«Пейзажи великолепны, но сбрасываем на 4 секунды – это не гонки!» «Ф-1» злится на Монако – требует перемен
Гран-при Монако 2024-го установил рекорд – не только первой домашней победой Шарля Леклера после семи лет унижений, но еще и фееричным достижением: впервые в истории топ-10 финишировала в абсолютно том же порядке, что и стартовала!
Правда, внутри заезда были и попытки обгонов – особенно на старте и на первом круге: вплоть до аварий и могучих завалов. Они все и испортили: вызвали красные флаги, гонщикам сменили покрышки на более жесткие, и стратегия сменилась на доезжание до финиша с тактическими играми по замедлению соперника ради захлопывания окна потенциального пит-стопа.
Оттого внутри топ-10 за 70+ кругов зрители увидели 1 попытку «подрезки», пару полупопыток атаки и буквально несколько обгонов – исключительно между аутсайдерами. Все, что случилось в гонке, мы описывали здесь – с лучшими моментами.
В итоге прямо во время заезда Ферстаппен комментировал происходящее словами «как же скучно, надо было взять подушку» – уже на 20-м круге.
А еще Макс параллельно боролся не только со сном, но и с сильным желанием пойти в туалет – «главной сложностью гонки, так было скучно».
Похоже, и пит-стоп с быстрым отрезком на последних 20 кругах команда устроила просто чтобы хоть немного развлечть трехкратного чемпиона.
Официальный аккаунт трека для Гран-при Великобритании очень красноречиво комментировал шинные шахматы:
А аккаунты «Ред Булл» и «РБ» играли в крестики-нолики:
Не говоря уже о вале фанатских мемов!
Конечно, недовольные нашлись и среди самих представителей «Ф-1»!
Интервью со Sky Sports F1 уже началось для трехкратного чемпиона с уточнений: «Слышали, у вас скучная вышла гонка… – Да, а вам как зашло?»
«Было очень скучно, – заявил Ферстаппен. – По сути, на прямой ты давишь на газ в полсилы, проходишь некоторые участки трассы на более высокой передаче, чем предполагается. Мы ехали примерно на четыре секунды медленнее, чем могли бы – это не гонки.
Что до возможных изменений, то я бы хотел, если это возможно, попробовать изменить пару вещей, чтобы сделать гонки интереснее. Потому что в целом, как мне кажется, это и правда особенный гоночный уик-энд. Только вот воскресная гонка, к сожалению, получается немного скучной. В то время как пейзажи по-прежнему великолепны. Если мы найдем способ улучшить гоночную составляющую, то почему бы не продолжить? Лично я бы предпочел именно такое решение».
«Темп был болезненно медленным, гонка вышла крайне скучной, – согласился и Албон. – Я бы предпочел взять очки повеселее. Но я согласен».
«Гонка получилась статичной, – высказался шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Первая десятка финишировала в том же порядке, в котором стартовала – а красные флаги по сути «убили» эту гонку, потому что после рестарта все просто поехали до финиша.
И это та ситуация, которую нам стоит изучить коллективно. Все это нельзя в полной мере назвать гонками – когда вы просто наматываете круги и при этом едете на 4 секунды медленнее на каждом круге, чем могли бы. Просто потому, что у соперников нет никаких шансов вас обогнать.
Монако – потрясающее место для гонок. Но современные болиды стали настолько большими, что нам, вероятно, стоит задуматься о введении чего-то вроде «зоны для совершения обгонов», ну или подумать об увеличении шанса для совершения обгона. Потому что сейчас пилоты в топ-10 финишировали в том же порядке, в котором стартовали, и внутри топ-10 не произошло ни одного обгона.
Это действительно замечательный Гран-при, с богатой историей, но все должно развиваться. Современные болиды стали слишком большими. В сравнении с болидами 10-летней давности они стали в два раза больше».
«Думаю, было бы здорово, если бы квалификацию разбили на две группы, как в «Формуле-2», – предложил Фернандо Алонсо. – Монако очень захватывает и увлекает. Было бы приятно увидеть, как каждый проезжает нормально быстрый круг – мы упускаем много потрясающих моментов. Тебе может повезти, а может не повезти. Это Монако. Нужно найти свою удачу».
«Из-за аварии на старте все смогли поменять шины и просто ехать до финиша в не самом высоком темпе. Что тут скажешь, это определенно была одна из самых скучных гонок, в которых я когда-либо участвовал. Но таков уж Гран-при Монако.
Монако всегда будет оставаться Монако. При этом болиды «Формулы-1» становятся все больше, сейчас ты даже не можешь нормально обогнать соперника, проезжая мимо пит-лейна, не рискуя попасть в серьезную аварию, – согласился и Хэмилтон. – Хотелось бы, чтобы эти дороги, и соответственно сама трасса стала шире, но я не думаю, что подобное хоть когда-то будет реализовано в Монако, просто потому что здесь совсем мало места.
Могу только представить, как было скучно фанатам. То есть наши шины запросто могут провести всю дистанцию, они слишком выносливые. Нужно как-то все взбодрить. Может, три обязательных пит-стопа помогли бы.
Может быть, для Гран-при Монако стоит что-то придумать – может быть, подготовить для этой гонки какие-то особые шины, чтобы команды совершали больше пит-стопов и это создавало больше вариативности.
Им определенно стоит подумать о каких-то особенностях для этого уик-энда. Они уже придумали спринты, но для Монако нужно что-то другое. Потому что разве сейчас вы все не засыпаете во время просмотра воскресной гонки? Вот именно. Так что нужно что-то придумать».
«Здорово гоняться в Монако, но нам нужно что-то менять, чтобы сделать воскресную гонку интереснее. Например, выступать только на шинах «софт», комплект которых точно не выдержит дистанцию всего заезда. На «софте» вам пришлось бы делать по два пит-стопа – а кто-то бы попробовать продержаться с одним пит-стопом.
Мне просто кажется, что решение проводить весь Гран-при на «софте» может решить множество проблем», – предложил его напарник Джордж Расселл.
«16 болидов [выехали на рестарт], и все они были классифицированы как финишировавшие через 77 довольно тяжелых для восприятия кругов, – написал в колонке для Sky Sports комментатор, бывший пилот «Формулы-1» и нынешний голос международной трансляции Мартин Брандл. – Второй старт вышел куда более чистым, и машины принялись ехать достаточно медленно, чтобы добраться до финиша без дальнейшей смены шин под зелеными флагами.
Льюис Хэмилтон сказал, что это одна из худших гонок, в которых он участвовал, а слова Макса Ферстаппена о подушке были болезненными, когда он заметил, что не может поспать во время гонки без нее. И вот что очень иронично: этих двух гонщиков ничуть не беспокоило то, что всем нам приходилось наблюдать, как они неумолимо выигрывали гонки и титулы с огромными отрывами. Но они правы – гонка была вялой, и это мягко сказано».
А «Ф-1» вообще планирует сохранять Монако в календаре?
Тема скучной гонки вместе с требованиями изменений появилась как раз вовремя для владельцев «Формулы-1» – ведь перед стартом этапа Bloomberg проинсайдил о потенциальном уходе княжества из календаря после конца контракта в 2025-м. Правда, причины назывались в другом: серия хочет либо больше денег за взносы, либо больше возможностей для продаж ВИП-билетов в паддок-клаб.
Не спасает даже выполнение традиционного требования к историческим европейским автодромам последнего времени реновация гаража:
И рычаг в виде недовольства главных действующих лиц сыграет явно против промоутеров. Придется идти на компромисс – ведь и формат уик-энда без согласия организатора и смены контракта перевернуть тоже нельзя.
Монако все равно нужна «Ф-1» – из-за уникального инженерного вызова?
Пилоты постоянно говорят об историческом бэкграунде, пейзажах и особенном давления домашнего этапа – ведь практически половина из них живет в княжестве!
Но именно негодование «Ред Булл» лучше всего и показывает, зачем же все-таки нынешний Гран-при Монако нужен «Формуле-1» – именно из-за его абсолютной особенности. Чтобы команды не расслаблялись и держались в тонусе, а не клепали комбайны для примерно сходных треков – характеристики трассы не дали «Ред Булл» даже шанса отыграться, а стандарты пилотажа растут каждый год.
Чемпионы мира не справились с подготовкой машины – не решили известную им аж с 2022-го проблему технически и не сумели подобрать настройки для адаптации. В итоге Макс провалился в квалификации и даже не смог атаковать Расселла на полубедовом «Мерседесе».
Аутсайдерский «Уильямс» же напротив – едва поворачивал в Монако в прошлом году, но теперь после вала работ над ошибками отыскал верный баланс между управляемостью и прижимной силой и набрал первые очки.
Потому Монако и нужен – чтобы у каждой даже самой слабой командой сохранялся призрачный шанс, а гении в самых сильных постоянно держали в голове особенности уникального автодрома и учитывали их. Или не учитывали – и тогда у зрителей всегда будет надежда «ну в Монте-Карло все точно будет по-другому» даже в годы ультрадоминирования – или лучшему пилоту вновь придется сносить стены ради победы.
А как считаете вы?
Что еще почитать о Гран-при Монако?
Домашняя победа Леклера после бесконечных фэйлов растопила Монако – город в слезах и шампанском
Ферстаппен растерял скорость, впервые в году слил поул и распял машину. И что с ней не так?
«Макларен» отбросил свой стиль ради Сенны. Вышла пока лучшая ливрея сезона «Ф-1»
Магия этапа в Монако: между победой и аварией – сантиметры, а ради поула сшибают стены
Экскурсия по «Ф-1» в Монако: что за город, как там смотрят гонку, чем кормят и развлекают
Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff Ryan Pierse / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer; x.com
Тут просто все сошлось, поэтому вышла такая нелепая гонка. Но мы же не отменяем Катар, когда трасса неожиданно стала так убивать резину, что пришлось делать обязательные 3 пит-стопа? Может тогда специально тут сделаем обязательные 2 пит-стопа или 3 обязательных типа резины?
Но тут понятна игра Формулы и Либерти. Слишком мало денег платит Монако за ГП. Но отменять ее очень ссыкотно. Поэтому надумаем поводов для непродления контракта
"Гонка в Монако - как историческое здание в центре города. Его нельзя просто так снести и построить очередной унылый новодел из стекла и бетона, как бы он не соответствовал современным строительным нормам. Есть наследие, его надо хранить. Ну будет вместо Монако тилькедром в Таиланде, лучше будет? И проблема не в этом здании, а в людях, которые его портят и не сохраняют в надлежащем виде (делают большие болиды, которые не вмещаются в трассу)"
Если сходу не догнали посыл - перечитывать до понимания.
Многое поменялось в связи с безопасностью. Может еще лучше, вернуться в 60-е, когда за сезон стабильно умирало несколько пилотов? Зато интереса было больше, чем во времена Шумахера.
Несколько шинных производителей - да, было бы интересно, но тут уже вопрос денег.
Всегда технологичность - это меньше, легче. Такую чушь вообще ляпнул.
Что касается дозаправки, да, 2 раз в 10 лет были пожары. Которые ни к чему страшному не приводили никогда. Я имею ввиду нулевые. Очень страшно. А знаешь что еще страшно? Когда регулярно на своих механиков наезжают, то сбивают, то ноги им ломают. Это происходит почти каждый год последнее время. Знаешь что будет хорошо, соблюдая тренд безопасности? Правильно, отменить смену шин. Пусть едут до конца, состав без проблем сделают такой. Будет так же круто, как красный флаг от любого схода (например самостоятельного заезда в безопасный карман) или от двух капель дождя. Что происходит у нас каждую гонку. Такой кайф вообще это смотреть, "пезапаснасть". Час красных флагов, потому что ежик пукнул и еще 2 часа забега хомяков в колесе, под который отлично спится.
Я не верю, что ты это серьезно пишешь. Просто невозможно не понимать насколько это плохо. В начале просто заагрился, что якобы против технологий все (что не так), а теперь просто не можешь позволить себе согласиться с очевидным.
Эта трасса не интересна ни гонщикам, ни зрителям. Поэтому когда ее уберут, никто не будет плакаться по этому поводу.