Испорченные выходные
Текущий сезон ДТМ подарил три великолепных гонки: драматичная развязка на «Хоккенхайме», великолепная стратегия на «Лаузитце» и фантастическая борьба на «Норисринге». Этап на «Зандвоорте» обеспечила не меньший резонанс. Правда, совсем по другим причинам. А начиналось все весьма захватывающе.
Первая выездная гонка ДТМ в этом сезоне обещала стать бенефисом заводских «Ауди». Во-первых, конфигурация трассы с многочисленными скоростными поворотами великолепно подходит «Р14 плюс». Пусть машина из Ингольштадта уступает «Мерседесу» по части обтекаемости, но создаваемая уникальными диффузорами прижимная сила с лихвой компенсирует потери именно на таких трассах. Более того, из-за грязного воздуха позади машины к ней практически невозможно подобраться на дистанцию атаки. Во-вторых, после двух поражений подряд новые «Ауди» весили на целых 10 килограммов меньше основных конкурентов из «ХВА». Таким образом, шансы Штутгарта на попадание в первую тройку расценивались как мизерные.
Против «Мерседеса» играли не только пилоты «Абта», но и полузаводские «Феникс» и «Росберг», в чьем распоряжении находятся чемпионские прошлогодние «Ракеты», которые на «Зандвоорте» чувствуют себя, как рыба в воде. Другое дело, за последние годы все уже привыкли, что прошлогодние автомобили в лучшем случае могут бороться на подступах к подиуму, не более. Однако в этом сезоне экономический кризис сыграл на пользу спортивной составляющей. Заводские команды не стали серьезно модифицировать технику, а прошлогодние машины получили послабление в виде 20 килограммов гандикапа. Стоит ли говорить, что пилоты полузаводских команд только этого и ждали. Последней преградой к логическому течению вещей была пресловутая командная тактика, которой ДТМ переболел несколько лет назад, а пик обострения пришелся, как раз, на «Зандвоорт». Казалось, капитанским мостикам теперь самим невыгодно вмешиваться в борьбу пилотов. Так, в Нюрнберге Джейми Грин «отнял» у Бруно Спенглера два зачетных балла и возможное лидерство в чемпионате. А уж борьба между представителями «Ауди» Маттиасом Экстремом и Тимо Шайдером и вовсе лишила обоих «важных» очков в зачет чемпионата. Да и командная тактика запрещена в ДТМ. Но некоторым руководителям так хотелось реабилитироваться после неудачи в квалификации, что в ход пошли самые примитивные уловки. Можно сказать, таймер очередного скандала завела непредсказуемая квалификация.
Весомую лепту в распределение мест на стартовом поле внесла погода. Близость Северного моря, от которого трассу отделяет всего лишь узкая полоска пляжа, и ветер, наносящий песок с дюн, меж которыми петляет трасса, придают не только своеобразие автодрому, но и серьезно осложняют жизнь пилотам и инженерам. Субботний прогноз погоды, обещавший дождь, вынудил команды выпустить все машины на трассу, как только зажглись зеленые сигналы светофора. На сухом асфальте результаты выдались вполне ожидаемые. Лишь присутствие на последнем месте Ральфа Шумахера немного озадачило многих его поклонников.
Во втором сегменте все уже принялись рассчитывать, сможет ли кто-то из штутгартцев пройти дальше, как случилось невероятное. Пилоты «Абта», наматывая круг за кругом, не могли попасть даже в первую восьмерку! И это на «домашней» и «правильной» по их же выражению трассе. Глава спортивного отделения «Ауди» доктор Вольфганг Ульрих винил во всем неслаженную работу внутри команды: пилоты просто не обменивались данными и работали «на себя». Лишь Мартин Томчик пробрался в третий сегмент, где остался на восьмом месте. Против «Абта» сыграла и погода. На решающих кругах в районе предпоследнего поворота пошел небольшой дождь. А участок этот весьма важен – на нем начинается разгон на стартовую прямую. Экстрем, Кристенсен и Шайдер, лидер чемпионата, были обречены бросить якорь за пределами первой восьмерки. Гримаса Норберта Хауга в этот момент дала ясно понять, что не одни только болельщики удивлены такому повороту событий.
Честь машин с четырьмя кольцами на радиаторной решетке предстояло отстаивать полузаводским командам, что они с блеском и сделали. Великолепный квалификационный боец Оливер Джарвис наконец-то реализовал потенциал машины и в блестящем стиле завоевал первое стартовое место. Расположившиеся на второй и третьей позициях Гэри Паффетт и Бруно Спенглер также остались весьма довольны результатом. На пятом месте квалификацию завершил еще один заводчанин Пол ди Реста. А все основные конкуренты из «Абта» начинали в середине стартовой решетки. Однако Хауг не спешил радоваться, прекрасно зная, что в «Ауди» готовят хитроумные стратегии, чтобы сполна отыграться в гонке. Как говорится в известном мультфильме, на этом сказка кончается, и начинается самая настоящая быль.
Всего несколько дней назад марка «Ауди» отметила 100-летие. Естественно, Ингольштадт хотел бы отпраздновать данное событие победой в крупном соревновании. Поражения на марафонах в Ле-Мане и на «Северной петле» автоматически оставляют единственную возможность достойно отпраздновать юбилей – выиграть титул в ДТМ. Новая модификация «Р14 плюс» подходит не каждому пилоту, и ставку в чемпионской гонке, видимо, решили сделать уже сейчас, да так очевидно, что видно было всем. Маттиас Экстрем, действительно, был невероятно быстр в гонке. Возможно, если бы не заминки на остановках, на каждой из которых было потеряно 2-3 секунды, он мог бы опередить нескольких конкурентов и без «дружеской» помощи. Обгонять-то он умеет – чего стоит только маневр против Пола ди Ресты. Капитанскому мостику «Ауди» на этом и успокоиться бы, но жажда исправить любой ценой провал в квалификации не осталась незамеченной.
Последние круги по версии «Ауди» выглядели примерно следующим образом. Оливер Джаврис, вылетевший с трассы вскоре после первой остановки, должен был сразу же совершить второй обязательный пит-стоп. Экстрем, тем временем, до последнего оттягивал посещение механиков. Таким образом, в заключительной фазе гонки на машине шведа шины были в более приемлемом состоянии, из-за чего он и нагнал полузаводского пилота. А уж «обогнать» коллегу не составило труда. Так рассказали о произошедшем фарсе пилоты, когда их сразу после финиша об этом неожиданно спросил корреспондент. Правда, не все вяжется в таком изложении событий. Во-первых, между Эки и Оливером находился еще и Алекс Према, проводивший великолепную гонку, никуда не вылетавший, совершивший обе остановки по плану, проблем с резиной не испытывавший. Темп его также упал в нужный момент. Во-вторых, даже невооруженным глазом было заметно внезапное сокращение разрыва на три секунды. Если бы проблемы с резиной действительно беспокоили Джарвиса, он сбрасывал бы темп постепенно, но неуклонно. Однако через некоторое время после обгона Экстремом британец попытался «восстановить справедливость». С учетом проблем, на которых теряются по три секунды с круга, трудно предположить, что пилот будет пытаться атаковать впередиидущего. После всех этих маневров многие фанаты Эки сошлись во мнении, что честно заработанное пятое место гораздо лучше, чем такое протаскивание на подиум. Более того, не будем забывать, что командная тактика запрещена в ДТМ. Действия команды «Ауди» на последних кругах гонки теперь изучают представители немецкого автоспортивного союза. Не исключено, что сомнительная режиссура будет награждена дисквалификацией.
Горький осадок от запрещенных приемов не позволил насладиться великолепными гоночными выходными на побережье Северного моря. Сама по себе, победа «Мерседеса» на «чужом поле» – совершенно неожиданный результат. Кроме того, как и в Нюрнберге, на этой удивительной трассе были и интересные стратегии обязательных остановок, и, что главное, борьба и мастерские обгоны на трассе. Если Гэри Паффетт – герой, чей триумф наблюдали миллионы, то второму пилоту, творившему чудеса на сложнейшем автодроме, пришлось, благодаря режиссерам трансляции, оставаться в тени. Маро Энгель, провалившийся на старте, в контактной борьбе одного за другим прошел пятерых соперников, а борьба с Ральфом Шумахером и вовсе чуть было не вывела обоих из гонки. Молодой немецкий пилот всю дистанцию честно отпахал, совершив заключительный обгон на последнем круге! А радовались за него лишь те, кто собрались в этот день на дюнах, окружающих трассу. Завораживающая магия проносящихся по страшной кривой «Слотемакера» на огромной скорости силуэтов ДТМ не позволяет очевидцам голландской гонки назвать эти соревнования скучными. Другое дело, все настроение может испортить всего лишь один приказ с капитанского мостика или заранее обсужденный план действий. Только не учли боссы, что зритель все прекрасно чувствует, и обмануть его невозможно. Как бы не вышла боком австрийскому полководцу из «Ауди» его медвежья тактика.
А результат прошедшей гонки еще не окончательный. Решение будет вынесено в среду после рассмотрения телеметрии трех Ауди,подозреваемых в использовании КТ. И нет причин сомневаться,что их накажут.
Ждать остается недолго. Завтра все разъяснится.
А по логике ‘внутригерманских’ - так,какое нам дело,что у наших соседей твориться на овалах? Последовательным надо быть.
Отчет с Донингтона.
33.274+37.189+31.317=102 мили. Или 160 километров.
Дистанция гонки ДТМ = примерно 175 километров. Про сравнение средней скорости лучше умолчать,иначе британцам совсем обидно станет.
ЧМЛА мне не жалко,поэтому скажу,что силуэт ДТМ проходит круг на 15 процентов быстрее.
не согласен,все равно неправильно - там гонки в Разы интерестней проходят,масса ОБГОНОВ,постоянная БОРЬБА!..в отличие от дтм где только и занимаются тем что доезжают.. да и состав участников - отстой,ауди,мерс - хрен редьки не слаще..немецкие снобы:\ когда еще Альфа была - можно было смотреть а так внутригерманские разборки - какое болельщикам из других стран до них дело
Сегодня накажут Ауди,завтра накажут Мерседес,потом их всех вместе накажут.Нет причин сомневаться в том,что у них есть те,кого наказывают практически постоянно.Я о зрителях.