Технический обзор впечатляющего прогресса «Макларена» за полгода в «Формуле-1»
Если проанализировать первую половину сезона 2023 года, то становится очевидным, что наибольшего прогресса сумели добиться в «Макларене», который начал год в хвосте, а сейчас является постоянным участником подиумов и даже иногда лидирует в гонках.
Сезон для этого автомобиля состоял из трех отдельных сегментов, этапы которого были определены двумя крупными модернизациями. Первая произошла в Баку, четвертом этапе чемпионата мира, а следующая на десятой гонке в Австрии. Затем на родину в Сильверстоун были довезены последние доработки.
На презентации команда открыто заявила, что пришла к новому пониманию слишком поздно, чтобы изменить его к старту сезона. То, как поменялись аэродинамические требования в районе задней части днища благодаря изменениям в правилах, увеличивающих минимальную высоту кромки днища и диффузора, привело «Макларен» к новому пониманию, которое было заложено в автомобиль при его модернизации в Баку.
Как недавно прокомментировал Ландо Норрис: «Модернизация в Баку была попыткой изменить философию, убедиться, что она работает, и использовать ее в качестве нового базового уровня. Новинки в Австрии – это шаг вперед, основанный на бакинских исходных данных».
На графике квалификационных характеристик, приведенном выше, на примере автомобилей «Ред Булл», «Астон Мартина», «Феррари» и «Мерседеса» хорошо видны шаги по улучшению характеристик. Начав год с отставанием в 1,8%, команда конкурировала с «Альфа Таури», «Уильямсом» и «Альфа Ромео». Модернизация в Баку позволила опуститься до уровня в 1% и конкурировать уже со средней группой команд.
После модернизации в Австрии дефицит сократился с 0,4 до 0,1%, что достаточно для того, чтобы автомобиль конкурировал на равных с «Мерседесом» и «Феррари». По меркам «Формулы-1» был достигнут впечатляющий результат.
Что нового привнесли в машину обновления в Баку и Австрии?
Гран-при Азербайджана
Эта модернизация заключалась в новом днище, которое радикально перераспределяло потоки по всей длине автомобиля. Хотя мы еще не видели их днища, по изменениям кромки можно сделать вывод, что форма тоннелей была полностью изменена.
Были переделаны вихрегенераторы и вырезы. Для создания более мощных вихрей была отдана большая часть площади кромки днища, а задняя часть кромки днища, расположенная перед задними колесами, была полностью переработана, получив большее отверстие для сброса давления и, по словам «Макларена», большую «жесткость конструкции днища», что означало большую устойчивость к деформации под действием нагрузки.
По сути, «Макларен» стремился направить больше энергии в переднюю часть днища, чтобы диффузор мог использовать воздушный поток лучшего качества.
Гран-при Австрии / Великобритании
Большим обновлением для Австрии стала переделка днища, но на этот раз благодаря полностью переработанной схеме охлаждения/боковых понтонов.
По сути, было сделано то же самое, что и в Баку, то есть более мощный воздушный поток в передней части днища, но на этот раз за счет поднятия всей передней части. Если посмотреть на боковые понтоны в профиль, то кажется, что радиаторы были размещены дальше в автомобиле, чтобы сделать это возможным.
Под днищем находится самый мощный фактор, определяющий аэродинамические характеристики автомобиля в рамках данного свода правил, но поскольку он обычно не виден, нам приходится ориентироваться на внешние изменения профилей боковых понтонов и кромок днища.
Формы боковых понтонов имеют важное аэродинамическое значение, но являются второстепенными по сравнению с днищем, и их профили неизменно определяются тем, чего аэродинамики пытаются добиться.
Тем не менее, «Макларен» воспользовался возможностью изменить конфигурацию боковых понтонов, чтобы усилить эффект «водной горки».
Впускные отверстия радиатора могут пропускать только определенное количество воздуха, и с увеличением скорости автомобиля эта способность достигает своего предела. Избыточный поток воздуха на скорости направляется в «водяную горку» и таким образом не нарушает важнейший воздушный поток вдоль боковин кузова, направляющийся к секции бутылочного горлышка и перегородкам диффузора.
Вместо этого он сливается с этим воздушным потоком в основании горки и становится более контролируемым.
Для Сильверстоуна было добавлено новое переднее антикрыло, и принципиально важным изменением стало то, что металлические кронштейны, соединяющие элементы крыла, должны были позволить внешним краям изгибаться вниз под действием повышенной нагрузки на скорости, увеличивая зазор (желтый цвет) между щелями на внешних краях. Это позволит усилить отвод воздушного потока при движении.
В совокупности модернизация в Баку и Австрии представляет собой два крупных этапа одной и той же аэродинамической концепции, которая оказалась весьма продуктивной для «Макларена».
Источник: Formula-1.