15 мин.

«Ауди» крошится уже на пороге «Ф-1»: вместо архитектора «Макларена» – неудачник из «Феррари»

Внутренние дрязги портят суперпроект.

«Формула-1» гордится огромным интересом со стороны спонсоров и автогигантов – один только моторный регламент 2026-го уже привлек дополнительных мегапроизводителей вроде «Форда» и «Кадиллака» (у которых пока не получилось прорваться), вернул «Хонду» и вызывал интерес «Порше» с «Хендэ» (но их вступление пока сорвалось).

 Главным и основным же «новичком» считается «Ауди» – немецкий автомонстр решил войти в чемпионат просто как поставщик, но полноценным конструкторов шасси с заводской командой. Под грядущие успехи как в гонках на выносливость и ралли-рейдах куплен достаточно продвинутый технически «Заубер» (бывшая «Альфа Ромео», которой хронически не хватало денег в предыдущие сезоны), создано мощное моторное подразделение в немецком Нойбурге с 22 стендами «на уровне произведения технического искусства» и сотней спецов

И еще недавно руководство концерна уверяло: налет на «Формулу-1» двигается по плану. Прототипы моторов уже тестируются на стенде (построили даже специальную установку, имитирующую прямые Лас-Вегаса – самые длинные и безжалостные в календаре!), в перестройку команды активно инвестируют, сманивая персонал у конкурентов, а руководит установкой новых мощностей архитектор перестройки нынешнего «Макларена» Андреас Зайдль в качестве босса всего подразделения в «Ф-1». У одного из конкурентов («Альпин») переманен топливный партнер BP-Castrol... 

Но 23 июля благостная картина просто взорвалась: уволили и Зайдля, и представителя завода «Ауди» в команде и главу моторного проекта «Ф-1» Оливера Хоффманна – и обоих заменили одним бывшим мотористом, техническим директором, и боссом всей «Феррари» Маттией Бинотто. Убранного с поста главы Скудерии пару лет назад за постоянные стратегические провалы, нелепые отмазки вечных идиотских промахов команды, поражений и топтании на подступах к победам несколько лет подряд

Выглядит… Странно. Но у «Ауди» же должна быть причина?

В «Ауди» развернулась битва за власть, от которой страдала команда

Вообще, казалось бы, нынешний «Кик-Заубер» совсем утонул: до сих пор без очков, безнадежный аутсайдер и постоянно проваливается в гонках даже после удачных квалификаций и стартов. В самом начале сезона заваливались пит-стопы, стратеги не выдают удачных решений, обновления вроде бы привозят почти на каждый этап, но прогресса не видно – совсем не похоже на команду с заводским акционером?

Тем не менее, за кадром реально происходили крупные изменения и инвестиции. Например, пит-стопы заваливали из-за полностью новой и экстремальной конструкции колес, оборудования и подвески – их специально задизайнили под сокращение массы и ускорение в будущем, но по началу немного не рассчитали, а откатиться из-за радикальности перемен было уже нельзя.

Также к концу 2023-го ввели в полноценную эксплуатацию симулятор вычислительной гидродинамики CFD -- «виртуальную аэротрубу» «Ф-1» – вместе с со всеми остальными симуляционными мощностями для тестов, стендовых испытаний и подбора настроек. Болид проектировался на старых версиях, а производился уже на новых с новым ПО и оборудованием – оттуда и некоторые шероховатости в понимании и внедрении новинок. 

«Мы вернули на завод выпекание деталей из карбона, чтобы больше не полагаться на сторонних поставщиков, – рассказывал представитель команды Алессандро Алунни Брави. – Добавили ночную смену – и уже удвоили возможности и способности к разработке, производству и поставке аэродинамических деталей и обновлений самого высокого уровня. Время на цепочку от чертежей до трека сократилось на 30%, мы ставим цель добиться 50%. Для этого уже существует инвестиционный план и в конструкторской части, и в производственной – по бухгалтерии, процессах и технологиях.

Мы ускоряем ряд вложений, просто не рассказываем публично о том, что делаем. Сперва требовалось определить слабости, а затем согласовать размер инвестиций в каждый отдел со всеми акционерами».

И вот здесь – на стадии инвестиций – «Ауди» как раз и столкнулась с целым рядом сдержек и «стен». Во-первых, до конца 2023-го мешал потолок капитальных инвестиций в 20 млн на 5 лет – только в прошлом году аутсайдеры добились облегчения.

Во-вторых, необходимость согласовывать размер и направление инвестиций с акционерами – не пустые слова: по первоначальному плану, «Ауди» последовательно выкупала по 25% долей команды каждый год у предыдущего владельца Финна Раусинга и в конце брала контроль, оставляя тому четверть бумаг. Однако в процессе развития выяснилось: бизнесмен из TetraLaval – жесткий и неуступчивый переговорщик, и с учетом невысокого на тот момент потолка вложений каждую трату приходилось согласовывать с ним так, словно он тратился сам (хотя платила «Ауди» – Раусинг по идее просто получал профит от растущей рыночной цены организации).

По инсайду Autosport, Зайдль оказался в ситуации полного тупика, в котором не мог идти дальше – из-за этого немецкий гигант ускорил процесс и весной выкупил 100% акций, чтобы убрать стоп-краны.

Однако на место одной сдержки пришли другая – «Ауди» отправила в проект мастера над моторами и представителя концерна в совете директоров будущей заводской команды Оливера Хоффманна, одного из двигателей проекта по входу в «Ф-1». После выкупа команды он решил, что Зайдль сделал слишком мало и продолжает тормозить развитие – идеальным примером стал вопрос подбора пилотов: головной завод вроде как согласовал бюджет на их зарплату аж на 100 млн на 3 года, а Андреас сумел раздобыть «только» Нико Хюлькенберга. Длительнейшее ожидание ответа от Карлоса Сайнса (несмотря на теснейшие связи с его семьей через отца и проект на «Дакаре») действительно могло разозлить – особенно если учесть прочие опции (аутсайдер «Уильямс», вечных клоунов «Альпин» и полупризрачные почти несбыточные варианты в «Мерседесе» и «Ред Булл»). 

Еще одна претензия – недостаточно активная подписная кампания среди топовых инженеров: пока «Альпин» уводила с рынка не подошедшего «Макларену» бывшего спеца из «Феррари» Саншеза, «Андретти» сманивал менеджмент «Мерседеса» и даже самой «Ф-1», а «Уильямс» пылесосил рынок сразу на 26 техников средней линии, активность «Ауди» на контрасте действительно выглядела почти нулевой: бывший топ «Мерса» Штефан Штранц, бывший главный механик «Ред Булл» Ли Стивенсон и бывший менеджер «Ред Булл» и «Макларена» Стефан Сордо.

Немецкое издание Auto Motor und Sport тоже подтвердило по своим источникам постоянные вмешательства Хоффманна в работу Зайдля: куча вопросов выносилась на споры или обсуждения или переносилась вообще на уровень завода в попытке убедить руководство снять Андреаса и повысить Оливера. Да, новичок хотел больше вовлеченности в процесс, активнее выходил в медиа и пытался брать операционку – из-за этого любое действие сильно замедлялось или вовсе тормозилось, ведь подтвержденные полномочия не вязались с действительностью. Более того, Autosport сообщает, что один из топов «Заубера» Юлиус Зибах превратился в настоящего «паука» Хоффманна – контролировал любое важное решение о персонале и расширении и не давал его принять без одобрения Оливера. В итоге важные вехи развития откладывались или вообще не делались, и трансформация отставала от плана еще сильнее.

Зайдль в свою очередь тоже вовлекся в схватку за власть – хоть, казалось бы, и со «справедливой» стороны: так же жаловался руководству концерна на Хоффманна с нарративом «он же должен был стать наблюдателем и представителем, а не вот это вот все». Ведь с его точки зрения он приходил именно на роль главного босса всей программы шасси в «Ф-1» с максимальными полномочиями, и это к нему должны были прислушиваться в отделе моторов и концерне – точно не наоборот.

Впрочем, главное недовольство заводских топов вызвала даже не сама битва за власть, а ее «дизайн» – стороны даже не попытались сперва обсудить ситуацию между собой, достичь компромисса, прояснить ответственности или вообще разобраться, что происходит. Они сразу начали винить друг друга в недостатке прогресса.

Частично это подтверждается и комментариями представителя команды Алессандро Алунни Брави – после провала нескольких обновлений он открыто комментировал, что «со сделанными вложениями и инвестициями следовали бы добиваться много большего».

Также отчасти это подтверждается инсайдами о первых контактах Бинотто и «Ауди» еще в 2023-м – бывшего руководителя «Феррари» пытались нанять еще тогда и даже приглашали на базу в Нойбурге, но швейцарца не впечатлило увиденное. По рассказам источников, Бинотто оценил уровень завода как «несравнимый с «Феррари» в Маранелло», а также рассказал об удивлении «количеству клоунов в руководстве «Ауди».

С тех пор Зайдль в меру возможностей улучшил базу в Хинвиле, а Хоффманн, похоже, действительно зарядил моторный департамент в Нойбурге – иначе Маттии не было бы смысла соглашаться.

И стороны, похоже, сошлись в битве за власть именно потому, что сочли свой вклад особенно крутым – каждый здорово продвинулся и потому, видимо, не понимал, почему другой вмешивается в его действия.

Скорее всего, из-за этого президент всей «Ауди» Гернот Делльнер и принял внезапное и единоличное решение о полной перезагрузке с новым единоличным топом и новой структурой – и Зайдль, и Хоффманн ушли, а на их место уговорили-таки прийти Бинотто.

Это подтверждает и цитата Нико Хюлькенберга сразу после перестановок:

«Изменения стали неожиданностью. Меня проинформировали в день официального объявления – и что это было решение совета директоров и непосредственно Гернота Делльнера [президент «Ауди»]. Они приняли решение, что им нужны перемены и они хотят двигаться вперед.

Намеки можно найти даже в пресс-релизе медиацентра «Ауди»: ни слова от Зайдля, Хоффманна или самого Бинотто, зато целое пояснение Делльнера словами «Наша цель – привести весь проект в «Ф-1» к скоростям «Ф-1» через понятные менеджерские структуры, недвусмысленные сферы ответственности, сокращенные точки соприкосновений или процессы координаций. Для достижений этого команда должна обладать возможностью работать быстро и независимо». 

И главное: теперь роль председателя совета директоров «Заубера» займет сам Делльнер. Бинотто достанется роль главного директора по операциям (аналог Кристиана Хорнера в «Ред Булл») и главного технического директора (аналог Джеймса Эллисона в «Мерседесе»).

Зачем такие перестановки? Бинотто будет лучше Зайдля?

Андреас – действительно один из архитекторов нынешнего взлета «Макларена», просто о его вкладе многие забыли из-за длительного периода после ухода. Однако именно немецкий инженер в точности определил технические недостатки штаба команды и запустил реновацию мощностей – определил новые спецификации симулятора, пары стендов и аэротрубы, введенных в эксплуатацию в конце 2023-го. Потому нынешний шеф подразделения в «Ф-1» Андреа Стелла время от времени все же отдает должное предшественнику.

«Некоторые решения по инфраструктуре, которые вступили в силу с 2023-го, были одобрены при руководстве Андреаса. Многие позитивные факторы, которые приносят пользу сейчас, были созданы под началом Андреаса. Так что было бы нечестно и неправильно ассоциировать раскрытие потенциала исключительно со сменой руководства. Это не так. События развивались в этом направлении постепенно», – отмечал Стелла.

Просто для понимания высоты акций Зайдля даже в стагнировавшем внешне «Макларене»: именно к нему в первую очередь несколько обращалась «Феррари», когда искала замену... Бинотто. Он стоял в рейтинге выше нынешнего шефа Фредерика Вассера. Но Андреас отказался – и ушел только под обещания абсолютно широких полномочий в будущей «Ауди» без необходимости ездить на гонки и давать комментарии прессе. Только работа на базе, технологии и развитие.

Потому в паддоке вообще и появился «представитель команды» Алунни Брави. Теперь он точно не останется вдолгую на своей роли – «Заубер», скорее всего, выберет нового руководителя для гоночного подразделения. Слухи отправляют в Хинвил Майка Крака из «Астон Мартин» – он там уже работал, когда команда гоняла с шильдой и техникой «БМВ».

Теперь вероятна и смена нынешнего главы разработки болидов Джеймса Ки – его подписывал Зайдль после ухода инженера из «Макларена», они давно знакомы и много работали вместе.

Маттиа Бинотто же на первый взгляд действительно подходит на должность: он начал в «Феррари» как успешный моторист, затем дорос до технического директора и сделал «почти чемпионский» болид для Феттеля, а потом получил повышение до главы всей Скудерии и даже всего Маранелло. То есть нужный опыт уже есть.

Вот только здесь и кроется потенциальная проблема: Бинотто совмещал технические и управленческие должности, и с его продвижением уровень команды только падал. Создалось ощущение, будто Маттиа просто не справляется – или не успевает справляться – с огромным количеством навалившихся задач по реформированию внутренней культуры, перестройке организации и создания новых машин.

Не повторится ли проблема уже в будущей «Ауди», еще и с дополнительной нагрузкой в виде новых моторов? Пока – большой вопрос.

Пока же ясно одно: в его работу точно никто не будет вмешиваться (ведь Делльнер неспроста занял спорную должность сам), а сам Маттиа способен помочь с привлечением дополнительных инженерных сил. В первый же день после его назначения итальянская пресса написала о переговорах с главой моторного подразделения Скудерии Энрико Гуальтери, а в штате Нойбурга обнаружился другой бывший топ «Феррари» Вальтер Читтерио – оказывается, его подписали на роль будущего главы отдела силовых установок «Ауди» еще в марте. Вряд ли и здесь обошлось без взаимодействия с Бинотто – ведь Маттиа как раз и работал с Вальтером раньше.

От Маттии точно ожидают быстрой и активной подписной кампании и среди гонщиков, и среди инженеров.

Вопросы к адекватности руководства «Ауди» остаются

Если посмотреть на общий исход, выглядит так, словно Зайдль проиграл больше всех, хотя по сути именно его подход и требования победили.

Ведь:

• его сменщик Бинотто получил подтверждения всех полномочий.

• убрали его главного соперника.

• вся линейка структурирования команды создана так, как и хотел Зайдль.

Вообще претензии к Андреасу не слишком понятны: ведь если его сдерживали то ограничения бюджета, то акционер Раусинг, то внезапный конкурент Хоффманн, то чего большего от него ожидали?

Ситуация с Сайнсом тоже мало зависела от инженера: Карлос, похоже, до последнего надеется, что «Мерседес» не осмелится прыгнуть в новый сезон в 18-летним дебютантом Андреа Кими Антонелли, и ждет финального решения восьмикратных чемпионов. Никакие деньги и посулы тут не помогут ускорить процесс – Андреас все понимал и тоже ждал, тормозя переговоры и с остальными. У Бинотто тоже сложились неплохие отношения с Карлосом, но вряд ли они сильно лучше, чем были у Зайдля, и точно не изменят расстановку на рынке. Судя по быстрому подписанию Карлоса с «Уильямсом» – только напротив, убедили пилота не связываться с настолько хаотичной организацией.

Так что, похоже, увольнение Хоффманна – логичное, а уход Зайдля потребовался для поддержания внутреннего баланса, чтобы у команды не сложилось ощущения победившей стороны или чтобы у коллектива в принципе не могла отложиться мысль, будто каким-то либо участием в интригах или торможении чего-либо можно чего-то добиться. Именно потому Делльнер и забрал на себя спорную роль главы совета директоров – чтобы точно избежать повторения ситуация.

Однако неужели в «Ауди» не понимали всего этого до момента эскалации? И если понимали, зачем позволяли продолжать Хоффманну мешать Зайдлю работать? Неужели нежелание выполнять хоть какие-то арбитражные функции оказалось превыше всего? Тогда зачем вообще к «Зауберу» представлять наблюдателя со стороны головного концерна – если на любые сигналы последует только реакция «уволить всех»?

Либо в «Ауди» не слишком понимают, как вообще все работает в современной «Ф-1» и не стремятся разбираться (ожидая, что верные имена и деньги все красиво сделают в обычные сроки), либо для них проект – исключительно рекламный инструмент с второстепенным содержанием.

Оба варианта здорово объясняют первую реакцию Бинотто на общение с заводским руководством – но, может, Маттии все-таки удастся и самому реабилитироваться и создать-таки из аутсайдера вменяемую силу. Уровень пиковой «Рено» последних десяти лет уже будет успехом!

Отличным индикатором стал момент с трансфером столпа «Ред Булл» спортивного директора Джонатана Уитли (назывался самым вероятным сменщиком Кристиана Хорнера в случае отстранения главного босса чемпионов, тоже работал в Милтон-Кейнсе с первых же дней и ваял стртуктуру наравне с Эдрианом Ньюи) на должность будущего шефа команды в 2026-м. «Ред Булл» объявил о переходе 1 августа – по идее в первый рабочий день Маттии Бинотто на новой должности – но то ли все согласовали сильно заранее и бывший топ Скудерии не знал (то есть кто-то из уволенных унес секрет с собой), то ли не успели оповестить, то ли не осилили придумать внятный комментарий... Факт уже зафиксирован: весь остаток дня немецкие медиа пытались пробиться к кому-то из спикеров «Ауди», но «все выглядело так, словно они не знали, что «Ред Булл» что-то собирается озвучивать, и никаких комментариев не поступило».

Хотя, казалось бы, вы провернули мегатрансфер! Пусть 2024-й Джонатан и доработает, а 2025-й проведет в обязательном отпуске.

Только к вечеру автозавод наконец выстрелил дежурными радостями и пояснениями: Уитли займется трековым и операционным гоночным менеджментом, а также будет представлять команду в качестве спикера.

Бинотто же займется именно техническим операционным мендежментом базы и полностью возьмет ответственность за развитие будущих машин. Он же теперь станет и главным связующим между «Заубером» и моторной базой – то есть не по разработке двигателей, но по их интеграции в шасси.

Выходит, «Ауди» потребовалось больше недели, чтобы просто банально разобраться, кого и зачем они наняли и кто чем все же будет заниматься.

Слоган на банере над концептом болида «Ауди»: «Производительность – это подход».

Что еще почитать про «Ауди» и другие проекты автозаводов в «Ф-1»?

Фото: Hasan Bratic, IMAGO/Darius Simka, Antonin Vincent/Keystone Press Agency/Globallook Press/Global Look Press; a href=»https://www.facebook.com/Formula1/»>facebook.com/Formula1; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dean Mouhtaropoulos