Путь к победному подиуму: 72 часа с командой ЦСКА
В мире шоссейно-кольцевых мотогонок каждый уикенд – это кульминация недель подготовки и тренировок. Сегодня мы приглашаем вас за кулисы одного из этапов чемпионата Motoring 2024 вместе с командой ЦСКА. Давайте рассмотрим, как проходит типичный гоночный уикенд, начиная с подготовки и заканчивая финишным флагом на примере одного из этапов чемпионата Motoring 2024.
Четверг: Подготовка и логистика
С чего начинаются гоночные выходные? Нет, не с тренировочного выезда, а с погрузки за несколько дней до самого заезда! Да-да, работа начинается еще в середине недели на базе гоночной команды, которая занимается сборами, погрузкой мотоциклов и всего необходимого в технички для отправки на гоночный трек.
Берем мы, можно сказать, все, ну или почти все — чем дальше находится трек от базы, тем больше список необходимого оборудования и запчастей, которые нужно взять с собой. Готовыми нужно быть ко всему: в гоночных условиях поломки бывают совсем неожиданными, а падения порой очень разрушительными для техники, поэтому никак нельзя допустить ситуации, что для ремонта того или иного узла чего-то не хватает.
Стандартный пак на 4 мотоцикла, который команда берет с собой — это 2-3 тележки с наборами инструментов общим весом до 300 кг! Отвертки, торцевые головки, рожковые и накидные гаечные ключи, трещотки, губчатый инструмент, всевозможный слесарный и пневмоинструмент, включающий в себя и режущее, и пилящее и сверлящее — целый микроавтобус оборудования, которое может пригодится для выполнения абсолютно любых технических работ. Конечно же, мы обязательно берем с собой запчасти для мотоциклов — от пластика до запасной рамы. Как правило, на гоночном треке у команды есть все необходимое для быстрой замены любого узла, не важно, водительская это подножка или целый двигатель. Не забываем и про элементы интерьера гоночного бокса и все необходимые конструкции для комфортного пребывания команды на автодроме — стенки гоночного бокса, разделяющие рабочую зону от раздевалки и хозяйственной части.
Технички погрузили (у нашей команды их две — микроавтобусы Peugeot Boxer и Mercedes-Benz Sprinter + два прицепа к ним), и они первыми отправляются на трек.
Обычно гоночный уикенд начинается в пятницу, поэтому технички приезжают на место назначения еще в четверг днем, где и начинается самый нелюбимый механиками процесс — разгрузка и постройка бокса, хотя, погрузку они любят не больше. Механики — не грузчики, и монотонная, тяжелая работа по погрузке, выгрузке и стройке совсем не для них, но они ее выполняют, за что мы всей командой очень-очень им благодарны!
Технический транспорт всех команд паркуется в паддоке — это внутренняя техническая часть любого автодрома. По прибытии каждая команда арендует для себя отдельный бокс, и иногда случается, что боксов не хватает, тогда некоторые команды делят одно пространство между собой, хотя, такие ситуации редки и нетипичны для российского кольца.
Разгружаем технички, строим бокс и расставляем интерьер! Гоночный бокс имеет два выхода: первый со стороны паддока, а второй со стороны пит-лейна — сервисной дорожки, на которую выезжают гонщики, чтобы попасть на трек. Разгрузка и постройка бокса начинается со стороны парковки техничек — со стороны паддока. На пол бокса, как правило, расстилают ковролин, а некоторые команды размещают дополнительные коврики и под мотоциклами, чтобы собирать капающие технические жидкости.
Как мы написали выше, бокс делится на рабочую зону и хозяйственную часть. А разница? Рабочая зона расположена ближе к пит-лейну, здесь устанавливаются мотоциклы, инструментальные ящики, столы и стулья для гонщиков и технического персонала. За этим столом команда работает, например, гонщик обсуждает с инженером поведение мотоцикла, либо получает указания от тренера и других членов команды. За стенкой от рабочей зоны располагается техническая часть, где оборудуют раздевалку, санузел, кухню, небольшой склад самого необходимого и большой склад воды! В зоне «кухни» могут и перекусить, и полноценно пообедать все члены команды — здесь есть холодильник, микроволновка, чайник, кофемашина и посуда.
Продукты и готовое питание мы заказываем и привозим заранее, но можем поесть и в ближайших кафе — на треке, чаще всего, с этим проблем нет. Спортсмены на диете с особым режимом питаются самостоятельно согласно своему графику, а вот механиков нужно кормить так, чтобы они были довольны на все 100%, об этом мы тоже беспокоимся заранее, чтобы каждый механик был сыт, сконцентрирован и продуктивен. Также в условиях сверх интенсивных физических нагрузок на гонке и стресса соревнований пилоты стараются максимально обеспечить свой организм необходимой жидкостью. С командой ЦСКА на все этапы соревнований выезжает наш партнер Getwola, поставляющий качественную питьевую воду, которая на треке доступна не только спортсменам, но и нашим зрителям.
Самая крутая и эффектная часть бокса, конечно, та, что выходит в сторону пит-лейна — здесь стоят мотоциклы, ящики с инструментами, за столами работают механики… Здесь берут начало все рекорды и достижения на треке!
Когда разгрузка произведена, все мотоциклы проходят финальные проверки перед выездом, их устанавливают на подкаты и одевают колеса в грелки — в таком состоянии мотоциклы ждут начала следующего дня. Технический персонал, как правило, ночует прямо на треке, в специально оборудованных спальниках в автомобилях.
Пятница: Первый официальный день
Национальные гоночные серии включают в себя еще и трек дни — это мероприятия со свободными трек-сессиями, в которых может принять участие любой желающий при наличии мотоцикла и соответствующей экипировки. Motoring — чемпионат, на примере которого мы ведем свое повествование — не исключение.
Расписание на пятницу также включает и официальные тренировки гонщиков с делением по классам, и свободные трек-сессии, разделенные на несколько групп по уровням гонщика, главный критерий оценки которого — время прохождения одного круга.
Опираясь на этот временной критерий, гонщиков отправляют в разные группы, количество которых зависит от общего количества участников, обычно это 3-4 группы. Организаторы серии не могут выпустить на трек количество участников большее, чем может позволить пропускная способность автодрома — этот параметр жестко регламентирован, например, для Moscow Raceway, он составляет 42 человека. Группы обозначаются буквами латинского алфавита от A до D, где A— самые быстрые участники.
Трек-сессия каждой группы длится 15 минут, всего таких сессий для каждой группы 6 за весь день. Одной такой тестовой сессии пилоту хватает, чтобы выехать, заехать, свериться со временем и электронными системами, внести корректировки в настройку мотоцикла и сделать от 4 до 10 тренировочных кругов в зависимости от длины трассы. Выезд первой группы начинается в 09:00, а проходят они до второй половины дня включительно с перерывом на обед и официальные тренировки по классам.
В пятницу также проходят медицинские, технические и административные проверки всех участников соревнований. Административные проверки включают в себя проверку документов: наличие действующей гоночной лицензии, страхового полиса с минимальной необходимой страховой суммой покрытия ущерба здоровью, а также проверку документов медицинского допуска к соревнованиям.
Медицинская часть ограничивается повторной проверкой справки, опросом на наличие жалоб и измерением артериального давления. Регламент медицинских проверок определяется автодромом, поэтому они могут отличаться на разных трассе. Например, в Санкт-Петербурге, на трассе Igora Drive, вас еще могу попросить подышать в алкотестер для проверки на наличие алкогольного опьянения.
Техническая проверка — осмотр мотоцикла на соответствие техническому регламенту. Проверяются мотоциклы на два основных параметра: соответствие критериям безопасности и отсутствие запрещенного тюнинга. В конце проходит проверка экипировки гонщика на соответствие всем современным стандартам безопасности. Все проверки происходят в течение дня по мере проведения свободных сессий по группам, и должны быть пройдены командами до первого официального события — тренировки каждого из гоночных классов.
В чемпионате Motoring 5 классов: Superbike, Supersport, Supersport 300, Superbike3, Supersport 3, и для каждого отводится отдельная 15-минутная трек-сессия. По завершению тренировок результаты гонщиков учитывают в официальных протоколах соревнований. Напомним, что тренировки по группам не являются официальными, в отличие от тренировок по классам.
Суббота: Квалификация
Суббота – ключевой день для определения стартовых позиций. Похожа на пятницу, но в расписании уже отсутствуют административные проверки, а также вместо официальных тренировок по классам добавляются официальные квалификации — заезды, по итогам которых гонщики расставляются на стартовой решетке перед гонками в воскресенье.
Гонщик, показавший лучшее время в квалификационном заезде своего класса стартует с первой позиции стартовой решетки, гонщик, показавший второе время — стартует вторым и так далее.
Квалификация — это всегда волнительный и интересный заезд, в котором гонщики стремятся показать лучшее время, для этого команда и готовит мотоцикл, способный быть наиболее производительным на короткой дистанции — быстрым надо быть всего несколько кругов. Как правило, в квалификации гонщики применяют резину более мягкого состава, обеспечивающую наилучшие сцепные свойства на короткой дистанции.
Также команда сигнализирует своему гонщику о положении в квалификационной таблице прямо во время заезда: механики показывают пит-борд гонщику в то время, как он движется по старт-финишной прямой, расположенной как раз напротив пит-лейна и боксов команд.
По регламентам некоторых серий за первое место в квалификации гонщикам начисляют очки в турнирную таблицу личного зачета по ходу сезона.
Воскресенье: День гонки
Настал тот самый момент, ради которого все собрались и работали на треке с самой середины недели! Главный день состоит из двух событий для каждого из классов — утренняя тренировка, или как принято ее называть «warm up», и, конечно же, сама гонка. Перед утренней тренировкой каждому классу необходимо пройти медицинский контроль.
Warm up чемпионата Motoring длится 10 минут, разминочные тренировки начинаются с 10:00 и к 11:00 уже точно заканчиваются. Warm up очень важная часть гоночного дня — это и последняя возможность для команды проверить мотоцикл или попробовать новые настройки, и серьезный элемент подготовки участников к гонке, которая без утренней тренировки всегда проходит сложнее. Человеческому мозгу не так просто сразу взять и перестроиться на скоростное восприятие окружающего мира, поэтому warm up, в некотором смысле, еще и элемент безопасности для гонщика.
После завершения всех тренировок начинаются гоночные заезды младших классов — Supersport3 и Superbike3.
Гоночный заезд состоит из трех этапов:
предстартовая процедура;
непосредственно гонка;
награждение.
Предстартовая процедура — это процесс, во время которого гонщики выезжают из боксов, отправляются на трассу и выстраиваются на стартовой решетке согласно позициям, занятым по итогу квалификации. Пожалуй, это самая волнительная часть всего гоночного уикенда! Томительное ожидание старта, когда все взгляды друзей, команды, болельщиков и фанатов прикованы к тебе, ты понимаешь — у тебя нет права на ошибку!
Длительность предстартовой процедуры — 15 минут, во время которых на стартовую решетку прибывает гонщик, а команда устанавливает мотоцикл на подкаты, одевает грелки на колеса и подключает их к генератору, который заранее выносят на стартовую решетку механики.
За 5 минут до старта со стартовой решетки просят покинуть гостей, за 3 минуты — генераторы у всех команд должны быть выключены, а рядом с мотоциклом должны остаться только два механика. За 1 минуту до старта мотоцикл гонщика должен стоять на колесах, а механики должны покинуть решетку и отправиться в бокс. За 30 секунд — запускается мотоцикл. По истечении 3 секунд главный судья гонки зеленым флагом сигнализирует о начале прогревочного круга, в конце которого гонщики возвращаются на свои позиции и ждут старта гонки, который начинается тогда, когда гаснут красные огни светофоров, расположенных над старт-финишной прямой.
После преодоления гоночной дистанции (от 10 до 20 кругов, в зависимости от класса и автодрома) гонщикам показывают финишный флаг на все той же старт-финишной прямой — наконец-то можно расслабиться и отправиться на пит-лейн.
После завершения гонок младших классов начинается зрительская программа — прогулка зрителей по пит-лейн, во время которой каждый гость трека может подойти к боксам гоночных команд, познакомиться с гонщиками и даже взять автограф у любимого спортсмена. По завершению прогулки начинаются гоночные заезды старших классов: Superbike, Supersport и Supersport 300.
Гоночный уикенд – это не просто спортивное событие, а настоящий фестиваль скорости и эмоций! Автодром превращается в магнит, притягивающий самую разнообразную публику: от преданных фанатов гонок и партнеров команд до новичков, только открывающих для себя мир мотоспорта.
Здесь каждый найдет что-то по душе:
Любители экстрима получат свою дозу адреналина, наблюдая захватывающие заезды на трассе.
Любителям технологий представится шанс вблизи изучить современные гоночные мотоциклы и профессиональное оборудование. В специально отведенные часы посетители получают доступ в боксы команд, где могут детально рассмотреть технику и инструменты. Это уникальная возможность не только задать вопросы техническому персоналу о тонкостях подготовки к гонкам, но и лично пообщаться с пилотами, узнав их мнение о предстоящих заездах.
Семьи найдут в паддоке множество развлечений для всех возрастов.
Для любителей острых ощущений иногда организуют полеты на вертолете над автодромом.
Гоночный уикенд – это уникальная возможность погрузиться в атмосферу высоких скоростей, технологий и спортивного азарта. Неважно, давний ли вы фанат мотоспорта или только начинаете знакомство с этим ярким миром – здесь каждый найдет свои незабываемые впечатления!
Мы будем рады видеть всех завсегдатаев и новых гостей на наших гонках в сезоне 2025! Присоединяйтесь к интереснейшему и захватывающему миру мотоспорта вместе с ЦСКА!