Переход Хэмилтона в «Феррари» доказывает: в «Ф-1» еще остались эмоции. Не все решают деньги
Льюис – тоже человек.
«Как не быть романтиком в бейсболе?» – вопрошал герой Брэда Питта Билли Бин в оскароносном «Человек, который изменил все». Но в оригинале фильм и книга называются Moneyball -- скорее «Денежная игра». Она показывала динамику развития спорта к тщательно просчитанному бизнесу – кажется, в нем все меньше эмоциональных сторон и все больше рационального.
«Формулу-1» все чаще называли похожим образом – знаменитой цитатой Льюиса Хэмилтона Cash Is King («Наличные правят»). В последние сезоны именно главная гоночная серия вырвалась в лидеры по тщательному просчету вообще всего в мировом спорте – и вроде бы неудивительно, с учетом ее сложности и технологичности.
Но нет, место романтике и эмоциям осталось даже здесь. Трансфер как раз Хэмилтона из «Мерседеса» в «Феррари» в 40 лет полностью доказывает!
Еще в январе об этом никто не подозревал – даже самые осведомленные инсайдеры. В «Мерседесе» об этом тоже не догадывались. А 1 февраля р-раз – и переход стал реальностью. Поверг гоночный мир в шок и поиски ответов на вопросы «как, зачем и почему?!»
Казалось бы, и тут все просто – опять Cash is King, ведь вы точно уже видели инсайды о космических финансовых условиях сотрудничества Хэмилтона со Скудерией.
По данным итальянских La Gazzetta dello Sport (первый инсайдер перехода) и La Stampa, Льюис «Феррари» будет платить ему базовую зарплату в 50 миллионов евро – имиджевые права №44 обычно полностью забирает себе, а бонусы и маркетинговые мероприятия в «Мерседесе» заключались отдельными сделками.
Те же источники оценивают потенциал всех-всех выплат со всеми спонсорскими и призовыми отчислениями с учетом зарплаты в 87 млн в год, но для их достижения Льюису требуется выполнить все коммиты, посетить все мероприятия и выиграть, наверное, все возможное. Базовая зарплата все-таки будет меньше, чем в «Мерседесе» (там она, по слухам, составляла от 55 до 63 млн).
Отдельным и очень интересным моментом инсайдер Джулиано Дукесса из Corierre della Serra и Formula1uno.com называет инициативу Элканна в превращении партнера Хэмилтона во всех его инвестициях и инициативах: якобы президент Скудерии через семейный фонд Exor пообещал выделить отдельную структуру капиталом 250 млн евро, которая вкладывалась бы во все бизнесы и дела семикратного чемпиона для более простого их запуска. Причем речь и о благотворительных делах – полном партнерстве.
Условия кажутся очень щедрыми, но все-таки примерно те же условия Хэмилтон имел (или мог заполучить) и в «Мерседесе» – миллиардер Вольфф, вероятно, тоже пошел бы на такой шаг по дружбе или подключил бы второго инвестора и владельца INEOS сэра Джима Рэтклиффа. Здесь (по слухам) больше играет роль отказ марки в назначении Льюиса послом бренда до 2035-го – семикратного чемпиона расстроило такое неожиданное решение от главной компании его карьеры, и потому он в принципе не отмел переговоры с другими сторонами.
Инсайдер из Маранелло Лео Туррини пишет в блоге о том, что финансовая сторона не играла никакой роли. И читая куцые сообщения Хэмилтона, в это можно поверить.
Хэмилтон почти не комментировал переход, но четко дал понять главную причину
Казалось бы, настолько масштабное и внезапное решение о смене команды потребует объяснений для медиа и в особенности для фанатов «Мерседеса», свыкшихся с противостоянием «Феррари» с 2013-го – особенно после сражений с Себастьяном Феттелем. Однако даже при официальном объявлении и за несколько дней после него Льюис отделался только парой коротких фраз в пресс-релизе:
«Я провел в этой команде поразительные 11 лет и очень горжусь тем, чего мы смогли вместе добиться. «Мерседес» был частью моей семьи с тех пор, как мне исполнилось 13 лет. Я там вырос, так что решение об уходе стало одним из самых тяжелых в моей жизни.
Тем не менее, сейчас настало подходящее время для того, чтобы пойти на этот шаг и я с волнением жду возможности принять новый для себя вызов. Я буду вечно благодарен семье «Мерседес» за эту невероятную поддержку, и особенно Тото Вольффу – за его дружбу и лидерские качества. И я хотел бы, чтобы мы завершили наше совместное путешествие на высокой ноте».
А затем раскрыл мотивацию детской мечты в соцсетях 3 февраля:
«Последние несколько дней получились безумными, наполненными целой гаммой эмоций.
Как вы все знаете, после 11 невероятных лет в «Мерседесе» наступило время начать новую главу моей жизни, и я присоединюсь к Скудерии «Феррари» в 2025 году.
Мне невероятно повезло достичь с «Мерседесом» того, о чем ребенком я мог лишь мечтать, и теперь мне выпал шанс исполнить еще одну мечту детства. Пилотировать красную «Феррари».
«Мерседес» был огромной частью моей жизни с тех пор, как мне исполнилось 13 лет, так что решение стало одним из самых тяжелых, что я когда-либо принимал. Я невероятно горжусь тем, чего мы достигли вместе, и очень благодарен всем, с кем я работал, за упорный труд на протяжении всех этих лет, и, конечно, Тото [Вольффу] за его дружбу, руководство и лидерство. Вместе мы выигрывали титулы, побивали рекорды и стали самой успешной парой «гонщик-команда» в истории «Ф-1». И, разумеется, невозможно забыть о Ники [Лауде], который оказывал огромную поддержку и по которому я скучаю каждый день.
Должен также выразить огромную признательность всему совету директоров «Мерседеса» и всем в компании в Германии и по всему миру за то, что поддерживали меня на протяжении этих 26 лет.
Но настал подходящий момент для перемен и для нового вызова. Я до сих пор помню то чувство, когда я совершил прыжок веры в неизвестность, когда присоединился к «Мерседесу» в 2013-м. Знаю, что некоторые этого не понимали в то время, однако я оказался прав, и сейчас у меня то же чувство. Мне не терпится увидеть, что я смогу привнести, чего мы сможем достичь вместе».
«Как он это сформулировал, мне предельно понятно – ему нужен новый вызов, нужно сменить обстановку, окружение, – резюмировал переход и шеф «Мерседеса» Тото Вольфф. – И это, вероятно, была последняя большая возможность что-то изменить.
Человек может передумать, обстоятельства бывают разные. И говоря о решении сделать выбор в пользу «Феррари» в качестве последней в карьере команды, еще раз крутануть барабан – да, я могу это понять».
«Он всегда чувствовал шарм нашей Скудерии, он же наш клиент, – признался в интервью Лео Туррини почетный вице-президент марки и сын великого Энцо Пьеро Феррари (у него до сих пор 10% акций компании). – Он много раз приезжал. И я много раз встречался с ним в Маранелло.
9 раз – только в гоночном отделе! Он приезжал как покупатель. Когда он приезжал для настройки своей LaFerrari [в 2018-м], он с грустью прощался. Мы тогда еще только продлили контракт с Феттелем, и он сказал в шутку: «Эх, если б вы подождали 12 месяцев, пришел бы я».
А бывший глава пресс-службы «Макларена» Мэтт Бишоп даже нашел неопубликованные черновики интервью 2015-го, где Льюис говорит буквально: «Что я действительно хочу, так это однажды выступить за «Феррари». Было бы круто так завершить карьеру в «Ф-1»? Выиграть титулы за «Макларен», «Мерседес» и «Феррари»?
А вы знали, что Льюис Хэмилтон и раньше обожал «Феррари»? У него два итальянских суперкара в гараже!
Не нужно искать рациональной причины – ее просто нет
Инсайдеры тут же бросились обсуждать, что Хэмилтона не удовлетворил прогресс «Мерседеса» и он решил, что в «Феррари» скорее добьется машины мечты благодаря полному содействию руководства, а двойная-тройная оплата все решит, но…
Насколько действительно нынешняя «Феррари» в этом смысле привлекательнее нынешнего «Мерседеса»? Тото Вольфф тоже обещал Льюису восьмой титул, даже если ему самому придется толкать болид по трассе. Гонки напарника Джорджа Расселла подчиняют идее продвижения №44 хоть на позицию-две повыше при любой малейшей возможности, Хэмилтону напоминают по радио о его крутости в трудные ситуации, инженерная команда уже пересобрана.
«Феррари» же страдала от не меньшей нестабильности, и ей только предстоит очередная перестройка и пересборка. Стратегический штаб там – герой мемов, как и бригада гоночных инженеров.
Рационально Хэмилтон не сможет получить от нынешней «Феррари» больше, чем получал или мог бы получить в «Мерседесе» при тех же условиях и запросах – и в финансовом, и в гоночном планах. Показательна реакция гоночного инженера Льюиса Питера Бонингтона – главного партнера №44 в «Мерседесе»: «Сегодня 1-е апреля?»
Потому все рассуждения и инсайды о технических трансферах пары людей – только попытки рационализировать исключительно эмоциональные мотивы.
Ведь если все эти инсайды верны, то связь Хэмилтона с конкретными людьми оказалась слишком сильна, а это точно не рациональная вещь. Чистая романтика и эмоции.
Либо Льюис ДЕЙСТВИТЕЛЬНО всегда хотел поездить-таки на «Феррари» и решил воспользоваться последним шансом. И это тоже чистые эмоции и романтика.
Или даже семикратному чемпиону в конце концов потребовался абсолютно новый вызов, чтобы по-настоящему выйти за пределы зоны комфорта, где под него все заточено. Даже это – чуть более рациональная причина, но все равно чистая романтика. «Новый вызов» как вещь в себе – всегда чистая романтика.
И как же все-таки это круто. В «Формуле-1» еще осталось место чувствам – даже на таком высочайшем уровне. Хэмилтон просто напомнил, что он, может, и семикратный чемпион мира, но по-прежнему всего лишь человек.
«Не могу представить такой переход». Хэмилтон годами открещивался от «Феррари» – что же изменилось?
За кого гонщики «Ф-1» болели в детстве? Правда все за «Феррари» и Шумахера?
Фото: Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Shaun Brooks/Keystone Press Agency, AMG/Keystone Press Agency/Global Look Press; twitter.com/F1
Рубанков: "Не все решают деньги!"
Перспективы ЛХ даже при таких же результатах - это всплеск маркетинговой активности, индульгенция как на 2024, так и на 2025, нахождение в центре внимания как старых поклонников, так и тиффози.
Так что с точки зрения ценности ЛХ как бренда всё понятно.
И про деньги.
Как уже доподлинно известно, весной 2023 он вёл переговоры как с Мерседесом, так и с РБР и СФ. Таким манёвром он разогрел свою стоимость и подтолкнул Мерседес к подписанию контракта на более выгодных для себя условиях - никаких сентиментов. В обычных условиях заключение контракта с пилотом, который перестал быть доминантой в чемпионате и приближается в 40 годам вряд ли было бы на более выгодных условиях к контракту предыдущему.
Наличие контракта с новой +- аналогичной конкурентам цифрой (пусть 50 - это не так важно) позволило ЛХ выйти на новый этап переговоров с СФ и игрой на повышение. В итоге Феррари подписала ЛХ в январе ощутимо дороже, чем могла в мае.
Характеризует ли это команду ЛХ как отличных переговорщиков? Несомненно.
Характеризует ли это как-то ЛХ и конкретно его преданность? Вероятно, но о том не станем.
Просто не надо говорить, что деньги тут не при чëм
Хэм это всегда про деньги