Дружба Ферстаппена и Норриса разбита? Лидеры «Ф-1» спорят о виновнике крэша в Австрии
Гран-при Австрии каждый сезон обрастает бесконечными шуточными спорами Макса Ферстаппена и Ландо Норриса о том, чьи фанаты заполнили трибуны «Ред Булл Ринга»: оранжевая армия Ферстаппена или все же болельщики «Макларена» в мерче цвета папайи.
Ведь вообще-то парни давно дружат: долго выступали за одну симкоманду Team Redline, во время пандемии часто стримили вместе, и Ландо время от времени наведывался на сессии товарища. Советник «Ред Булл» по авоспорту и босс всех пилотов программы Гельмут Марко даже подтвеждал заинтересованность в Норрисе именно благодаря их хорошим отношениям.
Но в 2024-м дружескому баттлу пришел конец. Мемные перепалки превратились в реальную борьбу на трассе, где дружбе очень редко находится место. Особенно, если на кону стоит победа в гонке.
Горячая битва закончилась пятикруговой битвой колесо в колесо, несколькими рисковаными нырками, попытками вывезти друг друга за пределы трассы, захлопыванием калитки в последний момент и смещениями на торможениях – полный набор не слишком уважительных маневров, один из которых и закончился в итоге аварией со взаимными проколами и повреждениями:
Шутки в интервью прессе быстро превратились в обвинения в сторону друг друга.
«Если он скажет, что не сделал ничего незаконного, я потеряю к нему уважение», – пообещал Ландо. – Если же признает, что въезжать в меня и быть настолько безрассудным было глупо, то я смогу проявить по отношению к этому каплю уважения. Но это все равно сложно, мы сражались за победу, я старался быть честен со своей стороны, а он не был... Я просто пытался проехать свою гонку. Очевидно, что в конце заезда он был намного медленнее. Он разрушил как собственную гонку, так и мою. Я мало что мог сделать. Я старался из всех сил, но меня подставили».
Пилот «Макларена» словно предвидел будущий ответ Макса: «Конечно, со стороны сложно заметить, когда я торможу. Я знаю, в прошлом на это жаловались. Всегда легко сказать, что я смещаюсь на торможении, если смотреть со стороны. Но думаю, пилот лучше знает, что он делает».
Многие ожидали от двукратного чемпиона более мудрого и сдержанного подхода в ходе сражния, поэтому в одном из интервью Ферстаппена даже спросили, не думал ли он о том, чтобы немного уступить Ландо, чтобы избежать столкновения, на что он ответил: «Я вообще мог остаться дома... Я здесь для того, чтобы побеждать, а не занимать вторые места».
Да и пилот «Макларена» прекрасно осознавал, против кого гоняет: «Скажу так, я просто ждал от Макса чуть большего, вот и все. И мне бы не хотелось развивать эту тему. Я делаю что могу – я постарался провести хорошую гонку, вести честную борьбу. И просто не получил такого же отношения с его стороны. И мне кажется, что его действия были несправедливыми по отношению ко мне. Он трижды это сделал [менял траекторию на торможении], и его ни разу не предупредили. А на четвертый раз он снова это сделал, и как я уже говорил, испортил гонку нам обоим».
Макс не согласился: «Я знаю наверняка, что нужно делать в подобных ситуациях, да и несколько из них действительно были поздними нырками. Просто влетаешь внутрь и надеешься, что другой парень отрулит, но это не то, как следует гонять, – заключил пилот «Ред Булл».
Самое забавное, что всеми этими фразами Ферстаппен и Норрис раскидывались, буквально стоя в зоне прессы плечом к плечу.
Фото не способно полностью передать всю неловкость ситуации, но есть видео! Вот расстроенный Ландо, который пару раз даже попытался выдавить улыбку, скрывает лицо и едва не плачет, когда на 40 секунде рядом оказывется Макс. Если немного прислушаться, то можно разобрать, как он дает интервью по соседству.
В стороне не остались и руководители обеих команд. Андреа Стелла высказался довольно сдержано, не смотря на прямоту: «Проблема в том, что если вы не будете относится к таким ситуациям честно, то они будут повторяться. И сегодня это вновь произошло, потому что в прошлом, во времена сражений с Льюисом, за эти вещи не последовало более жесткого наказания.
Всему населению мира, кроме одной определенной группы людей, понятно, кто несет ответственность за инцидент. Мы испытываем большое уважение к «Ред Булл», к Максу. У них не было причин, чтобы так поступать. Это путь, который может привести к разрушению репутации. Зачем вам делать это?».
«О! Узнаю этот звук. Звук разума и уважения. Молодец, А.С., который почти в точности повторил сказанное М.Б. (экспертом и бывшим пилотом «Ф-1» Мартином Брандлом – Спортс’‘). Но мы уже через это проходили. Ничего не поменяется. Некоторые люди просто не понимают», – написал в соцсетях чемпион 1996-го Дэймон Хилл.
Что же такого написал Брандл?
«На 64-м круге Норрис наконец выбрал внешнюю траекторию в третьем повороте, Ферстаппен вместился влево, и произошел контакт. Знал ли [Ферстаппен], что он там? После гонки он подтвердил, что да, он довольно хорошо все контролирует. Пилоты столкнулись, и это стало концом гонки для Норриса, а Ферстаппен поковылял домой, проехав три четверти круга с проколом.
Что меня встревожило, так этот тот факт, что после контакта, когда оба ковыляли по треку, Ферстаппен явно пытался заблокировать и столкнуться с Норрисом по возможности.
Мои комментарии и эти колонки навощены лирикой о таланте Макса, и я остаюсь при своем мнении: он один из лучших, кого я видел за 40 лет.
Я также говорил, что он успокоился, повзрослел и с тремя титулами в кармане ведет более расчетливую игру. Но это оказалось тонким налетом, поскольку в данной гонке вернулся вполне себе Макс 1.0, и всплыли его стандартная пилотажная тактика и отрицания. И было тяжело слушать, как команда «Ред Булл» сообщает ему по радио после финиша, что во всем виноват Норрис – это подрывает ее авторитет во всех отношениях.
Было очевидно, что Норрис получит пятисекундный штраф за нарушения пределов трассы, и все это было совершенно не нужно для «Ред Булл». Также должен отметить, что гоночный стиль Ландо был скорее авантюрным. Необходимо больше отточенности, терпения и хитрости, если он хочет регулярно побеждать Макса и выиграть чемпионство», – поделился мыслями Брандл.
Кристиан Хорнер вину не признал и переложил всю ответственность на Норриса: «Он пытался что-то натворить в третьем повороте... По моим ощущениям, было слишком много ныряния».
«Некоторые из маневров Норриса были поздним торпедированием, так что это напоминало тактику «просто отправься на внутреннюю траекторию и надейся, что соперник отрулит» – это не всегда работает в гонках, – уточнил позицию Ферстаппен. – Но думаю, третий поворот также способствует этому – я был в положении, когда нужно было обгонять, и здесь все дело в форме поворота.
Я не ожидал того маневра, который мы вместе предприняли. Я видел, как он подъезжал, защитил слегка внутреннюю траекторию, а затем во время торможения мы коснулись задними колесами и оба получили прокол – что, конечно, было нежелательно.
Когда я говорю о торпедировании, я имею в виду попытку позднего входа в поворот с надеждой на то, что другой пилот избежит контакта, а ты пройдешь поворот. Это был не тот случай.
Конечно, я не смещался на торможении, потому что я буквально не тормозил, когда смещался. Но тут еще дело в попытке пробиться на внутреннюю траекторию издалека, что, конечно, хорошо, мне тоже нравится этот маневр, но порой он срабатывает, а порой нет. Сегодня не сработал. Затем, как я говорил, нам очень не повезло с тем контактом».
Бывший владелец собственной команды и внезапный менеджер бывшего главного техгения «Ред Булл» Эдриана Ньюи Эдди Джордан тоже внезапно отметил немного другую суть инцидента:
«Ферстаппен – настоящий боец. Он как медведь. И прежде чем выходить на ринг против медведя, ты должен подготовиться к тому, что тебя ждет. На мой взгляд, этого инцидента вообще не должно было произойти.
Когда ты лидируешь в гонке и защищаешь свою позицию, в каком-то смысле это можно сравнить с тем, как вы едете на шоссе. Именно тот, кто находится позади, должен найти способ совершить обгон. Ландо сначала рванул в одну сторону, потом в другую. Он не смог достаточно хорошо подготовиться к борьбе с Максом», – рассказал Джордан.
Болельщики аттакуют соцсети команд, чтобы разузнать хоть что-то о разладившихся отношениях гонщиков:
(Субтитр: просто два лучших друга на подиуме)
– Они все еще друзья после этой гонки? – Мы проверяем...
Сами пилоты не спешат отвечать на подобные вопросы, но Макс обещал все обсудить: «Мы обсудим это. Не сейчас, сейчас не время. Но мы пилоты. Конечно, между Ландо и мной небольшая разница в возрасте, из-за чего мы никогда не соревновались друг с другом в младших категориях, как другие пилоты. Но мы продолжим двигаться вперед. Конечно мы позже поговорим об этом. Но прямо сейчас – не время. Я думаю, сейчас идеально было бы остыть».
И домой в Монако они отправились разными рейсами, хотя обычно летают одним.
«Комментарии Норриса о том, что Максу нужно извиниться, не особо идут на пользу [дружбе]. Но они встретятся и все обсудят. Обычно они летают вместе, но в этот раз отправились отдельно. Так что у Макса был спокойный обратный рейс, – подтвердил Марко. – Поведение Норриса по радио было жалким. Но такое случается, и я бы посчитал это гоночным инцидентом, хотя скорее черту переступал Норрис. Нехватка опыта? Безусловно».
У судей однозначное мнение насчет инцидента: Ферстаппен получил за него 10 секунд штрафа. Бывший пилот «Формулы-1» и член судейской комиссии от гонщиков Джонни Херберт пояснил выводы:
«Это вина Макса. Он жесткий гонщик, победить его очень и очень тяжело. Он всех запугивает – это черта, которая всегда была присуща Льюису [Хэмилтону], Михаэлю Шумахеру, Айртону Сенне.
Если ты Ландо и сражаешься с сегодняшним Максом, в какой-то момент надо сказать: «Я здесь, я с тобой поравнялся. Ты пытаешься выдавить меня с трассы, но я не сдвинусь». Ландо поступил правильно. Он не сдвинулся. Он не был обязан. Некоторые говорят, что он мог сместиться, но так ты не победишь Макса и не выиграешь Гран-при.
Макс всегда использовал подобное. Мы давно такого не видели, потому что он доминировал. Интересно понаблюдать за тем, как он реагирует на давление. Он не согласился со штрафом, который также включал в себя два балла в лицензию. Уверен, он поразмышляет, посмотрит видео и поймет, что это не та ситуация, в которой он захочет оказаться вновь, поскольку это повредит его шансам на титул.
Хорошо, что он впервые за долгое время под давлением. Ландо и «Макларен» приближаются, и теперь видны небольшие трещины. Максу приходится возвращаться к жесткой версии себя, которая порой переходит грань и вызывает проблемы.
Это был намеренный [маневр Ферстаппена], поэтому я говорил о запугивании: он доходит до самой грани, не создавая проблем для себя. Но он всегда так делал.
Я люблю соперничество, ведь это очень важная часть гонок. Но порой мне не нравится, когда на самом деле доходит до выдавливания машины с трека. Борьба заключается не в этом, а в позиционировании болида. Он располагает болид очень здорово, но есть тренд на нарушение написанного кодекса гонщиков. Это и мы и увидели в Австрии.
Был применен максимальный штраф в соответствии с указаниями ФИА, которые мы, стюарды, используем. «Макларен» говорит, что надо было наказать жестче, но все команды играют в одну игру.
Когда мы смотрели эпизод, сразу выяснилось, кто виноват. Это был Макс. Важно быть последовательными. Мы обязаны подчиняться регламенту ФИА, где говорится, что контакт болидов наказывается десятисекундным штрафом – все. Разговоры о том, что «ну, нарушение было серьезнее», не работают. Это жесткая борьба, и один пилот допустил небольшую ошибку, выдавливая другого, что привело к контакту. Нет никакой скользящей шкалы штрафов, так как это бы стало еще большей проблемой и привело к большей субъективности.
Плюс Макса, пусть он с этим не согласится, в том, что он найдет способ использовать свои инструменты иначе. Он как-то изменит подход, но все равно будет оказывать то же давление на соперников. Изменится ли его настрой? Наверное, нет. Его подход к гонкам не изменится. Ни один пилот, например, Михаэль Шумахер, никогда не менял свой подход. И я этого не хочу. Мне кажется, это очень захватывающе. Просто все дошло до того эпизода, когда он может винить лишь себя. Ситуация была вполне очевидной для всех, но он не изменится», – заявил Херберт.
Но есть ли шанс, что он извинится и признает промашку?
«Скорее ад замерзнет – вот подходящее выражение, – ответил бывший пилот «Ред Булл», а сейчас посол команды и частый интервьюер чемпиона Дэвид Култхард. – Макс просто скажет что-то вроде: «Я же гонщик, мы гоняемся, это были жесткие гонки». Ландо же впервые в карьере борется с Максом вот так – колесо в колесо на протяжении нескольких Гран-при подряд.
Мы знаем, как все это работало, когда мы видели такую борьбу колесо в колесо между Максом и Льюисом Хэмилтоном [в борьбе за титул 2021 года]. Макс – один из самых жестких гонщиков. И чтобы победить его – тебе нужно ему в этом соответствовать».
«Добро пожаловать в мир гонок с Максом Ферстаппеном или попыток гоняться с Максом Ферстаппеном – с главами, написанными Шарлем Леклером, Льюисом Хэмилтоном, Себастьяном Феттелем, Даниэлем Риккардо, Кими Райкконеном и многими другими, – заявил репортер Sky Sports Тед Кравиц. – Макс не уступит. Но у меня нет четкой убежденности, ведь великие гонщики не уступают. Михаэль Шумахер никогда не уступал, Айртон Сенна никогда не уступал».
А по версии шефа действующих чемпионов, стороны уже разобрались – безо всяких извинений:
«Я так понял, они уже поговорили. Не считаю, что есть какие-либо проблемы. Макс точно не изменится. Есть элемент того, что, на мой взгляд, сейчас Ландо учится гоняться с Максом, и они вместе это открывают. Дальнейшие плотные сражения между ними неизбежны, поскольку болиды кажутся очень близкими. Макс является жестким гонщиком – пожалуй, одним из самых жестких. Все знают, что в борьбе Макс будет выдавать все возможное», – заявил Хорнер.
Что имел в виду Кристиан? Похоже, обмен сообщениями – его подтвердил и сам Норрис, который надеется сохранить дружбу:
«Мы обменялись сообщениями. Конечно, мы поговорим, потому что, на мой взгляд, это правильно. Но в остальном все между нами – о чем мы говорим, как идут дела. Как мы много раз говорили, благодаря уважению, которое мы по-прежнему испытываем. Я не позволю чему-то такому внезапно все подорвать. Мы хотим сражаться жестко и оба знаем это. Но, безусловно, мы не хотим, чтобы борьба заканчивалась так. Мы хотим сделать все возможное, чтобы избежать такого в будущем.
Безусловно, адреналин, пожалуй, взял верх в каких-то моих комментариях. Я не считаю, что все сказанное мной было настолько корректным, насколько должно было. Но я сражался за одну из своих первых побед. Для меня на кону стояла вторая победа, для Макса – 60-я. Поэтому для меня это значило что-то совсем иное. Так что, разумеется, я расстроился и, возможно, сказал какие-то некорректные вещи или сформулировал их не так, как хотел бы. Но у нас все будет нормально.
Ты понимаешь, что предстоит одно из самых больших сражений, которые у тебя только могут случиться, и точно не будет легко. А я не хочу, чтобы было легко.
Я такое обожаю. Было нервно, было захватывающе. Даже для меня в болиде. Мои глаза были широко открыты. Мне очень понравилось. Как бы мне ни хотелось, чтобы быть чуть проще, мне очень понравилось. Было тяжело – вот почему я занимаюсь тем, чем занимаюсь».
А вы как считаете, Макс все же извинился? Или он и правда на самом деле не виноват, гоночный инцидент зашел слишком далеко или Норрис тоже чрезмерно рисковал?
Что вообще произошло на Гран-при Австрии?
Что случилось на Гран-при Австрии: главные атаки, обгоны, крэши и быстрые мысли по гонке
Сумасшедший финиш в «Ф-1»: Норрис и Ферстаппен столкнулись и отдали победу Расселлу
Схватка ярых напарников – главная красота Гран-при Австрии. Три эффектных раунда!
Кайф Ханца Циммера на «Ф-1»: гимн на гитаре и заряд шампанского в лицо на подиуме
Что случилось в спринте: Норрис вырвал лидерство и тут же сдал два места одним фэйлом
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Австрии: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
Гран-При Австрии: интересные факты о трассе от нашего блогера
«Тупейшее за мои 12 лет в «Ф-1». Шеф «Мерса» чуть не убил победу Расселла одним радио!
Фото: Gettyimages.ru/Chris Graythen, Mark Thompson
Пора к офтальмологу на осмотр. Там бревно застряло.
"двукратного чемпиона" - сразу вспоминаются шутки про восьмикратного :D
Чуть ниже исправьте "сражния" на "сражения".
"сдержано" - вроде бы удвоенная "н" должна быть.
А что у Макса чемпионство отжали и назвали двукратным просто позабавило. Но это как раз могу понять: попробуй ещё запомнить сколько эти доминаторы титулов насобирали.
А ник как-то можно сменить?
2) Первый же "специальный вынос - дисквалификация. Так что "во всех оставшихся гонках" он тупо не будет стартовать.