Майкл Андретти: один из лучших американских пилотов был уничтожен Айртоном Сенной и уволен с позором 30 лет назад
Этот год принес американским болельщикам много хорошего. Вслед за блестящим дебютом Гран-при Майами в прошлом сезоне уже в этом состоится большая вечеринка в Лас-Вегасе, и таким образом впервые за долгие годы будет проведено три Гран-при на территории США.
Молодой уроженец Флориды Логан Сарджент дебютировал в качестве пилота «Уильямса», однако наличие титула чемпиона мира по картингу и «звания новичка года» в «Формуле-2» никак не повлияло на его результаты. Он худший на данный момент. В то время как Майкл прилагает все усилия, чтобы вместе с концерном «Дженерал Моторс» выставить свою собственную команду.
На фоне этих фанфар и волнений стоит отметить, что в 2023 году исполняется 30 лет с того сезона, который старожилы считают последним по-настоящему большим годом для американских фанатов «Формулы-1». Тогда Майкл Андретти, будучи быстрым и опытным, находился на пике своей спортивной формы. Он даже не испугался стать напарником одного из лучших пилотов в истории.
Но все пошло не по плану. Традиционная гоночная мудрость гласит, что сезон Андретти в «Макларене» был неудачным, и 30 лет спустя трудно представить это иначе (можете почитать обзоры гонок в блоге). Стандартная точка зрения также предполагает, что неудача почти полностью лежит на плечах Майкла. Вероятно, он просто был недостаточно хорош, чтобы справиться с этой задачей. В ретроспективе становится ясно, что во многих неудачах он виноват сам. Оптимисты скажут, что тот оказался не в то время, не в том месте.
Это было в сентябре 1992 года, во время Гран-при Италии в Монце, когда «Макларен» объявил, что Андретти присоединится к трехкратному чемпиону мира Айртону Сенне на 1993 год. Андретти только что одержал пять побед в серии «КАРТ». Провел один из самых доминирующих заездов в «500 милях Индианаполиса», который, к несчастью для него, закончился из-за отказа топливного насоса после того, как он преодолел 160 кругов. Наконец-то американским болельщикам было чему радоваться. Впервые с конца 1970-х годов, когда отец Андретти Марио участвовал в гонках и побеждал за команду «Лотус», за рулем команды, способной выигрывать гонки «Формулы-1», оказался талант американского происхождения.
К сожалению, сезон 93-го года начался неудачно для «Макларена» и, в большей степени, для Андретти, и дальше все шло только хуже. В том году из спорта ушла «Хонда», поэтому команде пришлось использовать клиентские моторы «Форда». Производство болида задерживалось, и в итоге Андретти успел провести лишь два коротких дня предсезонных тестов. Что еще хуже, «ФИА» ввела новые правила для гоночных уик-эндов, ограничив гонщиков 23 кругами в свободной практике и 12 кругами в квалификации. Майкл многих трасс просто не знал.
Старт сезона состоялся в ЮАР на трассе Кьялами в апреле, где Андретти квалифицировался девятым, на семь мест отстав от своего напарника. Его автомобиль не вышел на старт из-за неисправности сцепления. Вообще все первые четыре Гран-при закончились сходом. Иногда по своей вине, иногда по вине машины. И так в общей сложности 7 из 13 раз. Тяжесть, которую он нес, будучи сыном Марио в Штатах, в Европе напоминала гидравлический пресс. Первые очки пришли лишь в пятой гонке (Сенна лидирует в чемпионате), а подиум вообще только в Монце, когда до конца сезона оставалось три гонки. Именно там, почти через год после того, как «Макларен» объявил о подписании контракта с Андретти, босс команды Рон Деннис заявил, что они с Андретти договорились о расставании. Тест-пилот Мика Хаккинен провел три оставшиеся гонки вместо американца.
Что можно сказать о коротком опыте Андретти в «Формуле-1»? Он смог набрать очки лишь в трех из шести Гран-при, в которых финишировал. Иногда был недалеко от Айртона в квалификациях.
Наиболее часто упоминаемым фактором неудач Андретти в «Макларене», как тогда, так и сейчас, является его нежелание переехать из своего дома в восточной Пенсильвании в Великобританию. Вместо этого он предпочел мотаться туда-сюда через Атлантику. Тогда, как и сейчас, Андретти называл гипотезу о нежелании переезжать «абсолютным бредом».
«Люди, которые так говорят, не имеют ни малейшего представления, либо имеют какие-то проблемы со мной и не хотят, чтобы я добился хороших результатов», - сказал он много лет спустя, незадолго до своего ухода из спорта. «Может быть, сейчас я бы так и сделал, потому что мои дети уже подросли, но отсутствие жизни там никак не повлияло на мои результаты».
Конечно, он пропустил тесты, которые позволили его возможному сменщику Хаккинену наладить отношения с командой? Майкл считает, что они никак не повлияли.
«Рон нанял Мику, потому что не думал, что Сенна останется, а он остался, и теперь у него в штате было три гонщика», - сказал Андретти. «Поэтому он назначил Мику тест-пилотом, а мои тесты сократил вдвое. Когда я все-таки выходил на тесты, Мика никогда, никогда, никогда не был быстрее меня. Ни разу».
Оглядываясь назад, можно сказать, что за 30 лет больше всего изменилось мнение о том, насколько хороша была команда «Макларен», особенно для гонщика, не имевшего опыта выступлений в Европе. Сезон 1993 года стал для команды началом длительного периода спада. После ухода «Хонды» она испытывала нехватку денег и поддержки. Да, Сенна выиграл в том году пять гонок, и это не малый подвиг в любом контексте. Однако речь идет о гонщике, которого значительная часть поклонников считает величайшим и самым быстрым гонщиком в истории, выступавшем за команду, в которой он вырос как гонщик и выиграл три своих чемпионата мира. То, чего Сенна добился в 1993 году, в значительной степени зависело от мышечной памяти и его волевых качеств.
По сравнению с пятью победами Сенны, «Уильямс» одержал 10 побед, в том числе семь - заклятый соперник Сенны Ален Прост. Две победы Сенны были одержаны после того, как Прост уже оформил свой четвертый чемпионат мира. В 1993 году у Проста было 13 из 16 поул-позиций, а у Сенны (по мнению многих, величайшего квалификатора в истории «Формулы-1») - одна. В 1993 году у «Макларена» не было ни машины, ни команды, которые, как считал мир, у нее были.
После 92-го года, когда он выиграл всего три гонки и завоевал один поул, Сенна уже видел, что дела идут на спад, и в межсезонье занялся торговлей своими услугами. Он принял решение остаться в команде только в день открытия чемпионата в Кьялами. Да и вообще его контракт был сроком на одну гонку. Когда Прост ушел на пенсию после 1993 года, Сенна перешел в «Уильямс», что, к сожалению, привело к его гибели. Он погиб в аварии в Имоле в начале третьей гонки сезона 94-го года. После ухода Сенны из «Макларена» Хаккинен не выиграл ни одной гонки в течение четырех лет.
Те, кто понимал, с какими проблемами столкнулся Андретти в «Макларене», советовали ему устроиться в менее крупную команду «Формулы-1» и продолжить карьеру. Андретти не любил болтаться в хвосте пелетона. В межсезонье он перешел в новую команду «Ганасси Рейсинг» в «КАРТ» и заявил о себе на первом этапе 94-го года в Австралии. Майкл обошел Найджела Мэнселла, стартовавшего с поул-позиции, на первом круге во время мокрого старта, а затем лидировал на каждом круге гонки, обеспечив первую победу команды в чемпионате, в том числе первую для шасси «Рейнард».
После возвращения из «Формулы-1» он девять сезонов выступал в «КАРТЕ», и в последний год своей карьеры был по праву конкурентоспособен, как и в лучшие годы. Более того, каждый год он выигрывал как минимум одну гонку, включая Гран-при Лонг-Бич в 2002 году. Тот сезон стал для него последним. Когда он ушел на пенсию, его 42 победы занимали третье место в истории гонок после его отца Марио (52) и А.Дж. Фойта (67). С тех пор он создал одно из самых масштабных и успешных автоспортивных предприятий в США: 11 чемпионских титулов в различных сериях и пять побед в «Инди-500». Теперь, конечно, он надеется перенести успех в «Формулу-1».
Стоит отметить, что после своего короткого сезона в «Формуле-1» Андретти так и не выиграл еще один чемпионат в качестве гонщика. До его ухода в «Макларен» было принято считать, что это еще не все.
Освободившись от огромной тени своего знаменитого отца, занимаясь не тем, чего от него ждал весь мир, Майкл Андретти, похоже, более счастлив в качестве владельца команды, чем в качестве гонщика. Мы уверены, что он остается порой напряженным, остро соревнующимся человеком, и вполне обоснованно полагаем, что неудача в «Формуле-1» иногда досаждает ему и по сей день. Может быть, по иронии судьбы, учитывая репутацию Сенны как жестокого конкурента, Андретти называл его «моим единственным союзником в Макларене».
«Айртон был единственным человеком, который высказал прессе все те трудности, с которыми я столкнулся», - сказал он в интервью 1999 года. «Он знал мой темп на тестах. Мы очень хорошо ладили. Я думаю, что наша дружба могла бы развиваться и дальше, если бы все не сложилось так, как сложилось».
«Легко рассуждать о том, что было в тот год, но это глупо. Нужно принимать этот опыт и расти вместе с ним. В этом смысле он был бесценен, потому что я узнал много нового о жизни и о себе. Было ли это полезно для моей карьеры? Наверное, нет, но для меня лично это было полезно».
Кто-то еще серьезно думает, что Майкл о чем-то сожалеет? Он провел десятки лет в автоспорте в качестве пилота, гонял в лучших чемпионатах мира. Вместе с отцом поднимался на подиум в «Ле-Мане». Выступал вместе с Айртоном за одну команду.
Наверное, только об отсутствии победы в «Инди-500». Еще в 2006-м он смог приехать третьим!
Остается верить, что второй заход выйдет более успешным.
По мотивам.