Пресс-конференция пилотов (Бахрейн)
Вчера состоялась пресс-конференция перед гран-при Бахрейна. В ней приняли участие Хейкки Ковалайнен, Тимо Глок, Нико Росберг, Роман Грожан, Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон. Блог "Домашняя формула" предлагает вашему вниманию текстовую версию пресс-конференции.
Вопрос: Хейкки, для вас старт сезона получился непростым. Чего вы ожидали от первых гонок?
Хейкки Ковалайнен: Разумеется, мы рассчитывали на более высокие результаты. Практически в каждой гонке у нас возникали какие-то проблемы, но мы работаем над этим и стараемся не допустить повторения неприятностей. За короткое время команда сделала всё возможное, чтобы ближайший уик-энд прошел без инцидентов.
Вопрос: Прогресс ожидается в Барселоне?
Хейкки Ковалайнен: Мы готовим обновления не только к Барселоне, но и к другим гонкам сезона. Команда по-прежнему пытается догнать соперников, ведь мы ещё отстаём от середины пелотона. Соперники тоже готовят новинки, посмотрим, насколько заметным будет наш прогресс. В любом случае, мы работаем на пределе и стараемся прибавить во всех областях, чтобы выполнить свои задачи.
Вопрос: На какой результат вы рассчитываете в этот уик-энд?
Хейкки Ковалайнен: Хотелось бы отработать эти несколько дней без каких-либо проблем, особенно в гонке, хорошо провести пит-стопы. Надеюсь, нам удастся выжать из себя и машины максимум, как было, скажем, в Китае, где мы подолгу боролись с некоторыми соперниками. Хочется верить, команда и впредь будет прогрессировать.
Вопрос: Роман, вам исполнилось двадцать шесть, поздравляем с днем рождения! Эту трассу вы знаете ещё по выступлениям в GP2…
Роман Грожан: Да, я действительно знаю эту трассу по выступлениям в GP2 и тестам резины Pirelli. Мне нравится её конфигурация, она должна подходить нашей машине. Погода ожидается стабильно жаркой – надеюсь, мы сможем чисто провести квалификацию и гонку, добившись более высокого результата, чем неделю назад в Китае.
Вопрос: В Китае вы выполнили свою задачу или рассчитывали на большее?
Роман Грожан: Мы всегда рассчитываем на большее, с какой бы позиции вы не стартовали, цель только одна – победа. Так мыслит любой гонщик. Этап в Китае получился весьма неплохим, с множеством интересных сражений – мы продемонстрировали достойный темп, провели несколько красивых обгонов и смогли сохранить резину. Последнее было ключевым фактором – думаю, здесь, в Бахрейне, нас ждет нечто подобное.
Вопрос: Но ведь это совершенно иная трасса и иные погодные условия!
Роман Грожан: Верно, но я не люблю прохладу и здесь чувствую себя намного комфортнее. Стратегия, разумеется, будет иной, как и износ резины, но мы вряд ли столкнемся с трудностями при прогреве шин, что поможет эффективнее настроить машину.
Вопрос: Тимо, команда с начала сезона пытается подтянуться к основному пелотону. Судя по всему, прогресс дается очень нелегко…
Тимо Глок: Согласен. Если до первой гонки вы проехали всего двести километров, каждый новый круг – это своего рода тесты, адаптация и опыт. Я доволен тем, как прошли эти несколько этапов, мы заметно сократили отставание. В Китае мы проиграли поулу всего три секунды, тогда как в Мельбурне уступили пять – прогресс очевиден.
Вопрос: Прогресс заметен, машина надежна. Каких результатов вы можете добиться?
Тимо Глок: Надеюсь, мы и впредь будем отыгрываться такими же темпами, хотя это непросто. К началу европейской части сезона все команды подготовят какие-то новинки, так что нужно продолжать работу. Было бы здорово в каждой гонке прогрессировать так же, как в Китае, но посмотрим, что получится. В Бахрейн мы привезли доработки, которые должны сделать нашу машину чуть быстрее – с нетерпением жду возможности опробовать их на трассе. Думаю, у нас неплохой базис для дальнейшего движения вперед.
Вопрос: К Барселоне команда готовит серьёзное обновление машины?
Тимо Глок: Конечно. Пока не ясно, сколько деталей будет установлено на машину, но пока нам удается привозить новинки на каждый уик-энд. Если эта тенденция будет продолжена, мне совершенно не важно, насколько серьёзной будет доработка именно перед Барселоной. Гораздо важнее прогрессировать по ходу всего сезона.
Вопрос: Льюис, вы рассчитывали захватить лидерство в чемпионате с тремя третьими местами в трех первых гонках?
Льюис Хэмилтон: Нет. Каждый год мы стараемся выступать как можно более стабильно, иногда всё идёт не по плану, но в этом сезоне нам, в каком-то смысле, повезло, и три подиума в первых трех гонках – фантастический результат. Впрочем, пока рано делать выводы: в предыдущие годы от гонки к гонке лидер чемпионата не раз менялся.
Вопрос: Полагаете, эта трасса подойдет вашей машине? В нынешнем сезоне уровень прижимной силы заметно снизился, а роль шин сильно возросла, верно?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что сейчас от шин зависит больше, чем в предыдущие годы. В 2011-м износ был таким же, и нам приходилось точно так же следить за состоянием резины. Если вспомнить предыдущую гонку, те, кто выбрал тактику с двумя пит-стопами, ближе к финишу заметно потеряли в скорости, а те, кто останавливался трижды, смогли их обогнать. Так было и год назад, когда я выиграл Гран При Китая. Правда, сейчас рабочий диапазон шин несколько уже, чем в предыдущем сезоне, что осложняет их прогрев в квалификации. Ситуация непростая, но всё это делает гонки более зрелищными.
Вопрос: Кто ваш главный соперник? Нико Росберг, выигравший предыдущую гонку, или напарник по команде? Сложный вопрос, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Да, непростой. Знаете, если судить по квалификации, мы достаточно конкурентоспособны. Машины Mercedes очень быстры, но ещё несколько команд уступают совсем немного.
В гонке очень сильны и Red Bull Racing, и Mercedes, и мы, и даже Sauber – борьба предельно плотная, и в такой ситуации главное – выступать стабильно и всякий раз по максимуму использовать свой шанс.
Вопрос: Нико, у вас было всего несколько дней, чтобы насладиться дебютной победой, но здесь, в Бахрейне, вы достаточно неплохо выступали в F3, GP2, здесь же дебютировали в Формуле 1, и уже в первой гонке показали быстрейший круг! Должно быть, вы с нетерпением ждёте начала уик-энда?
Нико Росберг: Конечно! Мне действительно нравится трасса, с которой связано немало приятных воспоминаний, однако сложно сказать, каким будет результат. В Шанхае команда выступила очень здорово, но в первых двух гонках не обошлось без проблем, и вполне вероятно, что в Бахрейне нам будет заметно сложнее.
Вопрос: Вы наверняка имеете в виду проблемы с быстрым износом резины, с которыми вы успешно справились в Китае. Вам по силам повторить это в Бахрейне? Насколько сложна такая задача?
Нико Росберг: Наши инженеры смогли заметно доработать машину, мы быстро набираемся опыта, и скорость F1 W03 в Шанхае была не случайной. Нам удалось выжать из техники максимум, но здесь иные погодные условия, что может осложнить задачу. Впрочем, поживем – увидим.
Вопрос: То есть, настройкам придется уделить даже больше внимания, чем обычно?
Нико Росберг: Сейчас контролировать износ шин в гонке намного сложнее, чем раньше, что может объясняться как настройками, так и многими другими факторами.
Вопрос: Фелипе, в предыдущие годы в Бахрейне вы выступали очень здорово – две победы и три старта с первого ряда. Считаете ли вы, что в этом году ваши результаты постепенно улучшаются?
Фелипе Масса: Вы правы, это действительно интересная трасса, и здесь я добился некоторых успехов. Хотелось бы, чтобы предстоящая гонка сложилась для меня намного лучше, чем предыдущие. Я надеюсь без проблем добраться до финиша и заработать важные очки, поэтому целиком посвящаю себя работе на результат.
Вопрос: Считаете ли вы, что в Шанхае вам удалось добиться прогресса?
Фелипе Масса: Конечно, пусть даже итоговый результат оказался недостаточно хорошим для команды, меня и Фернандо. Мы неплохо отработали и гонку, и квалификацию, все прошло без заминок – в общем, по сравнению с первыми двумя этапами ситуация была совершенно иной.
Вопрос: Жаркая погода должна подойти вашей машине?
Фелипе Масса: Надеюсь. Эта трасса не похожа на автодром в Шанхае, но мы постоянно дорабатываем машину в расчете сделать её более конкурентоспособной. Да, здесь спецификация F2012 будет мало отличаться от той, что стартовала в Китае, но посмотрим, как она поведет себя в квалификации и гонке, а там узнаем, получится ли выступить чуть удачнее, чем неделю назад.
Вопросы журналистов с места:
Вопрос: (Жюльен Фебро – L'Equipe) Льюис, такое ощущение, что по сравнению с предыдущим сезоном вы стали гораздо сильнее духом. Вы согласны с этим, если да, считаете ли вы, что непростой 2011 год помог вам добиться прогресса?
Льюис Хэмилтон: Я нисколько не сомневаюсь, что три моих предыдущих сезона сделали меня таким, какой я есть сейчас. Я получил немало полезных уроков, пережил как удачные, так и неудачные моменты, что помогает, когда, наконец, получаешь быструю машину. Как в случае с любым спортсменом, нужно определенным образом настраиваться на работу, а на это влияет множество факторов. Взгляните на Тайгера Вудса: иногда он на высоте, иногда – совсем наоборот, но в целом он лучший. Это гигантский психологический процесс, цель которого – сформировать правильный настрой, но я продолжаю работать над собой.
Вопрос: (Алексей Попов – ВГТРК) Роман, вы провели очень насыщенную гонку в Шанхае, а ваше сражение с Пастором Мальдонадо было весьма агрессивным. Это своеобразная месть за контакт в Мельбурне?
Роман Грожан: Нет, не месть. Я допустил ошибку в борьбе с Уэббером и в итоге был вынужден сцепиться с Пастором. Соперничество получилось довольно жестким, я лишь надеялся, что мы не заденем кого-то еще, но потом мне все-таки удалось выйти вперед, создать отрыв и закончить гонку в своем темпе, обогнав еще один Williams и заработав чуть больше очков.
Вопрос: (Алексей Попов – ВГТРК) Вам, наверное, пришлось уже по ходу гонки активно обсуждать тактику с гоночным инженером?
Роман Грожан: Перед гонкой мы не раз обсуждаем возможную тактику. В Китае у нас было два основных варианта: два или три пит-стопа. Вопросы вызывал второй отрезок – либо ты атакуешь и идешь на три смены шин, либо бережешь резину на протяжении 20-25 кругов и останавливаешься дважды.
Нам удалось подобрать неплохие настройки, на более жестких шинах машина вела себя очень здорово. Второй отрезок я провел достаточно уверенно, мы остановились чуть раньше в расчете опередить Себастьяна Феттеля – в принципе, я мог задержаться ещё на несколько кругов и облегчить себе финальный отрезок, но мои инженеры в любом случае сработали фантастически и помогли мне продлить ресурс резины. В пылу борьбы сложно уследить за шинами, однако нужно понимать, что гонка достаточно длинная, и до финиша ещё немало кругов.
Вопрос: (Томас Ханретти – Gulf Daily News) Перед началом уик-энда в прессе активно обсуждалась обстановка в Бахрейне. Это отвлекало вас от подготовки к уик-энду, или вы смогли сосредоточиться на работе?
Хейкки Ковалайнен: Новости ни коим образом не влияли на мою работу. Я готовился к этой гонке, морально и физически, точно так же, как к любому другому этапу чемпионата. Таков мой ответ.
Роман Грожан: Я тоже старался как можно лучше подготовиться к гонке. Да, мы не можем закрывать глаза на сложившуюся в стране ситуацию, однако я надеюсь, что Гран При поможет каким-то образом улучшить обстановку. Думаю, уик-энд будет интересным.
Тимо Глок: Никакого отвлечения, я готовился точно так же, как ко всем гонкам.
Льюис Хэмилтон: Кажется, всё уже сказали. Моя команда тоже сосредоточилась исключительно на подготовке к Гран При, рассчитывая вновь побороться за победу.
Нико Росберг: Мы тоже на пределе возможностей готовились к гонке.
Фелипе Масса: Та же подготовка, что всегда. Мы приехали сюда ради спорта и должны заниматься спортом.
Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Нико, вы почувствовали вкус победы. Не опасаетесь ли вы, что теперь вам будет психологически очень трудно, если вы не сможете бороться за победу в каждой гонке?
Нико Росберг: После финиша в Китае Ники Лауда сказал мне: «Нико, поверь мне, первая победа – самая сложная, остальные даются намного легче». Значит, я буду стараться, уж Ники-то знает.
Хейкки Ковалайнен: А я после своей победы получил SMS от Берни Экклстоуна со словами: «А теперь возможен спад». Такой сценарий тоже вполне вероятен.
Вопрос: (Алексей Попов – ВГТРК) Нико, в Шанхае вы объясняли гигантское преимущество в квалификации снижением температуры на несколько градусов, корректировкой настроек перед финальной сессией, но в гонке спустя всего десять кругов вы оторвались на пять секунд. Как вы это объясните?
Нико Росберг: Нет, просто нам удалось собрать всё воедино. Я был в отличной форме и в квалификации, и в гонке, а с выбранными настройками машина сработала безупречно. В итоге мы оказались чуть быстрее соперников, и этого было достаточно для победы с заметным преимуществом. В общем, команда действительно здорово провела тот уик-энд!