11 мин.

Монако 94-го: после смерти Айртона Сенны лидером «Формулы-1» стал Михаэль Шумахер

Михаэль Шумахер на «Бенеттон-Форд» доминировал в Монте-Карло, в то время как все остальные не могли дождаться, когда эти гоночные выходные закончатся.

Статистика, которая могла ускользнуть от вашего внимания: в семи последних Гран-при двигатель «Форд» V8 выигрывал каждый раз. Год назад вы бы не поставили доллар на это в казино Монако. Теперь это едва вызывает ропот (меньше всего со стороны самого «Форд»). Как быстро меняются времена в «Формуле-1».

Доминирование Михаэля Шумахера в квалификации и на каждом из 78 кругов гонки Гран-при Монако подчёркивало совершенство связки пилота – команды. Немец был абсолютно уверен в себе на протяжении всей гонки, чтобы обеспечить себе первую поул-позицию в своей карьере, и первую для своей страны с тех пор, как Вольфганг фон Трипс вывел «Феррари» 156 на поул в Монце в далеком 1961 году.

Шумахер завоевал первый поул в карьере

Немец заявил о своём превосходстве с самого начала в четверг, даже когда затем ему пришлось пересесть на машину нового напарника Юрки Ярвилехто, когда на собственной отказал мотор. В субботу днем Мика Хаккинен на «Макларен-Пежо» приблизился к Шумахеру, но уступил ему почти секунду. То, что произошло дальше, было показательно.

Герхард Бергер на «Феррари» показал третье время – еще четыре десятых. Восьмым стал второй пилот «Макларена» Мартин Брандл. Британец был вторым по скорости в четверг, однако сегодня у него возникли проблемы с дифференциалом, которые нарушили баланс его MP4/9.

Шумахеру, таким образом, не нужно было особо рисковать, но он всё равно это сделал. Он установил своё быстрое время, используя только четыре быстрых круга. Немец перебил свое время с первой попытки, а затем смог снять еще шесть десятых. Айртон Сенна, естественно, занимал главное место в умах многих в тот уик-энд, и стиль Шумахера так напоминал бразильца. «Бенеттон» был послушным и быстрым, а его пилот агрессивным, полностью преданным своему делу и на пике уверенности.

Карл Вендлингер за рулем «Заубера» попал в аварию. Австриец после этого проведет в коме целых две недели, и не сможет продолжить сезон. Его напарник Хайнц-Харальд Френтцен откажется от участия в гонке.

Страшная авария уничтожила карьеру Карлу Вендлингеру

Это был довольно острый момент, как и то, как гонщики выстроились на стартовой решётке перед стартом, чтобы почтить память павших героев Имолы. Из уважения к Сенне и Роланду Ратценбергеру первый ряд решётки был оставлен свободным, и каждый человек нарисовал свой национальный флаг на дорожном покрытии. Гонщики почтили минутой молчания погибших пилотов, прежде чем сесть в свои машины.

Для «Уильямса» выходные вновь обернулись кошмаром. Команда приехала в Монако только с одной машиной. Всю квалификацию она провела в поисках ответа на отвращение FW16 к неровностям на трассе, где их было множество. В конце концов, Хиллу удалось улучшить ситуацию, и он показал четвёртое время, но команда явно испытывала огромные проблемы. В то время как Жан Алези привел вторую «Феррари» на пятую строчку. Кристиан Фиттипальди на «Футворке» остался позади.

Старт вышел полным событий. Джанни Морбиделли за рулем «Футворк» подрезал Пьерлуиджи Мартини на «Минарди», как итог – сход. Остались в стене и Хаккинен с Хиллом.

Минута молчания перед стартом, и несколько аварий после

Всё это не вызывало у Шумахера никакого беспокойства, и к концу этого круга он имел огромное преимущество в 3,7 секунды, которое он величественно увеличивал именно в том стиле, который так часто демонстрировал Сенна в Монако. Было совершенно ясно, что никто не сможет подобраться близко. Бергер перешел на вторую позицию. За третью строчку боролись Алези и Фиттипальди.

Бразилец ехал красиво, пока у него не начал перегреваться мотор. В то время как Брандл воспользовался суматохой и попал на пятую строчку.

Юкио Катаяма на «Тиррелле» опережал Альборето, Комаса и де Чезариса, а Херберт возглавлял плотную группу, включавшую Баррикелло, Беретту, Лехто, Паниса и Бернара. Брэбэм лидировал, за ним следовали Лами, Гашо и Бельмон.

Большая часть реальных обгонов происходила в боксах. Все команды договорились, на каком круге кто остановится, вместо того чтобы тянуть жребий, как первоначально предлагала «ФИА», и все согласились ограничить скорость в боксах до 80 км/ч после драмы в Имоле. Лами был оштрафован за превышение скорости во время квалификации, но никто не нарушал правила в гонке. Брандл должен был первым заехать в боксы на 21-м круге, и это оказалось умным решением Рона Денниса и его команды. Шумахер и Бергер остановились на 24-м круге.

Алези, однако, планировал только одну остановку и проехал до 34-го круга, так же как Фиттипальди, который всё ещё преследовал красную машину издалека. Только когда была пройдена половина дистанции, эта довольно скучная гонка начала приобретать реальный рисунок. К тому времени Шумахер всё ещё уверенно лидировал, но Бергер вернулся на второе место, а Брандл поднялся на третье.

Пит-стопы в гонке проводились поочередно

Алези восстановился на четвертом месте, все еще немного опережая Фиттипальди, а Бланделл начал возвращаться к своей шестой позиции после своей остановки, поскольку де Чезарис и Альборето прошли мимо него, когда он был на пит-стопе. Интерес действительно заключался в том, мог ли Брандл что-нибудь сделать с Бергером, который был на 3,2 секунды впереди на 36-м круге. Постепенно Мартин смог сократить разрыв. Британец описал субботу как самый разочаровывающий день в своей жизни, когда он упал со второго ряда, но теперь он вел машину с большой уверенностью.

Бланделл отлично справлялся с «Тиррелл» и должным образом вернул себе шестое место, когда Альборето и де Чезарис совершили свои пит-стопы. Но на 42-м круге из-за отказа двигателя он был вынужден преждевременно остановиться. «У нас была очень хорошая возможность набрать сегодня больше очков, и машина ехала действительно хорошо. Я не знаю, что случилось с двигателем, но задние колеса заблокировались, и я соскользнул».

Катаяма, тем временем, отступил назад с седьмого места из-за утечки масла из коробки передач и к 39-му кругу занимал 13-е место, когда трансмиссия вышла из строя. Многообещающий день для «Тиррелла» подошел к концу.

Брандл прорывается на вторую позицию

Однако для Брандла дела вот-вот должны были пойти еще лучше. Когда Шумахер чуть не попал в ловушку, наехав на масляное пятно. «Это был большой момент для меня, и я почти врезался в барьер», – признался он. «Но это было все, на что я мог пожаловаться».

Бергеру не повезло. «Я видел желтый флаг», – признался он, – «Но я не увидел флаг с изображением масла, пока уже не затормозил, и машина не начала вращаться». Бранд сел на хвост австрийцу. Тот держал Мартина некоторое время, пока британец не вырвался на вторую строчку.

Это был очень аккуратный маневр, и хотя это был тот вид маневра, который Герхард не позволил бы без борьбы месяц назад, это также был тот вид маневра, который уровень уверенности Брандла не позволил бы ему попробовать месяц назад в Бразилии. Герхард начал отставать из-за перегрева мотора и проблем с избыточной поворачиваемостью.

Брандл давил так, как мог на Шумахера. Без сомнения, это была одна из его лучших гонок в «Формуле-1».

Он потерял второе место, когда снова остановился для дозаправки и смены шин на 46-м круге, но когда «Феррари» сделала вторую остановку пять кругов спустя, статус-кво был восстановлен. Еще через восемь кругов уровень уверенности Брандла был дополнительно подчеркнут, когда он спокойно нырнул внутрь джентльменского Альборето, приближаясь к шикане издалека.

На этом этапе он начал прорываться. От 37 секунд на 57-м круге отставание уменьшилась до 25,2 секунды к 66-му кругу. Пилот «Макларен» проходил круги за 1:22, а вот Михаэль – за 1:26. И тут немец выдал серию быстрых кругов, чтобы дать понять, что все под контролем.

Третьим финишировал Бергер

Алези также столкнулся с проблемами и явно боролся, пытаясь догнать, не говоря уже о том, чтобы обойти де Чезариса, после того, как Андреа поднялся на четвертое место во время остановок.

Де Чезарис также воспользовался печальным уходом Фиттипальди, который был настроен на высокий финиш, пока его «Футворк» не застрял на шестой передаче на 48-м круге. Это действительно было плохой наградой за чрезвычайно зрелое выступление. Рубенс Баррикелло выбрал совершенно другие настройки «Джордана», и в результате ему не хватало скорости на прямых, и он застрял в своей группе до тех пор, пока его двигатель не отключился во время пит-стопа из-за электрической неисправности.

Постепенно другие элементы первоначальной битвы Комаса, Херберта, Баррикелло, Беретты, Лехто, Паниса начали распадаться. У Комаса была долгая остановка из-за неисправного сцепления, Херберт сошел с дистанции, когда его коробка передач начала переключаться сама по себе, и с Баррикелло, вышедшим из игры, Лехто вышел на седьмое место впереди Беретты, который проводил лучшую гонку в карьере.

Для Лехто Монако стал деморализующим событием. Он был потрясен, когда Шумахер сразу же доказал, что он быстрее в той же машине после того, как взял напрокат машину финна утром в четверг, и он чуть не пропустил гонку из-за болей в шее. Представьте, что у вас сильная головная боль, и вы едете по кочкам целые 77 кругов. Как и Алези, у которого травмированная шея тоже болела, он хорошо справился, закончив гонку седьмым.

Лучшая гонка в карьере Мартина

Это не было классическим Гран-при Монако ни в коем случае, но для Брандла это был лучший день в карьере. Рон Деннис назвал результат «лучшим среди проигравших».

Для Шумахера это был еще один шаг к тому, что начинает казаться неизбежной короной чемпионата, и самая приятная из его четырех побед в этом году.

«Это было ближе, чем предыдущие три в этом сезоне, и это было сложнее, потому что вам нужно быть осторожным на каждой отдельной круге», – сиял он. «Вот что делает эту победу такой особенной». Для «Формулы-1» сама гонка, к счастью, была безопасной, но никто не забывал о бедственном положении Вендлингера. Это также стало водоразделом, публичной платформой для Макса Мосли, чтобы объявить о своих намерениях внести радикальные реформы, и для команд, чтобы отреагировать. Но прежде всего, это была неделя, которую нужно было пережить. Неделя, когда «Формула-1» продолжала шоу без своего короля, и Михаэль Шумахер заявил о своих претензиях на наследство.

Источник.