Бруно Сенна: «Хочу выступить на Гран-при России»
Ни мы, ни Бруно еще не знали, что на Гран-при Италии бразилец впервые в карьере в «Формуле-1» финиширует в Топ-10 и заработает два зачетных балла. При этом на старте Сенна едва не попал в новую аварию. На этот раз, правда, инцидент был спровоцирован другим гонщиком, а не им самим.
Слезы и хладнокровие
- После успешной квалификации в Спа, дебютной за «Лотус-Рено», в газетах появились заголовки: «Бруно возвращает «Формуле-1» фамилию Сенна». Как ты прокомментируешь такое смелое заявление?
– Я понимаю, что фамилия моего дяди будет всегда будоражить поклонников «Формулы-1», но хочу, чтобы у меня была карьера Бруно, а не карьера Сенны.
- Хотя мы и будем говорить сегодня о гонках, хочется обратить внимание на психологические моменты, связанные с тобой и «Формулой-1». Ты считаешь себя романтиком или жестким бойцом?
– В том, что касается сантиментов, я скорее отнес бы себя к хладнокровным людям. Поэтому вряд ли меня можно назвать романтиком, скорее – чувствительным человеком, но с холодным рассудком.
- Ты помнишь, когда плакал в последний раз?
– Помню. Это было в 2008 году в Турции в чемпионате GP2, когда во время гонки у меня прямо перед колесами оказалась неизвестно откуда взявшаяся собака. От столкновения с болидом пес погиб, а моя гонка на этом закончилась, потому что подвеска была так сильно повреждена, что я едва добрался до боксов. Вот тогда у меня действительно от обиды были слезы.
- А можешь представить, что будешь плакать по другой причине, например, от измены девушки, а не из-за проблем с машиной?
– Нет (смеется), только гонки могут вызвать такие сильные эмоции, как слезы.
- Где проходит граница между страхом и осторожностью за рулем болида?
– На тренировках можно позволить себе бесстрашие, и даже неосторожность. А вот когда идет гонка, надо действовать более осторожно. Цена ошибки в воскресном заезде значительно выше. Взять, например, мой первый Гран-при за «Лотус-Рено» в Спа: ошибка на старте, вызвавшая аварию, не позволила заработать очки для команды. А ведь я стартовал седьмым, и болид позволял попасть в Топ-10. Виталий это доказал. Так что в следующих гонках на старте буду более осторожным, но это не значит, что я боюсь.
Айртон, популярность
- Недавно вышедший на экраны фильм об Айртоне Сенне вызвал бурную реакцию в мире автоспорта. Тебе понравился этот фильм?
– Да, очень. Насколько могу судить, фильм очень правдив. Он был очень хорошо принят у нас в Бразилии, где Айртон действительно считается легендой. Фильм сыграл положительную роль в повышении интереса к гонкам и автоспорту.
- Судя по фильму, Ален Прост, например, открылся мне несколько с иной стороны, чем мы это знали из журналистских слухов. Сейчас он даже возглавляет фонд Айртона Сенны, хотя когда-то об Алене и Айртоне принято было говорить как о врагах…
– У них действительно были разные моменты отношений. Но в итоге, могу сказать, они стали друзьями. Они перестали быть агрессивными, относились друг к другу с большим уважением.
- Этот фонд помогает тебе финансами в твоей карьере?
– Нет, у меня есть свои спонсоры.
- Давай немножко поговорим о психологии. Кто в жизни играет роль твоего личного психолога?
– Думаю, что семья. По телефону я очень часто общаюсь с родными.
- В командах нет официальной должности психолога, но ведь иногда гонщикам, наверное, требуется такая помощь, чтобы избежать прессинга, стрессов. Тебе нужен личный психолог?
– Нет, лично мне не надо. У меня с этой ролью справляется моя мама.
- Жизнь детей звезд автоспорта не назовешь легкой. Чего лично для тебя, как племянника Айртона Сенны, больше в этом – плюсов или минусов?
– Скажу прямо: моя мама достаточно страдает от того, что я занимаюсь гонками. Она знает, какие могут быть опасности. Потеря близкого человека, каким для нее был Айртон, – это глубокая рана. Но общая атмосфера, энергетика в нашем доме – очень положительная. Достаточно сказать, что после квалификации в Спа мне звонил дедушка, поздравлял, говорил, что очень рад за меня, что он меня очень любит, и что с удовольствием смотрел трансляцию.
- Попробуй сейчас вспомнить ощущения своего первого поцелуя с любимой девушкой и сравнить их с ощущениями первого знакомства с формульным болидом? Что тебя впечатлило более сильно, любовь к женщине, или к спорт-кару?
– Это совершенно разные ощущения. В соревнованиях автоспорта впечатления более сильные, и более сильные переживания. В любви они спокойнее.
- Многие пилоты приезжают на гонки в сопровождении своих подруг, возлюбленных или даже жен. Ты пока один в паддоке. Почему?
– Мне пока надо думать о карьере, а позже можно будет подумать и о семье.
- Тебя хорошо знают в Бразилии? На улице часто просят автографы?
– В Бразилии бываю не часто. Я живу в Монако. Последний раз в Бразилии был в январе, когда состоялась презентация фильма об Айртоне. Те, кто интересуется «Формулой-1», обо мне знают. Если просят автографы, я никогда не отказываюсь. Это приятно, когда тебя узнают. Надеюсь теперь, когда буду в следующий раз на родине, меня будут узнавать еще больше.
Друзья-соперники
- В «Формуле-1» бывают друзья? Кого из пилотов ты можешь причислить к ним?
– Да, у меня есть тут друзья. Карун (Чандок – бывший напарник Бруно в GP2 и команде «Хиспания» в сезоне-2010, – здесь и далее прим. Sports.ru), Виталий (Петров, нынешний партнер Бруно в «Лотус-Рено»), считаю, что у меня с ними хорошие дружеские отношения.
- А как ты относишься к фразе «конкуренция – враг дружбы»?
– Это правда. Дружба – это в жизни, на трассе – война (смеется). Там нет друзей. Ты не можешь в гонке вести себя по-дружески даже с напарником, поскольку должен показать, что ты быстрее, лучше. Это соревнования.
- С Виталием вы знакомы уже давно. Рассказывал ли он когда-нибудь тебе смешные истории про Россию?
– Нет, про Россию Виталий мне никогда ничего не рассказывал. Мы чаще говорим о машинах, о гонках, об особенностях автодромов.
- Я никогда не встречал бразильцев, которые не любят футбол. Из гонщиков даже собрана футбольная команда, но тебя в ней нет. Почему?
– Я люблю футбол, но не фанат этого спорта. И сам не играю.
- А твой любимый футбольный клуб?
– Можно сказать, что «Коринтианс».
- Вчера был день рождения у Виталия Петрова? Что ты ему подарил?
– (смеется) Банный чепчик из моего номера в отеле.
- С автографом?
– Нет, только устно еще поздравил, пожелав счастья.
- Вам обоим по 27 лет. Ты немного старше Виталия. Какие у вас отношения: ты его уважаешь за больший опыт или он тебя уважает за то, что ты постарше?
– Мы с уважением относимся друг к другу. У нас общая работа. Возраст не имеет значения. Если он едет быстрее, я внимательно изучаю все данные, чтобы постараться догнать его.
- У вас закрытая информация друг от друга относительно настроек?
– Зачем? Мы одна команда, мы работаем с инженерами, а они в свою очередь обмениваются необходимыми данными.
- С кем тебе проще было общаться с психологической точки зрения: с Ником Хайдфельдом или Виталием Петровым?
– Сейчас об этом трудно судить. Ник – очень опытный пилот, он давно в гонках. С Виталием мы пришли в «Формулу-1» практически одновременно, в прошлом году. От этого и разные отношения.
- И все-таки кто тебе ближе по манере общения: немец или русский?
– Наверное, в данном случае все-таки русский, так как с Виталием мы вместе гонялись в GP2.
- Вы с Виталием довольно поздно пришли в большие гонки, почти в 18 лет. Чувствуешь ли ты сегодня нехватку опыта из-за отсутствия выступлений в 10-15-летнем возрасте?
– Для меня отсутствие опыта – это одно, а позднее начало карьеры – это другое. В «Формуле-1» мне пока не хватает именно опыта пилотирования болида нынешнего года, поскольку тесты по ходу сезона запрещены. И, фактически, впервые я гонялся лишь на свободных заездах в пятницу на Гран-при Венгрии. Хотя конечно, если бы мне повезло заниматься автоспортом в раннем возрасте, сегодня было бы чуть легче.
От Бразилии до России
- Какие из оставшихся в календаре трасс тебе нравятся больше всего? Где от тебя еще можно ожидать хорошего результата?
– Сузука, Абу-Даби и, наверное, Бразилия.
- Можно ли полагать, что Бруно Сенна на домашней трассе при поддержке бразильских болельщиков покажет результат выше своих способностей?
– Постараюсь сделать все, что будет в моих силах. На сегодняшний день могу сказать, что наш болид достаточно быстрый. И моя задача – освоиться с машиной как можно быстрее, чтобы на родине показать все, что я могу.
- В автоспорте помимо таланта в определенные моменты важна еще и финансовая поддержка. Скажи, мальчишка из бедной семьи может пробиться в большие гонки? И вообще, может ли он показать свой талант, если он у него есть?
– Если начинать с картинга, то возможно. Если у него будет талант, то его заметят, а дальше уж как повезет. Не обязательно быть из богатой семьи, чтобы попасть в «Формулу-1». Но действительно, если есть какая-то поддержка, то раскрыться таланту будет проще. Правда, если он на самом деле есть.
- Сколько вас в семье?
– Нас трое, я – средний, у меня еще есть младшая и старшая сестры.
- Кто сегодня оказывает тебе финансовую поддержку? Родители?
– Я начинал с деньгами родителей. Но когда пришел в «Формулу-3», то уже на второй год участия в этом чемпионате у меня были спонсоры.
- Решение заняться автоспортом было связано со славой дяди Айртона Сенны?
– Я начал гоняться с раннего детства, когда мне было всего 5 лет. Мне очень нравилось. Но когда случилось то страшное горе в нашей семье, перестал. Не потому, что сам не хотел. Мне запретила семья. Родители не хотели, чтобы я стал гонщиком. Но потом, уже в 18 лет я, все же вернулся в автоспорт, потому что я люблю гоняться.
- После той трагедии, гибели дяди, сколько времени ты не садился за руль машины? Сколько времени не смотрел гонки?
– Для меня та авария была шоком. Потому что он был для меня образцом, был тем, кто меня вдохновлял… И вдруг его не стало. Но я все равно хотел быть гонщиком. Я должен был остановиться, потому что… мне надо было остановиться. Так хотела вся наша семья. Так что за руль гоночной машины после того страшного дня я уже не садился. Но продолжал смотреть гонки, продолжал ими интересоваться, потому что я их обожал. А вот самому гоняться пришлось прекратить, потому что у меня не было возможности поступить по-другому.
- Бог для бразильцев значит очень много. Как с этим в твоей жизни?
– Я верую в Бога, и он для меня тоже очень многое значит.
- В России многие люди знают об Айртоне Сенне. Но есть уже и те, кто следит за спортивными успехами Бруно Сенны. Что бы ты хотел сказать своим почитателям?
– Мне приятно узнать, что Россия, у которой до Виталия Петрова не было пилотов «Формулы-1», так интересуется этими гонками. Надеюсь, в моей карьере все сложится, я хочу приехать и выступить на Гран-при России.
- А ты уже бывал в России?
– Ни разу. Еще не было такой возможности.
- Почему ты живешь именно в Монако?
– Это фантастическая страна, прекрасный климат. И многие друзья живут в Монако.
- Напиши на португальском языке, чтобы ты хотел пожелать российским читателям?
– Forca e Suporte!! Torcida! Um abraco. Bruno Senna. 09-09-2011 (Сила и Поддержка!! Торсида! Обнимаю. Бруно Сенна).
Эх, мужчины. Плакал из-за гонки, женщина бы плакала из-за собаки.
Молодой-молодой. Но я думала он околофеттельного возраста или младше :)