Поворот на Пикадилли. Зачем «Формуле-1» Гран-при Лондона
Мечты Берни
«Формула-1» – капризная и непостоянная, дружелюбная и высокомерная, не прощающая ошибок, пускающая в свой круг только избранных, ищущая развлечений, осваивающая новые территории, и делающая все это красиво, с огромным размахом и пафосом. Своеобразие Ее Величества всегда накладывает отпечаток на людей, представляющих ее интересы. Берни Экклстоун – яркий пример верноподданного. Он весьма претенциозен, избирателен, при этом строго соблюдает интересы Королевы. Свято чтя историю Больших гонок, Берни витиевато говорит, много фантазирует, не меньше считает, а любое новшество обыгрывает красиво и помпезно. Однако его главной отличительной чертой является умение извлечь выгоду из любой, даже самой смелой идеи.
Поэтому, пока общественность вместе с пилотами и другими важными людьми в 2004 году искала все плюсы и минусы идеи о проведении гонок на улицах Лондона, в голове Берни уже зрел план, рисовались красивые картинки и подсчитывалась прибыль. Дабы не терять времени даром, Экклстоун обратился с этой мыслью к мэру Лондона. Тот поддержал англичанина, британские гонщики вызвались провести несколько встреч с ответственными людьми, но правительство Англии отказалось от проведения официального заезда, сочтя эту мысль слишком затратной и бесперспективной. Тем более что в Великобритании есть трасса мирового уровня (в Сильверстоуне), которая не первый год принимает гонки «Ф-1».
Но хотя нынешний Гран-при Великобритании проходит на трассе с богатой историей, а само проведение не создает дополнительных трудностей местным жителям, инфраструктура вокруг автодрома в Сильверстоуне за годы существования так и не развилась до необходимого уровня. Помимо проблем с транспортом, проживанием и развлечениями данная местность не изобилует красивыми видами, да и в гоночных кругах уже не раз звучала мысль о том, что автодром давно себя изжил.
Тяга Берни к красивой картинке, возможность привлечения новых зрителей и нюансы со старой трассой сыграли немаловажную роль в том, что Экклстоун стал более детально изучать возможности для проведения гонок в Лондоне. Мозг бизнесмена услужливо рисовал картинки будущего этапа, где болиды команд проносятся по Пикадилли, поворачивают возле башни с часами Биг-Бен, совершают фантастические обгоны на Молл Стрит, входят в поворот около Трафальгарской площади на скорости 180 км/час, проезжают мимо Сент-Джеймсского парка и Букингемского дворца.
Даже искушенному видами ночных Гран-при зрителю «Ф-1» понятно, что такой этап станет афишей чемпионата мира – идеализированным изображением современных гонок, показателем того, что автоспорт может прекрасно существовать в центре туризма. Вместе с тем заезды на улицах Лондона – это не только красивые виды, но и огромный финансовый рынок, где можно наладить новые партнерские отношения, расширить телеохват и отлично заработать.
Неспешные шаги
Тем не менее, план долгое время оставался в уме Берни, а то и дело возникающие слухи о возможном проведении Гран-при в столице Англии годами оставались лишь фантазиями. Помимо того, что правительство смутно представляло себе перспективы подобного мероприятия, огромным препятствием был Закон о правилах уличного движения в Великобритании, запрещающий любые автоспортивные соревнования на дорогах общего пользования.
Но активная группа, в которую входит вездесущий банк «Сантандер», накануне гонки в Сильверстоуне в 2012 году представила общественности проект Гран-при Лондона, который впоследствии получил высшую маркетинговую награду Hollis Sponsorship Awards.
О серьезности этих намерений говорит тот факт, что в съемке роликов были задействованы ведущие английские гонщики – Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон. Однако лондонское правительство на тот момент было слишком занято предстоящими Олимпийскими играми, так что к вопросу о Большом Призе «Ф-1» вернулось лишь после всемирных соревнований.
Вскоре появились слухи о том, что Гран-при пройдет на Олимпийском стадионе, но Берни эта затея не понравилась:
«Я пошел навстречу правительству Великобритании и мэрии Лондона — я сделал скидку и предложил шикарные условия для проведения Гран-при. Лондон принимал Олимпиаду и потратил на это миллиарды фунтов, я же предлагаю оплатить участие в «Формуле-1» на десять лет и проспонсировать этапы всего лишь на 310 миллионов фунтов стерлингов. Это 31 млн фунтов в год. Скидка – значительная, и заплатить придется гораздо меньше, чем платят организаторы за проведение гонок в других странах.
В общем, я сделал вывод, что серьезного отношения в Великобритании к «Формуле-1» нет. Мне предложили проводить заезды в Олимпийском парке, но я сразу отказался. Там «Ф-1» не будет однозначно».
Хоть стадион и передали футбольной команде с востока страны, дело все же сдвинулось с мертвой точки, и в правительстве наконец-то всерьез подошли к идее Экклстоуна.
Шлагбаум на дороге
Закон о городском движении, запрещающий проведение каких-либо автоспортивных соревнований на дорогах общего пользования – одна из важнейших проблем. Но Экклстоун тем и знаменит, что умеет добиваться поставленных целей. Помогли и организаторы «Формулы-Е», которые также давили на правительство и сумели повлиять на внесение поправок в закон.
«Готов объявить, что мы намерены помочь в проведении гонок на дорожных трассах в Великобритании», – заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. – «Думаю, это пойдет на пользу британскому автоспорту. Больше гонок, больше событий, больше денег, поступающих в казну страны, и больше успеха для этого вида спорта».
Данная поправка делает саму идею проведения гонок более реальной и устраняет законодательные барьеры на пути к мечте.
«Мысль о гонке по улицам столицы, когда проект инициировали, выглядела лишь мечтой», – говорит Льюис Хэмилтон. – «Но изменения в законе делают идею на шаг ближе к реальности».
Впрочем, радоваться пока рано – есть и другие проблемы, мешающие организации гонки.
Лондон – город-миллионер с сотнями достопримечательностей, тысячами машин и еще большим количеством туристов. Несколько лет назад стечение этих факторов заставляло жителей и гостей города терять огромное количество времени в «пробках». Однако схему автомобильного движения пересмотрели, светофоры отрегулировали, и теперь лондонские пробки больше миф, нежели реальность.
Представьте, что произойдет с движением, если этап «Формулы-1» будет проходить по центральным улицам города. Зная запросы Берни, можно уверено сказать, что маршрут будет пролегать по центральной части Лондона. Так что проблема с транспортом, которая успешно решена нынешним мэром, запросто может возникнуть вновь.
В мэрии утверждают, что будет «проведено детальное планирование и анализ того, как «Формула-1» повлияет на город, а также состоится исследование уровня шума и влияния гонки на чистоту воздуха». О последних двух пунктах сказать что-либо уверенно попросту невозможно. Но, зная щепетильных до зубовного скрежета британцев, стоит предположить, что эти вопросы добавят головной боли промоутеру «Ф-1».
Но самой серьезной проблемой остается финансирование гонки. По прогнозам, лондонский этап сможет принимать около 100 тысяч человек, потенциальная телевизионная аудитория составит около миллиарда зрителей, а предполагаемая выручка с продажи билетов и за счет рекламных контрактов дойдет до 100 миллионов фунтов стерлингов. Однако право проведения гонки стоит около 40 миллионов долларов в год, плюс затраты на необходимые постройки (пит-лейн, трибуны, боксы команд) и доработки дорожного полотна в соответствии всем требованиям безопасности. Здесь стоит отметить и узкие дороги Лондона, которые создадут немало трудностей: их надо будет расширить до требуемых ФИА 12 метров, а стартовую прямую – до 15 метров. При этом нужно не забыть соорудить зоны и барьеры безопасности. На все это, по мнению экспертов, уйдет около 150 миллионов фунтов стерлингов.
При всех сложностях, у лондонского этапа есть и положительные моменты. Прежде всего, это финансовые вливания туристов, приезжающих на гонку. Для поклонников Королевы автоспорта плюсы от этапа в Лондоне еще более очевидны. Проживание, питание, развлечения – все это есть в огромном количестве. Даже при возникновении проблем с транспортом всегда есть возможность добраться до трассы пешком, а уж по красоте Гран-при Лондона несравним ни с каким другим этапом. Болеть за любимую команду или пилота, одновременно любуясь достопримечательностями города – бесценно.
«Если вообразить, что из себя может представлять Гран-при в Лондоне, то можно сойти с ума от восхищения», – говорит Баттон. – «Наша мечта стала на шаг ближе к тому, чтобы стать реальностью, и я искренне надеюсь, что гонка когда-нибудь все-таки состоится».
Что дальше?
Учитывая, что ежегодный взнос за проведение гонки не маленький, да и расходов в первый год будет много, а календарь «Формулы-1» не резиновый (на днях была подтверждена Мексика, и свободных мест стало еще меньше), встает вопрос о целесообразности проведения двух этапов в Великобритании. Конечно, если найдутся спонсоры, готовые помочь в устроительстве двух гонок, то Берни пересмотрит календарь на сезон. Правда, такое маловероятно, тем более, лондонская гонка все еще в подвешенном состоянии.
Пресс-секретарь Вестминстерского совета – органа, у которого есть власть на разрешение или запрет организации гонки – сообщил, что они остаются «на распутье» и ждут более конкретных предложений от Экклстоуна и «Формулы-1». Ситуация вроде бы и начала меняться, но пока стадия ее решения не ушла дальше идеи проведения гонок на улицах Нью-Йорка, Бангкока или Москвы. Ведь во всех этих городах в разное время пытались организовать Гран-при, а чем все заканчивалось – знают все. Даже заинтересованность американских властей и тайской общественности не смогла преодолеть трудности с созданием городской трассы, пробками, финансированием и достойным размещением участников «Ф-1». Имеющийся опыт неосуществленных Гран-при и проблемы с организацией в Лондоне показали, что безоблачного будущего у английской гонки не будет.
Однако здесь есть своя движущая сила – мечта Экклстоуна увидеть любимое детище в родных стенах. А мечты, как известно, горы сворачивают.
Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason, Mark Thompson, Mike Marsland/WireImage
До начала 90х годов все это могло только снится, в 60х-80х о Формуле-1 знали только посвещенные. А вот ралли или чемпионат спорт-прототипов были куда популярнее, не говоря о таких массовых видах спорта, как футбол. Так что Эклстоун человек, прекрасно исполняющий свою работу.
весьма интересный материал) спасибо!
Город - пешеходам.
Трассы - автомобилям.