Дмитрий Седин: «В мотоспорте нет предела совершенству»
Мотоспорт в России — увлечение, требующее не только физической подготовки, но и серьезной психологической выдержки. Как начать свой путь в гонках? Какие сложности могут встретиться на этом пути и что важно учитывать начинающим спортсменам? Обо всем этом расскажет ведущий гонщик команды ЦСКА Дмитрий Седин и раскроет секреты мира мотоспорта и поделится советами для начинающих.
В: Дмитрий, привет! Начнем сначала — в каком возрасте ты увлекся гонками, и как это повлияло на твою жизнь?
О: Привет всем! Я начал довольно поздно – в 18 лет! В мире профессионального мотоспорта такой старт можно назвать нетипичным, особенно, если учесть, что в Европе дети начинают осваивать азы гонок с 3-4 лет. Чем человек старше, тем сложнее ему справляться с экстремальными ситуациями, и психологически, и физически — в юном возрасте все дается легче. Но знаете что? Оказалось, что в мотоспорте никогда не поздно стартовать. Главное – желание и упорство. На личном примере мне удалось показать, что можно качественно прогрессировать и достигать определенных результатов даже в этом возрасте.
В: Как отреагировала семья на твое увлечение?
О: Забавно, но они вздохнули с облегчением! До этого я гонял по городу на обычном мотоцикле, что гораздо опаснее (ездил на Honda CB400). Так что переход в профессиональный спорт они восприняли как шаг к безопасности.
В: За каждым успешным гонщиком стоит команда поддержки. Кто сыграл ключевую роль в твоем становлении как спортсмена?
О: Это правда, мой успех - заслуга целой команды профессионалов. Здесь я хочу отметить людей, которые сыграли весомую роль и в становлении, и в развитии моей карьеры! Это Людмила Смирнова — тренер и директор команды Bikeexpert, Владимир Леонов — тренер и директор команды VL65 Racing Team, мои партнеры и друзья — Дмитрий Тихонов и Ольга Шатерникова, тренер и спортивный директор нашей команды — Сергей Глаголев. Спасибо вам! Без ваших усилий я бы не смог достичь таких высоких спортивных результатов!
В: Какие физические данные нужны для успеха?
О: В профессиональном мотоспорте существуют определенные антропометрические критерии. Как правило, идеальный рост гонщика не превышает 180 см, а вес должен быть относительно небольшим. Так что если вы мечтали стать баскетболистом, но не доросли, у вас есть шанс стать звездой мотогонок! Это связано с тем, что масса пилота напрямую влияет на динамические характеристики мотоцикла. Чем легче гонщик, тем лучше показатели скорости и управляемости. Однако важно не только быть легким, но и иметь хорошую физическую подготовку. При построении тренировочного плана особое внимание уделяется развитию мышц поясницы и плеч, так как они испытывают наибольшую нагрузку во время гонок. Поэтому регулярные тренировки, включающие как кардио, так и силовые упражнения, являются неотъемлемой частью моей подготовки.
В: Что бы ты посоветовал начинающим гонщикам?
О: Верить в себя и не ставить себе границы. Предела совершенству нет. Чем выше твои амбиции, тем больше у тебя шансов достичь крутых результатов. Не важно, с чего ты начинаешь — можно достичь всего, если ты действительно настроен и упорно работаешь.
В: Много ли времени у тебя занимает мотоспорт? Удается ли совмещать это с другими важными делами?
О: Мотоспорт занимает большую часть моего времени, потому что это не только мое увлечение, но и работа. Иногда бывает сложно найти баланс между работой и личной жизнью, но это, наверное, проблема многих профессионалов в любой сфере. Приходится делать выборы и жертвовать чем-то ради успеха.
В: Насколько дорого обходится увлечение мотоспортом? Удается ли заработать на этом?
О: Мотогонки – дорогое удовольствие, особенно в России, особенно та дисциплина, в которой выступаю я. Здесь чаще тратят, чем зарабатывают. Чтобы превратить это в прибыльное дело, нужно быть не только талантливым спортсменом, но и умелым предпринимателем. Я уделяю много времени не только тренировкам, но и развитию компетенций в спортивном маркетинге и области управления командой. Как коммерческий директор, я отвечаю за стратегию, работу с партнерами и спонсорами. Это позволяет мне не только реализовывать свой потенциал как спортсмена, но и создавать устойчивую бизнес-модель для нашей команды. Сейчас я с полной уверенностью и гордостью могу сказать, что ЦСКА – флагман российского мотоспорта по работе с партнерами.
В: Расскажи подробней, как проходит среднестатистическая тренировка? С чего начинается, сколько длится? Нас интересуют детали!
О: Мои мототренировки можно разделить главным образом на 3 разных типа.
Первый — тренировка на полноценном гоночном треке. Как правило, они проходят в формате открытых мотоциклетных трек-дней на автодромах. В рамках тренировочного дня у меня есть 6 или 7, зависит от расписания, 15-минутных тренировочных выездов на гоночный трек, между которыми команда также может заниматься настройкой мотоцикла — изменением геометрии и характеристик подвески, корректировкой работы электроники и прочих настраиваемых элементов.
Второй тип — это тренировка на питбайке на картодроме. При наличии свободного времени мы стараемся выбираться на картодромы Москвы и области такие, как Лидер, Фирсановка, ЦТВС Москва. Тренировка на питбайке является не менее важной частью тренировочного процесса, так как на меньшей скорости и маленьком мотоцикле можно гораздо проще и безопаснее отработать некоторые сложные элементы пилотирования, нежели на большом треке.
И третий тип тренировок — на площадке на питбайке или мотоцикле MiniGP — это еще один из немаловажных элементов тренировочного процесса, где мы отрабатываем некоторые элементы управления мотоциклом: скоростные перекладки, быстрый вход в поворот, торможение и разгон, отработка элементов скольжения.
В: Что ты можешь сказать об экипировке для начинающего гонщика?
О: Экипировка начинающего гонщика мало чем отличается от экипировки профессионала. Важно, чтобы это был качественный шлем с хорошей защитой и аэродинамикой, комбинезон с подушкой безопасности, перчатки, защита для спины и специальные мотоботы. Все это необходимо для безопасности на треке. Отдельного внимания заслуживают современные шлемы. Эти атрибуты экипировки производятся с учетом нескольких главных критериев: вес, прочность, угол обзора, аэродинамичность, степень шумоизоляции и вентиляции. Говоря про гоночные шлемы, нас в первую очередь интересуют такие параметры, как прочность, угол обзора и наличие хорошей вентиляции. Большой угол обзора — один из наиболее важных критериев, так как от этого параметра зависит скорость реакции и комфорт гонщика. Остальные вышеперечисленные критерии являются второстепенными, например, шумоизоляция гоночного шлема является таковым, потому что все гонщики во время езды используют беруши. Приблизительное значение веса среднестатистического гоночного шлема 1200g.
Что касается моего личного выбора, я использую шлем марки HJC. Важно отметить, что это омологированный FIM шлем. FIM Racing (Fédération Internationale de Motocyclisme) - это Международная мотоциклетная федерация, которая устанавливает стандарты безопасности для мотоспорта. Омологация FIM означает, что шлем прошел строгие тесты и соответствует высоким стандартам безопасности, установленным федерацией. Мой гоночный комбинезон производства SPIDI, а мотоботы - Forma.
Выбор экипировки - это не только вопрос комфорта, но и безопасности. Начинающим гонщикам я рекомендую не экономить, так как качественная экипировка может значительно снизить риск травм в случае падения и позволит чувствовать себя увереннее на трассе.
В: Какой мотоцикл ты бы посоветовал новичку?
О: Это зависит от возраста и бюджета. Если ты начинаешь в зрелом возрасте, то лучше выбрать спортбайк, например, Yamaha R6. Если бюджет ограничен, можно начать с питбайка. Это более доступный вариант, и он тоже отлично подходит для начальных тренировок. Если говорить о серьезных намерениях заняться шоссейно-кольцевыми гонками, то спортбайк будет лучшим выбором
В: Во многих видах спорта одним из важных атрибутов являются фан-клубы и болельщики. Расскажи, как обстоят с этим дела у вас?
О: В Российском мотоспорте, увы, пока нет какого-либо устоявшегося фанатского движения, но есть определенный круг фанатов Чемпионата Мира MotoGP. Как правило, вся деятельность этого сообщества ограничивается наличием странички в социальной сети Вконтакте и активным комментированием событий на ней.
В: Дима, спасибо тебе большое за интервью, которое я предлагаю закончить рассказом о достижениях в твоей карьере, которыми бы ты хотел с нами поделиться!
О: Признаться, я довольно скромный парень, и в большинстве своем не считаю свои спортивные заслуги какими-то особо выдающимися, несмотря на внушительное количество наград, кубков и регалий. Главным достижением в карьере я считаю успешный старт и развитие себя как гонщика, без существенных финансовых вложений, крупных спонсоров или заинтересованных лиц. Думаю, что мой путь и моя история достойна уважения, особенно с теми бюджетами, которые были в моем распоряжении на протяжении выступлений. Оказалось, что если очень постараться, то и такие возможно! Спасибо за вопросы, буду рад всех видеть на шоссейно-кольцевых мотогонках, а тем более в составе болельщиков команды ЦСКА!
В мотоспорте, как и в любой серьезной дисциплине, важно не только стремление к победам, но и постоянная работа над собой. Дмитрий Седин — яркий пример того, как увлечение может перерасти в профессию и образ жизни. Его советы будут полезны как начинающим гонщикам, так и тем, кто уже сделал первые шаги в этом направлении. Главное — верить в себя, не бояться трудностей и упорно идти к своей цели. Мотоспорт требует полной самоотдачи, но для тех, кто готов к этому пути, он открывает безграничные возможности для роста и самосовершенствования.
P.S. Но не могу не отметить, что на "Нефтьмагистрали" заправляться и в "Братья Караваевы" ходить не буду до тех пор, пока они спонсируют команду ЦСКА :)