Михаил Алешин: «Когда садимся в машину, прекрасно понимаем, чем это может закончиться»
– Почему вы все-таки выбрали «Формулу-2»?
– Здесь много факторов. Понимаете, серию нужно выбирать по конкурентоспособности участников, по ее, скажем так, PR-отдаче и бюджету. По этим трем факторам «Формула-2» казалась наиболее выгодной.
– Она оправдала ожидания?
– Безусловно, всегда есть какие-то недочеты, всегда хотелось бы что-то улучшить, но, в общем и целом, я считаю, что для первого года серия показывает достаточно неплохие результаты со всех точек зрения. И состав участников этой серии считается самым сильным из всех, кроме «Формулы-1», естественно.
– Вы сказали о недочетах. Что бы вам хотелось улучшить?
– Ну, скажем так, когда появляется новая серия, то всегда возникает куча разных проблем технического характера с машинами. Машины, в общем-то, необкатанные, всякие детские болезни начинают вылезать постепенно. Но это происходит со всеми новыми сериями. Так было и в Мировой серии, в которой я выступал в прошлом году, и в GP2. У каждой из них, когда они только начинались, тоже были проблемы. Так что в принципе, с этой точки зрения, я ничего иного и не ожидал. Постепенно все проблемы решатся. Самое главное, что это не глобальные проблемы.
– Прошла ровно половина сезона. Вы довольны своими выступлениями?
– Конечно, хочется всегда лучшего. Честно, своими выступлениями я доволен, но просто так получается, что какие-то технические вопросы мешают полностью реализовать потенциал. Но я не единственный гонщик, которого затронул этот технический фактор, поэтому я продолжаю бороться, и сейчас занимаю седьмую строчку в чемпионате мира. А от третьего места меня отделяет всего четыре очка. То есть если просто провести один удачный уик-энд без технических проблем, то третье место в общем зачете уже возникает без проблем.
– Кроме Михаила Алешина, кто еще фаворит в борьбе за третье место, за которое в конце сезона ФИА даст суперлицензию?
– Безусловно, это первые три гонщика: Энди Соучек, Робер Уикенс и Филипп Энг. Я бы выделил этих людей, которые действительно сильны и с которыми придется побороться. Помимо них еще кто-нибудь может преподнести сюрприз к концу сезона, так что…Вообще, борьба очень плотная, так как чемпионат очень серьезный, поэтому значение будет иметь каждое заработанное очко.
– В первых трех гонках вы заработали 17 очков, но потом случился какой-то спад.
– Если брать тот же этап в Брно, то в первой гонке я приехал вторым, и в следующей гонке я должен был стартовать вторым, но у меня сломалось сцепление на старте. Соответственно, я даже не стартовал. И вот элементарная ситуация: если бы я даже не выиграл ту гонку, а приехал в тройке, то был бы сейчас легко и в тройке общего зачета. То есть все очень близко. Как я уже говорил, каждое очко будет иметь значение.
– А вот у лидера чемпионата, Соучека, поломок было не так много, и он уже достаточно оторвался от остальных…
– Скорее всего, здесь фактор везения некий. Грубо говоря, у него сломалось меньше, чем у остальных.
– Следующий этап пройдет на «Донингтон-Парке»…
– Да, я там выступал, я хорошо знаю трассу, так что рассчитываю на хороший результат.
– Как будет проходить подготовка к гонке?
– Как обычно. Во вторник целый день будут тесты, а потом в субботу начнутся заезды. Вообще, подготовка к гонке – это тренажерный зал. У меня очень интенсивная программа тренировок, подготовленная «Ред Булл» совместно с «Лукойлом», и по этой программе я тренируюсь где-то 40 часов в неделю.
– В свободное время от тренировок чем вы занимаетесь?
– Свободное время…(задумывается). Здесь его больше, чем в Москве, потому что в Москве очень много разных мероприятий, связанных со СМИ. А здесь в свободное время я изучаю какие-то технические аспекты регламента и машины, потому что нужно досконально знать все, что непосредственно касается дела, которым ты занимаешься. Ну а в совсем уж свободное время я занимаюсь музыкой, играю в группе на гитаре. Слава богу, у нас в группе никаких гонщиков нет (смеется). Вообще, надо сказать, у меня круг общения несколько абстрагирован от спорта. Лучшие друзья со спортом никак не связаны, поэтому, наверно, и интересно общаться с ними.
– Это российская группа?
– Да, группа играет в России, но я и в Австрии тоже играю. Так получается, что в Австрии я проживаю пока что больше, чем в России, и нечасто приезжаю домой. В этом году я уехал на подготовку в начале марта и, собственно, с тех пор еще не возвращался.
– Тяжело долгое время находиться далеко от дома или вы уже привыкли? Все-таки вы уехали пять лет назад.
– Конечно, тяжело. Тяжело, потому что менталитет другой, да и вообще, дом родной – это дом родной. Хорошо, что у меня здесь есть много хороших друзей, которые меня поддерживают и с которыми интересно общаться. А так в общем-то я намеренно сюда езжу каждый год, именно для того, чтобы полностью отдаться подготовке к гонкам и не отвлекаться ни на какие посторонние вещи, прежде всего – на общение с прессой. В Москве очень сложно от этого абстрагироваться и это очень сильно отвлекает большинство спортсменов. Поэтому я просто решил готовиться к гонкам в Австрии, хоть и вдалеке от дома, но с точки зрения тренировок – это лучший вариант.
– Трагическая гибель Генри Сертиса изменила ваше отношение к гонкам или даже к жизни?
– (Задумывается). Если честно, Генри был мне хорошим другом… И я знал его семью хорошо…И в общем-то в очередной раз хочу выразить соболезнования его семье и болельщикам. Ну а что касается меня, то, конечно же, это меня изменило, заставило задуматься в очередной раз, что не шахматами мы занимаемся. В любом случае, мы прекрасно понимаем, чем все это может закончиться, когда мы садимся в машину. Мы прекрасно знаем, каким делом мы занимаемся. Безусловно, задуматься это заставило. Задуматься, но не отказаться.
– Вы за кого-нибудь болеете в «Формуле-1»?
– Понимаете, так особо…(задумывается). Сложно за кого-то болеть, когда знаешь больше половины гонщиков достаточно хорошо. Предпочтений особенных нет. Конечно, хотелось бы видеть вверху «Ред Булл» и «Торо Россо». А так чтобы за кого-то непосредственно болеть и переживать – такого нет. Я смотрю «Формулу-1» больше с технической точки зрения. Мне интересно поведение пилотов, работа команды и так далее. К этому у меня не то чтобы какие-то чувства, а я просто стараюсь что-то взять для себя оттуда.
– Шумахер возвращается.
– Я считаю, что он принял для себя достаточно непростое решение. Хотя, если честно, мне кажется, что даже если он не покажет хороших результатов, то на нем и на его имидже это никак не отразится. Он давно всем все доказал. То, что Шумахер еще конкурентоспособен – это факт. Все зависит от того, насколько правильно сейчас ведется с ним работа, как в психологическом, так и в физическом плане. Потенциал у него все тот же.
– Перед этим сезоном сильно изменился регламент. Это пошло на пользу гонкам?
– По-моему, какая цель любых изменений? Цель – изменить систему. Систему изменить удалось. Сейчас вместо «Макларен» побеждает «Браун». И если обратить внимание на плотность результатов в квалификации, то она высока как никогда. Это говорит о том, что все более или менее приблизились по своим техническим возможностям. Так что эти изменения пошли на пользу. Другое дело, что смотрятся эти машины с новой аэродинамикой, мягко говоря, как кусок дерьма. Но, как ни странно, на всех трассах машины едут быстрее, чем предыдущий вариант. Я разговаривал с инженерами, и они говорили, как думали, что очень много потеряют из-за нового регламента, но оказалось, что эти изменения открыли новые пространства для работы. Поэтому в этом году все поехали быстрее, чем раньше.
– Получается, что в «Формуле-1» талант пилота не имеет практически никакого значения.
– Все гонщики в «Формуле-1» примерно обладают одним талантом. Гонщики, которые выступают в Мировой серии «Рено», GP2, «Формуле-2» – все гонщики из этих серий первой десятки плюс пилоты из «Формулы-1» – все примерно одинаковы. Если посадить их всех на одинаковые машины, то разница на круге будет минимальна. Поэтому очень многое зависит от техники. Возьмем того же Дженсона Баттона. Где он был в прошлом году? Нигде. И где он в этом году…Хотя, если честно, Баттон никогда не был для меня хорошим гонщиком…
– Почему?
– Просто потому, что он за свою карьеру ничего не выиграл. Его результаты говорят исключительно о качестве работы команды, чем о его каком-то успехе.
– Но ведь можно сказать, что раньше у него просто не было подходящей машины, а сейчас, когда она у него появилась, он начал побеждать.
– Я вам еще раз говорю, что если вы хотите понять, хороший гонщик или нет в «Формуле-1», посмотрите на его результаты в предыдущей жизни, так сказать. Хороший гонщик всегда что-то выигрывает и находится на ведущих ролях в чемпионатах. Если пилот ничего не выигрывает, то это плохой пилот. Потому что по «Формуле-1» судить, какой гонщик плохой, какой хороший – невозможно. Там очень много факторов, которые влияют на результат. Там даже в одной команде могут быть разные машины, по той причине, что для одной машины пришло новое оборудование, а для другой нет. Соответственно, судить о гонщике нужно только по его выступлениям в моно-сериях. Там все машины одинаковы и все зависит от того, как ты работаешь с инженерами и командой.
– Со следующего сезона запрещены дозаправки. Как это отразится на гонках?
– Я считаю, что никак вообще не отразится ни на чем, с точки зрения просмотра этих гонок. Пит-стопы все равно будут, чтобы менять резину. Если останется та же гоночная дистанция, то время гонки просто увеличится из-за того, что машины будут тяжелее, и в первой половине дистанции машины будут терять много времени.
– У вас есть какой-то план, допустим, к двадцати пяти годам попасть в «Формулу-1»?
– Планы есть всегда, знаете. Безусловно, «Формула-1» – это большой спорт и большой бизнес. И для большинства людей это все-таки бизнес, а не спорт. За примером далеко ходить не надо. Тот же Альгерсуари, который поехал в «Торо Россо». Хороший парень. Но к тому моменту, как он подписал контракт, он не был даже в первой десятке в протоколе Мировой серии «Рено». В то время как я закончил чемпионат пятым. Вот элементарный пример. Безусловно, нужно обладать талантом, потому что деньгами и политикой ты результата не добьешься. Проедешь сезон и все. А чтобы двигаться дальше, нужен талант.
– Недавно прошел слух, что Виталий Петров может стать запасным гонщиком команды «Рено». Вы что-нибудь знаете об этом?
– Я что-нибудь да знаю, но это исключительно дело Виталика и его менеджеров. Я буду только рад, потому что мы с ним друзья. Это будет хорошо для всех, но посмотрим, как там все сложится.
– У вас есть любимая команда, за которую вы мечтаете выступать?
– Любимая команда…У меня любимая команда та, которая на данный момент лучше. А уж какая это будет – «Феррари», «Браун», «Макларен», «Уильямс» – это неважно для меня. Какого цвета машина будет и так далее. Это абсолютно меня не интересует. Меня интересуют результативность команды и потенциал. Все остальное не имеет значения.
Как-то сразу я не сообразил...
Причем тут вообще автоспорт?..
Я ничего не знаю об Алешине и мне было интересно Ваше мнение.
Можно подумать, что наши господа покупают футбольные клубы чтобы на них зарабатывать:) -
Нет, для того, чтобы иногда мяч погонять...