21 мин.

Монца 93-го: 3-я победа Хилла подряд, несостоявшийся титул Проста, подиум Алези и Андретти, кульбит Фиттипальди

После Барселоны и Сильверстоуна настала очередь Проста проиграть гонку из-за поломки мотора, что позволило Хиллу завоевать третью победу подряд.

В Венгрии ранние поражения его основных соперников обеспечили ему, как кажется в ретроспективе, легкую дорогу к дебютной победе. В Бельгии британец доказал, что может делать это под давлением. А в Монце, оформив первый в истории хет-трик из побед в дебютный полноценный сезон, Деймон Хилл доказал, что он может побеждать и в случае удачи, и после преодоления трудностей.

Ален Прост отправился в Монцу с намерением одержать восьмую победу в сезоне и тем самым завоевать свой четвертый титул чемпиона мира. Этот поход был успешным – 12 поул-позиций из 13 возможных. Хилл в первое время шел на втором месте, уверенный в том, что если бы он случайно не выехал на трассу в тот самый момент, когда на ней находились остальные 25 машин, то мог бы дать своему напарнику больше шансов. Но теперь они незаметно поменялись ролями. Прост плохо стартовал, а Хилл часто выходил в лидеры, но страдал от недостатка надежности. Однако теперь, похоже, Ален наконец-то отработал технику старта (по крайней мере, в гонках), и когда в три часа дня в Монце замигал зеленый свет, он вырвался вперед в ранге лидера.

Хилл был оттеснен на третью позицию пилотом «Феррари» Жаном Алези, а когда они повернули, то его грубо атаковал Айртон Сенна. Бразилец безуспешно пытался протиснуться между ними. «Макларен» подлетел, но не перевернулся, так как в него наверняка врезался бы еще как минимум один автомобиль. В итоге бразилец продолжил движение, закончив круг на 10-м месте, сразу за Хиллом.

Айртон Сенна врезался в Деймона Хилла на старте

Деймон вылетел в гравий, что стоило ему времени. Когда он возращался на трассу, то в него врезался Герхард Бергер, однако в остальном британец не пострадал. Прочные машины делали в Дидкоте в то время. Несмотря на то, что визуальные данные свидетельствовали о том, что Сенна обгонял «Уильямс», Айртон считал, что вина за это лежит на Хилле, поскольку «он настаивал на том, чтобы остаться снаружи, и мы соприкоснулись». И это говорит человек, чья машина все еще находилась позади той, которую бразилец пытался обойти. Внешняя сторона в левом повороте, конечно же, стала внутренней для правого поворота, который последовал сразу за ним. В то время как его главный соперник уже был в беде, Прост использовал свой шанс по максимуму, выдав серию быстрейших кругов на первом, втором, четвертом, пятом, шестом, седьмом, восьмом, девятом, 11-м, 12-м, 21-м и 22-м кругах, и хотя Деймон в ответ сократил свое время на седьмом круге, то все равно уступал французу уже 15 секунд. Его настойчивый восстановительный заезд вывел на третье место к 21-му кругу.

Между ними находился Михаэль Шумахер, чей «Бенеттон» превратился из непокорного зверя, на котором он смог квалифицироваться только пятым, в нечто, что с удовольствием преодолевало неровности исторической трассы. Теперь у немца была машина, на которой действительно можно гоняться, и Михаэль использовал ее по максимуму. На этот раз он хорошо стартовал. После Спа команда определила, что в ужасных сходах виноваты гонщики, которые не отпускали педаль тормоза, что приводило к сбросу настроек, и тем самым обману программы, которая думала, что высокие обороты не нужны. В общем, система трекшен-контроля была не самой совершенной.

В Монце у Шумахера не возникло таких проблем, и к четвертому кругу он вышел на второе место. Немец проехал быстрее всех второй и пятый круги, и хотя к 18-му кругу отставание составляло 8 секунд, через три круга, когда Шумахер немного оторвался от Хилла благодаря решительной езде и круговым для Проста, отрыв сократился до 6 секунд. Однако Монца напомнила о себе. Еще на круге формирования на машине немца возникли проблемы с мотором, и теперь, когда Михаэль завершал 22-й круг, то услышал неприятные звуки.

Шумахер был вынужден сойти

Когда он добрался до «Лесмо», то понял, что его гонка закончена, и сошел с трассы. Как показали дальнейшие события, эту гонку Михаэль вполне мог выиграть. Несчастье Шумахера обернулось выгодой для Хилла, ведь теперь у него было свободное окно перед Простом в размере 18 секунд. Каждый из них сделал по чистой остановке (на 27-м и 26-м кругах соответственно), и после того, как они снова успокоились, разрыв стабилизировался на отметке 20 секунд. Теперь Просту оставалось лишь проехать оставшиеся 23 круга, и корона Найджела Мэнселла была бы его.

Оба пилота «Уильямса» были предупреждены «Рено» о необходимости следить за температурой двигателя, так что Прост оказался в идеальном положении, чтобы отступить, в то время как Хилл чувствовал себя обязанным продолжать очень сильно давить. Начиная с 31-го круга все восемь быстрейших кругов принадлежали ему, а отрыв неуклонно сокращался. На 42-м круге в «Параболике» у Хилла был один немного тревожный момент, когда он пробивался через борьбу за 10-е место между «Лолой-Феррари» Луки Бадоера и «Минарди-Фордом» Кристиана Фиттипальди, тем не менее британец продолжил приближаться к своему партнеру по команде, пока на 46-м круге их не разделило более полусекунды. Будут ли они теперь гоняться друг с другом?

После этого Деймон был очень скуп на информацию о распорядке в команде, но Фрэнк Уильямс и Прост не оставили сомнений в том, что в команде царил обычный порядок: результаты фиксируются за десять кругов. Прост, уверенно лидирующий в гонке, оценивал отрыв так, чтобы к тому моменту, когда Хилл подойдет вплотную, они уже были в пределах «этой отметки». Для него не было смысла бороться.

Поэтому было вдвойне иронично, когда на 49-м круге из его болида внезапно вырвался шлейф дыма, и он с досады съехал на обочину. Коронация была перенесена.

Легендарное фото: Берни, Рон, Фрэнк и Макс

Судьба сыграла злую шутку с Аленом Простом

«Конечно, я разочарован», - сказал Прост с похвальной недосказанностью. «Тут нечего сказать. Это автогонки. Это первый случай механической поломки в этом году, и она произошла не в тот день. Все работало идеально. Я не напрягался и ехал в нормальном темпе. Я пытался финишировать на первом месте, и вдруг двигатель заглох...»

«Мы ничего не видели на телеметрии, и для нас это было настолько удивительно, что в течение нескольких минут мы думали, действительно ли это проблема с двигателем», - говорит технический директор «Рено» Бернар Дюдо.

Хилл пересек финишную линию и оформил исторический хет-трик, опередив ближайшего соперника на 40 секунд.

В какой-то степени это была удача, но она уравновесила его неудачи в Испании, Британии и Германии, и он не собирался сильно переживать по поводу того, каким образом она пришла. «Я не верил, что можно быть счастливее, чем я был в Бельгии», - смеется Хилл.

«Я очень рад, особенно в таком месте, как Монца, где все собираются. Естественно, они приезжают сюда, чтобы увидеть Феррари, но я думаю, что это здорово - быть частью этого события. А выиграть три гонки подряд - это, действительно, воплощение мечты. После того как я выиграл Венгрию, то Фрэнк сказал, что я, вероятно, выиграю следующие несколько гонок. Я подумал, что это было очень мило с его стороны. Но теперь я выиграл две следующие гонки, и я не могу в это поверить!».

Человек, который сначала шел вторым после Проста, и которого Шумахеру пришлось обойти на четвертом круге, Жан Алези, к неописуемому восторгу тифози, смог финишировать вторым. В квалификации он был просто великолепен, заняв третье место в каждой сессии благодаря смелости, энергичности и безжалостной решимости.

Алези порадовал «Тифози» лучшим результатом в сезоне

Конечно, вид «Феррари», опережающей «Макларен» и «Бенеттон» на домашней трассе, привел циников в восторг, тем более что в прошлом году один из инсайдеров команды при аналогичных обстоятельствах признал, что в первый день команда допустила вольности в некоторых технических областях. Принято считать, что это хорошая уловка для привлечения зрителей, и в тот год, когда погода и высокие цены на билеты, по словам владельцев гостиниц, которые говорили о свободных номерах, явно давали о себе знать, она сработала. В день гонки билеты были нарасхват.

Ни Алези, ни Жан Тодт не хотели слышать ничего, что говорилось бы о F93A, а последний просто отвечал тем, кто осмеливался высказывать нелицеприятные предположения: «Подождите до завтра, посмотрим, что принесет гонка».

Это принесло Алези второе место на старте, пока Шумахер не обошел его на четвертом круге, и действительно принесло «Скудерии» лучший результат в году после стабильного, но не впечатляющего заезда. «В таком технически сложном виде спорта, как Формула-1, чудес не бывает. Это результат упорной работы. Вся команда работала невероятно усердно. Мы заняли здесь второе место только благодаря этой работе».

Яркая битва за третье место

На третье место было много претендентов. Герхард Бергер, переживший яркую аварию на круге замедления в финале квалификации, мог стать последней фигурой на подиуме. В этой аварии он не увидел клетчатый флаг, которым закончилась вторая квалификация, и в «Аскари» врезался в партнера по команде Алези, ехавшего в боксы. Это был неприятный инцидент, принесший австрийцу серьезный выговор от стюардов и обеспокоенных друзей, которые в последнее время слишком часто видят его аварии, но они никак не повлияли на ход гонки. Сначала австриец шел четвертым позади Проста, Алези и Шумахера, а затем опустился на пятое место, когда Хилл прорвался мимо него в «Параболике» на шестом круге. Херберт, хорошо настроенный после квалификации, когда его «Лотус-Форд» был седьмым на силовой трассе, также прошел бы «Феррари» в конце задней прямой, но в этом маневре была серьезная ирония и тяжелый исход. Бергер уже планировал заехать на пит-лейн в конце 15-го круга, чтобы сойти с дистанции из-за оторвавшегося датчика подвески, и если бы Херберт знал об этом, то ему не пришлось бы совершать этот маневр. Как бы то ни было, протиснувшись мимо «Феррари», он потерял форму и вылетел в барьеры.

«Только что обойдя Герхарда, я немного не дотянул до апекса в повороте и зацепил левым задним колесом гравий», - сказал расстроенный Херберт. «После этого я просто не смог его вернуть. Внешние камешки просто утащили машину с дороги. Это была очень, очень маленькая ошибка, но большой сход!». Место на подиуме - это именно то, что нужно было гонщику и команде в этот решающий период года, когда так активно ведутся переговоры о спонсорстве и контрактах с гонщиками.

Брандл и Сенна то же были претендентами, но ни один из них не добрался до дома. После инцидента с Хиллом бразилец оказался зажатым позади пилота «Лижье», и на девятом круге допустил ошибку, которая вывела их обоих из игры. Тормозя перед второй шиканой, он просто не рассчитал ситуацию и врезался в заднюю часть синей машины. Оба закрутились, ударившись задом о барьеры.

«Задняя часть автомобиля некоторое время чувствовала легкость на торможении, - сказал бывший чемпион, - и когда я подошел к Мартину, я просто не смог удержать машину. Я был очень близок к нему, а без прижимной силы машине не хватало сцепления с дорогой; затем на торможении я потерял ее и врезался в него».

Андретти смог завоевать первый и последний подиум в карьере

Через все это прошел Майкл Андретти, чья гонка вновь стала казаться проигранной, когда на втором круге его закрутило во второй шикане, и ему пришлось сделать длительную остановку, чтобы поставить свежие шины и очистить радиаторы от травы. «Машина почувствовала себя немного странно, а затем она просто ушла от меня», - сказал американец. Когда на третьем круге он оказался на 21-м и последнем месте, казалось, что это просто очередная катастрофа в книге разочарований Майкла Андретти, но в этот день бывший чемпион «Индикара» проявил весь свой талант.

Предстояло совершить обгон, и он сделал это чисто и мощно. Американец прорвался сквозь затянувшуюся дуэль Фиттипальди и Бадоера, а затем уступил дебютанту «Лотуса» Педро Лами. Остановка на на 21-м круге снова отбросила его за спины сражающихся «Лолы» и «Минарди», но через пять кругов американец снова обогнал обоих и мгновенно настиг Эрика Комаса. Было заметно, что каждый раз, когда он сталкивался с другой машиной, Майкл оценивал ее и проходил без колебаний. Это была хорошая, плавная езда, похожая на восстановление Сенны в Хоккенхайме. К 29-му кругу Майкл вышел на седьмое место, преследуя хорошо управляемую «Минарди» Мартини. На 34-м круге с этим проблем не возникло, но затем он столкнулся с Карлом Вендлингером на «Заубере», на котором наконец-то была установлена последняя версия двигателя Марио Иллиена.

Австриец был заклятым врагом Андретти в первых гонках в Бразилии, Донингтоне и Имоле, но на этот раз проблем не возникло. На 43-м круге перед «Параболикой» Майкл нырнул в правый поворот, но Вендлингер защитился. Тогда Андретти попытался пройти слева, но Карл снова перестроился. В последней попытке он нырнул внутрь на входе в поворот, и на мгновение это выглядело неуверенно, так как «Заубер» на мгновение покачнулся, чтобы снова заблокировать поворот, но Вендлингер не успел. «Макларен» прошел, и хотя он проехал немного шире, место было за Андретти. А поскольку Риккардо Патрезе остановился для замены второго комплекта шин, американец вышел на четвертое место.

Со сходом Проста наступило окончательное повышение, и было вполне уместно, что его первый подиум состоялся на трассе, где отец впервые сел за руль болида «Формулы-1» в 1968 году. Интересно, что это был и первый подиум «Макларена» после Монако.

«Это был трудный путь, но теперь мы его прошли», - усмехнулся он. «То, что мы сделали это в Монце, делает это еще более особенным. Я допустил ошибку на втором круге, из-за которой у меня возникли проблемы, но мы смогли выкарабкаться из них, и я счастлив. Потребовалось немного удачи, но все получилось».

Однако его карьере в «Формуле-1» это никак не помогло. Она на этой гонке закончилась.

Сенна еще раз попал в аварию - сход

Четвертое место Вендлингера было вполне заслуженным, хотя в какой-то момент во время погони за Андретти он разозлил Алези тем, что упорно не желал уступать ему дорогу, когда пилот «Феррари» пытался обойти его. На первых этапах он вел хорошую борьбу с Бланделлом за шестое место, и когда англичанин ошибся на выходе из «Параболики» на 21-м круге и достаточно сильно ударился об барьеры, чтобы сойти с дистанции с поврежденной подвеской, у него была возможность доехать до финиша спокойно. Патрезе остался на пятом месте, недовольный управляемостью своего «Бенеттона» и обеспокоенный тем, что у него случился прокол и он вынужден был сделать вторую остановку. Комас, несмотря на неработающую новую систему контроля тяги, был рад, что его «Ляррусс» вернулся домой шестым.

Гран-при Италии – это одна из тех любопытных гонок, в которых потенциальные сильные соперники выявляются уже на ранней стадии, и та стычка между Хиллом и Сенной на первом круге имела последствия, поскольку, когда Вендлингер подошел к узкому месту, двум пилотам «Футворка» стало некуда деваться, и они врезались друг в друга. Ни один из них не смог продолжить гонку. Еще дальше Лехто и два «Джордана» попали в аварию, и все трое сошли с дистанции. Великолепные усилия бедного финна в квалификации уже были сведены на нет, когда его новый двигатель заглох во время выезда на стартовый круг, и он, как и Прост в Венгрии, был вынужден стартовать с последнего места.

«Это была не моя вина», - объяснил он. «Машина двигалась на первой передаче, и двигатель просто заглох. Это видно по телеметрии». Из задней части поля он демонстративно стартовал по правой стороне решетки, но когда добрался до шиканы, все снова пошло не так. Единого мнения нет. Джей Джей считал, что дебютант «Джордана» Марко Апичелла врезался в кого-то, а затем столкнулся с ним, что привело к вращению. Заглохший двигатель не позволил ему продолжить гонку. Апичелла придерживался другого мнения: он намеренно старался быть осторожным в повороте, поскольку опыт езды в Монце всегда подсказывал ему, что это легкое место для аварии на первом круге. «Кто-то ударил меня в первом повороте. Я увидел, что Рубенс крутится, и когда я пытался пропустить его, кто-то ударил меня по передней подвеске».

Завал на старте гонке

Партнер Баррикелло по команде «Джордан» сказал: «Перед самым торможением в повороте кто-то сильно ударил меня сзади. Это был сильный удар, потому что заднюю часть машины подняло и закрутило. Я не знаю, кто это был, но когда меня закрутило, я увидел Лехто, так что это мог быть он. Я не уверен».

«Кто бы это ни был, он должен получить большой штраф, потому что все знают, что эта трасса начинается широко и становится тонкой в повороте. Так ездить нечестно. Здесь есть четыре прямые, на которых можно обгонять: это была совершенно ненужная авария».

Все это было хорошей новостью для Лами, который пробился вперед и отыграл много мест после разочаровывающей 26-й позиции в квалификации. В дальнейшем звезда «Ф3000» ехал разумно и зрело и шел к девятому месту, пока на 49-м круге его мотор не заглох и не вынудил его заехать на пит-лейн и сойти с дистанции. Старт/финишная прямая также стала местом финальной драмы гонки. С 9-го по 43-й круги Фиттипальди и Бадоер вели отличную борьбу, каждый из них ехал чисто и максимально использовал преимущества своих машин. Круг за кругом Кристиан пропускал мимо боксов «Лолы», но каждый раз мощь «Феррари» позволяла ему отыгрывать в шикане.

На 35-м круге, наконец, показалось, что терпение Кристиана было вознаграждено, так как Лука выехал на бордюр, но тут же ускорился и вернулся к «Минарди», и статус-кво сохранился.

Переворот Фиттипальди на 360-градусов на финише

Это была действительно хорошая борьба, которая в конце концов разрешилась в пользу Фиттипальди, когда на 43-м круге он нашел способ, и, обогнав его, устремился в погоню за партнером по команде Пьером-Луиджи Мартини, у которого были проблемы с заклинившей коробкой передач. На последнем круге в «Параболике» они шли нос к носу, но при выходе на прямую оба ушли вправо. Машину Фиттипальди подбросило в воздух так же, как «Уильямс» Патрезе в прошлом году в Эшториле, и на мгновение показалось, что она перевернется днищем вверх на скорости 300 км/ч. К счастью, при кувырке заднюю часть машины вынесло по дуге, и после приземления на правое переднее колесо правое заднее ударилось об асфальт и эффективно шлепнуло машину, не позволив ей перевернуться. Затем ошеломленный бразилец направил машину через финишную линию, чтобы сохранить свое восьмое место.

«Я все время держал глаза открытыми, - пошутил он позже, объезжая паддок на велосипеде, - потому что не был уверен, что смогу открыть их снова!». По любым меркам это было феноменально удачное спасение не только для него, но и для персонала команды, стоявшего вдоль стены пит-лейна, и леденящий душу постскриптум к хорошей гонке.

Источник.

P.S. Сегодня сочная подборка вышла всего контента) Продолжение будет на Гран-при Японии 1993 года, а завершится все, вероятно, Гран-при Бразилии 1993 года. Закончим сезон успехами Айртона Сенны!