«Дакар» взял миллиардер! У него личная команда и автопоезд круче любой виллы
Спасибо отцу-банкиру.
Впервые в истории «Дакар» выиграл представитель Саудовской Аравии – Язид Аль-Раджи.
Это историческое событие как для гонки, так и для страны и для пилота: Язид соревнуется в ралли с 2008-го, в 2014-м перешел в рейды на полноценную основу и выиграл российский «Шелковый путь», а с 2015-го бьется на «Дакаре».
И постоянно среди фаворитов: гоняет на самой снаряженной заводской «Тойоте» в личной команде.
Ведь Язид – обладатель Кубка мира по бахам (коротким рейдам) в 2021-м и 2022-м, выигрывал все чемпионаты страны подряд, побеждал в европейских бахах вроде Италии и многих аравийских заездах… Но главными его достижениями до сих пор оставались победа на российско-китайском «Шелковом пути» 2018-го и 2-е место там же в 2017-м.
На «Дакаре» он 2015-го накопил 4 победы на спецучастках, в 2022-м заканчивал 3-м, в том же году завершал на 3-м месте общий зачет чемпионата мира по ралли-рейдам, а в 2023-м и 2024-м становился вице-чемпионом мира. Но реально побороться за победу на главном марафоне планеты все не выходило – не помогали даже родные пески.
«Дакар» с 2020-го проводится именно в Саудовской Аравии, но в топовом классе внедорожников 3-е место Аль-Раджи в 2022-м – самое крупное достижение местных пилотов: первая в истории победа. Хотя их в заявке очень много – особенно в багги.
Язиду же постоянно мешали поломки и собственный чрезмерно агрессивный стиль – он часто ломал машину в погонях за лидером, сходил или терял время на ремонт.
Но в 2025-м все сошлось: старые фавориты «Тойоты» ушли в новые проекты вроде «Форда» или «Дачии», а Аль-Раджи превратился во флагмана и главную надежду японского автопроизводителя.
Сказалось и многолетнее знакомство с Hilux – пикап показал себя самым надежным и бронебойным на нынешнем рейде. Пока супертехнологичные прототипы отказывали и ловили поломки каркаса безопасности после каждого переворота, Аль-Раджи наконец удалось проехать менее проблемную гонку.
Возможно, из-за самоустранения соперников он просто меньше атаковал, и потому меньше ломался.
Однако на бивуаке его знают не только как быстрого пилота, но и как обладателя грандиозного, дорогущего автопоезда – вот как он выглядел перед стартом!
Впервые соцсети этот люксовый караван взорвал еще в 2023-м, в момент первой презентации – трейлеры для его личной команды внезапно оказались шикарнее любой виллы!
Да, «как дома» для него – не просто описание места рейда.
Но откуда же у него деньги на личную команду, роскошный автопоезд для нее и личные гоночные мегаапартаменты?
Просто его отец Шейх Сулейман Аль-Раджи был одним из самых богатых саудовцев за пределами королевской семьи.
Он с братьями создал несколько промышленных и агроконгломератов, но главной жемчужиной его империи стал банк Al Rahji – крупнейший частный банк в стране и исламском мире, второй по размерам в стране. Он вышел на саудовскую биржу в 1988-м объемом в 75% акций – четверть осталась за семьей.
Сейчас капитализация банка – $102,5 млрд, и банк – №168 в мире среди всех торгующихся на бирже. Казалось бы, семья Аль-Раджи шикует на 20 млрд? Не совсем: ведь акции сперва разделились между братьями, а затем Сулейман перед смертью пожертвовал свыше 7,7 млрд в нынешних ценах в благотворительные фонды и холдинги родственникам. Также у него было 23 ребенка, потому Язид не получил все.
Однако кое-что ему перепало: по данным Forbes, состояние его семейного ответвления оценивается в $1,5 млрд.
А Язид за пределами гонок сперва управлял всеми семейными объектами недвижимости, а затем получил холдинговую инвестиционную компанию, в которую госфонды Саудовской Аравии PIF и SABIC вложили $3,3 млрд в обмен на часть его акций семейного сталелитейного бизнеса – который занимает 80% всего рынка страны. Однако он даже остался в руководстве.
Главный актив его фонда – доля и место в руководстве International Beverage Holdings: дочке одного из крупнейших производителей пива и напитков ThaiBev из Таиланда. Структура Аль-Раджи распродает продукцию холдинга капитализацией $9,5 млрд. Также ему принадлежит компания-спонсор «Дакара» Berain – производитель и поставщик бутилированной воды. А она на Аравийском полуострове очень дорогая – примерно как алкоголь в Скандинавии.
По собственным рассказам, даже на «Дакаре» в перерывах между заездами он продолжает управлять бизнесами и отвечает на 20 электронных писем по вечерам – часть отдает штурману Тимо Готтльшальку. Их слова с бивуака руководят суммарным штатом в 25 тысяч человек.
Так что не удивляйтесь его роскоши. В общем-то, он и сам мог бы купить «Дакар», генерирующий «лишь» $700 млн оборота в год.
Но предпочел все-таки вновь попробовать победить на песке – ради вдохновения саудовской молодежи: «Не так-то просто будет в следующий раз выиграть «Дакар» гонщику из Саудовской Аравии. Думаю, это будут вспоминать еще долго – как победу над Аргентиной на ЧМ».
Что еще почитать об этом «Дакаре»?
Крутейшие болиды нового «Дакара»: электробайк с нереальным ревом, багги и грузовики на водороде
На «Дакаре» гоночный грузовик разнес авто местного на полном ходу! Причем на маршруте рейда
«Дакар» впервые выиграл электрокар. Программу уже закрыли ради «Ф-1», хотя доделывали годы
Фото: instagram.com/yazeedracing
Фото: East News/AP Photo/Christophe Ena, VALERY HACHE/AFP/East News; instagram.com/yazeedracing