8 мин.

Себастьян Феттель: «Больше восхищаюсь техникой, чем девушками рядом с болидом»

– «Формула-1» – гламурный бизнес. Считаете ли вы себя модным?

– Ха, если честно, не слишком обращаю внимания на моду, но перед тем как выйти из дома, конечно, смотрюсь в зеркало – меня тщеславие тоже не миновало (смеется). Одно точно – одежда должна быть комфортной. Джинсы, футболка и рубашка навыпуск – я люблю подобные вещи. Что касается цветов, то в этом плане считаю себя смелым – мне нравятся яркие вещи.

– Какую самую сумасшедшую вещь вы себе купили?

– Никогда не покупал ничего «экстремального». Я не такой. Всегда покупаю вещи, которые точно буду носить. Хотя это не совсем правда. Однажды, будучи подростком, я купил старомодную шляпу, которую никогда не надевал.

– Закончите предложение: одежда должна быть...

– ... комфортной, функциональной и, конечно, должна хорошо выглядеть. По крайней мере, я надеюсь, что она хорошо выглядит! (смеется)

– Если джинсы – это основа вашего гардероба, то с какими знаменитостями они у вас ассоциируются?

– Думаю, все носят джинсы. Это глобальный предмет одежды, который является частью нашей повседневной культуры. Конечно, во времена Джеймса Дина или Марлона Брандо все было по-другому, потому что тогда джинсы были скорее исключением, чем нормой – одеждой бунтарей, – так что, вероятно, их и следует назвать самыми знаменитыми парнями, которые рекламировали джинсы. Сейчас же джинсы можно нацепить почти по любому поводу. По крайней мере, я могу! Считаю, что еще не слишком для этого стар.

– Тогда в каком возрасте уже будет нельзя?

– Когда будет больше тридцати или около того? Потом поводов для того, чтобы надеть джинсы, становится меньше.

– Какие у славы минусы?

– Люди не все видят. Они видят тебя в болиде, видят как ты гоняешься, и если у тебя все получается, они тебя поддерживают. Но они не видят, что требуется для выхода на этот уровень – дисциплину, ежедневные тренировки и тяжелый труд, преодоление соблазнов и борьбу со своим характером.

Существуют и физические проблемы, которые не видно со стороны. А также присутствует и серьезная интеллектуальная работа – чтобы быть на равных в дискуссиях с инженерами на командных собраниях и понимать происходящее в техническом плане в условиях, подобных лабораторным. Все эти аспекты скрыты от глаз болельщиков. Они не ценят это, потому что не видят. Когда вы включаете телевизор и смотрите квалификацию, то можете подумать, что это всего лишь несколько кругов и много шума из ничего. Однако мы как минимум десять месяцев в году участвуем в марафоне, который идет 24 часа в сутки и семь дней в неделю.

– Вы когда-нибудь покупали журнал о моде?

– Это может вас удивить, но покупал, да. Несколько раз (смеется).

– То есть, вы следите за высокой модой в таких журналах как Vogue и Haper’s Bazar?

– Упс, должен признать, что никогда не слышал о последнем.

– Ваша жизнь, словно мечта. Что вы ощущаете?

– Все не так, как вы думаете. Я всегда мечтал о гонках, и в этом отношении не могу просить большего. Однако о жизни, которая сопутствует этому, нельзя мечтать, потому что ты не знаешь, какой она будет. Ты не можешь даже немного представить, что тебе предстоит. Ты постоянно путешествуешь, работаешь круглосуточно и у тебя остается совсем мало времени на себя и еще меньше времени на друзей и семью. Не поймите меня неправильно, я не жалуюсь, потому что мне нравится такая жизнь, и если бы мне пришлось выбирать все заново, я бы снова выбрал свою нынешнюю жизнь, потому что наибольшее удовольствие я получаю от гонок. Я никогда не сталкивался ни с чем, что хотя бы отдаленно приносило мне такую же радость. Но нужно признать, что вместе с удовольствием вы взваливаете на себя большой груз, который редко можно увидеть извне и понять, каково жить с ним. Не все то золото, что блестит!

– Однако, похоже, вам довольно комфортно...

– Несомненно, так и есть. Мне повезло, и я надеюсь, что я достаточно это ценю.

– Что делает гонки «Формулы-1» гламурными?

– Думаю, «Формула-1» и гламур идут рука об руку, но для меня спорт, конечно, в приоритете. Я больше восхищаюсь техническими аспектами, чем девушками позади болида. Это не значит, что я никогда не осмеливался на них смотреть, но, определенно, эти моменты не являются главными для меня во время гоночных уик-эндов! (смеется)

– Кого вы считаете крутым? Брэда Питта, Барака Обаму, Гомера Симпсона?

– Кого-то, кто живет так, как ему нравится. Если вы будете подражать кому-то, то не оставите после себя и следа. Чтобы судить, например, о Брэде Питте, мне нужно знать его, но я его не знаю. Я восхищаюсь людьми не парящими в облаках, которых не волнуют различные слухи. Например, Кими Райкконеном. Он может вам нравиться или не нравиться, но он живет так, как ему нравится. У него есть вещи, которые он считает для себя самыми ценными, и он не пытается всем понравиться. По крайней мере он не создает такое впечатление.

– Являются ли ваши отношения с Райкконеном самыми близкими к понятию «дружба» среди всех ваших соперников? Вас часто можно видеть разговаривающими друг с другом во время парадов гонщиков.

– Да. Он прямой и честный человек, и он говорит тебе, если у него был плохой день. Он настоящий. Его не волнует политкорректность. Если он не хочет говорить тебе что-то, он так и скажет, и не начнет «мэкать» и «бэкать». Он не ходит вокруг да около, при этом никогда не переходя к сути.

– Вы много лет были любимцем прессы, но в этом году столкнулись с критикой. Этот факт может быть позитивным?

– Я верю высказыванию о том, что ты не так хорош, как о тебе говорят, но и не так плох. Я бы не стал говорить, что все это стоит игнорировать, однако высказывания в твой адрес не должны оказывать на тебя влияние. Я считаю, что человек должен быть доволен своим отражением в зеркале. Я люблю честность и честность с самим собой. Насколько легко и удобно было бы говорить, что у тебя отлетело колесо и именно поэтому ты вылетел с трассы. Однако ошибки случаются, и ты должен смело их преодолевать и приносить извинения, если они произошли по твоей вине. Как два года назад в Спа, когда я пытался обогнать Дженсона Баттона, но потерял управление над болидом и испортил нам обоим гонку. Разумеется, я пошел к нему и извинился. И по отношению к себе ожидаю того же. Все дело в уважении.

– В сезоне-2012 мы увидели семь победителей в девяти гонках. Как считаете, у кого в данный момент преимущество?

– В данный момент конкуренция очень высокая. На одинаковом уровне выступает много пилотов – результаты говорят об этом же. После девяти гонок впереди три гонщика, их разделяет 29 очков. Думаю, больше всех выделяются Фернандо Алонсо – один из самых совершенных гонщиков – и Льюис Хэмилтон, который очень быстр, несмотря на то, что в Сильверстоуне ему немного не повезло. Но опять же, есть и другие сильные пилоты. Михаэль Шумахер все еще в игре, и я не думаю, что он утратил свои качества. Правда в том, что уровень выступлений зависит и от тебя самого, и от имеющейся техники. При этом, эти факторы могут меняться каждые две недели. Так что, несомненно, кого-то одного выделить нельзя.

– Если говорить о величайших гонщиках «Формулы-1», стали бы вы их выделять по количеству выигранных титулов?

– И да, и нет. Конечно, успех играет важную роль в нашем деле. Если вспомнить, например, таких пилотов как Ален Прост, Айртон Сенна, Джеки Стюарт и Ники Лауда, то все они выиграли много титулов. Но есть и другие имена, которые остались в памяти людей, и их не забывают, потому что в них было что-то особенное. Все гонщики «Формулы-1» быстры, но у этих парней было что-то особенное, что исключительным образом связывало их с болельщиками. Возможно, у них было хорошее чувство юмора, или они могли посмеяться над собой. Благодаря таким вещам эти люди задержались у нас в памяти, даже несмотря на то, что количество их побед не сравнится с другими гонщиками.

– Кого вы считаете одним из таких пилотов?

– Йохена Риндта. Он выиграл один чемпионат, однако у него было что-то, что выходит далеко за рамки этого титула. Он был иконой – не только для немецких, австрийских и швейцарских болельщиков. Вероятно, он был первой суперзвездой «Формулы-1». Он оправдал ожидания своего времени. И, конечно, был отъявленным модником! (смеется)

– Вы уже несколько лет живете на чемоданах. Уже привыкли?

– Несомненно, чемодан для тебя становится очень дорогим. И со временем упаковка вещей становится обычным делом. Но я не могу полностью избавиться от ошибки брать с собой много вещей, которыми в итоге не пользуюсь. Думаю, это в духе всех путешественников (смеется). В целом, считаю, что пилот «Формулы-1» – это противоположность обычному путешественнику, который с нетерпением ожидает самолета, гостиничного номера, шведского стола на завтрак. Мы же рады поспать в своей постели и поесть на собственной кухне.

– Что обязательно нужно брать с собой?

– Зубную щетку. И белые носки, которые сразу же идентифицируют тебя как немца! (смеется)

– Если бы у вас был месяц отпуска, как бы вы его провели?

– Несомненно, не в самолете! Я бы провел какое-то время с друзьями и семьей, а в оставшиеся дни устроил бы себе тур – пешком или на велосипеде. Выбрал бы пункт назначения и пошел бы по пересеченной местности.

– Совсем скоро состоится домашний для вас Гран-при Германии. Считаете ли вы, что должны чего-то добиться в этой гонке для своих болельщиков?

– Конечно. Эта гонка всегда является для меня особенной, нет сомнений. Она отличается от других. Но с другой стороны, за нее не получаешь больше очков, так что я буду наслаждаться уик-эндом и сделаю все, что в моих силах. Это само собой разумеется.

– Но вы бы хотели одержать там победу, не так ли?

– Да, хотел бы.