Гран При Испании: Самый быстрый Пастор
13 мая – поистине особенный день Формулы 1. В 1950 году в этот день был дан старт чемпионату мира. В 2012 – был повторен рекорд сезона 1983. Пять гонок – пять разных победителей! И пять разных команд!
Но если тогда, почти 20 лет назад, победа Williams Кейо Росберга была вполне логична, – а как иначе можно сказать о триумфе действующего чемпиона мира? – то в минувший уик-энд легендарная британская команда выиграла впервые с ГП Бразилии 2004 года…
Герой
Пастор Мальдонадо. Пилот, которому потребовалось четыре года, чтобы выиграть титул в GP2. Пилот, который лишь очко набрал в своем дебютном сезоне в F1. Пилот, который в чемпионате мира абсолютно растворился на фоне поверженного им ранее вице-чемпиона GP2… Венесуэлец. Вы еще слышали о пилотах из этой латиноамериканской страны? Конечно, Этторе Кимери и Пьеро Дрого, выступившие единожды в Гран При в 1960 за гранью всеобщего внимания. Но и Джонни Чекотто – последний венесуэлец до Пастора в чемпионате мира – разве может считаться вошедшим в историю Королевы автоспорта? Именно чемпиону мира по мотогонкам удалось набрать единственное очко в копилку Венесуэлы, когда Джонни в своей второй в карьере гонке финишировал 6 в Лонг-Биче на аутсайдерском Theodore. И на такой базе (в которую можно добавить худший в истории Williams сезон, когда команда из Гроува опередила только аутсайдеров) вырос Мальдонадо, и вырос до победителя Гран При!
Фантастика. Crashtor, как еще совсем недавно окрестили венесуэльца журналисты, из пилота, не справляющегося с прессингом и крушащего машины, превратился в непоколебимого профессионала, способного на нечемпионском болиде выдержать тяжелейший натиск двукратного чемпиона, выступавшего на родной земле. Кто верил, что молодой пилот сможет удержаться впереди? Ведь даже основатель команды, отметивший 70-летие Фрэнк Уильямс, накануне утверждал, что в Williams нацеливаются, максимум, на удержание второго места, притом что откровенно понимают: добиться этого с Пастором им не удастся…
Но Мальдонадо, даже проиграв старт и проследовав за Алонсо полгонки, смог стабилизировать темп и переиграть чемпиона за счет укороченного второго отрезка. Выйдя, таким образом, в лидеры и нарастив отрыв, Пастор мог лишиться всего на финальном пит-стопе, когда произошла заминка с задним левым колесом. Однако даже 2,7 секунды отыгрыша Ferrari в боксах, не помогли Фернандо вернуть лидирующую позицию – Мальдонадо поехал на секунду быстрее не менявшего резину испанца. И, наконец, Пастор мог распрощаться с лидерством затем, когда Lotus не спешил зазывать Кими в боксы, создав настоящий трафик перед венесуэльцем, в то время как позади, казалось, фатально догонял Алонсо. Но Мальдонадо выдержал и это испытание. Небольшая атака испанца в конце главной прямой оказалась единственной. Как и в Бахрейне, лидер гонки сломил сопротивление активно догоняющего преследователя одним движением руля. Отбив атаку Алонсо, Пастор уверенно снял Фернандо из зоны DRS и уехал к первой в карьере победе.
Хорошие парни
Хорошие парни, как известно, гонки не выигрывают. И в Испании это можно было сказать про Алонсо, Райкконена и даже Грожана… Они, при определенных обстоятельствах, могли взять викторию, но…
Фернандо Алонсо
Стартовав с первого ряда впервые с Гран При Канады прошлого сезона и выйдя в лидеры уже к первому повороту, двукратный чемпион, естественно, мог надеяться на вторую победу у себя дома. Но у Алонсо не было ни одного комплекта свежей резины, и всю гонку испанцу пришлось провести на прикатанных покрышках… На трассе, где компаунды съедаются абразивным асфальтом почти мгновенно, столь высокий темп Фернандо поистине впечатляет. Особенно заметен контраст на фоне прошлого испанского Гран При, когда Алонсо на старте также удалось вырваться в лидеры и держаться во главе пелетона на первых отрезках гонки, но затем переход на hard стоил пилоту потери круга по отношению к победителю. Главным резюмирующим фактом для Фернандо, пожалуй, станет факт чистой скорости самой Ferrari. Масштабные доработки для старта европейской части сезона, опробованные на тестах в Муджелло, абсолютно себя оправдали. Дружина из Маранелло вернулась в число топ-команд.
Кими Райкконен
Финский чемпион замкнул тройку лидеров, взяв второй пьедестал подряд. Неплохо для вернувшегося после двухлетней паузы «сгоревшего» после завоевания титула пилота?! Но нет, Кими может быть в очередной раз недоволен. Райкконену не хватила одного-единственного круга, чтобы атаковать Алонсо, а впереди не так и далеко был и лидер Мальдонадо! Это притом, что Фернандо с Пастором опередили Кими на трассе, когда финна еще ждал финальный пит-стоп… Как же в очередной раз ошиблась со стратегией команда из Энстоуна! Райкконена направили в боксы, когда его темп был уже на 3 (!) секунды хуже, чем у лидера. Проведи Lotus финальную смену резины хотя бы на 3 круга раньше, то потери Кими оказались бы значительно меньше, и заезжал бы на пит-лейн чемпион лидером. Более того, под финиш у финна оказалось бы на 3 круга больше для отыгрыша позиций. И тогда победа могла достаться и Райкконену. Темп Lotus был на секунду выше остальных…
Роман Грожан
В очередной раз обставив чемпионского напарника в квалификации, молодой и проводящий первый полный сезон в F1 француз второй Гран При подряд уступил Кими в гонке. Второй раз после дебютного Гран При сезона уйдя в бой с третьей позиции, Грожан провалил старт, и потеря пары позиций Райкконену и Росбергу оказалась фатальной. Застряв на 15 кругов позади Нико и отбиваясь от Шумахера, Роман упустил Кими. Росберга на трассе опередить удалось, однако беспрецедентно увеличенный третий отрезок окончательно уничтожил все шансы на подиум. Грожан останавливался на второй пит-стоп кругом раньше напарника, в то время как на третий поехал тремя кругами позже! Выше я писал о том, что Райкконену финальный визит в боксы отложили излишне, что стоило возможной победы. Представьте себе, во сколько обошлись французу 25 кругов (!) на явно уже отработавшей резине.Однако по чистой скорости Роман все же превосходит Кими. Грожан «привез» 0,7 секунды Райкконену и более секунды на круге всем остальным! Как Вы понимаете, это первый в карьере лучший круг талантливого француза. Догнать напарника помешало повреждение левой торцевой пластины при обгоне Сенны. После смены переднего антикрыла Грожан поставил рекорды всех секторов трассы.
Камуи Кобаяши
Молодой японец не смог принять участия в суперпоуле, хотя уверенно туда прошел в отличие от пилотов топ-команд: Баттона и Уэббера. Из-за проблем с гидравликой Камуи пришлось остановиться во втором сегменте. Однако благодаря этому Кобаяши стал единственным пилотом из топ-тен, располагавшим свежим стартовым комплектом опциональной резины. Тем не менее, на старте Баттона японец пропустил и еще полгонки рассматривал корму болида McLaren. Однако на середине дистанции Кобаяши блестяще воспользовался блокировкой Росберга, на грани обойдя Дженсона в Repsol и реализовав преимущество свежего hard против уже прикатанного soft на McLaren. Примечательно, что и на этом самурай не остановился и за 6 кругов до финиша сломил сопротивление Росберга в борьбе за 5 место. Так Камуи повторил свой лучший результат в карьере, показанный в прошлом году в Монако.Весьма красноречивый результат на фоне все более звездного напарника. Перес, стартовав с наивысшей в карьере 5 позиции, уже на первом круге после контакта с Грожаном откатился на последнее место, а затем и вовсе сошел. Впрочем, это лишь продолжение невеселой серии для Серхио, ибо в двух предыдущих гонках мексиканец, уходя в бой с лучшей на тот момент в карьере 8 позиции, неизбежно финишировал лишь на пороге очковой зоны.
Судейская интрига
Льюис Хэмильтон
Не знаю, связано ли это с присутствием Тома Кристенсена в роли третьего стюарда, однако блюстители порядка на этот раз были невероятно жестоки.Началось все еще вечером в субботу, накануне гонки, когда судьи решили дисквалифицировать Хэмильтона, проведшего одну из лучших квалификаций в своей яркой карьере. С одной стороны, стюарды были последовательны: после аналогичного инцидента на ГП Канады два года назад, когда McLaren попросил Льюиса остановиться на трассе после завоевания поула, было введено правило обязательного доезда в боксы. Тогда в Монреале Хэмильтон получил преимущество за счет более легкого болида, однако «серая зона» регламента была закрыта. Сейчас ситуация повторилась: у англичанина оставалось1,3 килограмма топлива, притом что килограмм после квалификации обязательно нужно сдавать на пробу техническим делегатам FIA. Избегая одного нарушения, команда из Уокинга нарвалась на другое – абсолютная дисквалификация. С другой стороны, перемещение с поула на 24 место (Картикеяна, не попавшего в 107%, простили, ввиду возникших у HRT индуса проблем) уж слишком суровое наказание. Никакой недолив топлива не мог позволить пилоту привезти всем более полусекунды…И мы увидели, что для суперинтриги Гран При достаточно дисквалификации Хэмильтона. Весь пелетон выиграл по одной позиции. В итоге Льюис побороться за победу не смог, но реализовать эксклюзивную тактику двух пит-стопов англичанину, на удивление, удалось блестяще. И, даже несмотря на старт с последнего места, молодому пилоту McLaren удалось на финише опередить напарника, который абсолютно справедливо по чистой скорости проиграл Хэму в квалификации 10 позиций.
Фелипе Масса
Раз уж заговорили о проблемах Хэмильтона, то, как повелось с прошлого сезона, обязательно параллельно поприсутствовал и Масса. Они и, вправду, боролись бок о бок, но непосредственных коллизий между ними не было. Фелипе блестяще стартовал, с 16 позиции прорвавшись на 11, боролся за конец очковой зоны, однако был наказан за некорректное поведение под желтыми флагами…Но не стоит сбрасывать все на пенализацию. В аналогичной ситуации Феттель, отбыв наказание, прорвался, в то время как Масса ничего сделать не сумел. Если же говорить о конкретном сражении с Хэмильтоном, то сдержать британца все равно бы не удалось, ибо бразильца еще ждал один пит-стоп. И это не считая проезда по пит-лейну…Итог: 15 место при «серебре» напарника.
Себастьян Феттель
Действующий чемпион и прошлогодний победитель испанского Гран При не производил впечатления на первом отрезке, сохранив 7 стартовую позицию. Однако, подвергнувшись аналогичному наказанию, что и Масса, а затем и сменив переднее антикрыло на финальном пит-стопе, резко активизировался и одного за другим прошел дуэт из McLaren и Нико Росберга. Блестящая концовка Гран При позволила Себу минимизировать потери от наказания и сохранить команде лидерство в Кубке Конструкторов. Дуэль с Льюисом была особенно принципиальной, ведь в прошлом году Себ сдержал англичанина в борьбе за победу. На этот раз немец вновь победил. И в очередной раз подтвердил, почему именно он лидер австрийского коллектива: Марк Уэббер также мистически, как и Феттель, повредивший передний спойлер, в отличие от напарника прорваться не сумел, так и не сломив сопротивление Хюлькенберга в борьбе за попадание в очковую зону.
Символизм
На этом Гран При Мальдонадо постфактум квалификации получил поул от Хэмильтона. Пилота, который лишил венесуэльца первых очков в F1 в Монако’11. Льюис впервые в карьере потерял честно заработанную победу в квале. Однако молодой британец уже был в ситуации, когда проигранный поул записывался на его счет – и было это в Венгрии’07. Квалификационное превосходство тогда потерял Алонсо. Пилот, лишивший венесуэльца дебютных в сезоне очков.Круг замкнулся. Пастор превзошел Фернандо и обогнал всех. Однако этот отнюдь не любовный «треугольник» весьма вероятно скоро еще сойдется вновь.
Резюме
Расстановка сил до сих пор не определена. В каждой гонке побеждает новый пилот. Два с половиной сезона не было дебютных триумфаторов – а за последние три Гран При их уже двое! Кто же победит на узких улочках Монте-Карло? В сравнительном 1983 году первым вторую победу отпраздновал Прост на Renault. Значит ли это, что настал черед другого чемпиона, пилотирующего болид с французским мотором: Райкконена или Феттеля? А, может, и с 5 позициями штрафа 6 триумф в княжестве одержит Шумахер, прервав бесплодную серию в 11 лет… Узнаем через две недели.
P.S. Анализ перипетий борьбы и столкновений Гран При, а также освещение тех, кому в послегоночной статье не хватило места, читайте в традиционном разборе полетов в пятницу.
Фото подобраны в тему ..классные. Отлично.
P.S. Фото всегда подбирал :).