«Говорили, побеждаю только в лучшем болиде». Речь Ферстаппена о титуле «Ф-1» – с джин-тоником!
Эмоции от труднейшей победы.
«Макс Ферстаппен взял четвертый подряд титул «Формулы-1» – звучит скучно и обыденно, если не знать, что стояло за новым походом. Если вы думаете, что бывший №33 еще доминирует, загляните в Кубок конструкторов – обнаружите «Ред Булл» на третьем месте без шансов забраться повыше.
Ферстаппену пришлось хорошо потрудиться, чтобы удержаться впереди Ландо Норриса и «Макларена». Он мирил отца с шефом «Ред Булл» Кристианом Хорнером, пытался поддерживать мир в организации, защищал советника концерна Гельмута Марко, полигонными тестами искал проблемы болида и жестко отбивался от соперников в гонках.
Апофеозом года для Макса можно назвать связку Гран-при Мексики – Гран-при Сан-Паулу – Гран-при Вегаса: мы словно увидели трех разных гонщиков под одной личиной. В Мехико Ферстаппен шел на самые грубые и жесткие маневры с целью остаться впереди главного конкурента любой ценой, во второй выдал гениальный дождевой пилотаж и прорыв в победители с 15-го, в третьей – нереально зрелый, расчетливый и спокойный алгоритм довоза болида до финиша без повреждений на нужной позиции. Как вам такие моментальные метаморфозы?
И эмоции после финиша понятны – хотя, казалось, на четвертый раз Макс уже научился сдерживаться:
«Четырехкратный! Спасибо, спасибо, ребята. Спасибо всем. В этом году было немного сложнее, чем в прошлом, но мы прорвались и все сделали!»
Самый трудный сезон: победа без быстрейшей машины, которой Макс гордится
Тема «трудных времен» развернулась и в послефинишном интервью – 2024-й вышел совсем не как доминирующий 2023-й. Тот год вообще немного избаловал фанатов:
«Длинный сезон. Мы потрясающе начали чемпионат, почти как в приятном путешествии, но потом начались трудные времена. Горжусь всеми ребятами и благодарен им за все, что они для меня сделали. Я никогда бы не мог представить, что буду стоять здесь в статусе четырехкратного чемпиона «Формулы-1». В данный момент чувствую облегчение и немного гордости.
Без сомнений, сезон был очень трудными, и мне нужно было стараться держать себя в руках, сохранять спокойствие.
В каком-то смысле я бы все же предпочел, чтобы все сложилось как в прошлом сезоне – мне тогда все очень понравилось. Но этот сезон, опять же, очень многому меня научил и я горжусь тем, как мы справились с этими испытаниями. Что и делает нынешний год по-своему прекрасным.
Никогда не думал, что смогу стать четырехкратным чемпионом мира, но рад и очень горжусь этим достижением. В свое время я был рад просто выступать в «Ф-1», мечтал о потенциальных победах и подиумах.
Каждый титул очень отличался по эмоциям. Ничто не превзойдет чувства от первого титула, поскольку именно в этот момент добиваешься своей главной цели. И эмоции от второго титула отличаются от эмоций от третьего. Это здорово – если бы все были похожи, то было бы не так интересно.
Я уже очень горжусь четырьмя титулами. Но, в конце концов, один титул или семь – они одинаковые, согласны? Хотя приятно, если удается взять их несколько. Конечно, теперь я знаю, что могу это сделать даже за рулем не самой быстрой машины, если максимально выложусь. Кроме того, за последние несколько лет я вырос как гонщик, и в определенном смысле стал более разносторонним.
Полагаю, в прошлом году наши болельщики были несколько избалованы победами. В этот раз в середине сезона им пришлось довольно долго ждать.
Тогда у нас была доминирующая машина, но мне казалось, что многие недооценивают достижения – вроде десяти выигранных гонок подряд. На самом деле превосходство было не столь доминирующим.
Я всегда буду оглядываться на прошлый сезон. Потому что даже на тех трассах, где мы, возможно, подбирали не самые оптимальные настройки, все равно удавалось добиться успеха, потому что машина была достаточно быстрой для борьбы за победу.
Но я также горжусь, чего мы достигли в этом сезоне. Ведь на протяжении большей части этого первенства – я бы сказал, в 70 процентах сезона – наша машина не была самой быстрой в пелотоне, но мы все равно наращивали отрыв.
Конечно, иногда становилось обидно, но я понимал, что прошлогодний успех вечно длиться не будет. Два года подряд такие успехи повторяются крайне редко. В какой-то момент машиной было действительно сложно управлять. И важно было работать с командой, чтобы всем избежать потери мотивации. Такие моменты очень важны: учат держаться, продолжать вкалывать и пытаться понять, что происходит. Если вы хоть на минуту сдадитесь, то не выиграете титул.
Были ли сомнения в итоговом успехе? Нужно всегда верить в себя. Но да, в какой-то момент показалось, что мы немного сбились с пути, однако теперь все вернулось в норму. Начиная с этапа в Остине нам и правда удалось немного перевернуть ситуацию, вернуться в борьбу. И тут нужно отдать должное команде. Понимаю, что в целом сезон получился тяжелым, в том числе из-за положения в Кубке конструкторов, но мы хотя бы выиграли титул в личном зачете».
Тема превозмогания и легкого подтрунивания над всеми списывавшими победы на болид проскальзывала во всех интервью – например, в прямом эфире Sky Sports F1 Макс ответил шефу «Макларена» Заку Брауну:
«Ну, как ты и говорил, я могу выигрывать только в быстрейшей машине».
Признавайтесь: вы тоже так думали?
«Если люди настроены критично и говорят, что я могу побеждать только в лучшей машине, я доказываю их неправоту, – подчеркнул четырехкратный в интервью нидерландскому De Telegraaf. – Если сейчас мне не отдают должное, не знаю, что еще я должен сделать.
Стал бы я чемпионом в «Макларене»? Да! И гораздо быстрее. В 2021-м в другой машине [«Мерседесе»] я бы тоже выиграл титул. В 2022-м было бы тяжелее, потому что «Феррари», возможно, была чуточку хрупкой. Прошлый год? Что ж, это было бы немного труднее».
Давил на себя сильнее, чем соперники, а жизнь важнее титулов «Ф-1»
Традиционное развернутое интервью для официального сайта «Ф-1» выдалось с тем же посылом: тяжко!
«Конечно, прошлый год был приятнее в смысле чистого удовольствия. Но я определенно котирую его очень-очень высоко.
На меня в машине падает много давления, но на ребят в бригадах, в команде, на фабрике тоже выпадает много всего – а они тоже все хотят побеждать и выдавать все как можно лучше. И в тяжелые моменты нужно справляться вместе.
Соперники на меня не так давили, как сильно давлю я на себя сам. Я знаю, что всегда нужно делать все возможное, оптимизировать и выжимать максимум из каждого момента.
Как я справлялся? Я никогда не говорю об этом на публике. Вообще. Я люблю всегда решать проблемы сам, в своей голове. Это может быть плюсом или минусом – зависит от того, как вы на это смотрите. Но со мной это работает. И в течение года, конечно, у вас в голове всегда много мыслей, но я справляюсь с ними, и я очень горжусь этим.
Еще для меня очень хорошо работает подход отключения: когда я возвращаюсь домой, то не думаю о «Формуле-1», если только не возвращаюсь на базу. Конечно, «Ф-1» всегда в глубине души, но очень важно уметь отключаться: потому что если думаешь о «Формуле-1» каждый день – выгораешь. Это невозможно. Для меня это не работает.
Важно иметь разные вызовы в личной жизни. Я очень вовлечен в симрейиснг помимо «Формулы-1» – хочу достигать успеза и там, постоянно участвовать в обсуждениях будущего с молодыми талантами, это очень интересно.
А потом, конечно, когда я возвращаюсь на базу, то полностью посвящаю себя команде и пытаюсь найти улучшения. Но важно найти что-то еще в своей жизни, на чем можно сосредоточиться. Помимо, конечно, обычных семейных дел. 24 гонки – очень много. Я просто хочу и немного расслабляться, живешь-то один раз.
Конечно, я бы хотел выиграть 8 титулов, но в этом нет необходимости. Я хотел бы и жить. А то часто мама или папа звонят, а ты должен будешь ответить только «Ну, понимаешь, я занят, перезвоню позже». В такие моменты я и осознаю, что должен проводить с ними больше времени – ведь с 4 лет вся наша жизнь вращалась вокруг гонок. Люди стареют, нужно наслаждаться совместными моментами.
Я очень рад, что в Бразилии пошел дождь – спасибо ему, ведь я люблю ездить в дождь, чувствую себя уверенно. Не думал, что возможно победить с 17-го места, но когда пересек финишную черту, ощутил, что дело сделано. Мой чемпионат перевернулся. Я осознал, что достаточно не облажаться на следующих гонках
Да, в Мексике и других гонках были сомнительные моменты, но я всегда знаю и контролирую, что делаю. Иногда это необходимо, и я делаю все в моих силах, чтобы победить или вернуться на вершину.
Я никогда не начну думать по-другому или целиться по-другому, потому что тогда стану немного небрежным. Так что мне не надо щипать себя, чтобы разбудить. Когда я сажусь в любую машину или карт и надеваю шлем – я в деле. Но я не хочу жарить мозг пережевыванием неопределенных вещей, на которые я не могу повлиять».
Оказывается, слухи о потенциальном уходе – не совсем ложь: Ферстаппен рассматривал такой вариант
Время после громких побед – часто самое урожайное на откровения, признания и выплескивание накопившихся за сезон эмоций. Ведь больше не нужно сдерживаться, следить за образом и не давать возможность для психологического давления соперникам и прессе – работа выполнена.
Вот и Ферстаппен после финиша Гран-при Вегаса на пресс-конференции частично подтвердил: действительно думал об уходе.
«В голове постоянно крутится: «Долго я еще хочу выступать?», «Где?», «Как?» Всегда есть вещи, с которыми приходится иметь дело и о которых нужно думать. Это нормально. Но в то же время я не из тех, кто принимает слишком радикальные решения. Я просто очень счастлив там, где я сейчас. Я очень предан команде. Ценю то, что они сделали для меня – подняли меня из «Ф-3» на место в «Ф-1».
Когда наступают трудные времена, очень легко сказать «до свидания». Но на самом деле гораздо важнее встретиться с ними лицом к лицу, пройти через это вместе, справиться и попытаться двигаться дальше, а затем снова сосредоточиться на скорости и получать удовольствие. В конце концов, это самое важное. Если вы не получаете удовольствия, то нет смысла продолжать».
Тут же начал праздновать – с джин-тоником
В Вегасе всегда особая атмосфера – и когда на смену официальным сессиям и подходам к британской прессе Макс перешел к национальной нидерландской, тут же появились намеки на грядущий праздник.
«Катер? Катар? Да, звучит слегка похоже»
(«kater» на нидерландском — похмелье, а следующий этап «Ф-1» – Гран-при Катара)
«Я очень хочу пить», «О, у меня закончилось пиво. Еще парочку – и я переключусь на что-то посерьезнее», «У меня тут джин-тоник в чашке».
Ну и, конечно, послание критикам и всей британской прессе:
«Неплохо для парня из Голландии!»
«Я надеюсь, это вдохновит детей в Голландии, – высказался Макс в интервью официальному сайту «Ф-1». – Я надеюсь, это что-то сделает для автоспорта в целом в стране. У нас было довольно много гонщиков из Голландии, но я надеюсь, что дети, которым сейчас четыре, пять или восемь лет, увидят: неважно, откуда ты родом. Ты можешь достичь великих вещей. Для меня это самое важное. Конечно, я наслаждаюсь моментом, я наслаждаюсь своим успехом, но я также надеюсь, что когда я закончу, смогу смотреть «Формулу-1» и увидеть другого голландского таланта».
Вот такой новый чемпион «Ф-1» – немного Кими Райкконен.
Что еще почитать о новом четырехкратном чемпионе «Ф-1» – Максе Ферстаппене:
Макс Ферстаппен – четырехкратный чемпион мира! Он уже почти как Хэмилтон и Шумахер?
Ферстаппен добил сомнения в величии: вывез четвертый титул «Ф-1» без суперболида – на гении
Ферстаппен взял четвертый титул «Ф-1» – внимательно ли вы следили за восхождением?
Ферстаппен взлетел в рейтинге богачей Нидерландов – теперь у него €210 млн. Откуда столько?
Ферстаппен – мастер «Ф-1» и в трэштоке: «мама с яйцами», глум над британской прессой и судьями
Ферстаппен весь год пинает «Ред Булл» – а что конкретно его бесит в машине и команде?
«Ф-1» меняла правила из-за Ферстаппена минимум 13 раз! Вот они все – и грядет еще один
«Ф-1» в трепете от мощи Ферстаппена: Это величие! Как Сенна! Одна из лучших гонок в истории!
Великий бунт Ферстаппена против штрафа за мат на сессии «Ф-1»: ответ обезоружил регулятора
Фото: Hasan Bratic/Keystone Press Agency, Bob Kupbens/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Global Look Press; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose
Макларен был лучшей машиной, начиная с Майами, РБ был доминирующим только в первые 5 гонок, в одной из которых(в Мельбурне) Макс сошел. Даже если считать, что Маки не были лучше, а были равны РБ, то в каждой из этих гонок, не считая Майами, и то лишь благодаря пейс-кару, верх одерживал Макс. Хотя сама постановка вопроса таким образом смешна, потому что считать нормиса ровней Ферзю - анекдот или буйная фантазия, кому как больше нравится.
По какой-то причине показательная скромность считается добродетелью, это одно из худших клише, нужно трезво смотреть на вещи без перекосов в любую из сторон. Объективно Макс - лучший гонщик на решетке, теоретически с ним способны конкурировать Шарль, сэр Лаберстьер и Нандо. Будь любой из них в этом году пилотом Макларена, чемпионат не завершился бы досрочной победой Макса, а точно бы шел до последней гонки, и скорее всего триумфатором стал бы не Ферстаппен. Рангом чуть ниже дикхэд, Сайнс и нормис, они достаточно быстры чтобы побеждать в отдельных гонках, но у каждого из них свои проблемы и на дистанции сезона они неминуемо уступят вышеуказанному квартету, в условиях реальной борьбы за титул.
Практически без ошибок, когда не стало самовоза, это и делает его сильнейшим сегодня
26 поулов -> 8 побед
Такой ужасной статистики не было с огромным запасом ни у кого и никогда в Ф1
Хэм - скорее всего смог бы на опыте, Фернандо однозначно на опыте смог бы бороться
7 этап Эмилия-Романия: Ферст - поул, Норрис - 3 (Пиастри - 2)
8 этап Монако: оба не очень, поул у Феррари
9 Канада: поул у Рассела, Ферст - 2 (с тем же временем), Норрис - 3
10 Испания: Норрис - 1, первый поул в сезоне на 10м этапе! Ферст - 2 (а не где-то), Перес выше Пиастри
11 Австрия: Ферст - снова поул, Норрис - 2. Пиастри (для оценки Мака) - 7 (!)
12 Британия: первый ряд у Мерседеса, Норрис - 3, Ферст - 4
13 Венгрия: Норрис - 1, Ферст - 3 (не 5-й и не 8-й)
14 Бельгия: поул-то формально снова у Ферста (просто штраф), 2 Леклер, 3 Перес (!!!), Норрис - 5
15 Зандворт: Норрис - 1, но Ферст - 2 (!), тут и Перес - 5
16 Италия: Норрис - 1, Ферст - 7. Вот здесь, на 16-м этапе, самая большая разница по тему, которую с чего-то экстраполировали на весь сезон!))
17 Азербайджан: поул снова у Феррари. Норрис в провале из-за собственной ошибки, Ферст - 6, но Перес-то - 4, в целом едет машинка
18 Сингапур: Норрис - 1, отличный темп, но Ферст - 2 в квале, тут же, рядом
19 США: Норрис - 1, Ферст - 2 (аналогично). Где тут Пиастри на «самовозе» от Мака?!
20 Мехико: Поул снова у Феррари, Макс - 2, Норрис - 3
Дальше дождевая Бразилия
И вот прошедшая гонка, где у Ред Булла темп быстрее Мака
8 (9) поулов Макса (и ред Булл) на 7 поулов Норриса (и Мака). При 7 поулах еще на двоих у двух других.
Вот это «самовоз» у Макларена по сезону, прям самовозище)) а у Ферста «прям с Майами» 4-я машина в пелотоне, ага)) И это не автор «на глазок делает выводы», а его оппоненты))
Норм так обесценили Ландышу и второе место тоже)
И дальше
Ты одновременно в пример приводишь темп Норриса в квале в Майами, мол, он бы победил, если б не собственный косяк. И тут же, ну прямо в следующем предложении, говоришь, что победа в квале не показатель скорости в гонке)))
Ну хорош, а?))) Ну будь последователен. Любой поул Норриса - это самовоз Мака, любой его не поул - это ошибка Норриса, любой поул или второй ряд Макса - это его превозмогание, мол, место в квале не показатель))) у тебя такая система координат?
А в конце ещё так смазал «не уступал»))) Ну да, не уступал. Конкретно Норрис не уступал конкретно Ферсту. Но и не превосходил. А Пиастри до Венгрии и Италии пыль глотал за Ферстом. Но пишут так, как будто самовоз был у Мака. А добрая половина гонок после Майами - так Маку в темпе не уступал ни Мерин, ни Феррари, ни РБ.
Объективнее надо быть.