Хэмилтон выиграл в «Ф-1» впервые за 2,5 года. Что дальше? Он снова в игре?
Отвечаем на главные вопросы.
Семикратный чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, проводящий последний год в «Мерседесе» (в 2025-м он перейдет в «Феррари»), наверняка рассчитывал достойно попрощаться с командой, с которой выиграл шесть титулов. Однако результаты первых этапов вгоняли в отчаяние. В пяти гонках Хэмилтон не смог добраться даже до топ-5, а в последующих Гран-при ехал медленнее ожидаемого. Выступления в первой части сезона были настолько ужасными, что Льюис заранее признал поражение от напарника Джорджа Расселла.
Однако на домашнем этапе в Сильверстоуне пришла внезапная победа – да еще какая! Долгожданная и насыщенная рекордами!
Последний раз семикратный чемпион выигрывал в Саудовской Аравии в 2021-м (во время эпичной схватки с Максом Ферстаппеном за титул) – то есть без первых мест он провел два с половиной года. А это очень много для пилота, который до этого побеждал хотя бы раз в каждом сезоне.
Потому неудивительно, что Льюис испытал столько эмоций:
«С 2021-го я каждый день просыпаюсь и стараюсь тренироваться, чтобы сосредоточиться на своей задаче. Вместе с этой потрясающей командой я тружусь изо всех сил. Это моя последняя гонка с этой командой здесь – на Гран-при Великобритании. Я очень хотел выиграть ее для ребят, потому что я люблю и очень сильно ценю их. Ценю весь тот усердный труд, которым они занимались столько лет. Я навеки благодарен всем в «Мерседесе» и всем нашим партнерам и невероятным фанатам», – заявил пилот после финиша.
А вместе с эмоциями Льюис установил/обновил целый ряд достижений. Смотрите, сколько их:
Кажется, что Хэмилтон и его чемпионский дух наконец вернулись. Или не совсем?
Льюис продолжит побеждать?
Нынешний сезон «Ф-1» – это настоящие качели. На первых этапах доминировал «Ред Булл», а «Феррари» закрепилась в роли второй силы. Потом благодаря обновлениям в Майами значительно подтянулся «Макларен»: после второго места в Китае Ландо Норрис выиграл заезд во Флориде – и далее пилоты в оранжевом присутствовали на каждом подиуме (серия продолжается до сих пор). Команда из Уокинга добилась такого мощного прогресса, что за последние шесть гонок отыграла у «Ред Булл» 37 очков (тут еще нужно сказать «спасибо» слабым выступлениям второго пилота «быков» Серхио Переса).
И, наконец, на сцену вышел «Мерседес». В Монако команда привезла новое переднее антикрыло – тогда его поставили только Джорджу Расселлу (это даже вылилось в небольшой скандал из-за неоднозначных цитат Хэмилтона).
На первый взгляд, ничего такого, но именно эта часть заложила основу нынешнего успеха: переднее крыло распределяет все потоки воздуха по болиду – а это ключевой момент для аэродинамики машины «Ф-1». Старая деталь была практически экспериментальной и далекой от реалий нынешнего регламента. По факту оно превращало машину «серебряных» чуть ли не в самую капризную в пелотоне с невероятно узким «окном» настроек: небольшие изменения в погоде, гоночных условиях – и весь заезд «похоронен». Мы подробнее объяснили это тут.
Но в команде смогли все исправить – и дело даже не только в антикрыле. Успех определяло буквально каждое обновление:
«Порой, когда вы привозите хорошо заметные глазу обновления – детали корпуса или переднее антикрыло, например, – в контексте вашего прогресса и улучшения выступлений люди начинают говорить только об этих новинках.
На самом же деле за последние три гонки мы подготовили очень много обновлений – не все видимые – и каждое из них давало нам прибавку в несколько миллисекунд. Думаю, что именно в таком случае все эти незначительные прибавки в итоге дают положительный эффект», – объяснил Расселл.
Начиная с Монреаля «серебряные» стабильно приезжают на подиум – а последние две гонки так вообще выиграли! В Австрии помогла авария Ферстаппена и Норриса, а в Великобритании хватило уже собственного темпа.
Однако это вовсе не гарантирует успеха везде: на скорость болида значительно влияют многие факторы – от температуры трека до конфигурации и прогресса конкурентов.
В случае с «Мерседесом» все выглядит, с одной стороны, обнадеживающе: болид быстрый как в медленных, так и в скоростных поворотах – то есть особенности схемы трека его не пугают. Но с другой – до сих пор для победы «Мерседесу» нужны определенные условия. Вот почему изначально команда не ожидала высокого результата в Великобритании.
Победа Хэмилтона – случайность?
Не совсем. Льюис и вправду был быстрейшим в Сильверстоуне. Вот инфографика с гоночным темпом пилотов (в «колбочках» собраны времена всех кругов гонки, чтобы можно был отследить стабильность темпа на протяжении заезда) – Хэмилтон здесь на первом месте:
Тем не менее, победы, быть может, и не случилось, если бы не капризность английской погоды. На протяжении всего уик-энда дождь то шел, то прекращался – в таких условиях прошли и квалификация с гонкой. И, как отметил Расселл, это в точности повторяло этап в Монреале – где «Мерседес» взял поул и финишировал на подиуме (при этом у Расселла были все шансы на победу – он сам ее упустил из-за ошибок).
«Первый вывод заключается в том, что на промежуточных шинах «Макларен» был быстрейшей машиной и выиграл бы по чистому темпу. Второй вывод – после перехода на шины для сухой трассы «Мерседес» оказался быстрейшей машиной и мог выиграть по чистому темпу», – подвел тогда итоги гонки комментатор Sky Sports и бывший пилот «Ф-1» Мартин Брандл.
Если вернуться к графике с гоночным темпом в Сильверстоуне – то тут та же самая картина. На дождевой резине «Макларен» опережал «Мерседес», однако в сухих условиях Хэмилтон сумел вырваться вперед.
Помимо этого, Льюис победил за счет еще пары факторов:
Подходящая трасса. Гран-при Великобритании – в целом подходящий этап для «Мерседеса». Команда традиционно здесь сильна (база рядом, потому можно быстро довозить и донастраивать обновления при помощи стенда и симулятора). Даже в предыдущие тяжелые два года «серебряный» болид финишировал здесь на подиуме.
Безупречный пилотаж и чутье Хэмилтона. Льюис отговорил команду от поспешного перехода на «промежуточный» комплект (такое решение уничтожило гонку пилота «Феррари» Шарля Леклера), а в конце выдал феноменальный отрезок на уже использованном «софте» – самом мягком комплекте резины. Ландо Норрис оказался в такой же ситуации, но не выдержал всю дистанцию, «убил» шины в погоне из-за попыток проезжать круги все быстрее, но в итоге ошбался, терял скорость, портил комплект и пустил вперед Ферстаппена. Льюис же как настоящий мастер работы с резиной такого не допустил, ехал весь решающий отрезок с крайне ровным временем, удержал все температуры и на финише даже сохранил отрыв в полторы секунды.
Так что победа в Сильверстоуне – абсолютно заслуженный триумф семикратного. Он смог грамотно воспользоваться всеми возможностями, которые только возникли – в этом вся суть автоспорта.
Что теперь ждет Хэмилтона в чемпионате? Доминированию Ферстаппена конец?
После гонки в Великобритании Льюис не изменил свою позицию в чемпионате – но заметно приблизился к идущим впереди:
Сложно сказать, насколько высоко он сможет подняться: слишком много «если». Но потенциал достаточно велик.
Обновления «Мерседеса», похоже, решили фундаментальную проблему болида в виде дисбаланса и нестабильности. По мнению экспертов, машина «серебряных» теперь способна бороться за победу на большинстве трасс.
С учетом плохой формы «Феррари», слабых результатов Серхио Переса и неопытности Оскара Пиастри семикратный чемпион вполне может добраться до топ-5. Ферстаппен и Норрис слишком стабильны, чтобы их обогнать, однако если «Мерседес» продолжит выступать на том же уровне, то не исключен и такой вариант.
Но нельзя забывать о факторе Джорджа Расселла. Да, Льюис провел блестящую гонку на родине, однако на протяжении всего сезона он стабильно уступает напарнику. Счет в квалификациях уже 10:2 в пользу Расселла (причем у Джорджа уже два поула), а в гонках – 8:4 – опять же, №63 впереди семикратного. Причем в Австралии оба пилота сошли, а в Сильверстоуне у Расселла резко упало давление воды в системе. Еще неясно как бы финишировал Джордж, ведь в Канаде, даже несмотря на кучу серьезных ошибок, он опередил Льюиса.
И опять же, не забудьте: в нынешней «Ф-1» расстановка сил меняется практически от гонки к гонке.
Еще несколько этапов назад Шарль Леклер уверенно выиграл Гран-при Монако, однако из-за неполадок в Канаде «Феррари» решила ускорить внедрение обновлений и привезла их уже на следующий уик-энд в Испании. Новинки не сработали – и теперь Скудерия мучается в попытке избавиться от возникших подпрыгиваний на трассе. Как итог: Шарль Леклер уже два этапа подряд финиширует вне очков.
По словам шефа команды Фредерика Вассера, в Великобритании инженеры наконец поняли, в чем проблема, и теперь в ближайших гонках ожидают улучшения ситуации. Трассы предыдущих трех этапов попросту не подошли болиду «Феррари» с его обновлениями. Сейчас в Скудерии решают, продолжить ли использовать новинки или вернуться к старой спецификации. Отсюда непонятно, чего ждать от итальянцев на ближайших гонках и во второй половине сезона в целом.
В прошлом году «Феррари» удалось здорово подтянуться по темпу к осени: Карлос Сайнс даже выиграл Гран-при Сингапура – это был единственный этап в сезоне, где проиграл «Ред Булл». Иными словами, у Скудерии есть все шансы вновь вернуться в борьбу.
Сам «Ред Булл», кстати, тоже готовит обновления – их планируют привезти уже на следующем этапе в Венгрии. В команде ожидают, что новинки должны помочь отыграть 0,15 секунды. При нынешней плотности это довольно неплохой результат. Но важно то, сработает ли? Еще одно неизвестное.
Не успокоились и в «Макларене»: после удачного пакета обновлений в Майами команда привезла новую порцию серьезного апгрейда. В Австрии MCL38 оснастили новым передним крылом и передней подвеской, чтобы улучшить распределение потоков воздуха. Уже сейчас можно сказать, что эти новинки работают: по гоночному темпу «Макларен» вплотную приблизился к «Ред Булл» и закрепился в лидерах.
Естественно, в «Мерседесе» тоже стараются не отставать. Руководитель команды Тото Вольфф уже анонсировал двойной пакет обновлений: болид улучшат на ближайших этапах в Венгрии и Бельгии.
«Мы не должны витать в облаках. На прошлой неделе [в Австрии] мы выиграли из-за борьбы [Ферстаппена и Норриса], но сегодня у нас победа по праву. У нас действительно был темп – Джордж [Расселл] и Льюис лидировали. Практически в любых условиях мы проявляли себя», – отметил Вольфф после триумфа в Сльверстоуне.
Какие именно новинки привезет «Мерседес» – узнаем уже непосредственно в дни уик-эндов. Как и то, будут ли они работать. И если все прогнозы и анализы оправдаются, то, похоже, «серебряные» и Льюис Хэмилтон действительно будут бороться за победу чуть ли не на каждом этапе сезона. Вместе с «Маклареном» и «Ред Булл» – а, возможно, еще и «Феррари», если Скудерия сможет вернуть темп.
Такого интересного чемпионата не было с 2021-го!
Что еще можно почитать о Льюисе и «Мерседесе»
Хэмилтон ждал победы в «Ф-1» 945 дней – и теперь в слезах. Взял кучу рекордов, мир – в эйфории
5 смен лидера на потрясающем Гран-при Великобритании. Оцените это безумие
«Ф-1» ткнуло письмо о «саботаже Хэмилтона «Мерседесом». И это может быть правдой?
«Мерседес» правда вернулся к сражениям за победы в «Ф-1»? Похоже, да – вот их секреты
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Mullan
Но я даже больше его БЛМ-повесточку запомнил и заставление всех гонщиков становитьсч на колено. Прям осадочек остался.