… В данный момент наша задача заключается в том, чтобы направить усилия команды на техническую составляющую. Чтобы болид «Альпин» становился все лучше и лучше, чтобы он стал лучше в следующем году. Я верю в то, что в 2026 году мы увидим совершенно новую команду «Альпин», – заявлял Флавио.
Но осенью ситуация изменилась: под конец сезона французы доработали болид и улучшили процессы в гоночных условиях – даже удалось взять двойной подиум в Бразилии. Пьер Гасли и дальше раскрывал новый потенциал А524: квалифицировался третьим в Лас-Вегасе и приехал пятым в Катаре. Во многом благодаря последним результатам «Альпин» теперь борется за шестое место в Кубке конструкторов, хотя прежде могла только мечтать о таком раскладе.
Соответственно, требования к пилотам изменились: от «неважно кто» до «пусть будет неплохой пилот». И здесь Дуэн оказался в неприятном положении – во многом из-за юниора «Уильямса» Франко Колапинто, который заменил в «Уильямсе» уволенного по ходу сезона Логана Сарджента. Дебют Франко впечатлил: аргентинец несколько раз финишировал в очках и превратился в настоящую новую суперзвезду с интересом со стороны «Ред Булл». Еще за его спиной привлекательный латиноамериканский рынок и куча классных спонсоров: IT-компания Globant, аукционный маркетплейс Mercado Libre и множество других локальных спонсоров. Дуэн ничего такого предложить не может.
Последняя перед Абу-Даби проверка Дуэна прошла в ноябре в Катаре: команда сравнила австралийца с основным пилотом Гасли на тестах болида образца 2022 года. Опыт не новый – летом Джек проходил подобные испытания с Миком Шумахером – и оказался быстрее немца на быстром круге, но уступил в гоночном темпе. В этот раз инсайдеры говорят о примерном равенстве результатов, но, похоже, полной уверенности в Дуэне все равно нет.
Что интересно – свежие выступления Колапинто заметно снизили его стоимость: аргентинец несколько раз попадал в серьезные аварии, перестал демонстрировать высокую скорость, и, похоже, разочаровал «Ред Булл».
Зачем же тогда вся эта затея с уходом Окона перед Гран-при Абу-Даби? Видимо, опция с Колапинто все еще привлекает «Альпин», а потому Бриаторе хочет посмотреть на Джека в гоночных условиях: австралиец – отличный пилот симулятора, но насколько хорош на практике – пока вопрос. Ведь в настоящих гонке и квалификации будет совсем другое давление, что может сказаться на темпе и поведении пилота.
«Я стараюсь выкладываться на полную и не ставить себя в неловкое положение. Возвращаюсь к таким простым вещам, как отложенный старт, который, как мы видели, вызвал недоумение в Бразилии. Я изучаю даже те аспекты, которые уже знаю, но это не мешает мне получать новые знания. В остальном команда подготовила меня достаточно хорошо. Чувствую себя комфортно, я готов к уик-энду. Я распечатал спортивный регламент», – сказал Дуэн в преддверии дебюта.
Однако в квалификации он не успел на быстрый круг из-за трафика и вылетел в первом сегменте, а в гонке возился в середине пелотона против машин уровня «Астон Мартин» Стролла... И финишировал 15-м из 16-ти.
Всего один Гран-при решит его гоночную судьбу. Впечатлилась ли команда?
Что еще почитать про «Альпин»:
Худший завод «Ф-1» признал крах: добил отдел моторов. Дальше – продажа команды?
Худшая заводская команда «Ф-1»: 10 лет страданий с мотором. Зато амбиций – как у «Феррари»
Звезды-владельцы худшей заводской команды «Ф-1»: Райан Рейнольдс! Джошуа! Макилрой! Трент!
Новый босс заводской команды в «Ф-1» – агент Мазепиных. Никита вернется? Откуда он взялся?
Фото: Gettyimages/Peter Fox; FabioFerrari, Panoramic, Xavi Bonilla / Dppi/Dppi/Keystone Press Agency, IMAGO/Xavi Bonilla, IMA/Global Look Press
только вот всего одна гонка - это, конечно, мало. и рассматривать Колапинто в качестве альтернативы - тоже такое себе. чувак ярко стартовал в Ф1, но после пары аварий стал острожничать и теперь сильно отстаёт от Албона. тогда уж лучше Чжоу, там хоть маркетинга для можно. ну или Боттаса брать, если Альпин надеятся за что-то в КК бороться.