11 мин.

Обгонище 17-летнего сменщика Хэмилтона в «Мерсе»: в дождь! В опаснейшем вираже! До стены – 📏

🫣

Весь год – с февраля – «Формула-1» ждет, кого же «Мерседес» объявит на место переходящего в 2025-м в «Феррари» Льюиса Хэмилтона. Вариантов за полгода называлось множество: от мечтаний по сманиванию из «Ред Булл» Макса Ферстаппена до опций с Карлосом Сайнсом или Валттери Боттасом.

Однако чуть ли не с первых же месяцев весны инсайдеры уверяли: «Мерседес» больше всего уповает на 17-летнего юниора из «Ф-2» Андреа Кими Антонелли – и уже готовит его к дебюту на многочисленных тестах на болидах Хэмилтона (включая версии 2021-го и 2022 годов).

Впрочем, шеф восьмикратных чемпионов Тото Вольфф постоянно уверял, что в планы «Мерседеса» не входит сразу же забрасывать парня в бойню высшей лиги, а все заезды – изначально запланированная программа. Однако затем Кими только каким-то чудом не брал поулы, выиграл гонки на «Сильверстоуне» и на сложнейшем венгерском «Хунгароринге», а затем на «Спа-Франкоршраме» в дождь в смертельной «Красной воде» выдал такую атаку на Франко Колапинто впритирку со стеной:

Как вам такое от 17-летнего дебютанта при почти нулевой видимости? Да еще и в одном из величайших виражей «Ф-1»?

«С моей стороны, я выдал одну атаку. После обгона я был готов выдавать полный темп и он пошел очень хорошо.

Я знал: это тот самый момент, когда нужно идти на полную. Конечно, это не самое безопасное место. Было очень близко, мы даже соприкоснулись перед поворотом в «О Руж». Но как только я взял левый вираж, то знал, что останусь впереди.

Я также знал, что это был нужный момент для обгона, потому что мой темп был достаточно силен, и я терял за ним время, так что мне требовалось атаковать, и все сработало. Вышел хороший маневр».

И, кажется, он убедил «Мерседес» – настолько, что теперь даже Тото Вольфф после побед и обгона перестал скрываться и подтвердил Кими в качестве №1 в шорт-листе сменщиков Хэмилтона!

«Критерии простые: нам нужен лучший пилот из доступных. В данный момент мой первый выбор – Кими Антонелли. Разумеется, есть риски, однако у Кими огромный потенциал. У него уже есть определенный уровень скорости и таланта, просто не хватает опыта.

Альтернативный сценарий – конечно, Ферстаппен, однако в данный момент он не кажется мне реалистичным. Другие пилоты хотят подписать контракт на год или два – для нас этого недостаточно. Так что я рад рискнуть с Антонелли, ведь это просчитанный риск.

Посмотрите на прогресс Пиастри – ему потребовалось полтора года, чтобы сражаться за победу и выступать на уровне Ландо Норриса. Мы хотим достичь того же с Кими. Сезон-2025 в любом случае получится переходным из-за изменений в 2026-м.

[Но] я продолжу наблюдать за рынком. Не знаю, как будет развиваться ситуация в «Ред Булл», – подчеркнул Вольфф.

Что думает сам пилот – уже потянет «Ф-1»?

«Честно говоря, я не знаю, буду ли готов. Я еще учусь, мне еще очень многому нужно научиться в «Формуле-2», я по-прежнему допускаю много ошибок – и есть некоторые важные детали, в которых я по-прежнему недостаточно хорош и где я многое делаю неправильно. Я стараюсь прибавлять, стать лучше, и не повторять ранее допущенные ошибки».

Но в «Мерседесе», кажется, уверенности уже хватает и на самого парня:

«Я прекрасно знаю о вещах, о которых люди порой забывают – а нам стоит напомнить себе о том, какие глупости мы делали в 17 лет, – высказался Вольфф. – Я могу с уверенностью сказать вам, что в моем случае недостаток зрелости [в таком возрасте] никогда бы не позволил мне принимать правильные решения, находясь в среде с таким уровнем конкуренции.

В то время как он всего за пару лет прошел путь от картинга до региональных формульных соревнований, а теперь он выступает в «Формуле-2», и в глазах всего мира является следующим гонщиком «Мерседеса».

Так что я бы хотел видеть от него то, как он допускаешь ошибки, и учится на этом. Как он продолжит помогать «Преме» повышать уровень выступлений и работы команды, улучшать работу с шинами, в том числе на дистанции гонки. И все перечисленное он сделал по ходу гонки «Формулы-2» в Венгрии.

Теперь посмотрим, сможет ли он закрепиться на этом уровне. При этом судить об уровне гонщика на основе результатов в «Формуле-2» всегда непросто. В то время как данные, которые мы видим по итогам его тестов за рулем болида «Формулы-1», нас весьма обнадеживают.

О нем много говорят. Его послужной список в юниорских «Формулах» и картинге уникален. Очевидно, давление на него растет. Но как говорит его отец, чемпиона нужно бросить в холодную воду, и он должен плыть. Это то, чему должен научиться Кими. Но на него оказывают огромное давление».

«Не могу игнорировать тот факт, что он провел несколько тестов на болиде W13 двухлетней давности, пытался освоиться, и все чертовски здорово, – поделился размышлениями о новой надежде команды технический директор «Мерседеса» Джеймс Эллисон. – Для меня это прекрасное ощущение, хотя приходится то и дело волноваться о болиде – понимать, что есть отличный молодой талант, который в какой-то момент к нам придет. Если талант есть, остальное неважно.

Когда новичок попадает в «Формулу-1», это большой вызов, и, да, он будет молод, это серьезное давление.

Можно посмотреть на дебют Бермэна в Джидде: трудный автодром, он сел в машину в последний момент, и посмотрите, как выступил. Если у пилота есть способности, характер, он сделает этот шаг вперед. Все указывает на то, что у Кими получится

Я имел удовольствие послушать то, как другие инженеры описывали работу с ним. Это молодой пилот, полный энтузиазма – и он очень-очень быстрый.

У него метрономический темп: до недавнего времени он ни разу не пилотировал болид «Ф-1», но [во время тестов] спустя круг-два все выглядело так, будто он здесь уже много лет.

Он непредвзято оценил болиды этого поколения, с граунд-эффектом… Он ощущает все то, что и ждешь от него, но его опыт не искажен управлением предыдущими болидами.

Он воспринимает нынешние болиды такими, какие они есть, и говорит нам, что чувствует. Рассказывает о слабостях и сильных сторонах, позволяет инженерам работать над некоторыми улучшениями. Похоже, это многообещающий юный пилот»

«На самом деле в «Мерседесе» уже нет мест. Это команда Андреа Кими Антонелли. Это их будущее, – оценил происходящее в стане «серебряных стрел» чемпион 97-го Жак Вильневю – Его к этому готовили. И Тото Вольфф не хочет, чтобы все сложилось как-то иначе. Для него это уже вопрос эго. Он хочет доказать всему миру, что был прав, когда подписал Антонелли в 12 лет, зная, что это будущий чемпион».

Кто такой вообще этот Антонелли?

Речь о 17-летнем суперталанте из Италии, сейчас выступающем в «Формуле-2» – его перевели через несколько ступенек юниорских серий ради ускорения подготовки к «Ф-1» и уже проводят множество частных тестов в бывших боевых болидах Льюиса Хэмилтона. Кими откатал сессии в машине 2021-го, а теперь уже перешел на технику нынешнего поколения с «граунд-эффектом»!

Например, перед этапом в Имоле «Мерседес» устроил ему, по слухам, лобовые тесты-сравнения с Миком Шумахером: чемпионом «Ф-2», резервистом восьмикратных чемпионов, парнем с двухлетним опытом «Ф-1», гонщиком «Альпин» в гиперкарах серии на выносливость (где выступает лучше всех в команде) и кандидатом на место в их основной команде в Гран-при!

Кими начал карьеру в семь лет и через два года одержал первую победу в картинге: стартовал с 11-го ряда, показал стабильный темп (штамповал один лучший круг за другим) и совершил мощный прорыв в лидеры на последних кругах.

После перешел в WSK (World Global System Karting) – главную мировую серию, где в свое время гоняло большинство нынешних пилотов «Ф-1»: Ландо Норрис, Оскар Пиастри, Логан Сарджент и даже Макс Ферстаппен. Здесь Антонелли также отметился победами и подиумами в нескольких категориях – успех убедил «Мерседес» взять его в молодежную программу в 2019-м. Новоиспеченный протеже ворвался в картинговый чемпионат ФИА, где два года подряд брал титулы. Последовавшие победы в чемпионатах Европы окончательно убедили руководство «Мерседеса» в том, что Кими больше нечего делать в картинге.

В 2021-м итальянца отправили сразу в две серии: итальянскую (самую конкурентную в мире) и арабскую (самую недорогую и удобную для подготовки и наката) «Формулы-4». Кими выступил лишь на некоторых этапах за «Прему» (с которой с тех пор не расставался): так его планировали подготовить к полноценному участию в младших «формулах». Но и этого хватило для ярких результатов: за 9 этапов Антонелли добыл 2 победы и 8 подиумов (причем начинал он с травмой ноги – что сказывалось на работе с тормозом)!

Зажигать по-крупному итальянец начал в следующем году. Он вновь параллельно выступал в двух «Ф-4» (снова итальянской и немецкой) – только на сей раз полноценно. Кими устроил настоящую феерию: выиграл 22 гонки из 35 и оба титула. Причем и там и там пилот превратился в доминатора: в итальянской «Ф-4» из его 13 побед за 20 этапов сразу шесть – это хет-трики (победа + поул + лучший круг), в немецкой же 15-летний гонщик отметился 9-ю победами, 12-ю подиумами и 7-ю поулами.

После такого успеха Антонелли был серьезным кандидатом в «Ф-3», однако в «Мерседесе» решили, что итальянцу лучше провести еще один год сразу в двух сериях: региональных «формулах» Европы («ФРЕКА») и Ближнего Востока, где используют болиды на основе «Ф-3» – выходит некоторая промежуточная стадия между «Ф-4» и «Ф-3» ближе к «Ф-3».

Кими вновь выиграл оба титула – с 8 победами и 10 подиумами. Причем не обошлось и без ярких выступлений: во второй гонке на «Зандворте» он одержал победу после старта с восьмого места. Антонелли финишировал в 12 секундах впереди ближайшего преследователя и в среднем был на секунду быстрее остального пелотона – и все это в дождь!

А вот еще один безумный дождевой перфоманс итальянца: Кими выиграл в «Спа», стартовав третьим. Правда, сам уик-энд больше запомнился из-за трагичной гибели Дилано ван’т Хоффа (Антонелли потом посвятил ему свой титул).

Да, похоже, в «Мерседесе» на подходе новый «Человек дождя» – за смелость, скорость на мокром треке и сильные обгоны Кими и заслужил сравнение с Максом Ферстаппеном. В некотором смысле Антонелли и повторил путь нидерландского чемпиона – только вместо прыжка из «Ф-3» напрямую в «Ф-1» за руль «Торо Россо» сделал рывок в «Ф-2» из «Ф-3,5». Причина, вероятно, проста: у «Мерседеса» нет юниорской программы, зато есть программа Академии и много болидов для тестов.

В том же 2023-м Андреа еще и доказал нереальную адаптивность: погонял на этапе итальянского чемпионата GT в Мизано за команду своего отца Марко AKM Motorsport и в обеих гонках финишировал на подиуме. Первую Кими выиграл с отрывом в десять секунд от второго места (после старта с поула), а во второй вырвал подиум прямо на последнем круге. В 16 лет против многоопытных пилотов GT c первого же дня!

«Много лет назад была ситуация, когда у нас была возможность подписать Макса [Ферстаппена]. И тогда это оказалось невозможным, потому что у нас не было свободного кокпита, – вспомнил Тото Вольфф, который, похоже, до сих пор не отошел от того поражения и все еще пытается потому раздобыть нидерландца. – У [Нико] Росберга и Хэмилтона были долгосрочные соглашения, и в «Ред Булл», естественно, воспользовались шансом. Они дали ему контракт с «Торо Россо», включив туда возможность перехода в «Ред Булл» в следующем году.

Мы потеряли молодого пилота – и видите, насколько успешным он стал. И именно потому, что на горизонте появился новый юниор, который пилотирует на очень высоком уровне, я захотел сохранить опцию открытой».

Так Хэмилтон и получил новый контракт только по схеме 1+1 – и воспользовался опцией для перехода в «Феррари». «Мерседес» же поначалу изо всех сил отбивался от планов повышения Антонелли при первой же возможности, но теперь все встало на свои места.

И сразу после заявления Вольффа ждавший определенности Карлос Сайнс подписался с «Уильямсом» на долгий срок. Можно считать это индикатором: «Мерседес» уже точно не передумает.

Что еще почитать про Антонелли, другого новичка «Ф-1» и вообще обстановку на трансферном рынке?

Фото: Panoramic, IMAGO/Ricardo Larreina/Global Look Press