15 мин.

12 часов Нижнего Новгорода: как прошел первый «Зимний марафон», или ледовые гонки безо льда

Зима, особенно российская — мёртвый сезон для кольцевых автогонок? Как бы не так! Формально любительская, но фактически очень конкурентная серия «Зимний марафон» (на старт регулярно выходят именитые российские раллисты, кольцевики и другие быстрые ребята) начинается именно с наступлением холодов. Правила — примерно как в «24 часах Ле-Мана». В экипаже — минимум три человека, время за рулём на каждого — строго ограничено, классов — два (передний и задний привод), шины — любые, лишь бы нешипованные, а побеждает тот, кто проедет за отведённое время больше всех кругов.

Сезон-23/24 стартовал в конце декабря в Нижнем Новгороде 12-часовой гонкой. И для меня это — первый полноценный автоспортивный опыт, хотя в эндурансах я кое-что понимаю. Наконец-то я не просто посмотрю на гонки изнутри (этим я занимался многократно), но и стану частью этого мира. И попробую интересно рассказать, каково это и стоит ли вообще в гонки ввязываться. Ну а в связи с тем, что заезды на выносливость (людей и техники) — это всегда сумасшедший водоворот событий, об открытии сезона я расскажу в двух частях. Для начало о том, что предшествовало 12-часовому безумию.

Пролог

Февраль 2023 года. Моя первая полноценная гоночная смена должна закончиться через час с небольшим, а последние минут 30–40 я пытаюсь обогнать «семёрку» с бортовым номером «2». И уже начинаю злиться из-за того, что сделать это никак не получается. И не то, чтобы парень в той машине был сказочно хорош — нет, он ехал в своём темпе, а я — дебютант, возомнивший себя Иваном Мюллером на Throphee Andros, просто был намного медленнее и регулярно допускал микроляпы, которые и не давали приблизиться на дистанцию атаки.

Круг, второй, пятый, и нервы начали сдавать. Не помню, что именно я вбил себе в голову, но наверное что-то в духе «я обгоню тебя любой ценой»! Ну а этой самой любой ценой стала сломанная коробка передач. И под сломанная я имею в виду буквально — сломанная. Картер сцепления просто разлетелся на маленькие кусочки, два из которых до сих пор лежат у меня на работе.

Естественно, поломка случилась не из-за моего нервного перенапряжения и зашкаливающих амбиций. Посторонние звуки коробка начала издавать ещё накануне, но мы решили дать ей шанс, а механикам — отдых перед изнурительными сутками без сна. Полагаю, что повлияли на трансмиссию и сильнейшие вибрации, которые через пару часов после старта появились на стартовой прямой NRing. Что значит «сильнейшие»? Машину трясло так, что звенели стёкла.

Ну а мои грубейшие переключения с не до конца выжатым сцеплением, я полагаю, и стали финальным аккордом для коробки передач. В общем, трансмиссия в моей дебютной гонке отработала примерно пять часов. Её замена заняла около полутора часов, за которые наш экипаж опустился на самое дно пелотона. В гонку-то мы вернулись и даже ещё поборолись. Ну а я, как честный человек, сломавшийся подо мной ВАЗ-2104 купил (пусть и не в одиночку). И купил не для того, чтобы ритуально отправить под пресс. А чтобы вернуться через год и доказать всем (но в первую очередь, конечно же, самому себе), что 13 место — это лишь досадное недоразумение. Я могу лучше!

Часть 1. Подготовка

— Слушай, а какого числа гонка?

— Кажется, 23-го.

— О, отлично, тогда успеваю

— Погоди, дай проверю.

— …

— Нет, 23-го квалификация, а гонка 24-го.

— Блин, тогда без меня.

Примерно такой шокирующий разговор состоялся у меня с моим партнером по фатальной ошибке, которая называлась «давай купим на двоих машину для зимних гонок», Кириллом Черновым за месяц-полтора до первого этапа «Зимнего марафона» — 12-часовой гонки в Нижнем Новгороде. Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что команду мы назвали «Чернов Мирошкин Моторспорт». То есть Чернов как бы есть, но вообще-то его нет.

В общем, Кириллу надо было найти замену. К счастью, с этим довольно оперативно подсобил наш тренер и создатель нашей «четвёрки» Максим Гордюшкин. Один из его друзей/напарников/партнёров/учеников (я так и не понял, кем они друг другу приходятся) решил попробовать свои силы в зимних гонках. Это — известный российский картингист, участник летних марафонов серии REC Константин Квашнин. Ну а замкнул наше трио партнёр Кости по REC, тоже ученик/напарник/партнёр Макса — Всеволод Прахов. То есть с составом определились быстро. И, судя по всему, весьма удачно.

Оставались организационные мелочи: в машину надо было прикрутить довес и крепёж для него, оклеить автомобиль, а также купить ещё один комплект шин к тем пяти, которые у нас уже были. Всё дело в том, что все наши покрышки — это супермягкие НИИШП Ралли-2000. И, судя по прогнозу погоды, все эти пять комплектов могут кончиться ещё до середины гонки.

Часть 2. Тренировки

Когда я пишу этот текст, в Москве стоят аномальные морозы, цены на бустеры растут как на дрожжах, домовые чаты наполняются мольбами поделиться «крокодилами», а в топ запросов поиска вышла фраза «как прикурить автомобиль». Но перед нашим выездом в Нижний Новгород прогноз погоды обещал, что весь снег и лёд растают, трассу зальёт водой, а на протяжении гоночных выходных будет стоят плюсовая температура.

Именно поэтому было принято решение купить ещё один комплект колёс на случай, если придётся 12 часов ехать по сухому асфальту, для которого НИИШП приспособлен плохо. Взяли комплект Michelin. Судя по всему, это был X-Ice Snow. Если честно, я вообще не вдавался в подробности, потому что голова была забита совсем другими мыслями.

Я абсолютно, совсем, вообще никогда не гонялся, тем более в спортивном режиме по асфальту. Более того, я прямо сознательно избегаю асфальтовых гонок, потому что, чёрт побери, мне страшно. Выше скорость и цена ошибки, меньше времени на принятие решения, совсем другой бюджет на подготовку. И да, мне многократно говорили, что на асфальте ехать намного проще, чем на льду, что работать приходится меньше и так далее. В общем, я пока не готов. Да и мне в целом есть, чем ещё заняться летом.

Поэтому почти всю дорогу из Москвы до Нижнего Новгорода за рулём новенького с иголочки «Москвича 6» я в деталях продумывал план действий. Ладно, на самом деле я всё придумал минут за 30 и потом просто обтачивал детали.

Мне уже давно не 20, и даже не 25 лет, поэтому я уже почти не верю в чудеса. А это значит, что сесть и быстро дать по асфальту, особенно на уровне соперников, которые летом практикуют тайм атак и прочее кольцо, я точно не смогу. Поэтому, если какой-нибудь арктический циклон не накроет нижегородскую область, за рулём я проведу совсем немного времени. Свою порцию я попробую получить за пару-тройку часов, а вот вкатанные в асфальт парни будут добывать нам результат. А иначе зачем вообще вписываться в гонки, если не хотеть финишировать как можно выше?!

Пятница получилась, скажем так, неоднозначной. Какой-никакой лёд на трассе был, но и асфальта хватало. Очень большой контраст на фоне февральской гонки, когда на трассе была всего одна асфальтовая проплешина: на входе в ходовой восьмой поворот и зацепиться на неё было принципиально важно, чтобы потом нормально попасть в девятый поворот.

Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

Но несмотря на обилие зацепа, я всё-таки умудрился убраться: ушёл в бруствер между 13 и 14 поворотами. Буду считать это хорошей традицией: на первой же тренировке суточного марафона я упоролся в сугроб в десятом повороте на круге первого же выезда из боксов.

Видимо, похожие традиции имелись и у команд, которые добрались до «Нижегородского кольца» в пятницу: брустверы были как новогодние ёлки — чуть ли не в каждом повороте висело по машине. Поэтому руководство трассы довольно быстро отменило режим открытого пита и тренировки пошли в формате коротких сессий. Увы, это особо не помогло: гонщики продолжали убираться регулярнее, чем изучать трассу, и как только помощь требовалась нескольким машинам — вывешивался красный флаг, сессия останавливалась и на трассе работала бригада эвакуации.

Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

Мы, к счастью, причиной красных флагов более не становились, но и полноценно потренироваться из-за постоянных вылетов соперников тоже не смогли. Однако приехавшие накануне ночью Сева и Костя всё же успели попробовать трассу и новые для себя условия, мы немного поигрались с балластом (сначала в машине лежал довес в 200 килограммов, но к вечеру 50 кг сняли) и попробовали поехать на Мишлене, когда процентное содержание льда на трассе уменьшилось.

Выводы получились интересными. Ехать на гражданской шине оказалось намного приятнее, чем на НИИШПе: и без того сглаженные и размазанные процессы на льду стали ещё более сглаженными и размазанными. Но самое главное, что машина начала куда мягче реагировать на переход к асфальту со льда. На НИИШПе при попадании колёс на твердое покрытие «четвёрку» дергало так, будто она получила удар ГАЗелью сзади и сбоку одновременно. На Мишлене фаза перехода была куда более сглаженной, поэтому создавалось ложное ощущение, чуть более эффективного разгона. Ты же ведь не тратишь время на то, чтобы прийти в себя после того, как машина зацепилась.

Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

Но почему «ложное»? Да потому что беспощадный секундомер показывал, что как бы мы ни старались, круг на гражданских шинах получался примерно на 10 секунд хуже, чем на раллийных. Мишлен, кончено, был поменьше (14 дюймов вместо 15), но 10 секунд?! Это несерьёзно. То есть в условиях, когда лёд уходит, но ещё есть на траектории, гражданская шина, по сути, бесполезна. Это был первый из трёх важных пятничных выводов.

Второй важный вывод: не так уж я и плох на фоне опытных асфальтовых гонщиков. Понятно, что для них это первый опыт в таких условиях, но так ведь и у меня второй боевой выезд! Нет, я, конечно, катал на льду прежде, но это были дружеские междусобойчики и, так называемые, школы контраварийного вождения. Их для журналистов регулярно организовывали автобренды. Но, естественно, никто там никакой контраварийной подготовкой не занимался. Как бы то ни было, на льду в пятницу я вёз и Севе, и Косте. Хотя было очевидно, что они точно поедут быстрее, как только вкатятся. Но и я рассчитывал на то же самое.

Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

Третий важный вывод: если устал и можно не ехать — не выезжай. Уже в темноте я решил финально закрепить то немногое, что удалось накатать за день, и проехать финальную сессию. И чуть не разложил машину о стену на стартовой прямой…

Неудачный выход из последнего поворота, долгие и безрезультатные поиски зацепа на стартовой прямой в режиме «газ в палас», первый хлыст, второй хлыст, машина разворачивается на полном ходу и правым боком я лечу в пит-уолл. Всё-таки избежать встречи с ним мне помог остаток сугроба, но если бы со мной справа сидел пассажир, то, открыв окно, он без проблем рукой потрогал бы стену — до неё оставалось сантиметров 30-40. Это же подтвердили и механики, которые прибежали смотреть на последствия моих пируэтов. Как выяснилось позже, от удара об сугроб пришлось править все кузовные элементы правого борта. Представьте, что было бы, долети я до стены… С другой стороны, в моём загашнике стало бы на одну классную историю больше.

Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

Часть 3. Квалификация

Дождь. Мелкий, противный, непрекращающийся дождь. Температура воздуха — примерно плюс 1–2 градуса по Цельсию. В общем, если ваше утро 23 декабря началось с кофе, то утро команды «Чернов Мирошкин Моторспорт» началось с маркировки Мишлена, разгрузки машины ещё на 100 килограммов (зачем таскать их по асфальту?) и замены шин.

К началу тренировки я немного опоздал — для меня это нормальная история. Примерно как сесть в сугроб на первой же тренировке. Никогда не могу высчитать те самые 15-20 минут, которых вечно не хватает, чтобы убедить всех в существовании моей пунктуальности.

Как бы то ни было, хватаю шлем, натягиваю свои любимые черевички Sparco и за руль.

Через полтора поворота после выезда с пит-лейна в голове была только одна мысль: «кажется, завтра едем только по асфальту…». Ну ладно. Сейчас попробую вкатиться, чтобы не слишком позорно выглядеть на фоне Севы и Кости. Размечтался! Даже в таких условиях находятся уникумы, вылетающие и застревающие в остатках брустверов. Опять красные флаги, опять заезд на пит-лейн и томительное ожидание возобновления сессии. И не самые приятные разговоры с командой.

Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

— Ты чего, никогда по асфальту не ездил?! — не скрывая удивления вперемешку с возмущением спрашивает механик Леха.

— Нет, — честно отвечаю я.

— #№%$@&*, это слышно, — честно продолжает свою мысль Леха. — Ты едешь как по льду. Бери и долби! Чего ты мучаешь её на третьей, втыкай вторую и пусть разгоняется! Там не сколькозко, не надо аккуратничать.

— Ладно, попробую… — грустно отвечаю и закрываю дверь.

Ага, напробовался. Пока всех сдернули с сугробов и перезапустили сессию, ездить осталось минут 15-17. Выезжаю, пытаюсь отучить себя от лишней осторожности, но… красный флаг. Тренировочная сессия заканчивается и возобновлена не будет. Это значит, что до квалификации я за руль уже не сяду. Потому что вторую сессию между собой должны поделить Сева и Костя.

Дождь не прекращается, а температура даже не думает снижаться. Пока мои напарники ездят в более привычных для себя условиях, я праздно шатаюсь по территории автодрома, периодически промокая до трусов, подсматривая траектории у лидеров с главной трибуны. Если честно, ничего нового для себя не подметил и каких-то чудес не зафиксировал — я могу так же. В теории.

ВАЗ-2105 команды Racing Factory — одни из главных фаворитов гонки. Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

Между тем, началась квалификация переднего привода. Смотреть за этим было не очень интересно, поэтому я просто ушёл обедать. И там узнал несколько шокирующие, если не сказать обескураживающие известия.

— В общем, мы подумали и решили, что езжай-ка квалификация сам, — заявляют мне Сева с Костей.

— Я?! Все же должны проехать! — протестую я.

— Не, по регламенту нужно просто лучшее время от команды, — упорствуют в своём желании побыстрее уехать в отель мои напарники.

— Ну ладно… — с нескрываемым разочарованием принимаю свою участь.

Однако же в боксы иду с мыслями, что должен проехать хорошо. Зачехляюсь, сажусь в машину и получаю очередное напутствие от Лехи: «Проедь максимально осторожно, нигде не рискуй, нам нужно просто хоть какое-то время, чтобы квалифицироваться». Интересно, это его стандартное напутствие? Или он заготовил его специально для меня?

Зелёный флаг — сессия началась. Прогревочный круг проходит под лозунгом «ищи зацеп и потом дави тут в пол». Везде асфальт, но эпизодически под колёсами всё-таки оказывается лёд, но в целом — зацепа выше крыши! Тем не менее, первый же быстрый круг проезжаю буквально на цыпочках и уже на выходе из последнего поворота намечаю себе места, в которых точно можно ехать быстрее на втором круге.

Направление движения на трассе — в сторону, куда смотрит корма «Москвича» и повернуты колёса Хонды. В связке первых поворотов «Нижегородского кольца» гонщики традиционно часто ошибаются. Фотография @reddy_ann. VK: @reddy_ann Drive2: Reddy-Ann

Ходом пролетаю стартовый створ, готовлюсь поработать в первой (абсолютно дурацкой) связке поворотов «Нижегородского кольца» как вдруг… красный флаг! Да вашу ж мать! Как можно прилипнуть к сугробу, когда самая большая концентрация льда находится на кухне в кафе паддока?! 

Уныло плетусь в боксы. А так как наш гараж находился по сути в начале пит-лейна, уже от въезда вижу недовольное лицо Лехи.

— #№%$@&*, ты можешь ехать быстрее? Время — #№%$@&*, мы четвёртые с конца! — газлайтит меня механик.

— Ты же сам сказал, проехать аккуратно, я и проехал. Сейчас будем искать потерявшиеся секунды, — оправдываюсь я.

К счастью, в этот момент из бокса на пит-лейн выглянул Сева. В общем, никуда они не уехали. Наверное, о чём-то догадывались. Или нижегородские таксисты отказались ехать так далеко. Недолго думая, выскакиваю из машины и уступаю место более опытному пилоту. Если он проедет лучше меня, значит выше шансы не попасть в замес с медленными машинами на старте завтрашней гонки. Если проедет медленнее, то пусть Леха дальше газлайтит именно его.

Первый круг Севы — медленнее моего. Но, к счастью, он успевает уйти на второй быстрый. И вот он — сильно лучше того времени, что поставил я по лехиным заветам: мы переместились с 12 на 6 место в нашей группе из 16 машин. Более того, Сева успевает уехать и на третий быстрый круг! Да, чёрт побери, это не гламурная Формула-1: в квалификации «Зимнего марафона» мы едем, столько быстрых кругов, сколько сможет машина. Или позволит сугроб. Ну в общем вы уже догадались, да? Третий круг Сева не доехал: ошибка, бруствер у маршальского поста на выходе из седьмого поворота и конец сессии. Мы — шестые в группе, а после подсчёта всех результатов очутились на 14 месте из 33 заднеприводных машин. Вообще-то, совсем неплохо для команды, состоящей по сути из трёх дебютантов.

О том, как прошла гонка, я расскажу в следующем посте. Ещё больше про гонки, машины, прокрастинацию и поиски вдохновения — у меня Telegram-канале: https://t.me/aleks_m1r.