9 мин.

Вверх дном

Исторический успех

Гонку «Индикара» в Уоткинс-Глен стоит поставить на первое место в этом обзоре. Она этого заслуживает, ибо получилась достаточно запоминающейся, событий в ней было – хоть отбавляй. Вот удивительное дело: еще совсем недавно дорожные трассы и болиды «Даллара» казались вещами абсолютно несовместимыми, ведь заточенное под овалы шасси с более чем достаточной прижимной силой никак не способствовало плотной борьбе и обгонам. Однако в этом сезоне этапы в Сент-Питерсберге и Лонг-Бич получились на удивление достойными и интересными, а унылое зрелище на овалах не критиковал только ленивый. Кстати говоря, руководство серии, озабоченное этой ситуацией, на прошлой неделе пошло на введение новых технических положений в регламент. Теперь, начиная с этапа на «Кентукки Спидвей», на всех полуторамильных треках команды смогут использовать дополнительные аэродинамические элементы, создающие дополнительно до 300 фунтов прижимной силы (казалось бы, куда еще больше?). Цель нововведений – сделать гонки интереснее, облегчая использование альтернативных траекторий, – весьма благая, но вот способы ее достижения немного удивляют… Но вернемся к Уоткинс-Глен.

Девятый этап получился не просто интересным, а даже историческим. Дело в том, что впервые за 25 лет своего участия в гонках в качестве владельца победу одержал Дейл Койн. Долгие годы его организация могла считаться (да и то, с натяжкой) лишь крепким середняком. И неважно, в какой серии выступали пилоты Койна: CART, IRL или же ChampCar – результаты команды оставались посредственными, но только лишь до нынешнего сезона. Сегодня «Даллара» №18 под управлением опытного Джастина Уилсона является очень грозной силой на дорожных трассах, и в минувшее воскресенье британец никому не дал усомниться в своем превосходстве. Джастин уже побеждал в рамках серии «Индикар», но прошлогодний успех в Детройте получился несколько смазанным. Напомним, пилот тогда еще «Ньюман/Хаас/Лэниган Рейсинг» боролся с Хелио Кастроневешем и вынудил того пресечь допустимую границу защиты. Бразилец использовал блокировку, за что получил от судей предписание уступить позицию. Так Уилсон и победил. В этом году Джастин уже успел отметиться третьим местом на первом этапе сезона в Сент-Питерсберге, и если кто-то сомневался в том, что «Дейл Койн Рейсинг» способна на многое уже сейчас, то в Уоткинс-Глен сомнения скептиков были разбиты в пух и прах.

Уилсон обозначил свою нацеленность на успех блестящим выступлением в квалификации. Уверенно пройдя в решающий сегмент, британец в итоге показал второе время, уступив обладателю поула Райану Бриско около семи десятых секунды, даром что пилот «Тим Пенске» установил новый рекорд трека. Большим подспорьем для Уилсона стало то, что на гонку у него остались оба комплекта покрышек с мягким составом резины, в то время как основные соперники использовали один из «красных» комплектов на заключительном отрезке квалификации. Это обстоятельство выручило Джастина в концовке воскресной гонки.

Всего два пилота стартовали на более жесткой резине – Роберт Дорнбос и Райан Хантер-Рэй. Все остальные начали гонку на мягком комплекте, так что, не обращая внимания на такой важный аспект, как покрышки, с самого начала можно было определить, кто на что претендует. Оказалось, что болид Уилсона великолепно готов к борьбе за победу: он почти сразу после взмаха зеленого флага начал тревожить позиции Бриско и на четвертом круге прошел австралийца. Дальше оставалось только надеяться, что желтые флаги не внесут решающую лепту в расстановку сил. К счастью для Уилсона, коушены, коих набралось четыре на 60 кругов дистанции, стратегию ему не поломали.

Решающим фрагментом гонки стали пит-стопы под зеленым флагом, которые начались за 20 кругов до финиша. Первыми на свой последний пит-стоп отправились Уилсон и неожиданно оказавшийся на второй позиции Майк Конвей. Конвей вполне мог стать автором громкой сенсации, но его остановка несколько затянулась, а по возвращении на трассу его болид заметно потерял в скорости. Финишировал пилот «Дрейер & Рейнбольд Рейсинг» на небывало высоком для себя шестом месте, но о провальном решающем отрезке англичанин будет вспоминать еще долго. В отличие от своего соотечественника Уилсон провел свой пит-стоп без помарок, к тому же ему поставили тот самый сбереженный «красный» комплект покрышек. Вполне закономерно, что когда цикл остановок был завершен, №18 остался впереди. Следом за ним шла достаточно грозная компания: Бриско, Скотт Диксон и Кастроневеш – претенденты на чемпионство. Комментаторы телеканала ABC не упустили случая ввернуть аллюзию, вспомнив сражение Давида и Голиафа, но притом, что Голиафов было сразу три, на исход борьбы это не повлияло – уж очень быстр был Джастин. Ну а мягкая резина помогла ему на рестарте после аварии Хидеки Муто за семь кругов до конца. Уилсон буквально улетел от преследователей, нарастив свой отрыв к финишу до солидных пяти секунд. Это был триумф.

Свою победу, кстати, Уилсон назвал важнейшей из всех шести, что были одержаны им за время выступлений в Америке. «Это фантастическое чувство – стать автором первой победы команды Дейла Койна, – заявил после финиша гонщик. – Знаете, на последнем круге у меня улыбка была до ушей. Гонка прошла едва ли не идеально».

В борьбе за чемпионский титул произошло одно важное изменение: Дарио Франкитти, успевший попасть в аварию в квалификации, на 23 круге вылетел в пятом повороте и заработал круг отставания, так как быстро вернуться в гонку ему не удалось. В результате на финише шотландец был только 15-м, и после этапа в Уоткинс-Глен он делит второе место в таблице с Бриско. Оба пилота отстают от Диксона на 19 очков. Кастроневеш, прорывавшийся с 13-й стартовой позиции, закончил заезд четвертым и потому остался при своих. Чтобы вернуться в борьбу за титул, ему придется очень постараться.

Хотелось бы отметить еще двух пилотов, которые запомнились своим выступлением в Уоткинс-Глен. Во-первых, очень хорошую гонку провел Марко Андретти. На пятом круге он был вынужден совершить внеплановый пит-стоп из-за прокола колеса, несмотря на героическое сопротивление, проиграл круг, однако затем не только отыграл его назад, но и прорвался на пятое место. Результат более чем достойный. На хорошую финишную позицию также претендовал юный бразилец Марио Мораеш. Он квалифицировался четвертым, отлично провел стартовый отрезок, однако неопытность порубила все его надежды на корню. Вскоре после рестарта на 23 круге Марио полез в безрассудную атаку на Грэма Рейхола, допустил жесткий контакт и не только повредил себе подвеску, но и заработал штраф «проезд по пит-лейн» за агрессивное вождение. После такого удара оправиться Мораеш не смог, итог гонки для него – 14-я позиция. И все же бразилец показал, что может вырасти в очень хорошего гонщика.

Уже на этой неделе пройдет очередной этап «Индикара». Гонщиков ждет уличная трасса в Торонто. Уоткинс-Глен настроил на весьма оптимистичный лад, и потому воскресный заезд ожидается с большим нетерпением.

Ожидаемая драма

Белый дым, застилающий все вокруг, многочисленные обломки, разбитые машины, радостные крики с трибун. Несколько секунд назад на спидвее в Дайтоне закончилась гонка Coke Zero 400, оставившая стойкое ощущение дежавю и не очень приятный осадок… Бойня на последнем круге рестрикторных этапов – это уже не нечто особенное, а суровая обыденность, которую каждый воспринимает по-своему. Любители горяченького получили необходимую дозу адреналина, а кто-то остался разочарован тем, во что превратилась концовка заезда.

400-мильный заезд до последнего круга проходил по сценарию 2005 года. Тогда победа досталась Тони Стюарту, который буквально доминировал на трассе, лидируя на протяжении 151 круга. Нечто подобное происходило и на этот раз, правда, соперники у «Смока» в прошлую субботу оказались побойчее. Строго говоря, их было всего три – Денни Хэмлин, Кайл Буш и Джимми Джонсон. Квартет лидеров был чуть ли не наголову сильнее всех остальных, и когда дело стало близиться к финишу, мало у кого возникала мысль, что кто-то еще сможет вмешаться в спор за победу. Пелотону не помогли даже коушены. Сначала весьма спорный – объявленный на 147 круге из 160 из-за мифических обломков на треке, а затем и самый настоящий боевой, вскоре после рестарта, когда начудил Скотт Спид.

В последний раз гонщики увидели взмах зеленого флага за четыре круга до финиша. В одном лагере находились товарищи по «Джо Гиббс Рейсинг» Буш и Хэмлин, в другом – Стюарт и Джонсон на «Шевроле». Времени, чтобы в честном бою выявить сильнейшего было достаточно, и снова решающие моменты рестрикторной гонки завершились самой настоящей драмой.

Рестарт получился достаточно спокойным. Быстро выстроившись в один ряд, Стюарт, Буш, Хэмлин и Джонсон три круга прошли гуськом, и лишь после этого начались активные действия. В четвертом повороте 159-го круга Буш смог отлично разогнаться с помощью своего товарища по команде и моментально прошел Стюарта по внешней траектории. Хэмлин остался в одиночестве наверху и затеял борьбу с №48, ну а о том, что будет дальше, легко можно было догадаться. Выезжая на финишную прямую, Кайл начал блокировать Тони, за что последовала расплата. «Тойота» №18 отправилась в стену, затем получила мощнейший удар от машины Кейси Кейна, которому было некуда деваться, и все это катализировало ужасный завал, в который попали накатывавшие на финиш гонщики из середины пелотона. Стюарт же спокойно проследовал на Аллею победы, и ни у кого не повернется язык сказать, что он сделал что-то не так.

«Не знаю, можно ли гордиться такой победой, но у меня не было вариантов, – признал в послегоночном интервью «Смок». – Обидно, что такое происходит с гонщиком, который провел впереди почти всю гонку, кроме того, Кайл помогал мне драфтом. Не люблю такие победы».

За Буша пришлось отвечать его крю-чифу Скотту Эддингтону, так как самого гонщика, несмотря на его протесты и желание разобраться, отправили в медицинский центр, как это положено в случае серьезных аварий. «Очень обидно, – сказал Эддингтон. – Мы терпеливо ждали нужного момента, чтобы атаковать; с машиной все было здорово, никаких проблем с мощностью, да и покрышки берегли. Нам был очень нужен хороший результат, чтобы набрать побольше очков». Кайл впоследствии так и не дал своих комментариев по поводу драматичного финиша гонки. В итоговом протоколе он значится 14-м, так что Coke Zero 400 не нанесла особого ущерба его положению в общем зачете, но если серия неудач продолжится, то Буш с легкостью может вылететь за пределы «Чейза». От Марка Мартина, занимающего 13-е место, его отделяют 133 очка, а борьба за попадание в дюжину лучших идет очень и очень напряженная. Мартин, кстати, продолжил свое катание на американских гонках. В Дайтоне он уже на 14 круге попал в аварию и закончил гонку лишь 38-м, причем винить в случившемся ветеран может только себя, так как инцидент с Мэттом Кенсетом стал следствием его ошибки.

Подводя итог, хочется отметить одно – финиш отчетного этапа в Дайтоне стал закономерным продуктом гонок на суперспидвеях. В настоящий момент плотность борьбы и стандарты безопасности настолько высоки, что подобные развязки мы еще увидим, и не раз. Вам этого хочется? Мне – нет. Пусть лучше все решается без аварий. Увы, но недавняя Coke Zero 400 только авариями и запомнилась.