«Феррари» швырнула «второго Леклера» в «Ф-1» с поула «Ф-2». Итог: «гонщик дня» и финиш выше Хэмилтона!
Сайнса свалил аппендицит.
Удивились странному №38 в алой «Феррари» на Гран-при Саудовской Аравии? Ну, гонщик дня на седьмой позиции по имени 18-летний Оливер Бермэн с редким по мощности фанатским единодушием – 48%!
Его еще поздравлял после финиша сам Льюис Хэмилтон – ведь будущий пилот «Феррари» сам финишировал ниже нынешнего!
И еще неизвестно, кого теперь считать более светлым британским будущим Скудерии:
Чем же Оливер так впечатлил? Финишем на 7-м месте – лучшем для дебютанта с 2015-го! В 18 лет. После единственной практики в топовой машине на одном из самых сложных и опасных треков. Для дебютанта это вдвойне рискованно – вспомните аварии Мика Шумахера, Николаса Латифи или поездку в стену многолетнего гонщика «Ф-1» Ланса Стролла на ровном месте как раз на этом же Гран-при.
А Олли проехал практически идеально: сумел не рисковать, не допускать ошибок, не перебирать и промахиваться. И поднялся с 11-й позиции на 7-ю.
Хотя на старте у него и вышло немного несколько слишком оптимистичных атак на Юки Цуноду – вплоть до контакта:
Но затем после волны пит-стопов под сэйфти-каром Бермэн смог остыть, успокоиться и перестроиться. После рестарта он уже не так активно и судорожно атаковал, пытаясь реализовать быстрое преимущество более мягких шин, а образцово висел пару кругов на хвосте, изучая траектории и манеру пилотирования соперника на прямой и в повороте, подбирал момент со стратегией и опережал с DRS. Все как по учебнику – так обставил и Цуноду:
И Чжоу:
И Нико Хюлькенберга:
Все – прямые конкуренты в битве за очки на тот момент!
А после второй волны пит-стопов он оказался впереди Норриса и Хэмилтона – у соперников свежий «софт», впереди еще 10 кругов, а сам Оливер никогда не катал такие длинные гонки и к финалу дошел до крайней изможденности.
Серьезно – посмотрите на его подлокотник после финиша: шея очевидно не выдерживала повороты и опиралась на воротник!
Но парень выдержал – не подпустил «Макларен» с «Мерседесом», сохранил седьмое место и даже под конец мог ускориться.
«Я уничтожен – вероятно, со стороны видно, что я сейчас не в лучшей форме, но гонка прошла просто здорово, я атаковал на всей дистанции Гран-при, – сказал ошарашенный парень после финиша. – [Льюис] фактически вытаскивал меня из болида, потому что мне было тяжело. Очень напряженная гонка с физической точки зрения. На трассе, где деградация шин чуть ли не самая низкая, а латеральные перегрузки – чуть ли не самые высокие, ты практически проезжаешь 50 квалификационных кругов.
Расслабиться было невозможно, особенно под конец, когда меня догоняли два быстрых парня. Каждый круг надо было жать на пределе. У меня был запас – думаю, мой последний круг был самый быстрый. Просто решил прибавить и проверить, на что способен. Чувствовал уверенность и в своих силах, и в машине, поэтому понимал, что могу.
Безумие, как сильно можно атаковать в гонке.Фактически проезжал один квалификационный круг за другим. Требуется большая точность, учитывая близость стен, но я наслаждался каждым моментом».
Теперь им закономерно все восхищаются! Например, чемпион 1996-го Дэймон Хилл:
«Звезда родилась! Прыгнуть в «Феррари» в такой короткий срок, на такой устрашающей трассе, выдержать огромное давление со стороны Ландо и Льюиса и удержать их обоих.. Вау».
«Это было круто! – высказался бронзовый призер серии «Формулы-Рено» V8 3.5 (ближайшая серия-конкурент «Ф-2» пару лет назад) Егор Оруджев в интервью «Чемпионату». – Можно сказать, тебя посадили на другую планету. Разница с машиной «Ф-2» гигантская: 14 секунд на круге в квалификации. Для гонщика это абсолютно другое измерение.
Добавьте к этому очень сложную трассу: одни скоростные повороты. И только один час, чтобы вкатиться. Все отметки торможений, использование поребриков — все другое! И нет зон вылета.
Я впечатлен, что он смог держать темп всю гонку и даже смог не подпустить близко Ландо с Льюисом. Думал, он банально «умрет» по физике. Я бы сравнил шаг по физике в «Ф-1» из «Ф-2» как из российской Первой лиги в АПЛ. Если бы это была другая традиционная трасса, разрыв по темпу с Шарлем был бы сильно меньше».
Как Бермэн вообще оказался в «Феррари», «Ф-1» и на Гран-при?
Да, Скудерия внезапно начала уже вторую гонку сезона без Карлоса Сайнса, но дело не в досрочном разрыве контракта с №55 из-за грядущего трансфера Льюиса Хэмилтона. Просто накануне практик испанцу сильно нездоровилось – до больницы, температуры под 39 градусов, пропуска медиасессий и сокращения программ в практиках – а в день квалификации ему поставили диагноз: аппендицит. И увезли на срочную операцию в тот же день.
На замену пришлось срочно поднимать резервиста, присутствовавшего в паддоке – чтобы успеть подогнать сиденья и оборудование и дать откатать хотя бы одну из тренировок. Счастливчиком и стал новоявленный №38 – Оливер Бермэн из Великобритании, «новый Леклер» из Академии «Феррари». Его буквально сняли с поула в гонке «Формулы-2», который он взял накануне.
И… Оливер уже в истории, поскольку стал третьим по юности пилотом «Ф-1»: его гонка пришлась на возраст 18 лет, 10 месяцев и один день. В более юном возрасте дебютировали только Макс Ферстаппен (17 лет, 5 месяцев и 15 дней) и Ланс Стролл (18 лет, 4 месяца и 26 дней).
А еще Оливер – первый в истории пилот «Ф-1», родившийся после завоевания всех титулов Михаэля Шумахера и первой победы Фернандо Алонсо.
Однако поднятие именно Бермэна сразу вызвало много вопросов: ведь вообще-то у Скудерии в резерве еще гонщики программы гиперкаров «Ле-Мана» Антонио Джовинации и Роберт Шварцман. Последнего российским фанатам особенно хотелось бы увидеть в Гран-при в боевой «Феррари» – после побед в «Ф-2» и «Ф-3» на болиде-триколоре с гербом и логотипами «СМП Рейсинг». Однако в дело вмешалась локация: у Шварцмана – итальянская лицензия, но в «Ф-1» национальность и флаг определяют по паспорту. Их у Роберта два: российский (не вариант для нынешней «Ф-1») и… Израильский – совсем не вариант для дебюта на Гран-при Саудовской Аравии в разгар войны Израиля и ХАМАС. Потому определяющий резервиста на каждый этап шеф Скудерии Фредерик Вассер сразу назначил запасным на этап Бермэна, а Роберта даже нет в паддоке.
Оливер Бермэн – «второй Леклер» и главный талант Академии «Феррари»
Кто же такой – новичок Скудерии?
Он из графстве Эссекс и родился 8 мая 2005 мая в семье Дэвида Берман, основавшего в 1996 году основавший страховую компанию Direct Insuranceю Сейчас это – международная корпорация Aventum Group с активами свыше 700 млн долларов по собственным оценкам, потому в деньгах на развитие карьеры Оливер никогда не нуждался.
Однако и рентачем его точно назвать нельзя! Давайте просто вкратце пройдемся по главным вехам его карьеры:
2019-й – выиграл весь картинг юниорского класса X30 – национальный, европейский, мировой… Его тут же подхватил «Макларен» через программу совсем юных талантов DNA.
В 2020-м после первых же успешных тестов в «Ф-4» в 15 лет перешел в «Формулы-4».
В 15 лет выиграл по гонке в дебютных сезонах итальянской и немецкой «Ф-4».
Выиграл оба титула на следующий сезон и к концу 2021-го перешел в Академию «Феррари».
В 2022-м в дебютном сезоне «Ф-3» взял третье место за 20-летним Мартинсом и проиграв 2 балла Зэйну Мэлоуни из академии «Ред Булл».
В 2023-м перешел в «Ф-2» в 17 лет. Там и дооформил сравнения с Леклером на Гран-при Азербайджана, когда взял поул и выиграл обе гонки – прямо как сам Шарль в дебютный год главной молодежки. Правда, в итоге Оливер титул не взял – не хватило стабильности. Вышло только взять еще 2 поула (всего в сезоне разыгрывали 13, и больше 3-х не заполучил никто) и оформить еще две победы. На выходе – 6 место в общем зачете.
По стилю и подходу он действительно крайне похож на Леклера. Сравнение взялость не на пустом месте.
Дважды финалист номинации Британского клуба автогонщиков лучшему молодому пилоту года. Так уж вышло, что в Королевстве предпочитают награждать звезд своих локальных юниорских серий вроде GB3, чтобы они получали призовые деньги и тесты на болидах «Ф-1» – ведь у ребят калибра Бермэна все это есть и так.
А на 2024-й он в 18 лет получил место резервиста «Хааса» и «Феррари», обширную тестовую программу и титул самого талантливого парня из системы Скудерии от The Race.
В общем-то, его вполне справедливо считали «некстваном» итальянской структуры навырост в пару к Леклеру после завершения контракта Льюиса Хэмилтона с «Феррари». Однако реальность подкинула внезапный твист, и Оливер дебютировал в алом даже раньше №44.
Восхитил мир еще в квалификации
Первую же практику Бермэн завершил в топ-10 и впечатлил шефа «Мерседеса» Тото Вольффа.
«Очень мощно – запрыгнуть из «Ф-2» в «Феррари» без единой сессии и проехать на приемлемом уровне сразу же. Не думаю, что у него даже раскручивался нормально мотор на последних попытках, чтобы дать ему немного спокойствия. Он может быть очень силен».
В квалификации он переволновался и немного запорол круг – 0,036 секунды от Хэмилтона и 11-е.
Тем не менее, мир «Ф-1» все равно уже удивлялся!
«Он чуть не выбил меня из борьбы! – сходу восхитился Хэмилтон. – Да, отличная работа. Вот так запрыгнуть в кокпит болида перед третьей сессией свободных заездов, вообще без практики, и продемонстрировать такое выступление… Действительно здорово. Это правда впечатляет – и такое выступление показывает, насколько он талантливый гонщик.
Мне на момент дебюта в «Ф-1» было 22 года. В 18 лет я выступал в «Формуле-3» и вообще не был готов к «Формуле-1». Но да, времена меняются. Если бы я тогда пришел в «Формулу-1» в 18 лет, моя карьера могла бы сложиться совсем иначе. Так что я рад, что решил подождать».
«Суперсложно влетать сразу на болид «Ф-1» на таком треке, – прокомментировал Макс Ферстаппен. – Думаю, его работа очень, очень впечаляет.
Я смотрел его первые круги в практиках, потому что по ним можешь понять, насколько сразу комфортно или нет пилоту в машине. И после второго-третьего я такой: «Окей, сильный старт, мне нравится».
Занять 11-е место в квалификации и уступить всего 0,6 секунды в той сессии – больше, что можно было даже потребовать от него в той ситуации. Это великолепная работа. Надеюсь, он получил удовольствие, не думал о невыходе в третий сегмент или еще о чем-то. Все видели, что он сделал».
«Он готовился к выступлению в «Формуле-2», когда я позвонил ему за пару часов до выезда и попросил прийти ко мне и поговорить, – объяснил ситуацию Вассер. – Ему пришлось поработать, чтобы освежить в памяти все процедуры, расположение кнопок на руле и так далее. Также нужно было сразу залезть в кокпит болида для проведения проверки состояния кокпита со стороны ФИА.
Он ни разу не участвовал в настоящем старте гонки «Формулы-1», никогда не проводил «боевых» пит-стопов – так что ему предстояло двигаться вперед шаг за шагом, постепенно обретая новый опыт.
В третьей практике он отработал фантастическим образом. Он не допускал ошибок. И до попадания в третий сегмент квалификации ему не хватило буквально пары сотых секунды. Он сделал больше, чем я ожидал. Все так хорошо, что даже нереалистично.
Если повнимательнее посмотреть, он даже мог ускориться на последнем круге, чтобы сдержать Ландо [Норриса] и Льюиса [Хэмилтона].
Я даже удивился самому себе, когда попросил его с пит-уолла прибавить немного темпа и не сдерживаться слишком сильно. Он не совершал ни одной ошибки во время того отрезка.
У него еще будут возможности принять участие в первых практиках, потестировать болид. Мы тщательно этим займемся. Основное внимание на сезоне «Ф-2». Ему будет довольно нелегко, и я буду держать в уме, что он был на поуле, а я уничтожил его уик-энд в «Ф-2».
Теперь Бермэн мечтает о «Формуле-1»
Парень немного в шоке после всего произошедшего, но его резюме уже демонстрирует высочайшие амбиции – только продолжение, только еще больше Гран-при, только будущее в «Ф-1» при первой же возможности!
«С утра у меня не было ни малейшей мысли о грядущем дебюте – я готовился к гонке «Ф-2». Звонок поступил довольно поздно. Дальше, наверное, телефон сходил с ума, но я его даже не видел!
Честно говоря, у меня даже не нашлось времени на нервы или слишком глубокие погружения в размышления, ведь было мало времени – пришлось сразу нырять в происходящее, нагонять упущенное время. Я долго сидел с инженерами, пытаясь разобраться в каждом аспекте [машины и руля]. У меня не было времени задуматься о сложности ситуации.
Фредерик говорит не очень много, но имеет в виду ровно то, что говорит. И он сказал мне, что я должен делать шаг за шагом, а не пытаться геройствовать. Особенно после третьей практики, он велел мне продолжать в том же духе и прибавлять постепенно, в моем темпе.
Я всегда готов поехать в «Формуле-1», я поэтому тренировался в ожидании возможности. И она появилась, звезды сошлись.
Я думал, что готов к «Формуле-1» – пока не попал на эту трассу, которая, возможно, является вообще самой сложной для дебюта. Так что это настоящее боевое крещение. В квалификации я чувствовал себя достаточно солидно, но да, то на третьем секторе чуть-чуть упустил, то шины недогрел – моя ошибка. Видел потом некоторые места то тут, то там, где можно было получше.
Это огромный скачок и с точки зрения физики, и с точки зрения пилотажа. В «Формуле-2» ты ограничен только возможностями машины и сам должен из нее все выжимать, а в «Формуле-1» ты сам как пилот – уже ограничение. Машина способна выполнить все, что ты сам способен с ней сделать, как далеко ты готов зайти. Еще эволюция трассы по ходу сессии – в «Ф2» квалификация в начале уик-энда, когда состояние асфальта было намного хуже. А в «Ф-1» сцепление машины с трассой просто феноменальное, после первых кругов я был в шоке».
Моя цель: не допускать ошибок, доводить все до конца, избегать любых сбоев и получить как можно больше опыта. На данный момент я просто пытаюсь добиться максимального результата. Уверен, что, когда все закончится и я ущипну себя, чтобы проснуться, я буду очень горд.
Ощущалось ли это как мечта? Если честно, нет.
Гонка получилась отличной, я наслаждался каждым моментом, но уик-энд слишком короткий. Хотя, думаю, я хорошо выступил. Перед гонкой я получил сообщение от моего кумира Себастьяна Феттеля – очень мило, спасибо, Себ.
Теперь «Ф-2» покажется чуть менее сложной, мне не придется думать обо всех этих трудностях с работой батареи.
Здорово получить такую возможность в «Ф-1», однако в этом году я сосредоточен на «Ф-2». Но, надеюсь, я провел хорошее собеседование сегодня.
Я не знаю, что еще могу сделать. Не думаю, что я буду в «Ф-1» в оставшейся части сезона.
Такой была моя цель – здорово выступить в этот уик-энд. Полагаю, я достойно себя проявил, так что все в порядке. И, да, это все, что я могу сделать – атаковать в «Ф-2» и скрестить пальцы, вот и все».
Как считаете, он достоин места?
Читать еще о Гран-при Саудовской Аравии:
Величие гонок «Ф-1» на городских треках: от мегариска и обтирания стен не отвести глаз!
Старт сезона «Ф-1» только запутал расстановку: сломались все команды, кроме «Ред Булл»
Экскурсия по «Ф-1» в Саудовской Аравии: что за город, как там смотрят гонку, чем кормят и развлекают
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Rudy Carezzevoli; Hoch Zwei/Global Look Press
Но между прошедшим Гран При и победой в чемпионате Ф2 (которой возможно этот ГП и стоил), однозначно ГП в Ф1 был ценнее.