Отличное возвращение!
Четыре гонки – четыре победителя. После McLaren, Ferrari и Mercedes настал черед и абсолютных лидеров последних двух лет, Себастьяна Феттеля и Red Bull. Юный немец одержал 22 победу, сравнявшись с Деймоном Хиллом и выйдя на 11 строчку по этому показателю за всю историю Формулы 1. Однако триумф в отличие от прошлых лет достался Феттелю невероятно тяжело.
Герои
Подиум получился историческим, эксклюзивным и очень красивым. Никто до этапа в Бахрейне подобного ожидать не мог, но трио лидеров действительно явили миру весь свой исключительный талант. Никто из них ранее в королевстве не побеждал, а потому борьба за лидерство была особенно интересной.
Действующий чемпион мира
До этой гонки у Себастьяна Феттеля был лишь один круг лидирования в сезоне. Однако Себ со старта исправил сие упущение и в лучших традициях прошлого сезона доминирования уехал от Хэмильтона еще до открытия возможности использовать DRS. И даже, когда позади оказались болиды Lotus, пилоты которых могли прессинговать лидера, Феттель сохранил хладнокровие и ни разу не потерял первенство, за исключением кругов пит-стопов. Ключевым стал эпизод на середине дистанции, когда Себастьян впустил в зону DRS Кими, но жестким маневром пресек атаку финна по внутреннему радиусу. Эта атака за лидерство оказалась единственной, ибо затем последовал синхронный с Кими финальный пит-стоп, на котором чемпионские механики сработали в боксах лучше. Феттель впервые получил свежий комплект резины, и очное противостояние двух обладателей титулов, живущих в Швейцарии, на этом закончилось.
Экс-чемпион мира
Кими Райкконен хоть и не сумел вернуть Феттелю долг за Шанхай, когда ультимативная атака немца стала концом конкурентоспособной гонки финна, но первый подиум уже в четвертом Гран При после возвращения взять смог. «Серебро» Кими выглядит еще более блестящим, если учесть, что стартовал он на 10 позиций ниже Себастьяна, и, тем не менее, ценой собственных обгонов смог уже к середине дистанции догнать перманентно лидирующего пилота Red Bull. Райкконен в очной схватке на трассе разобрался в острейшем поединке с Массой и Росбергом, а затем одного за другим прошел Баттона и Алонсо еще до первого пит-стопа. После смены одного комплекта мягкой резины на другой Кими мгновенно опередил Уэббера (причем сделал это без всякой DRS – на торможении после задней прямой, выводящей из шпильки!), а сразу после второй остановки финн обогнал и своего напарника. Так за 25 кругов Райкконен выполнил норму на гонку, прорвавшись с 11 позиции на 2, далее больше не прогрессировав. Залогом успеха чемпиона стало использование свежих комплектов шин на всех отрезках. Помимо Кими, из всех финишировавших гонщиков такой опцией могли воспользоваться лишь ди Реста и Шумахер. Это стало привилегией финна за невыход в финальный сегмент. Однако оборотной стороной 11 стартовой позиции стал трафик, на преодоление которого пилот потратил 12 кругов.
Действующий чемпион GP2
Роман Грожан, которому только в межгоночный вторник исполнилось 26 лет, в своей дебютной бахрейнской гонке в F1 завоевывал подиум. Впервые в карьере набрав очки в Китае, за неделю франко-швейцарец взял новую планку и уже лидировал в Гран При. Феноменальный стартовый отрезок, на котором Грожан блистательно опередил Риккьярдо, Росберга и Баттона на пути к первому повороту, а затем Уэббера и Хэмильтона на главной прямой, показали истинный класс молодого дарования. Главная находка Lotus и перспективное будущее команды из Энстоуна всю гонку держал в напряжении Феттеля и лишь 10 секунд уступил победителю на финише. Есть ли уверенные в том, что чемпиону мира 2007 года однозначно удастся одолеть Романа по итогам сезона?
Чемпион DTM
Лучший новичок прошлого сезона Пол ди Реста провел Гран При поистине уникально. Молодой шотландец единственным в пелетоне смог исполнить тактику двух пит-стопов. И это на трассе, где износ резины был велик просто невероятно, что заставило вспомнить прошлогодний, дебютный сезон для Pirelli, когда сцепление падало быстро и фатально. И даже Михаэль Шумахер, традиционно корректный на публике, разразился нескрываемой критикой в адрес итальянских шинников после финиша. Тем не менее, даже в таких непростых условиях Пол добился повторения лучшего результата в карьере, 6 места, которое у него было лишь раз – в ночном Сингапуре.
В квалификации шотландец не поехал на быстрый круг в суперпоуле, довольствовавшись 10 местом, но сэкономив за счет этого комплект опциональных покрышек. В результате в гонке Пол впервые в жизни лидировал и на последнем отрезке, когда пилоты традиционной стратегии трех пит-стопов имели решающее преимущество, пропустил вперед только Нико Росберга. В то время как пытавшийся повторить смелую стратегию ди Ресты Кобаяши ничего не смог противопоставить конкурентам и вынужден был под финиш в третий раз остановиться. Пол, напротив, смог удержать под клетчатый флаг даже двукратного чемпиона мира, хотя на линии их разделила лишь четверть секунды.
Антигерои
Капитуляция McLaren
Команда из Уокинга не только в очередной раз не сделала победный дубль, чего давно от нее можно было ожидать, учитывая класс MP4/27, но и не смогла добиться даже дубля на финише! Льюис Хэмильтон на каждой остановке в боксах вынужден был терять время из-за проблем с задним левым колесом. На первом пит-стопе заминка составила 6 секунд, и англичанин пропустил Райкконена, Уэббера, Алонсо, Баттона и Росберга. На втором – уже 8 секунд, и такой ценой пройденные Нико и Фернандо, вдобавок с Массой, оказались впереди Льюиса. И, наконец, на третьем – заминка оказалась лишь секундной, что позволило британцу даже отыграть позицию у Фелипе обратно. Однако этот прогресс также не на плечах механиков из Уокинга, а исключительно на скорости их гонщика, ибо в Ferrari бразильца обслужили на 2 секунды быстрее. Не сумев второй раз опередить Алонсо, Хэмильтон финишировал 8. И это все, чем довольствуется McLaren в Бахрейне, ибо Баттон, атакуя ди Ресту за 6 место, сошел и вовсе сошел финиша…
Ситуация с Дженсом уникальна, ибо такой град проблем бывает лишь в исключительных случаях. Он не испытывал повторения проблем с центральной крепежной гайкой заднего правого колеса на пит-стопе, какие имели место неделей ранее в Китае. Однако за четыре круга до финиша чемпион 2009 года испытал сначала прокол пресловутого заднего правого колеса, затем поломку выхлопа и, наконец, отказ дифференциала!
Williams
За день до 70-летия сэра Френка Уильямса команда отметилась двойным очковым финишем (чего не бывало с Williams с дебютного Гран При Кореи), а сразу после юбилея основателя – двойным сходом…
Увы, но «конюшне» из Гроува после старта с 15 и 21 позиций Сенны и Мальдонадо итак ловить было нечего, так еще и сойти пришлось из-за невынужденных проблем, которые однозначного прекращения гонки не сулили. Бруно прервал серию из двух гонок в очках из-за появившейся вибрации на педали тормоза, которая на телеметрии замечена не было. В то время как Пастор с новой коробкой передач, прорываясь наверх даже активнее Михаэля, решил сойти после прокола колеса в первом повороте. Хотя в актив Гран При Бахрейна Мальдонадо уже вправе занести: венесуэлец впервые за три этапа смог по ходу уик-энда опередить третьего пилота команды – Боттаса.
Неоднозначная Ferrari
Команда из Маранелло тактически на всех пит-стопах выводила Фернандо Алонсо колесо в колесо с пилотами McLaren на первой волне и с Росбергом на второй. Однако в очной дуэли двукратный чемпион уступил им всем, и чистый темп позволил лидеру Ferrari финишировать лишь 7, проиграв победителю антирекордную для Scuderia минуту. После великолепного старта на 5 место и эффективного использования всех свежих комплектов medium от трехкратного и действующего победителя Бахрейна следовало ожидать большего. Однако Фернандо проигрывает лидеру первенства лишь 10 очков, и в родном Гран При после большого перерыва способен преподнести сюрприз. В то время как Масса, несмотря на старт на 5 позиций ниже Алонсо, в гонке выглядел, на удивление, сопоставимо. Более того, на среднем отрезке, Фелипе выглядел даже быстрее! Стало ли это лишь следствием использования малодоступного в гонке свежего soft и «масса-трассы», на которой бразилец дважды подряд побеждал или же 30-летний гонщик и, вправду, воспрял, узнаем на следующем Гран При.
А пока Масса может записать себе в актив факт того, что он стал единственным, кто в этой гонке посмел обогнать Кими Райкконена. Проведя первую конкурентоспособную гонку в сезоне, Фелипе открыл очковый счет и одним махом сравнялся с финишировавшим следом Шумахером, который после рекордного в пелетоне продвижения с 22 позиции замкнул десятку.
Стабильный Марк
Разделите 48 очков на 12, причитающиеся за четвертое место, и Вы поймете, что Марк Уэббер во всем квартете гонок 2012 года финишировал на пороге подиума! Стартовая позиция для австралийца не так важна: он и с шестой готов подняться, как неделей ранее в Китае, или с лучшей в сезоне третьей, как сейчас, готов опуститься. Главное стабильность. Подобная неподиумная стабильность вряд ли может считаться признаком мастерства, однако в чемпионате Уэббер третий, лишь пять очков уступая лидирующему напарнику.
Озлобившийся Нико
Росберг после своей дебютной победы неделей ранее явно обрел потерянную после первого сезона агрессивность. В этой гонке сын чемпиона мира 1982 года словно обрел спортивную злость. Причем это было не как в 2006, когда немец был истинной сорвиголовой и его действия часто заканчивались аварийно. На этот раз, Нико очень эффективно боролся и в результате был даже оправдан после постгоночного расследования его агрессивных действий. Росберг дважды: сначала Хэмильтона, а затем и Алонсо – едва не убрал в ограждение на подходе к 4 повороту. И если с Льюисом запредельный маневр блокировки внутреннего радиуса оказался бесплоден – британец все равно, даже уйдя всеми четырьмя колесами вне пространства трассы, обошел немца, – то с Фернандо эффективно сработал. В дальнейшем Хэмильтон самоустранился из-за проблем в боксах, в то время как Алонсо и Баттон были пройдены на второй и третьей волне пит-стопов, соответственно. Росс Браун разработал отличную тактику для Росберга: Нико каждый раз останавливался на круг раньше непосредственного конкурента, обуваясь в свежий комплект P Zero, что в итоге и способствовало его опережению испанца и англичанина. Единственный раз, когда немец заехал одновременно с впередиидущем конкурентом, был на первом пит-стопе. И тогда молодой пилот все равно опередил соперника – Массу, ибо механики Mercedes на секунду лучше сработали, чем не допускавшие ошибок коллеги из Ferrari. Так Нико добрался до 5 места, уступив после своей победы недельной давности лишь чемпионским Red Bull и неудержимым в Манаме Lotus.
Аутсайдеры
Тенденции Toro Rosso
Как я и говорил, после дебютного Гран При, в котором команда из Фаэнцы традиционно выстрелила в очки, это был лишь всплеск на фоне неудач соперников. Недостаточно конкурентоспособная техника фарм-клуба Red Bull показала себя «во всей красе» в гонке. Даже лучшая квалификация в карьере не помогла Риккьярдо сделать невозможное: австралиец на первом круге потерял 11 позиций, скатившись на 17 место и проколов колесо потенциальному герою команд-аутсайдеров. Вторую гонку подряд он финиширует позади напарника, который днем ранее не вышел даже из первого сегмента. Круг отставания от победителя, борьба с Петровым и проигрыш Верню, стоявшего на решетке на 11 позиций ниже, заставляют усомниться в гоночных качествах Риккьярдо.
Резюме
Себастьян Феттель не просто впервые в сезоне выиграл, но и вслед за Дженсом, Кими и Камуи показал лучший круг, который стал лишь 10 в его карьере.
Через две недели Формула 1 приедет в Европу. Однако болиды уйдут в бой не в Гран При, а на тестах. Муджелло примет премьерные с 2009 тесты по ходу сезона и еще на неделю отложит пятый этап чемпионата, который пройдет в Барселоне. Каталунья – мерило аэродинамической эффективности болида. Какая расстановка сил будет там?
Статья опубликована в авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России
В разбор полетов попали многие пилоты..Где то и российский гонщик промелькнул. Конечно о нем хотелось чуть поболее... чай не в Израиле живем...)))в России.