Лучшая гонка в истории
Гран При Китая 2012 стал, возьму на себя смелость сказать, лучшим этапом всей новейшей истории Формулы 1. На «Международном автодроме Шанхай» не было никакого дождя, резина Pirelli в отличие от прошлого сезона значительно увеличила стабильность и износостойкость (правило 2009 года, когда FIA обязала Bridgestone использовать компаунды через один по жесткости, также не имело больше места – более того, разность составов была минимизирована вплоть до 0,6 секунды), и, наконец, даже зона использования DRS была максимально сокращена. Таким образом, критики «искусственности» обгонов в современной F1 могли успокоиться, а Королева автоспорта представила нам поистине уникальное зрелище.
Если ранее в Китае интересные гонки выходили только за счет осадков, а в прошлом году за счет внезапной фатальной потери сцепления изношенных итальянских шин, то в этом году все было настолько натурально и чисто, что дух захватывало с первого и до финального, 56 круга. Весь пелетон, за исключением аутсайдерских болидов новых команд, уместился в круг. Да что там, стартовавший с пит-лейна дебютант Вернь, финишировав 16, проиграл второму месту Баттона лишь полминуты! Пилоты с 3 по 13 позицию уместились в 16 секунд! И это только на клетчатом флаге. Всю гонку борьба была в едином кластере, и пилоты, стартовавшие из второго десятка, раз за разом выходили в лидеры, оттягивая свои остановки в боксах. Начавший просмотр во второй половине трансляции зритель мог быть уверен, что на трассу совсем недавно выходила машина безопасности.
Исторические моменты
Нико Росберг
Однако и в этом празднике жизни есть исключение. Имя ему Нико Росберг. 26-летний немец всю гонку уверенно возглавлял пелетон и с 20 секундным отрывом в гордом одиночестве отпраздновал первую в карьере победу. В 111 Гран-при, что даже этапом позже, чем Джанкарло Физикелла. Но, тем не менее, раньше, чем Баттон, которого Нико сейчас превзошел. Сравнение с Дженсоном не может не радовать, ибо британец даже после трехлетней паузы с премьерной виктории начал штамповать триумфы так, что выиграл титул и сейчас имеет в своей копилке 13 побед.На Mercedes Нико всегда удавалось блеснуть в Китае. Еще в 2010 казалось, что немец будет продолжателем тенденции побед новых пилотов в Шанхае. Но сын финского чемпиона допустил ошибку на трассе, уступив первенство Баттону. В прошлой китайской гонке вмешалась проблема экономии топлива на последних кругах… И вот на третий год Росберг обратил лидерство в победу.
Роман Грожан
В третьей гонке чемпионата Роману удалось-таки проехать больше трех кругов, и француз заработал первые в карьере очки. Примечательно, что молодой гонщик впервые в сезоне стартовал позади напарника и при этом впервые добился лучшего результата на финише. Шестое место в секунде от трехкратного поулмена Шанхая и двукратного действующего чемпиона, пилотировавшего на такой же тактике, дорогого стоят. Прибавьте к этому пятисекундную заминку на финальном пит-стопе, из-за которой Роман упустил второе место и попал под атаку Уэббера, закончившуюся печально для Грожана, и Вам станет ясно, что даже подиум для француза с его темпом был вполне достижим.А, между тем, чемпионского напарника, стартовавшего на 6 позиций выше, Роман опередил на 8 мест на финише.
Седьмой поворот
В отличие от дождевых гонок 2009 и 2010 годов внешний радиус скоростного седьмого поворота не имел держака. Пилоты, в пылу борьбы оказавшиеся на нем, неизбежно теряли очень много времени, не в силах удержаться на трассе. «Червячки» отработанной резины сыграли злую шутку с Пересом, Алонсо и парой пилотов Lotus. И если мексиканец «всего лишь» пропустил из-за этого инцидента Феттеля после первой волны пит-стопов, то испанец расстался с надеждами на подиум после финальной остановки. Фернандо пытался угнаться за Хэмильтоном, который скопом прошел оба Williams. При попытке обгона Мальдонадо двукратный чемпион пропустил Переса, и, несмотря на то, что в итоге все же смог опередить мексиканца обратно, время безвозвратно было упущено, и Алонсо пришлось смириться с 9 строчкой на финише, а также с мгновенным сложением полномочий с позиции лидера чемпионата.И, наконец, дуэт Lotus, потерявшей большие очки из-за одной и той же ошибки гонщиков. Сначала Грожан в попытке красиво контратаковать Уэббера поскользнулся на внешнем радиусе седьмого поворота и упустил разом еще и Хэмильтона с Williams. Затем Райкконен, за 10 кругов до финиша занимавший второе место, в стремлении удержаться позади атаковавшего Феттеля загрязнил покрышки и за круг потерял 10 (!) мест, в итоге финишировав 14-м.Единственным, кто смог использовать траекторию пресловутого внешнего радиуса седьмого поворота для обгона, был Перес (который и первым затем пострадал от него). Серхио удалось на дебютном круге «по внешке» блестяще опередить напарника.
Тактика
Важнейшим фактором, повлиявшим на судьбу гонки, была тактика. Как и в прошлом сезоне, пелетон разделился надвое: гонщики, избравшие тактику трех пит-стопов и приверженцы двух остановок. Не вполне понятно, почему в команде из Энстоуна открыто утверждали, что стратегия меньшего числа остановок в теории более выигрышна, учитывая их прошлогоднее фиаско, а также наглядный пример борьбы за победу Феттеля и Хэмильтона на последних кругах в 2011.Тем не менее, участники остались верны прошлогодним тактическим решениям.
Себастьян Феттель
Так, действующий чемпион после трех поулов подряд в прошлом году и потери виктории на последних кругах исключительно из-за двухостановочной стратегии наступил на те же грабли и за пять кругов до финиша скатился со второй позиции на пятую... Конечно, Себастьян может утешать себя, вспоминая 11 позицию на старте и 14 на первом круге, однако впервые в сезоне он проиграл напарнику в гонке.
Lotus
Истинные приверженцы тактики двух пит-стопов – команда Lotus – вообще непонятно, на что рассчитывали, отправляя Райкконена до финиша на прикатанном (!) комплекте, когда впереди оставалось еще полгонки! Это выглядело как выброс чемпиона на растерзание соперникам в еще более унизительном стиле, чем даже сотворила с финном Ferrari, поставив дождевую резину на Сепанге’09 за 4 круга до начала осадков. И без того радикальный отрезок в 28 кругов еще можно было попытаться проехать на свежем medium, но почему-то в Lotus решили поставить его на 18 круговую стадию ранее…Тем удивительнее выглядит результат Грожана, который, дебютируя в Китае, будучи также обутым в прикатанный «прайм», смог не только не проиграть на последних кругах, но и отыгрался за ошибку, сломив сопротивление пары Williams, а также догнал Феттеля! Да, комплект резины Романа был на 4 круга свежее, чем у Кими, но не настолько, чтобы на последних 10 кругах отыгрывать вплоть до 5 (!) секунд за 5451 метр у напарника.
Williams
Успешно и без каких бы то ни было проблем реализовали тактику двух пит-стопов Williams. Сенна и Мальдонадо принесли команде из Гроува первый двойной очковый финиш с 2010 года! Особенно приятно за Бруно, который, несмотря на второй подряд пропуск первой тренировки в пользу третьего пилота Боттаса, тем не менее, опередил Пастора на финише. Понятно, что в Williams дают больше практики тому, кто больше платит, однако седьмое место Сенны после шестого в Малайзии наглядно демонстрируют, что сухое поражение в квалификациях напарнику объясняется лишь недостаточным вкатом. Как и на предсезонных тестах бразилец имел огромный дефицит времени на трассе, и, тем не менее, финишируя в гонке, он стопроцентно набирает большие очки и, опередив на старте в Шанхае Мальдонадо, застолбил себе внутрикомандное первенство, даже несмотря на поврежденный о Массу спойлер.
Лидер
И, наконец, самым удачливым приверженцем стратегии двух остановок стал победитель. Стремительно расходующий резину Mercedes в руках Нико неожиданно оказался победоносным. Ничто не предвещало столь масштабного успеха, ведь даже на свободных заездах W03 огорчал пилотов резкой потерей темпа на длинных сериях. И, если в австралийской гонке немецкая машина мгновенно перегревала резину, в малайской не позволяла прогреть, в китайской Mercedes, наконец, удалось попасть в узкий 20-градусный рабочий диапазон Pirelli! Росберг провел свой второй пит-стоп тогда же, когда в Red Bull для Уэббера наступил третий!Так же в «серебряных стрелах», как и в команде из Милтон-Кейнса, блестяще сориентировались, регулярно «обуваясь» в «прайм». Делать ставку на и без того прикатанный опциональный состав было рискованно и глупо, что почему-то не сразу поняли их бывшие генеральные партнеры из Уокинга.
McLaren
Если говорить о дружине Уитмарша, то лидеры Кубка Конструкторов последовали прошлогоднему опыту, избрав оптимальную стратегию трех пит-стопов. Однако тактика четырех комплектов резины подразумевает постоянную атаку, а в ситуации, когда Льюис был оштрафован на пять позиций в квалификации и стартовал 7, а Дженсон не смог поддержать субботний темп партнера по команде и уходил в бой 5, сложно избежать губительного трафика. В прошлом году решающим для победы оказался сэкономленный Хэмильтоном свежий комплект мягкой резины. На этот раз у него его не было, и третье место удалось завоевать лишь «на зубах», когда после финальной остановки Льюис, всю гонку проведший за спиной Дженсона, внезапно ощутил себя позади пары Williams и Марка Уэббера. Тем не менее, благодаря блестящим личным атакующим действиям он их прошел, и исключительно за счет обгонов выиграл 6 позиций на последних кругах.
Баттон же, по традиционно, после обескураживающей квалификации на фоне напарника в гонке показал свой истинный темп, и только заминка в боксах лишила Дженса притязаний на победу. Механики McLaren, завозившись с задним левым колесом, задержали англичанина на 6 секунд, и лишили нас возможности пронаблюдать за фееричной погоней за Росбергом и возможной борьбой за победу на последних кругах. Увы, повторения прошлогодней битвы, когда Хэмильтон в аналогичной ситуации догонял и атаковал Феттеля, мы так и не увидели. Чемпион попал в трафик из других обладателей титулов, 2007 и двух последних лет, которые пытались довести гонку на «подубитой» тактикой двух пит-стопов резине, и финишное «серебро» оказалось предельной планкой.
Главное разочарование
Единственным сошедшим в Китае стал Михаэль Шумахер. На трассе, где семикратный одержал свою последнюю на настоящий момент победу, немец оказался жертвой своей команды в боксах. Если механики McLaren хотя бы закрутили новую центральную гайку на колесо, то их коллеги из Mercedes этого не сделали вовсе, что стоило возможного дубля команде (с учетом проблем Баттона) и первого подиума Шумахера после возвращения. Михаэль был вынужден остановить болид на трассе, как и Дженсон в Сильверстоуне в прошлом году, когда стало понятно, что с колесом явные проблемы. В результате Mercedes удостоился штрафа в 5 тысяч евро, что, примечательно, в десять раз меньше, чем наказание Renault, совершивший аналогичный проступок на пит-стопе у Алонсо в Венгрии’09.
Бывший ньюсмейкер
Команда Sauber после лучшего результата в своей 15-летней истории рассчитывала явно на большее. Тем не менее, традиционно блестяще сохраняющие резину в гонке болиды неожиданно негативно проявили себя в условиях Шанхая. Как и Red Bull, швейцарская команда наделила пилотов разной тактикой, однако ничто в итоге не принесло желаемого результата. Стратегия двух остановок Переса оказалась настолько провальной, что, несмотря на послестартовый обгон напарника, ожидавшего на пит-стоп больше, Серхио уступил Камуи на финише, буквально повторив австралийский сценарий, только на более низком уровне. После 6 места на первом отрезке и лидерства перед пит-стопом мексиканец остался без очков… Кобаяши же, как и Грожан в Австралии, провалив старт с 3 позиции, не иначе как благодаря опыту, смог избежать коллизий, пропуская соперников, и на финальном отрезке с лучшим кругом прорвался-таки в десятку. Но что такое 1 очко при подиумной квалификации и быстрейших секунд в гонке?
После трех Гран При в Формуле 1 три разных победителя и новый, третий, лидер чемпионата. Что же будет по итогам возвращающегося после годичной паузы тревожного Бахрейна, этап в котором стартует уже менее чем через неделю?
Феноменально плотный Гран При Китая 2012 года стал историей. Однако интенсивность борьбы была столь высока, что никакой статьи с послегоночным анализом, для того, чтобы охватить все, не хватит. Материал о значимых эпизодах гонки Вы сможете прочитать в традиционном разборе полетов в моей колонке в пятницу.
P.S. Для вашего удобства, дорогие читатели, ставлю ссылки на Гран При минувших лет, которые упоминались в анализе текущей гонки.
Виталий Мошин
Так интетресно..Статья замечательная.. Фото суппер .
ну а для российских читателей.. не мешало бы и Петрова вспомнить хотя бы мельком. Словно его и не было..получается..
А меня на F-1.ru, где и опубликована данная статья, народ как может хамит, за то что я на него вновь не обратил внимания.
Буду рад видеть Вас подписчиком моего блога! :)