7 мин.

Разбор полетов Гран При Китая

Формульный пелетон уже стартует в вернувшейся в Паддок Манаме. Однако главные события Бахрейна только впереди, и у нас подошло время разбора острых и принципиальных моментов минувшего уик-энда. Третий этап оказался еще более зрелищным, чем два предыдущих, и, как ни странно, еще мене аварийным. Клетчатый флаг увидели 23 гонщика, и только незакрученное в боксах Mercedes колесо не позволило китайскому Гран При повторить абсолютный рекорд прошлогоднего Большого Приза Европы.

Тем не менее, гонка оказалась интереснейшей в истории, и львиная доля пелетона перманентно боролась за подиум, позволяя остальной части конкурентов быть в шаге от пьедестала.

Ярчайшим эпизодом, забыть который болельщикам автоспорта вряд ли окажется возможным, безусловно, оказался кульбит Марка Уэббера. К счастью, полет был не столь трагичным, как в 1999 году на Mercedes в Ле-Мане, и не столь душераздирающим, как в Валенсии в 2010, однако заставить замереть сердца зрителей пилоту Red Bull явно удалось. Австралиец перестарался на выходе из бэнкинга, и широкий выход на длиннейшую прямую едва не оказался для Марка в гонке последним.

Удивительно, что этот эпизод не стоил Уэбберу практически никакой потери времени (секунда не в счет). Гонщик не дрогнул и следом показал два лучших для себя круга гонки, превзойти которые смог лишь выстрелом под финиш, когда на его болиде баки совсем опустели. Так Марк завоевал третье подряд четвертое место, что вывело его на аналогичную позицию в чемпионате.

Диаметральную противоположность стабильности выступлений опытного австралийца показывает молодой Роман Грожан, проводящий дебютный полный сезон. Однако, несмотря на сверхжесткую борьбу и даже вылет в скоростном повороте, француз впервые в карьере набрал очки и превзошел своего чемпионского напарника. Удивительно, какую психологическую стойкость и не по вкату профессионализм продемонстрировал действующий чемпион GP2. Он не сломался, когда в бэнкинге пропустил атаку Баттона, едва вернувшегося на трассу после финального пит-стопа. Напротив, француз продолжил пилотировать в темпе лидеров и даже после ошибки показал поистине железную стойкость. Дуэль Грожана с Мальдонадо стала украшением и без того блистательной гонки. Пастор подкрался в Роману в слип-стрим, пока пилот Lotus очищал резину, вернувшись на трассу после вылета. Пастор атаковал по внутреннему радиусу в связке перед задней прямой…

На этом в превалирующем числе случаев должен был завершиться обгон. Но что сделал Грожан?! Роман с обилием контактов, бок о бок удержался на внешнем радиусе в узкой связке, буквально выгрыз внутреннюю траекторию в бэнкинге и просто блестяще спозиционировал себя на прямой. Из-за узкого выхода, ему вполне могло не хватить скорости на фоне Williams на задней прямой, однако француз перехитрил оппонента и в зоне детекции (в той самой схватке ноздря в ноздрю) позволил венесуэльцу оказаться чуть-чуть впереди. В результате на самой длинной прямой чемпионата Грожан мог использовать DRS, защищаясь от Мальдонадо, а Пастор, атакуя, нет! Более того, пилот Lotus подставил гонщика Williams еще и под атаку Переса, который также мог использовать систему снижения лобового сопротивления. И, хотя и горячий южноамериканец выстоял под прессингом пилотов с «открытым крылом» и первым вышел из финальной шпильки, Грожан вновь перехитрил конкурента. В ситуации, когда дуэт чемпионов и вице-чемпион GP2 в три ряда подлетали к жесточайшему торможению чемпионата, Роман грамотно занял самый внешний радиус, оставив за собой чистую траекторию. В итоге, дав Мальдонадо оказаться впереди на несколько мгновений, Грожан легко перекрестил траектории и на коротком прямике к последнему повороту уверенно вышел вперед, надежно сохранив свое превосходство и на последующей стартовой прямой.

Роман больше не стал демонстрировать тактичность несдержанному Пастору, и, не оставив места, как в Мельбурне, не только не пропустил венесуэльца вперед, но и сохранил себе машину и гонку.

Самая длинная прямая чемпионата стала ареной сражения и двух других эпизодов, разгоревшихся вокруг пилотов лучших команд последних трех лет. Себастьян Феттель тщетно пытался сохранить едва отвоеванное у Райкконена второе место, и его один за другим прошли пилоты McLaren. И, хотя обычный наблюдатель скажет, что обгоны были идентичны, состоявшись в одном и том же повороте по одному и тому же радиусу, на самом деле Льюис и Дженсон исполнили свои маневры абсолютно по-разному. Действующий чемпион мира, несмотря на износ покрышек, так уверенно защищался, что лидерам текущего чемпионата пройти его стоило больших трудов. Дженсон сделал это благодаря ложному предварительному выпаду. Не имея преимущества в скорости перед Феттелем даже с DRS, британец показал свое намерение пройти Себа по внутреннему радиусу. Удостоверившись, что пилот Red Bull попался на уловку и ушел на оптимальную внешнюю траекторию, Баттон вошел в воздушный мешок позади конкурента, максимально поднял обороты на седьмой передаче и уже на торможении выдвинулся на внутренний радиус. Его обгон был настолько неожиданным, что Себастьян, даже несмотря на неудачность траектории Дженсона, не смог перекрестить на выходе, капитулировав молниеносно.

Блокируя второй McLaren, Феттель был уже куда более жесток и агрессивен. И, тем не менее, через три круга после пропущенной атаки от Баттона, Себ не удержал и второго британца. Действующий чемпион, на этот раз, максимально выдавил конкурента внутрь, когда пилоты еще шли на полном газу. Лишив Льюиса правильной траектории, Себ в последний момент ушел наружу, чтобы обеспечить себе оптимальный выход затем. Благодаря этому Феттелю удалось дважды перекрестить траектории, однако и перед последним поворотом, и перед первым Хэмильтон занимал внутренний радиус, не оставив шансов немцу. Примечательно, что, даже используя DRS, Льюис имел лишь 10 км/ч превосходства над конкурентом, притом что Себастьян даже несмотря на более позднее торможение и разгон, исключительно за счет правильности своей траектории имел преимущество в 3 км/ч на выходе. Притом, что на апексе из-за изношенной резины немец был на те же 3 км/ч медленнее и в момент, когда британец уже начинал разгон, все еще держал акселератор отпущенным…

И в завершении страстей на задней прямой стоит обратить внимание на эпизод, произошедший незадолго до вышеизложенных событий. В момент, когда Кими Райкконен пропускал один болид за другим, едва не поделили дорогу на широченном более чем 1,3 километровом отрезке два Sauber. Перес слип-стримом атаковал Кими, в то время как следом за ними, воспользовавшись двойным воздушным мешком, в третий ряд выехал Кобаяши. Далее Серхио показал себя настоящим идиотом (думаю, окажись на месте напарника мексиканца Феттель, именно это мы бы и услышали), когда, увидев в зеркалах Камуи, он на полном газу, на 300 километрах в час принялся выдавливать японца. На бескрайне широкой прямой Перес абсолютно осознанно отправил на траву своего собственного партнера по команде!

Объективно, таким людям в Большом спорте делать нечего. Будем надеяться, что в швейцарской команде с Пересом проведут воспитательную беседу, решительно вправив молодому пилоту мозги.

Несмотря на все усилия Серхио, Камуи уверенно обогнал и просто уехал от мексиканца. Стоит заметить, что перед этим красивейшим двойным обгоном Кобаяши прошел уже Пола ди Ресту. И, таким образом, великолепный японец, занимая еще тремя кругами ранее 13 позицию, оказался в очковой зоне, в которой, без шансов для Переса, и финишировал.

Если же говорить об аутсайдерах и то, что, естественно, осталось за кадром – наибольшего прогресса добился абсолютный дебютант Формулы 1 Шарль Пик. При столь высокой плотности борьбы юный француз опередил обе HRT, Caterham и, главное, всю гонку на равных соперничал с опытнейшим лидером команды Глоком, который регулярно превосходил всех предыдущих – и гораздо более вкатанных, чем Пик – напарников по экс-Manor. Шарль же, замкнув двадцатку, воспользовался возникшими под клетчатый флаг проблемами Тимо с мотором Cosworth и финишировал в четырех десятых секунды позади. По лучшему же кругу француз даже превзошел немца! И это вовсе не одиночный выстрел, как уже бывало у предыдущих вторых пилотов бывшей Virgin ди Грасси и д’Амброзио, ибо уже на первой тренировке Бахрейна Пик впервые в карьере опередил Глока.

Что до Виталия Петрова, то его 18 место едва не стало для Caterham историческим. Россиянин лишь за пару кругов до финиша позволил лидеру отыграть у себя 5 451 метр. Эта гонка едва не стала первой, где дружина Тони Фернандеса, однозначно лучшая среди новых команд, финишировала в одном круге с лидером.

Однако в первую очередь стоит обратить внимание на скорость другого пилота Caterham. Хейкки Ковалайнену не удалось провести ни одной чистой гонки в сезоне, но его темп в Шанхае был просто поразителен. Финн показал 13 время круга в гонке, вклинившись между двумя Ferrari и проиграв лучшему результату лишь 1.230 секунды!

Примечательно, что результаты Гран При буквально совпали с моим импровизированным прогнозом за неделю до Большого Приза Китая, где пилоты наглядно подтвердили изложенные в статье аргументы.

 

Статья опубликована в Авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России