Домашняя классика. 5 причин смотреть Гран-при Великобритании
Важнейший этап для английских команд и гонщиков
Новая инфраструктура, созданная в 2011 году, позволяет назвать «Сильверстоун» одной из лучших трасс в мире. Технически сложная и очень требовательная к аэродинамике, она имеет самую высокую среднюю скорость поворотов. Здесь не нужно быть внимательным при атаке на поребрики, как в Монако, или усиленно контролировать сцепление с покрытием.
Если на предыдущих Гран-при команды делали все возможное, чтобы тормоза не перегревались, то на британской трассе гонщику приходится следить за тем, чтобы они в нужный момент не оказались холодными: из-за скоростных поворотов тормозная система почти не нагружается. Средняя скорость на треке превышает 230 км/час, 66% круга во время квалификации гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа, а в самой гонке – 61%. Четыре длинных прямых, обеспечивающих высокую скорость при их прохождении, позволяют отнести «Сильверстоун» к одной из самых требовательных трасс по мощности двигателя. В то же время, мотор должен эффективно работать и на разгоне после медленных поворотов, выводящих на прямые. Обилие скоростных поворотов (Copse, Becketts и Stowe), хоть и простых для торможения, станет причиной для головной боли инженеров, болиды которых обладают аэродинамической неустойчивостью.
Огромное количество болельщиков, невероятная поддержка которых чувствуется на протяжении всего гоночного уик-энда, сама атмосфера, флаги, которые развеваются вокруг трассы, все это действительно придает колоссальный заряд бодрости и духа. Тем почетнее будет держать кубок победителя гонщику, для которого этот Гран-при домашний. Гонщики «Лотуса», «Макларена», и «Уильямса», а также отчасти «Маруси», «Ред Булл» и «Мерседеса» (базы всех этих команд расположены в Великобритании) испытывают особенное волнение перед гонкой на «Сильверстоуне». У некоторых из них в планах побороться за подиум, у других – задачи попроще. Дженсон Баттон, Пол ди Реста, Макс Чилтон и Льюис Хэмилтон – вот неполный список тех, кто многое бы отдал за кубок в Сильверстоуне.
Проводящий свой 600-сотый Гран-при «Уильямс» и некоторые обновления «Маруси» служат дополнительным стимулятором для гонщиков этих команд.
Если Валттери Боттас из «Уильямса» уверен в болиде и результатах в переменную погоду, то Пол ди Реста предпочитает не оценивать свои шансы на победу. Успех Ди Ресты и его прогресс как гонщика, заметны, но он никогда не набирал очки в «домашнем» Гран-при. Для улучшения результатов его команде важно улучшить техническое состояние машины, настрой и собранность при проведении пит-стопов.
Для Макса Чилтона, проводящего свой первый сезон в «Формуле-1», говорить о подиуме в этом году было бы слишком оптимистично. Дженсон Баттон, не побеждавший в Сильверстоуне (лучший результат – 4-е место в 2004 и 2010 годах), очень надеется, что ему удастся устроить хорошее шоу у себя на родине. Шоу, возможно, нам и покажут, но, вспомнив итоги предыдущей гонки в Монреале и техническое состояние болида, который до сих пор остается загадкой для многих, понимаешь, что шансы на победу Дженсона и «Макларена» в целом невысоки. И это притом, что британская конюшня в прошлом одержала здесь 14 побед.
Единственным представителем ныне выступающих в чемпионате англичан, побеждавших на трассе в Сильверстоуне, является Льюис Хэмилтон (2008 год). С тех пор «каждый год Хэмилтон нацелен на победу в Гран-при», но пока копилка его домашних побед остается без пополнения.
Пит-стопы и шины
Переделка трассы, в частности, боксов, увеличила время заезда на пит-стоп до 25 секунд. Для современной «Формулы-1» это достаточно длительный отрезок, и заставляет многих тщательнее подходить к выбору гоночной стратегии. По предварительным прогнозам, в гонке ожидается два пит-стопа, но поправки могут внести некоторые особенности самой трассы и погода.
Прошлогодние мягкие и жесткие составы шин вместе с погодой подарили болельщикам возможность лицезреть увлекательную тактическую борьбу между «Ред Булл» и «Феррари». Стартовавший на жестком типе резины Алонсо потерял лидерство в борьбе с Уэббером, вышедшем на старт на шинах мягкого состава.
В этом году «Пирелли» привезет шины жесткого и среднего состава, что создаст дополнительные сложности: мы прекрасно помним гонку в Барселоне с этим же составом, которая прошла на волне 4-5 пит-стопов. Будет очень занимательно увидеть, какие выводы сделали команды, и чему научились.
Боковые нагрузки за счет скоростных поворотов, две зоны DRS, увеличивающие число обгонов (которых здесь в среднем около 30), низкие температуры и особенности конфигурации трека влияют на износ шин и количество пит-стопов.
Помимо факторов определяющих число остановок, каждой из команд нужно учитывать затраченное время. Если на сам пит-стоп отводится около 25 секунд, то сократить время можно только безупречной заменой шин. Механики «Макларена» могут провести мастер-класс для всех желающих, время их пит-стопа на Гран-при Канады – 20,212 секунды. «Феррари» отстает совсем немного – 20,372 секунды, на 3-м месте «Мерседес» – 20,656 секунды, затем «Ред Булл» – 20,716 секунды, «Торо Россо» – 20,739 секунды, «Лотус» – 20,859 секунды, у остальных команд отставание – секунда и более.
Помогут ли «Лотусу» обновления?
Неудовлетворенные результатами предыдущих двух Гран-при и отсутствием побед на трассе в Сильверстоуне с 2006 года, в конюшне из Энстоуна озаботились разработкой новинок, дабы улучшить свои результаты и положение в чемпионате. Рассказывая о новшествах, операционный директор «Лотуса» Алан Пермейн сообщил, что команда подготовила набор более компактных кузовных панелей, которые должны дать им определенное преимущество, особенно если в дни британской гонки будет прохладно. «После Канады мы провели несколько дней испытаний на прямых, получив положительные результаты, и некоторые плоды нашей работы можно будет увидеть в Сильверстоуне», – оптимистично настроен Пермейн.
Новое переднее антикрыло, настраиваемое в Сильверстоуне на чуть больший угол атаки, чем на многих других трассах, поможет стабилизировать машину в скоростных поворотах. Это снизит проявление недостаточной поворачиваемости в поворотах, что важно для достижения высокой скорости на последующей прямой. Переработанная подвеска позволит добиться стабильного поведения машины в скоростных поворотах (Сopse, Maggots, Becketts и Chapel), и уменьшит износ резины.
Кроме того, команда привезет некоторые аэродинамические новинки, что в сумме должно стать самым значительным шагом вперед в этом году, а, по мнению Райкконена, поможет вернуться к былой форме и отыграть потерянное.
«Сильверстоун» – традиционный, привычный автодром, а мы со старта сезона были быстры на подобных трассах, – объяснил финн. – Нет причин, по которым не сможем поехать намного быстрее благодаря пакету обновлений. Мы давно не праздновали высокие результаты, и эта гонка будет прекрасной возможностью устроить хорошее гуляние по окончанию Гран-при».
Погода и прочие «внезапности»
Многие болельщики «Формулы-1» помнят прошлогодние сюрпризы погоды, когда дождь затопил почти весь палаточный лагерь и не позволил насладиться свободными заездами. Погоду именно в этом городе Великобритании нельзя отнести к переменчивому фактору, но и она может внести свои коррективы в гонку. Несмотря на то, что сейчас по прогнозам синоптиков в воскресенье в Сильверстоуне вероятность осадков варьируется от 20 до 30%, а перепады температур от +19 до +23 градусов по Цельсию, никто не даст сто процентной гарантии, что пятничный дождь не растянется до конца выходных.
Вероятность появления машины безопасности на этом треке не более 57%, но все же существует. Несмотря на то, что трасса достаточно скоростная, она оборудована широкими зонами безопасности, а устранение последствий аварий и вылетов для маршалов пройдет в относительной защищенности.
Кто остановит «Ред Булл»?
Уверенная победа Себастьяна Феттеля в Монреале вызвала закономерные вопросы: будет ли «Ред Булл» бороться за победу в Великобритании, или канадский успех вызван особенностями местной трассы и работой шин?
В последние годы из Сильверстоуна в Милтон-Кейнс отправилось множество кубков. Объявивший о скором завершении карьеры Марк Уэббер дважды здесь финишировал первым (в 2010 и 2012 годах), и с 2009 года он всегда в тройке лидеров. У Себастьяна Феттеля также прекрасные показатели: он добирался до подиума в 2011 и 2012 году, а в 2009-м выиграл поул, гонку и стал обладателем быстрого круга.
Болид с хорошей аэродинамикой, прижимной силой и мощным мотором дает шансы австрийской конюшне на победу. Пилотам осталось только разобраться с износом резины, а команде грамотно провести пит-стопы.
«Феррари», побеждавшая в Сильверстоуне 16 раз, может побороться за первое место, если потрудится с выбором стратегии в гонке и удачно квалифицируется.
Фернандо Алонсо, три раза стартовавший с поул-позиции (в 2005, 2006 и 2012 годах), побеждал здесь дважды (в 2006 и 2011 годах). В прошлом году «Феррари» избрала неверную стратегию на гонку, что позволило Уэбберу перехватить лидерство за 5 кругов до финиша, а Алонсо финишировать только вторым.
Надеяться на победу Фелипе Массы пока не приходится – этот трек для него остается непокоренным. Он ни разу не возглавлял гонку, не стартовал с первого ряда и никогда не финишировал на подиуме.
Скудерия в этом году демонстрирует отличный темп в гонке, но если Алонсо и Масса стартуют далеко от первого ряда, то рискуют застрять в трафике и растерять шансы на победу.
Оставшаяся позади первая часть сезона так и не дала однозначных ответов на вопросы, касающихся гоночной формы «Мерседеса». Яркие старты, сходы, победа Росберга в Монако и подиум Хэмилтона в Монреале не позволяют однозначно сказать, в плохой или хорошей форме находится немецкая команда.
Этап в Сильверстоуне должен дать ответ на вопрос о том, насколько хорошо команда научилась работать с шинами, ведь, в отличие от гонок в Канаде и Монако, фактор износа резины будет играть более важную роль.
Стоит отметить, что с момента возвращения в «Формулу-1» «Мерседес» еще не добивался в Сильверстоуне больших успехов – лучшим стало третье место Нико Росберга в 2010 году. С другой стороны, напарник немца, Льюис Хэмилтон, выигрывал тут в 2008-м, был вторым в 2010-м и третьим в 2007 году. Но все это было в составе другой команды. Сейчас же Льюису придется потрудиться и доказать, что он способен добиться успеха за рулем разных машин.
Может всё-таки на шестнадцать сотых, а не на шесть десятых?