Шик-парад «Ред Булл» на 20-летие команды «Ф-1»: мегаболиды и звезды от ралли до дрифта в одном фесте
От редакции: Привет! Вы в блоге «F1 — королева автоспорта!», здесь автор переводит интересные тексты о «Ф-1» и автоспорте. Сегодня – рассказ о ярком 20-летии «Ред Булл», когда даже боссу команды Кристиану Хорнеру нашлось место за рулем болида – вспомнил гоночный бэкграунд!
«В планы концерна Ред Булл никогда не входило поглощение команды «Формулы-1», – признавался бывший пилот команды Кристиан Клин.
Австриец стал первым участником программы для юниоров, когда команда еще представляла из себя шумный стартап. А к настоящему времени у нее 13 титулов и 120 побед в Гран-при.
На юбилей также приехали другие гонщики команды «Формулы-1»: Макс Ферстаппен, Серхио Перес, Даниэль Риккардо, Дэвид Култхард и Марк Уэббер. Не обошлось и без уходящего технического директора Эдриана Ньюи. Позже все они сели за руль болидов «Формулы-1».
Эдриан Ньюи презентовал новый гиперкар RB17
«Я много лет обдумывал идею создания нашего собственного гиперкара, от концепции до поставки, и это был великолепный проект и путешествие», – сказал Ньюи. – Наконец-то настал тот день, когда мы сняли покрывало с RB17, и это действительно замечательно».
RB17 воплощает в себе все, за что мы выступаем: неоспоримую мощь, скорость и красоту. Он очень адаптивен в своих возможностях, и мы позаботились о том, чтобы сделать его двухместным, так что удовольствие от вождения на скоростях «Формулы-1» можно будет получить с другом или партнером».
Хорнер добавил: «Учитывая 20-летнее наследие в мире «Формулы-1» и то, что мы являемся организацией, ориентированной на производительность, для нас было вполне логично разработать собственный гиперкар с нуля. Сочетая технические инновации, достижения и эмоциональную привлекательность, RB17 является знаковым автомобилем. Я очень горжусь командой и рад видеть ее мировой дебют. Мы ожидаем, что RB17 станет классикой будущего».
Характеристики болида «Формулы-1», воплощенные в двухместном гиперкаре
Эдриан Ньюи и Red Bull Advanced Technologies разработали RB17, используя технологии и аэродинамику «Формулы-1», чтобы обеспечить производительность болида «Формулы-1» в двухместном варианте. Соотношение прижимной силы и сопротивления ближе к самолету, чем к автомобилю.
Шасси представляет собой монокок из углеродного волокна для минимизации веса, а мощность обеспечивается двигателем V10, расположенным посередине и работающим на 15 000 об/мин. Мощность передается на задние колеса через коробку передач из углеродного волокна.
При весе менее 900 кг и мощности более 1 200 л.с. RB17 обеспечивает время прохождения круга, сравнимое с «Ф-1», и максимальную скорость более 350 км/ч, при торможении сбрасывая около 5G, оставаясь при этом простым в управлении и эксплуатации.
Тираж – 50 моделей, владельцы которых примут участие в программе трековых заездов на некоторых из величайших трасс мира. Ограничение выпуска было еще одним сознательным выбором, объяснил Ньюи: оно означает, что RB17 можно собирать полностью под крышей завода Red Bull Advanced Technologies, а ключевые детали поставляются теми же поставщиками, что и для команды «Формулы-1».
RB17 – произведение искусства
Хотя RB17 представляет собой вершину автомобильной инженерии, он также задуман как произведение искусства, сочетающее в себе прекрасный внешний вид и симфонию гоночных звуков. «Это должно быть произведение искусства, которое вы с удовольствием выставите у себя дома или в гараже», – сказал Ньюи в интервью журналу Autosport.
Выбор двигателя был обдуманным, и Ньюи искал идеальный саундтрек, который бы соответствовал головокружительным гоночным линиям автомобиля: «Мне нужен был силовой агрегат, способный развивать мощность 1000 л.с., но с максимальным весом в 150 кг со стороны системы сгорания. Турбомотор V8, конечно, дал бы такую возможность, но, очевидно, он звучит не так хорошо, как атмосферный двигатель. До конца 2005 года звуковая дорожка «Формулы-1» состояла из высокооборотистых V10».
Любопытный случай с RB17: возрожденное имя
Название RB17 – также тщательный выбор, поскольку оно заменяет не попавшее в линейку шасси команды «Формулы-1». Из-за пандемии болид Макса Ферстаппена, на котором он завоевал свой первый титул чемпиона мира в 2021 году, был RB16B – новой итерацией RB16 2020 года. В 2022 году Макс защитил свой титул и помог выиграть чемпионат конструкторов на RB18 – ведь RB17 тогда уже стартовал и получил свое имя.
Безумный Майк Уидетт дал жару за рулем дрифтового «Макларена» P1
Легенда дрифт-гонок из Новой Зеландии всегда ищет новых приключений. На этот раз он сел за руль дрифтового «Макларен» P1 с двухлитровым турбодвигателем с тройным ротором, который он установил на свой автомобиль – с мощностью свыше 1000 л.с..
Карлос Сайнс сел за руль новой машины для «Дакара»
Четырехкратный победитель ралли-рейда «Дакар» и действующий чемпион Карлос Сайнс продемонстрировал потрясающий новый «Форд» Raptor T1+, который он разрабатывает совместно с новым партнером «Ред Булл» – компанией «Форд».. Испанец имеет большой опыт работы в этой области: ранее он гонял «Фольксваген», «Ауди» и «Пежо», разрабатывая машины для покорения «Дакара» – и всегда неизменно под патронажем «Ред Булл». Теперь его завод и главный спонсор наконец сошлись глобально и в других гоночных проектах.
Кроме того, 62-летний гонщик проходит полный круг карьеры, ведь именно в этой команде он начал свою карьеру в чемпионате мира по ралли в 1987 году.
«Это совершенно новая машина, и это невероятно интересно, – сказал Сайнс. – Я с нетерпением жду совместной работы с новой командой, совместных тестов и того, чтобы сделать этот автомобиль самым быстрым».
Легенды чемпионатов мира по ралли
Себастьен Ожье, Дани Сордо, Элфин Эванс, Адриен Фурмо, Грегуар Мюнстер и Хейден Пэддон сели за руль «Тойоты», «Хендай» и «Форд-М-Спорт». «Тойота» также воспользовалась возможностью продемонстрировать футуристический GR Yaris H2 с водородным двигателем.
Огнедышащая дрифт-машина Калле Рованпера
Чемпион мира по ралли Калле Рованпера выступил на дрифт-арене с невероятной «Тойотой» GR Supra Drift. Там к финну присоединились звезды European Drift Masters Конор Шанахан и Элиас Хаунтонджи на своих «БМВ» M4 G82 и трехкратный чемпион Red Bull Car Park Drift Ахмад Дахам на своем «Лексусе» RC F. Они поразили зрителей дымящимися шинами и контролем над машиной.
Парад винтажной и футуристической гоночной классики
На «Фестивале скорости» в Гудвуде болельщиков ждал парад потрясающих машин из прошлого.
Юки Цунода продемонстрировал болид «Хонды» RA272 F1 1965 года, Алекс Албон – на «Уильямсе» 1982 года, а Джек Дуэн – на «Альпин» E20. Пятикратный чемпион мира MotoGP Мик Дуэн выехал на своей «Хонде» NSR500V 1998 года, двукратный чемпион Кейси Стоунер проехал на «Дукати» Desmosedici GP8 2008 года, а Штефан Брадль – на «Хонде» RC213V 2023 года. А у 15-кратного чемпиона мира Джакомо Агостини еще оставалось время, чтобы прокатиться на своем MV Agusta 500/3 1972 года – неплохо для 82-летнего старика. Заглядывая в будущее, Ник Кэссиди проехался на своем автомобиле «Ягуар» FE, а Хамда аль-Кубаиси села за руль своего No8 F1 Academy.
Большое шоу Дуги Лампкина на колесах
12-кратный чемпион мира по триалу Дуги Лампкин – звезда «Фестивале скорости» в Гудвуде, поражающий зрителей своими неизменно точными навыками езды по всей территории мероприятия, на этот раз в подъеме на холм в рамках празднования ТТ-гонок на острове Мэн. В то время как рекордсмен Майкл Данлоп и легендарный Джон МакГиннесс покорили эту трассу на двух колесах, Дуги сделал это на одном, проехав всю 60-километровую трассу ТТ.
Рекордный «Форд» Supervan
Гудвуд – не просто место парада новейших и исторических машин, это еще и серьезные соревнования по подъему на холм с засечкой времени. Ромен Дюма в очередной раз зажег листы хронометража на полностью электрическом «Форде» Supervan 4.2. Оснащенный массивным спойлером сзади, он выдает огромную мощность в 1 500 кВт (эквивалентно 2 040 л.с.). Supervan удерживает рекорд здесь и на международном подъеме на гору Пайкс Пик в США.
Дюма преследовали на подъеме некоторые знакомые лица, в том числе Скотт Спид на полностью черном «Субару» WRX Project Midnight Airslayer и Трэвис Пастрана на своем «Субару» GL Wagon 1983 года «Family Huckster» – доработанном семейном седане, оснащенном гидравлическими спойлерами.
«Это, безусловно, мой любимый автомобиль», – сказал Пастрана.
Гельмут Марко 20 лет руководит молодежной программой
Все это – дань уважения гоночной династии, начатой при поддержке покойного основателя «Ред Булл» Дитриха Матешица и продвигаемой Хорнером, Ньюи и гуру молодых пилотов Гельмутом Марко.
Как и многие другие молодые гонщики, Клин прошел через фирменную школу, которая выпустила двух чемпионов мира и множество победителей гонок, – прежде чем стать одним из двух пилотов, наряду с Култхардом, севших за руль, когда команда делала первые шаги в «Формуле-1».
«Меня поддерживали в «Ред Булл» с 97-го или 98 года – тогда еще не было младшей команды», – рассказывает он о первых днях. – Поначалу всем руководил Томас Уэбералл».
«Гельмут стал руководителем программы для молодых гонщиков в 2003 году, когда я выступал в «Ф-3». Он был жестким парнем, и временами очень, очень жестким по отношению к гонщикам – даже более жестким, чем сейчас!
Если вы прошли с ним эту школу, вам понадобится толстая кожа, но в конечном итоге именно это и нужно в «Формуле-1». В то же время он сам был гонщиком».
При поддержке «Ред Булл» Клин был переведен из европейской «Ф-3» в 2003 году (в том году он занял второе место) в команду «Ягуар», принадлежащую «Форду», вместе с Уэббером на 2004 год.
Помимо того, что «Формула-1» сама по себе была сложным этапом обучения, Клин говорит, что организация «Ягуар» была безразличной и тоже оказалась непростым предложением.
«Тогда это была очень «британская» команда», – вспоминает он. – В ней было несколько хороших людей, но это была явно команда средней руки».
Благодаря Кристиану Клину «Ред Булл» принял решение купить «Ягуар»
«Между Детройтом и Милтон-Кейнсом было большое расстояние, и нужно было подписывать важные решения».
За весь 2004 год Клину удалось набрать одно очко, а Уэбберу – еще несколько. После пяти сезонов, в которых было много боли и мало высоких результатов, «Форд» принял решение отказаться от своего несовершенного начинания в «Формуле-1» в 2005 году.
«Ред Булл» ранее владел 60% акций команды «Заубер», но затем продал их, и не рассматривал идею покупки полноценной команды, так что, по словам Клина, он не был заинтересован в этом.
«Забавно, что пару месяцев назад Марко говорил мне, что только благодаря мне они увидели возможность купить эту команду», – говорит он.
«На самом деле в их планы не входило создавать собственную команду. Но когда они узнали, что могут купить «Ягуар» за 1 доллар, то они довольно быстро пришли к выводу, что должны это сделать».
Клин говорит, что смена руководства, когда Тони Пернелл и управляющий директор Дэвид Питчфорт были смещены в пользу 31-летнего Кристиана Хорнера, произвела мгновенный эффект.
«Это было похоже на дуновение свежего ветра», – вспоминает он. «Возможно, потребовалось некоторое время, чтобы все члены команды поддержали идею, которую этот австрийский парень из Зальцбурга высказал в отношении команды, базирующейся в Милтон-Кейнсе.
Но в команде была хорошая энергия, особенно когда мы набирали очки сразу после первой гонки в Мельбурне. К счастью, у нас была хорошая машина!».
Когда Култхард заменил Уэббера, он и Клин заняли четвертое и седьмое места в дебютной гонке команды на Гран-при Австралии 2005 года.
«Я помню, как Кристиан обнял меня так, как меня никогда раньше не обнимал... мужчина, во всяком случае!». В свой первый год команда набрала 34 очка, что несколько лучше, чем девять очков «Ягуар» в предыдущем сезоне.
Кристиан Хорнер изменил команду
Однако ситуация менялась и за пределами трассы, как объяснил Хорнер в интервью Motor Sport в 2012 году.
«В паддоке появился рецепт хорошего времяпрепровождения от «Ред Булл», – сказал он. «Это произошло благодаря Дитриху. В жесткой, корпоративной среде, в которую превратилась «Формула-1», он хотел продемонстрировать основные ценности «Ред Булл», хотел, чтобы его команда была нонконформистской».
«Дом на колесах Energy Station, который появился на первой европейской гонке года, был его идеей».
«Дитрих хотел привнести веселье, дать хороший доступ к пилотам и позволить им говорить то, что им нравится, без ограничений, связанных с пиар-акциями. Даже ДиСи отрастил дизайнерскую щетину и перестал говорить на корпоративном языке.
Дитрих хотел, чтобы команда была успешной, но в стиле «Ред Булл»: потому что нет смысла веселиться на задней линии решетки. Нужно быть победителями. В этом мы были так же серьезны, как и любая другая команда».
Команда меняла пилотов как перчатки
В 2005 году команда решила чередовать каждые несколько гонок Клина и Тонио Лиуцци. Это оказалось сложным для обоих гонщиков.
«Это было очень плохое решение со стороны команды, но в основном оно исходило от Марко», – говорит Клин.
«Вам приходится делить машину, делить тесты, вы получаете половину пробега. Вы видите, насколько сложной была ситуация – вы теряете этот импульс».
В итоге Лиуцци был переведен в новую младшую команду «Торо Россо» на 2006-07 годы, а Клин продержался до трех гонок с конца 2006 года, когда его отпустили из команды.
«Ред Булл» бросает своих гонщиков на произвол судьбы, а затем доводит их до предела, что испытал на себе Клин, а также Себастьен Бурдэ, Хайме Альгесуари, Пьер Гасли, Александр Албон и другие.
Однако с приходом Ньюи в 2006 году команда постепенно становилась сильнее, а с введением нового технического регламента в 2009 году вырвалась вперед, практически опередив «Браун» в борьбе за титул благодаря победам Уэббера и Себастьяна Феттеля в гонках. С 2010 по 2013 год немец и команда завоевали исторические четыре титула подряд.
Дебют Марка Уэббера
Австралиец вернулся в Милтон-Кинс в 2007 году, чтобы заменить Клина. Он объясняет, как команде, которая нарушила нормы Гран-при, удалось добиться такого стабильного успеха, особенно в отличие от раздутых корпоративных принципов времен «Ягуара».
«Постановка целей и внимание к деталям имели решающее значение», – говорит он. «Это было похоже на большую команду «Ф-3» – у нее была очень маленькая группа, принимающая решения, и это было очень мощным оружием в ее арсенале.
А когда у вас есть такой «бережливый» процесс принятия решений, это позволяет нам быстро достичь потрясающих результатов.
Мы также были очень сбалансированы в плане управления. У нас был Дитрих, который руководил всем.
Гельмут сыграл ключевую роль, Эдриан отлично чувствовал команду, а уровень выносливости Кристиана очень высок – он вносит большой вклад в результаты команды из года в год».
Непримиримый Хорнер часто становится спорной фигурой в паддоке, а его дурная слава только усилилась после того, как он стал злодеем, которого все любят ненавидеть, благодаря сериалу Netflix. Однако некоторые из тех, кто участвовал в гонках под его руководством, считают, что его команда добилась успеха.
«Кристиан умеет мотивировать людей, а еще он гонщик» – говорит Уэббер, и его мнение разделяет Клин: «Кристиан понимает гонщиков».
Это конец эпохи
Хорнер признается, что блестящее празднование в Гудвуде показалось бы ему маловероятным, когда он вместе с Матешицем создавал команду в 2005 году, но не то чтобы у него было много времени подумать об этом.
«Не так уж часто выпадает шанс поразмыслить, ведь в этом бизнесе всегда смотришь вперед, а не назад», – говорит он.
«Это особенный момент – видеть, как все ребята выстраиваются в ряд, и видеть, как они едут вверх по склону.
Думаю, мы просто делаем все немного по-другому. Мы немного нестандартны. Мы играем нашу музыку громче. Мы никогда не боялись принимать вызовы.
Главное — это люди, дух, культура. Мы с нетерпением ждем следующей главы».
Фото: redbull.com
(Только с РБ17.)
(Что-то мне фото - сложно разобрать)