7 мин.

Экс-команда Мазепина в «Ф-1» и компания его отца закончили суд. Обе требовали денег – кто же кому заплатит?

Главное, что все довольны.

Никита Мазепин провел в «Формуле-1» всего один сезон – за команду «Хаас». В 2021-м болид VF21 уступал конкурентам чуть ли не целую минуту в гоночных условиях, а исправлять ситуацию никто не собирался: команда вложила все ресурсы в подготовку к новому регламенту, так что надеялась отыграться уже в следующем году.

Однако из-за обострившегося политического кризиса 5 марта 2022 года «Хаас» расторг контракт с Мазепиным:

«Я был очень разочарован тем, как все это произошло. Мне сказали, что если ФИА позволит мне выступать на их условиях и я соглашусь, то меня не смогут уволить (речь о специальном документе ФИА о нейтралитете для спортсменов из России – Cпортс’‘). Я ценил отношения с [бывшим] руководителем «Хааса» Гюнтером Штайнером. Верил его словам на сто процентов.

Я не получил никакой информации от команды. Узнал об увольнении только из пресс-релиза. Мне 23 года. Я не был готов к этому. Не получил ни предпосылок, ни разговоров. Хотя бы 15 минут. Хотя бы сказали мне: «Будь готов», – рассказывал потом Никита на пресс-конференции.

В команде подтвердили: расставание прошло не лучшим образом:

«Всегда обидно, когда приходится делать такое. Есть внешние обстоятельства, которые не в силах изменить ни я, ни он [Мазепин]. Вот и все. Нужно жить дальше и двигаться вперед. Я воспринимаю такие решения как часть жизни. Я только написал ему об этом. Мы не разговаривали», – говорил шеф «Хааса» Гюнтер Штайнер.

Одновременно американцы расстались с титульным спонсором «Уралкалием» – компанией отца пилота Дмитрия Мазепина (пару недель спустя Мазепин-старший продал 52% акций и ушел со всех постов). В результате у сторон возникли серьезные разногласия насчет разрыва сделки и компенсаций – дело дошло до швейцарского суда.

«Хаас» отказывался возвращать спонсорские средства и требовал доплату за ущерб репутации

История началась с недовольства «Уралкалия»: компания захотела вернуть 13 млн долларов, уже вложенных в «Хаас» за грядущий сезон.

«Поскольку большая часть спонсорских средств на сезон-2022 уже переведена «Хаасу», а команда расторгла соглашение перед первой гонкой, «Хаас» не выполнил свои обязательства перед «Уралкалием» на этот год. «Уралкалий» требует немедленного возмещения суммы», – говорилось в заявлении.

Вдобавок компания потребовала выполнить одно из условий контракта: передать болид Мазепина, за рулем которого он провел сезон-2021.

В ответном письме «Хаас» отметил право на прекрашение сотрудничества. По утверждениям команды, в договоре был пункт, по которому спонсор не мог «наносить ущерб, оспаривать, высмеивать или снижать общественную репутацию «Хааса». Его якобы нарушили связи отца Мазепина с Кремлем и санкции ЕС, введенные в отношении Дмитрия и Никиты (правда, произошло это после прекращения сотрудничества; а весной 2024-го санкции ЕС с Никиты вообще сняли после целой череды судов, повторных включений в списки и новых дел).

«Согласно единодушному мнению юристов, сторона, которая расторгла договор из-за нарушения другой стороны, не должна возвращать такой стороне полученное по договору», – указал «Хаас» в официальном сообщении.  

Естественно, отдавать VF21 тоже никто не собирался. Анонимные источники говорили, что Мазепину даже не заплатили за работу в 2022-м – около $160 тыс.

Более того, «Хаас» потребовал от «Уралкалия» $8,7 млн – компенсацию упущенной выгоды от невозможности продолжения сотрудничества. Только после перевода суммы американцы были готовы передать Никите машину.

Очевидно, пилот был не в восторге:

«Командам разрешается оставлять себе спонсорские средства, не выполняя условий контракта. И даже требовать еще больше денег – притом, что эта же команда заявляла, что ей не нужны деньги из России. Так что я в этом не уверен – на мой взгляд, «Формуле-1» нужно пересмотреть свои ценности», – высказался пилот в эфире CNN.

В «Хаасе» воспринимали все по-своему. Даже через полгода Штайнер говорил о команде как о жертве:

«Все видят, как мы работаем. По сути, мы получили удар по яйцам, но выстояли, команда сильна. Люди в это верят. Они понимают, что мы способны выступать лучше, чем сейчас».

Один из источников издания Motorsport.com в комментариях тоже удивлялся подходу аутсайдера:

«Все понимают, мир находится в сложной ситуации, но весьма смешно утверждать, что «Хаас» имеет право удерживать средства, выплаченные по контракту, из которого команда вышла в одностороннем порядке без оказания оговоренных услуг. Кажется, их вполне устраивает использование российских денег – и они даже просят больше, но не хотят, чтобы рядом с ними работали русские.

Это действительно поразительное отношение к титульному спонсору, с которым команда начала сотрудничать в прошлом [2021-м] году, когда отчаянно нуждалась в средствах, и который предложил выйти за рамки контрактных сумм, чтобы предоставить дополнительные бонусы персоналу команды для достижения лучших результатов для всех участников».

Дело разрешилось только спустя два года в арбитражном суде Швейцарии.

«Уралкалий» заявил о победе – через пару дней «Хаас» опроверг. Но кто-то же выиграл?

В концу июня «Уралкалий» объявил о победе в суде.

«В результате детального рассмотрения дела, арбитраж установил факт нарушений договора со стороны команды и присудил «Уралкалию» компенсацию. «Хаасу» также отказано во всех встречных требованиях к «Уралкалию», – говорится в пресс-релизе.

Там же отмечено, что это точка в споре с «Хаасом» по поводу соглашения, а средства планируется вложить в развитие производства калийных удобрений.

Через несколько дней свое заявление выпустили в «Хаасе»: американцы опровергли полную победу «Уралкалия» и чуть подробнее рассказали об итогах суда.

«Арбитражная коллегия постановила, что в свете всех фактов, касающихся взаимоотношений сторон, включая связь «Уралкалия» с Россией, нельзя было ожидать продолжения спонсорского соглашения при таких обстоятельствах. Арбитражный суд считает, что у «Хааса» были весомые основания для расторжения спонсорского соглашения. […]

Соответственно, комиссия постановила, что спонсорство фактически прекратилось в день получения уведомления от «Хааса» о расторжении соглашения, и обязала «Хаас» удержать часть спонсорских средств за период до расторжения контракта, а оставшуюся сумму вернуть «Уралкалию», – указано в заявлении.  

Также суд учел, что многие спортивные организации разорвали связи с российскими компаниями и «Хаас» рисковал остаться последней командой со спонсором из России – это еще один аргумент в пользу разрыва соглашения.

Что в итоге? «Хаас» действительно должен вернуть деньги «Уралкалию» – но речь не обо всех $13 млн. Средства, вложенные в сотрудничество до даты расторжения контракта (4 марта 2022 года), американцам возвращать не нужно, только оставшуюся сумму. Сколько именно – уже нюансы договора, но, скорее всего, около 2,16 млн (1/6 уплаченного) за первые два месяца команда оставит себе (ведь все начало года она сохраняла брендинг машины, сайта, мерча, комбинезонов, соцсетей и все возможных средств коммуникации) и представляла рекламу на тестах и съемочных днях. Autosport тоже предполагает возвращение около $9 млн.

Вот и выходит, что все довольны и каждый смог подать информацию в выгодном себе свете. «Уралкалий» действительно добился возврата части денег от американцев, а требование команды о возмещении репутационного ущерба отклонили. «Хаас» же минимизировал потери. 

А болида Мазепина за 2021-й го, похоже, «Хаас» может не возвращать, так как суд признал расторжение контракта легитимным. Следовательно, прочие компенсации для «Уралкалия» не предусмотрены – иначе о них непременно бы рассказали.

А что еще там с тех пор слышно о Мазепине и «Хаасе»? 

Фото: Gettyimages/Mark Thompson, Rudy Carezzevoli; Federico Basile, nordphoto GmbH / Bratic, HOCH ZWEI via www.imago-images.de, Sam Bloxham via www.imago-images.de/Global Look Press