16 мин.

Испания 94-го. Хилл выиграл и «Уильямс» вздохнул с облегчением после смерти Сенны. Шумахер на 5-й передаче на подиуме

Когда болид «Бенеттона» Михаэля Шумахера застрял на пятой передаче, Дэймон Хилл смог воспользоваться ситуацией и принести победу команде «Уильямс», что вызвало огромное облегчение.

Следует отметить, что многие скептики после Гран-при Испании сомневались в том, мог ли Михаэль Шумахер действительно пройти две трети гонки только на пятой передаче, включая пит-стоп.

Можно попытаться рассчитать, какой процент вероятности был у «Бенеттона» , чтобы солгать о проблеме (кроме очевидного желания отвлечь внимание от чего-то другого, что было действительно не так), но кажется, что не было бы смысла делать такое заявление, если бы оно не соответствовало действительности. И, конечно же, телеметрические данные, которые мы видели во время гонки вместе с Михаэлем Шумахером, точно указывали на то, что он действительно использовал только одну передачу.

Команда «Макларен» провела симуляцию на своей компьютерной программе после гонки и пришла к такому же выводу: это было возможно, и если скорректировать свой стиль пилотажа, можно было обойтись без потери более чем пары секунд на круге. Именно так и поступил немец.

Перформанс Михаэля Шумахера

У него было несколько очень ярких скольжений примерно на 41-м круге, возможно из-за масла на трассе, а может быть потому, что он всё ещё корректировал свой стиль. Но с первой, второй, третьей, четвёртой и шестой передачами или без них немец справлялся блестяще.

«Сначала я проходил круги за 1 минуту 32 секунды. Я нашёл способ по-другому использовать пятую передачу, что позволило мне снова проходить круг за 1 минуту и 26 секунд. Это меня очень удивило, но благодаря своему опыту в Гран-при я знаю много способов изменить свой стиль пилотажа и сэкономить топливо. Именно этот стиль пилотажа очень помог мне сегодня. Он выручил меня в самой сложной ситуации».

Босс «Бенеттон» Флавио Бриаторе после гонки широко улыбался. «Для меня это была лучшая гонка Михаэля, даже если он не победил. Он был великолепен».

И действительно, это был один из тех уикендов, когда казалось, что «Формулу-1» вот-вот разорвёт на части. Всё началось с угроз бойкота со стороны гонщиков, потому что все требования по безопасности, кроме одного, были выполнены. Это было самое важное требование. Гонщики были обеспокоены бетонной стеной на выезде из поворота «Ниссан», где нужно быстро повернуть направо, налево и снова направо.

«Мы выезжаем оттуда на скорости 240 км/ч, — сказал Мартин Брандл, председатель недавно реформированной Ассоциации гонщиков Гран-при. — Это могло бы повториться, как в Имоле».

Третий Гран-при подряд происходят жуткие аварии

«Организаторы гонки либо не хотели, либо им было сказано не вносить изменения», — продолжил Брандл. «Возможно, кто-то хотел посмотреть, насколько сильно гонщики будут держаться вместе».

И они действительно держались вместе, и какое-то время ситуация выглядела сомнительно.

«Мы сказали: „Хорошо, мы не участвуем в гонке»», — сказал Мартин, и в конце концов никто не поймал их на блефе, если это вообще был блеф.

К началу пятничной свободной практики была сооружена временная шикана из шин, но даже тогда всё было не так просто. На этот раз забастовку объявили «Бенеттон», «Уильямс», «Макларен», «Лотус», «Джордан» и «Футворк», требуя встречи с разгневанной публикой и Максом Мосли, чтобы обсудить желательность или иное регулирование, требующее, чтобы в тот уик-энд машины ездили в изменённом виде, и осуществимость сроков, которые он установил в Монако для внесения значительных изменений в автомобили к Хоккенхайму.

В то утро «Феррари», «Минарди», «Заубер» (только с Хайнцем-Харальдом Френтценом), «Ляррусс» и «Тиррелл» выехали на трассу, а «Симтек» и «Пацифик» остались вместе с другими крупными командами. «Нам сообщили, что это не в наших интересах — выезжать», — сказал представитель одной из двух новых команд, — и в сложившихся обстоятельствах мы поняли сообщение, которое нам передавали...»

Ранее на этой неделе Флавио Бриаторе написал критическое открытое письмо Мосли и распространил его в национальных СМИ, в то время как Рон Деннис высказывался критически в частном порядке.

Встреча в моторхоуме «Уильямса» между Берни Экклстоуном (как президентом FOCA), Бриаторе, Деннисом, Фрэнком Уильямсом, Питером Коллинзом, Эдди Джорданом, Джеки Оливером, Ником Виртом и Китом Уиггинсом с одной стороны и Мосли с другой была далеко не сердечной, несмотря на то, что различные стороны могли бы заставить вас поверить. «У нас был откровенный и позитивный обмен мнениями», — сказал Фрэнк Уильямс, но у него хватило такта рассмеяться, когда ему сказали, что лучше было бы сказать, что Мосли получил позитивный обмен взглядами Фрэнка.

«Формула-1» хочет перемен в безопасности

Мосли отрицал какое-либо отступление или угрозу бойкота, но «Бенеттон» и «Лотус» собирались стоять до конца.

Как бы то ни было, после обеда всё шло своим чередом, и, несмотря на недостаток опыта управления Шумахером «Бенеттоном» в новой спецификации с укороченным диффузором и более мелкими передними кромками крыльев, он уверенно доминировал.

На первом ряду к немцу присоединился Хилл за рулем «Уильямса». Мика Хаккинен и Джей-Джей Лехто заняли второй ряд. Казалось, что все успокоились. Но утром в субботу, в конце свободной практики, случился ещё один ужасный шок: итальянец Андреа Монтермини разбился на своём «Симтек», выезжая из последнего поворота, ведущего на пит-лейн.

Он всеми четырьмя колёсами заехал в грязь и совершил ошибку, пытаясь слишком активно бороться с машиной до того момента, когда она внезапно обрела сцепление с трассой и резко ушла влево в бетонную стену, которая ведёт обратно на саму прямую. «Симтек» выбросило обратно на трассу, где без передних колёс и с торчащими из открытого переднего конца монокока ногами Монтермини машина заскользила и остановилась прямо напротив боксов.

Казалось, что жестокие боги напоминали спорту, на что они способны, если захотят, и в некоторых местах пресс-центра, откуда открывается вид на место происшествия, было что-то неприятно близкое к истерике, когда люди смотрели вниз на искорёженный «Симтек». Ситуация казалась похожей на инцидент с Ратценбергером в Имоле, тем более что Монтермини заменил его в команде.

Всё это было пугающе, пока не стало известно, что он чудом остался жив и получил лишь незначительные травмы.

К тому времени, когда Шумахер уверенно и без пробуксовки вырвался вперёд во второй половине дня в воскресенье, большинство просто хотели, чтобы всё закончилось, и было ещё большее облегчение от того, что наконец-то произошло то, ради чего все собрались в Испании.

Хаккинен бьется с лидерами, но в итоге сходит из-за мотора

И по одной из таких причуд это была действительно хорошая гонка. Правда, Шумахер на раннем этапе оторвался на большое расстояние, так что к 21 кругу, когда он сделал свою первую из двух запланированных остановок для дозаправки топливом и смены шин, он опережал Хаккинена на 15 секунд (который временно обогнал Хилла во время остановок).

Но затем на болиде немца возникла проблема с пятой передачей, и к 25 кругу ситуация выглядела совершенно иначе: Мика лидировал, опережая Хилла, а Шумахер и Лехто держались на почтительном расстоянии. Чуть дальше позади Алези изо всех сил сдерживал Брандла.

До сих пор в этом году стратегии по топливу и остановкам для смены шин были слишком похожи, чтобы вызывать большой интерес. «Уильямс» еще в Бразилии понял, что один пит-стоп разрушает гонку. Все использовали стратегию с двумя остановками. Финн в первый раз заехал в боксы на 30-м круге, и уступил восьмисекундное лидерство Хиллу, британец вышел вперёд, и Мике пришлось снова работать изо всех сил, чтобы догнать и обогнать Шумахера.

Немец получил передышку, когда Дэймон остановился на 41-м круге, и вопреки всем ожиданиям вернул себе лидерство. Но его собственной финальной остановки ждали с нетерпением, и он заехал на 45-м круге. Как он собирался выбраться из боксов, имея только пятую передачу?

Здесь ему повезло, поскольку ограничение скорости на пит-лейне, безусловно, пошло ему на пользу, так как все выезжали осторожно, и с большим количеством оборотов и немалой помощью мощного крутящего момента мотора «Форд» он сумел вернуться в борьбу, даже не уступив место Лехто.

Хаккинен тоже совершил последнюю остановку на 45-м круге, потеряв 14 секунд преимущества над Хиллом и снова опустившись на третью позицию, которую он занимал на первых этапах. Но на этом борьба не заканчивалась. К 48-му кругу Хилл имел 7,5 секундное преимущество над Хаккиненом, который отставал от Шумахера на 2,9 секунды, но был явно на подъеме. Однако, к сожалению, это ни к чему не привело, когда на следующем круге его «Пежо» V10 дал сбой.

Марк Бланделл приносит подиум «Тирреллу»

Сможет ли Шумахер что-то сделать с Хиллом, стало еще одним спорным вопросом по ходу гонки, поскольку, хотя разрыв в семь с половиной секунд колебался на несколько десятых в обе стороны, трасса становилась очень скользкой, и в итоге Шумахер решил сохранить шесть очков, а не упорствовать в борьбе за 10 и остаться ни с чем. Начиная с 55-го круга Гран-при он сдался.

Сильный заезд Лехто, ставший лучшим в его трех выступлениях за «Бенеттон», закончился отказом двигателя на 54-м круге, что было очень обидно. Джей-Джей выглядел гораздо лучше в этот уик-энд, чем в ранее в Монако, и был быстрейшим на утренней разминке в день гонки.

Брандлу тоже не повезло. На первых кругах он застрял на восьмом месте позади Шумахера, Хилла, Хаккинена, Алези, Лехто, Култхарда и Баррикелло, после чего уверенно продвигался вверх, а сочетание хороших остановок и грамотного вождения позволило ему подняться на пятое место, когда Хаккинен сошел. После его схода он стал четвертым, а после схода Лехто – уже третьим, но все надежды на второй подряд финиш на подиуме для пилота «Макларена» испарились в облаке дыма и пламени, когда его машина взорвалась при входе в первый поворот на 60-м круге. Согласно официальному источнику, взорвалась коробка передач, но циники больше доверяли второй поломке «Пежо».

Алези должен был занять третье место, но «Феррари» выглядела неповоротливой, а вот машина «Тиррелл-Ямаха» Марка Бланделла, напротив, была проворной и эффективной. Британец, стремясь остановить волну неудач, обрушившуюся на него в этом году, очень старался, и, опередив красную машину, когда она остановилась для смены шин на 38-м круге, через два круга после своего собственного пит-стопа, Бланделл помчался домой, показав отличный результат для этой обновленной команды. Он стал подтверждением разумного шасси 022 Харви Постлетуэйта, а также того, что «Ямаха» продолжает совершенствовать свой V10. Таким образом, Алези занял четвертое место в очередной разочаровывающий уик-энд для «Ферарри», которая продемонстрировала мало признаков прогресса, поскольку новые правила усложнили ситуацию. Француз остался недоволен своей машиной, а Бергер – вообще повержен. На первом круге его прошел Баррикелло, а затем он столкнулся с проблемами с коробкой передач.

Обидный сход Култхарда в дебютном Гран-при

«Джордан», напротив, снова на подъеме после перерыва, вызванного аварией Баррикелло в Имоле, и с возвращением Эдди Ирвайна был в полном порядке. Казалось, эта пара была обречена на хорошие очки, особенно после того, как Баррикелло квалифицировался с лучшим результатом в карьере на пятом месте, но бразилец бросил все силы на неудачный старт и уже пробивался назад к Алези, когда на 40-м круге у него непривычно сломался двигатель «Харт». Ирвайн взял на себя ответственность, и, пережив момент в шикане и постоянно ухудшающееся проскальзывание сцепления, взял последнее очко. Если бы не эти проблемы, он мог бы опередить хорошо управляемый «Минарди» Пьерлуиджи Мартини в борьбе за пятое место, но по мере ухудшения условий трассы он благоразумно сбавил обороты, и два очка маленького итальянца ушли без дальнейших проблем. Пьеро был шестым быстрейшим в пятничной квалификации, но в субботу у него отказал двигатель, поэтому он был рад своему результату.

Человек, который должен был быть третьим, вместо этого наблюдал за остатком своего первого Гран-при из гаража команды «Уильямс». Дэвид Култхард был нанят Фрэнком Уильямсом на роль второго пилота, и бывший тестовый пилот проделал потрясающую работу, квалифицировавшись девятым со спокойной уверенностью, которая говорит о его будущем в «Формуле-1». Он был достаточно честен, чтобы признать, что в субботней дневной сессии не лучшим образом использовал свои шины, и в этом случае он мог бы оказаться выше на решетке. Но как только началась гонка, он исправился, перепрыгнув на шестое место. Он всегда с головой уходил в борьбу, когда выступал в младших сериях.

Первые 16 кругов он легко держался за Алези и Лехто, понимая, что финн в ловушке, а он сам может позволить себе подождать. Хороший пит-стоп мог бы избавить его от обоих, когда они в свою очередь остановятся, а он знал, что ему предстоит ранняя остановка, и не было причин терять время, пытаясь обогнать. К сожалению, он уже ощущал колебания в работе двигателя «Ренго» на низких оборотах, и когда он заезжал на пит-стоп, мотор умер. Он потерял целый круг, пока его пытались завести, и когда британец, пошатываясь, вернулся на трассу, то оказался на 20-м месте. Когда проблемы с электроникой продолжили проявляться, команда вызвала его в боксы. Таким образом, Испания не принесла ему особых результатов, но его дебют в «Формуле-1» вполне мог превзойти дебюты Стюарта, Регаццони, Джунти, Ройтеманна, Проста, Херберта и Шумахера. Следите за ним; Барселона показала нам, откуда берутся следующие звездные таланты Ф1.

Долгожданная победа для «Уильямса»

«Футворк» и «Заубер» также ушли с пустыми руками. Кристиан Фиттипальди решил выдавить из машины максимум, что закончилось поломкой мотора на 36-м круге. Хотя бразилец боролся с Алези, Бланделлом и двумя «Джорданами». Его партнер по команде Джанни Морбиделли во время ранних остановок поднимался на пятое место, но сошел, когда его топливный клапан буквально провалился в бак на 25-м круге. Хайнц-Харальд Френтцен не отставал от итальянца и тоже ненадолго поднялся на пятое место, но когда его «Заубер» по собственной воле начал переключать передачи вниз, сошел с дистанции.

Действующий чемпион «Ф3000» Оливье Панис вновь проехал ровно и незаметно для «Лижье», финишировав седьмым. Напарник Эрик Бернар сошел с трассы на седьмом круге для устранения повреждений от осколков. Алессандро Дзанарди вернул «Лотус» на девятой строчке.

Испанский уик-энд стал для «Лотуса» горьким разочарованием. На предыдущей неделе Педро Лами был госпитализирован с серьезными травмами ног после того, как его 107C разбился в Сильверстоуне из-за отказа заднего антикрыла, а после того, как в пятницу в лагере «Лотуса» появилась информация о трещинах в крепежных конструкциях нового 109-го автомобиля Джонни Херберта и старого 107C Занарди, в команде возникло еще большее беспокойство. Проблема была решена к субботе, но 109-я машина была очень плохо отрегулирована, проехав всего несколько кругов до встречи, и она была настолько дерганной, что привела к вылету Херберта на 41-м круге, когда он мог бы бросить вызов Мартини, занявшему в итоге пятое место.

Когда Дэймон Хилл пересек клетчатый флаг, а затем совершил круг почета, размахивая «Юнион Джеком», исполнилось 26 лет с тех пор, как победа его отца на Гран-при Испании подняла команду «Лотус», все еще потрясенную гибелью Джимми Кларка в Хоккенхайме. Совпадения были просто невероятными, хотя Дэймон неудачно выступил в Монако, а Грэм выиграл уже следующий Гран-при после той гонки Ф2, Грэм участвовал и в промежуточной гонке – Daily Express Trophy в Сильверстоуне.

Дэймон первым признал, что его триумф во многом связан с неудачей Шумахера, но победа есть победа, и эта победа пришла как раз вовремя, чтобы поднять боевой дух «Уильямса» и еще раз доказать, что они все еще могут побеждать. Почти месяц спустя после аварии Айртона Сенны эта победа стала фантастическим успехом команды в 300-м Гран-при, но еще более удивительной статистикой стало то, что прошло восемь месяцев с тех пор, как команда из Дидкота в последний раз взяла клетчатый флаг раньше всех остальных. Так много изменилось с прошлогодней Монцы…

Источник.