15 мин.

Место Переса в «Ред Булл» спасла богатая фанбаза Америки. А с ней – масса денег и промо «Ф-1»

Все причины.

В последней гонке «Формулы-1» перед летним перерывом с первого ряда стартовали «Феррари» и «Ред Булл» – казалось, на обгонном «Спа-Франкоршаме» с длинными прямыми под слипстрим действующие чемпионы легко обойдут болид Скудерии и уже на второй сектор войдут лидерами. А дальше – с учетом синергии их машины с трассой – победа окажется делом техники.

Но стартовавший 2-м «Ред Булл» въехал на второй сектор на третьей позиции. А финишировал вообще 8-м – за вторым болидом, начавшим заезд 5-м.

За рулем откатившейся чемпионской машины находился Серхио Перес – и новым провалом он закрыл череду предыдущих с набором минимума очков из топ-8 общего зачета за европейскую фазу сезона. Таким вышел завершающий аккорд для отрезка, который активно раскрывался в прессе как «решающий» для его карьеры – якобы в случае новых неудач «Ред Булл» активировал бы опции разрыва контракта.

Более того, уже перед самим этапом судьба Серхио казалась решенной: команда запланировала масштабные тесты пилотов «РБ» в Имоле (по слухам, с целью выбора смены), а руководство выходило в прессу с комментариями «так больше продолжаться не может».

Неудачный результат в Бельгии, казалось, и вовсе стал приговором – особенно когда первой реакцией грозного советника концерна по автоспорту стало совсем распинающее: «У Серхио была возможность достичь хорошего результата со второго места. К сожалению, не получилось. Он полностью развалился, особенно на последнем отрезке. Каждый результат [важен] для Серхио, и восьмое место после старта вторым – точно не то, чего мы ожидали».

«Нам нужно, чтобы обе машины зарабатывали очки, – добавил и шеф Кристиан Хорнер. – «Макларену» удалось отыграть у нас еще где-то семь или восемь очков в Кубке конструкторов. И нам нужно это остановить. Нужно отыграться после летнего перерыва в чемпионате. Так что да, Чеко нужен нам наверху. У него мало что получилось».

Сразу после финиша испанские и нидерлансдкие вещатели засняли обсуждения между Хорнером, Дэном Риккардо и боссом гоночной «РБ» Лораном Мекьесом, а сам австралиец заявлял, что «ему предстоит собеседование в формате шинных тестов, и он пока не в отпуске».

Результат: №3 никуда не двигается и остается в «РБ» как минимум до конца сезона. Как и Перес – на своем месте.

«Перес останется. Мы хотим, чтобы он вернулся к своей прежней форме. Риккардо тоже остается. Ничего не поменяется. А в 2025-м карты вновь перетасуются», – подтвердил Марко по результатам встреч с акционерами компании и обсуждениями с Хорнером.

«Чеко остается пилотом команды «Ред Булл», несмотря на все слухи и спекуляции. И мы с нетерпением ждем возможности увидеть, как после летнего перерыва он проявит себя на трассах, где ранее неоднократно демонстрировал очень хорошие выступления», – рассказал Хорнер.

Даже Макс Ферстаппен встал на защиту напарника: «Наша главная причина для беспокойства – болид. Вот на чем мы должны сосредоточиться в первую очередь, ведь, если посмотреть на уик-энд Чеко, он был очень позитивным».

Таким оказался и главный вывод встречи: Пересу нужно просто больше помочь со стороны команды, машины и настроек, а менять его принципиально не на кого. Риккардо не убедил в более стабильной форме, а Лоусон или Цунода вряд ли сходу выдержат настолько высокое давление и могут не выдать лучших результатов – то есть улучшений можно и не добиться. И зачем тогда совершать потенциально деструктивные действия?

Сам Перес уже после финиша срезал любой потенциал к дальнейшим разговорам:

«У меня была хорошая квалификация, хороший день. [Восьмое место в гонке] ничего не меняет. Думаю, в команде слишком многое происходит, нам нужно на многом сосредоточиться, и мы не можем тратить силы на все эти спекуляции.

Так что это последний раз, когда я говорю о будущем. Просто хочу прояснить это для всех: я больше не буду говорить об этом, не буду отвечать на вопросы о будущем».

В конце концов, Серихо можно понять: впереди предстоял важный для него день, и нельзя было перебивать его негативным медийным шумом.

Вед если сложить все происходящее вокруг Переса в последние годы за «Ред Булл», станет ясно: №11 вновь спасла огромная фанбаза в Америке.

31 июля у Переса вышел собственный документальный фильм на Disney+

На самом деле «Ред Булл» в любом случае не стал бы объявлять об уходе Серхио как минимум до Гран-при Нидерландов – ведь на Disney+ как раз выходит документальный фильм о пути и жизни Переса в «Формуле-1» под названием «Не сдавайся, засранец!»

Множество брендинга «Ред Булл», кадры с Максом и словами «Считаю Серхио очень хорошим пилотом», похвалы… Как бы команда выглядела, если бы как раз под выход этого уволила бы парня?

В таких условиях нет принципиальной разницы, приехал он 8-м или 5-м, принес 10 очков или 6, отстал в квалификации на 0,4 секунды (еще не как Гасли) или на целых 0,6 секунды (уже совсем как Гасли). Главное – с ним команда взяла первый титул за долгие годы в 2021-м. Именно этим он взорвал медиапространство в первый же сезон - и словами от Макса по радио «Чеко-легенда» после зверской обороны №11 от Хэмилтона на последнем Гран-при. Момент апофеоза и роста популярности уже произошел, его обратно не откатить.

Должно быть, именно поэтому даже слова поддержки в адрес Серхио постоянно формулировались Хорнером «мы уже видели кризисы, из которых он выкарабкивался». И сам №11 заявлял: «Хочу научить своих детей не сдаваться. Хочу вернуться, и я вернусь. Я не сдамся». Словно часть рекламной кампании!

Под проект такого масштаба явно заключено множество контрактов и обязательств по продвижению и поддержке. Весь процесс явно планировали и согласовывали заранее, и внезапно все ломать с миллионными неустойками – выставлять себя ненадежными партнерами перед остальными потенциальными интересантами в будущем. Зачем это «Ред Булл»?

Так что Перес явно был в безопасности как минимум до момента завершения «цикла просмотров» – когда док перестанут активно продвигать, рекламировать и смотреть. Иначе команда и компания не получат желаемого эффекта и только попадут на потери.

Вообще контракты Серхио с Disney+ и прочими потребительскими брендами Nestle приносят «Ред Булл» немалый вклад в бюджет – и, по инсайду американского ESPN, одни только неустойки из-за досрочного разрыва могут обойтись команде в 5 млн долларов. Терять их на ровном месте без гарантий улучшения результатов не слишком рационально – а ведь и продвижение бренда тогда срочно придется перепридумывать и перепланировать заново, с нуля, уничтожая все уже наработанное и оборачивая против себя всю накопленную обширную фанбазу в Латинской Америке и США.

Рынок Латинской Америки – очень крупный. И ключевой для планов «Ф-1»

Обычно при обсуждении Латинской Америки имеются в виду страны Центральной и Южной – и там действительно большое испаноязычное население: более 400 млн человек (это без Бразилии – у нее португальский язык, собственные гоночные традиции и отдельная идентичность). Однако при этом по-настоящему крупных и перспективных рынков в регионе не так много: Аргентина вряд ли будет болеть за мексиканца при наличии намного более легендарных Фанхио и Ройтеманна.

Остаются «прочие» не слишком богатые страны Южной и Центральной Америк, но и не только они – еще и огромный фактор в виде испаноязычного населения США!

А ведь оценкам бюро статистики США, в 2020 году в стране проживало 62 млн человек, указавших испанский язык в качестве родного – 18,9 % населения. И за 4 года с учетом все нараставшей волны миграции прежде всего как из Латинской Америки – через границу с Мексикой – число и доля только выросли: темп оценивается примерно по миллиону в год.

Диаспора настолько сильна, что В США работают аж больших бесплатных ТВ-канала только на испанском языке. А еще большее 70 более мелких и кабельных канала. Причем тренд только расширяется: испаноязычные сейчас – единственная когорта в США на данный момент, растущая не только за счет миграции, но и благодаря высокой рождаемости.

И она получает и политическое представительство: после промежуточных выборов 2022 года Палата представителей и Сенат США установили рекорды по представленности испаноязычных/латиноамериканцев в обеих палатах. Число сенаторов-латиноамериканцев достигло рекордного за все времена уровня – 6. (по данным Исследовательской службы Конгресса, в Палате представителей 54 члена латиноамериканского происхождения.) Тех, кто указывает среди языков владения «испанский», уже больше половины.

Так что любая борьба латинский рынок – на самом деле сражение еще и огромную часть потребителя из США. Причем сохраняющего прежние традиции боления, но получающего большую зарплату и возможности что-либо купить.

К примеру, условный новый фанат Переса из Колумбии или Эквадора при миграции в США не перейдет на NASCAR или «Индикар», зато резко станет привлекательнее в глазах рекламодателей. Ведь получит больше возможностей тратить больше денег на товары, которые рекламирует их кумир.

И такая схема работала в 2000-х даже для гонщиков: Хуан-Пабло Монтойя из Колумбии развивал гоночную карьеру именно через переезд в США, как и пилот «Ф-2» Хуан Мануэль Корреа из Эквадора (хоть он и выбрал американский флаг и лицензию). Та же история у бывшей пилотессы Татьяны Кальдерон.

Да даже в американском «Индикаре» есть пример своего Переса – Патрисо О’Уорд, одним появлением привлекший дополнительные тысячи телезрителей. Популярность вместе с бодрым агрессивным пилотажем сделали его с 6 победами одним из самых высокооплачиваемых гонщиков серии – 10 млн в год!

При этом и сама Мексика – большой и активно растущий рынок: 130 млн человек (10 место в мире), 12 место по размеру ВВП и договор о свободной торговле с США. Последнее крайне важно, ведь из-за недавних активностей по послековидному решорингу и перемещению ключевых производств из враждебных зон типа Китая многие компании обратили внимание именно на Мексику с дешевой рабочей силой.

Перес крайне ценен для финансов команды. И всей «Ф-1»

Вместе с остальной Центральной Америкой и частью публики в США такой кусок невозможно игнорировать – особенно при наличии такого пула потребительских компаний среди партнеров «Ред Булл».

Посмотрите только вниз пресс-релиза о продлении №11 еще на два года:

«Серхио невероятно популярен в Латинской Америке, – подтверждал и Гельмут Марко. – У нас там больше продаж мерча Переса, чем у Ферстаппена. Кроме того, когда у Серхио хороший день, то он практически непобедим».

По источникам немецкоязычного сайта F1 Insider (как раз и узнававшего у Марко, что у там с 2025-м), за Переса просил даже владелец коммерческих прав на «Ф-1» «Либерти Медиа» – чтобы сохранить выручку от Гран-при Мексики и всей американской аудитории, ключевой для расширения доходов чемпионата на данный момент.

Также, по данным итальянского подразделения Motorsport, в переговоры вступила и богатейшая семья страны – клан Слимов c капиталом в районе 105 млрд долларов. Семья владеет рядом партнеров «Ред Булл» – операторами Telmex и Telcel, а старший сын главы клана Карлос Слим Долит входит в Сенат ФИА.

Слимы поддерживали Переса всю его карьеру в «Ф-1» (иногда их вложения в 25-30 млн в год составляли четверть бюджета его команды во времена гонок за «Форс-Индию»), но после перехода Серхио в топ-коллектив, первых побед, сериала на Netlfix и взрывного роста популярности №11 он стал их главным рекламным лицом. Его образ «сразу звоню семье после финиша» идеален для продвижения на домашнем рынке с крайне активным использованием мобильной связи.

Потому они тоже вполне могли напомнить команде о финансовых последствиях разрыва – как и прочие спонсоры из инсайда ESPN.

«Прямо сейчас Чеко является самым востребованным гонщиком в «Формуле-1» – заявлял отец Серхио Антонио – мексиканский бизнесмен и политик из правящей партии. – У Чеко есть много сценариев. Он самый востребованный гонщик в «Ф-1». А главное – у него больше всего спонсоров. Больше, чем у Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона вместе взятых. У него каждую неделю появляются новые варианты продолжения карьеры. К Чеко обращаются компании со всего миру, лучший специалист по продвижению рекламы в мире – это Серхио Перес. Его спонсорских товаров никогда не остается в ассортименте, потому что всю продукцию очень быстро раскупают».

Звучит как сюр для нас, но вполне реально для его родного рынка. Там Серхио – лицо огромного количества транснациональных компаний: например, у него есть личное меню в «Макдональдсе»:

У крупнейшая сеть кинотеатров в Мексике Cinepolis – собственный набор «Комбо-Чеко» (продано 252 тысячи штук вроде такого только по программе лояльности за одну неделю прошлого сентября):

Аккаунт мексиканского KitKat от гиганта Nestle:

Сделка с производителем игрушек Mattel:

А после сделки «Ред Булл» и «Форда» Перес постит видео, как играет в гольф из багажника F-150 Lightning.

И, кстати, насчет «Диснея»!

Да, не все партнеры из пула «Ред Булл» – личные спонсоры Переса или пришли по его линии, но теперь все они получают дополнительный публичный интерес именно из-за его популярности благодаря выступлению за топ-команду. А головная компания получает повышенный интерес той же публики в ответ – Серхио в этом плане не заменить. Теоретически общий уровень аудитории могло бы поддержать только повышение Даниэля Риккардо, но выигрыш и здесь выглядит сомнительным: №3 и так в ростере как резервист и пилот второй команды, участвует в шоу-заездах и рекламных кампаниях, да и в целом ориентирован на другую публику.

Выигрыш от любых смен в смысле результатов оказался бы сомнительным, а по части финансов – нулевым или вовсе отрицательным.

А вообще случай Переса – невероятно мощная демонстрация трансформации всего чемпионата. Раньше даже сильным пилотам приходилось изредка выступать в роли рента-драйверов, или спонсоры просто приходили на их имя и так оставались, получая преимущество от популярности команды и связи с «Ф-1». Теперь все по-другому: суперподдержка и внимание к пилоту приковывает к команде и параллельно к их соперникам и всему чемпионату столько глаз, что избавиться от него вне зависимости от результатов может оказаться дороже и вреднее с точки зрения бизнеса, чем пытаться выцарапать дополнительное место в Кубке конструкторов ради дополнительных 10 млн призовых.

К тому же, объем призовых еще и напрямую зависит от выручки серии, которая еще больше зависит от интереса и вовлечения таких крупных рынков в смотрение и маркетинговую деятельность – а значит, редкие успехи Переса на фоне остальных провалов выходят даже ценнее, чем стабильные выступления «выше среднего» любого более талантливого гонщика без настолько широкой фанбазы.

Да, рента-драйверы мертвы. Да здравствует новая эра рента-драйверства.

Что еще прочитать о Пересе и «Ред Булл»?