Успех празднуют чемпионы
Остановить невозможно!
Ожидать от 13-го этапа «Кубка Спринт» чего-то экстраординарного было бы наивно. По опыту прошлых лет можно было предположить, что первая из двух гонок сезона в Довере вряд ли станет образцовой в плане борьбы. Действительно, Autism Speaks 400 запомнился только своей потрясающей концовкой, но это не значит, что по ходу субботы и воскресенья зрителям не было на что смотреть и чем восхищаться.
Еще в пятницу весьма живой ажиотаж вызвали результаты квалификации. Записные фавориты оказались в тени «выскочек», которые буквально оккупировали первую десятку чартов. На волне успеха в Шарлотт свою вторую поул-позицию завоевал Дэвид Рейтиманн, поделив первый ряд стартового поля с Кейси Кейном. Кейн в Довере использовал новую модификацию мотора «Додж» – R6P8, и могло показаться, что именно в этом кроется секрет его успеха, но на деле все объяснялось скорее тем, что команда просто нашла оптимальные настройки для квалификации, тем более что и остальные три машины «Ричард Петти Моторспортс» попали в число десяти лучших. В гонке же только Рид Соренсон отметился хорошей скоростью и большую часть дистанции провел вблизи лидеров. Кейн, равно как и Эллиотт Сэдлер с Эй-Джеем Оллмендингером выступили блекло, хоть Кейси и финишировал на высокой шестой позиции. В воскресенье темп задавали совсем другие гонщики, лишний раз доказав, что результаты пятницы ничего на самом деле не значат.
Суббота включала в себя сразу две гонки младших чемпионатов. Сначала отстрелялись участники Nationwide Series, а затем на старт вышли пикапы – их пятничный этап был перенесен из-за дождя. Оба заезда оказались примечательны тем, что не только дали пищу для размышлений в преддверии Autism Speaks 400, но и добавили интриги в главное действо уик-энда. Все дело в Кайле Буше, точнее в его потрясающем невезении. 24-летний Буш, обладая доминирующей машиной, умудрился упустить две победы за один день.
Удивительно, но, несмотря на частые неудачи, Буш продолжает двигаться к намеченной цели – чемпионству в Nationwide Series. В Довере Кайл уверенно шел к своей четвертой победе в сезоне, но на рестарте за два круга до финиша случилось невероятное. Лидировавший Буш допустил прокрутку задних колес, позволив шедшему вторым Джои Логано моментально сесть на задний бампер. Так и осталось не выясненным, то ли на машине №18 случился прокол, то ли товарищ по команде подсобил, но в первом повороте, после легкого контакта с Логано, Буша начало выносить к отбойнику. Чтобы избежать удара о стену Кайл был вынужден замедлиться, а мимо него в этот момент проскочил Брэд Кезеловски, который и выиграл гонку. Буш финишировал 17-м, чем, естественно, оказался крайне раздосадован. Реванша в заезде Camping World Truck Series также не получилось…
Гонка пикапов прошла при полном доминировании неутомимого Кайла. Он настолько уверенно чувствовал себя за рулем «Тойоты», что, если представлялся случай, не стеснялся обходить по нескольку соперников за раз. Пролидировав 133 круга из 200, фаворит снова остался ни с чем – разрыв покрышки за 15 кругов до финиша отбросил его далеко назад. За оставшееся время на поврежденной машине Буш смог добраться до десятой позиции, в то время как на Аллее Победы оказался 20-летний Брайан Скотт, великолепно воплотивший в жизнь стратегию своей команды. Болельщики же с еще большим нетерпением стали ждать воскресенья, уж больно интересно было посмотреть на злого Кайла Буша, который наверняка будет пытаться реабилитироваться за неудачи субботы. Помимо этого всплыла еще одна тема для обсуждения – шинная. Гонка пикапов была отмечена чрезмерным количеством проколов и взрывов покрышек, что тут же породило опасения за судьбу гонки «Кубка Спринт». Забегая вперед, отметим, что проблемы были, но не такие серьезные, как это бывало в недавнем прошлом…
Главным действующим лицом гонки Autism Speaks 400 стал никакой не Кайл Буш, а Джимми Джонсон, в распоряжении которого оказалась доминирующая машина. Многие пытались бросить вызов Джимми, но в тот день у его соперников не было шансов.
Джонсон достаточно осторожно начал гонку, не форсировал события до первого технического коушена, который был назначен на 30-й круг, чтобы команды могли проверить расход резины. Зато после рестарта расстановка сил стала вырисовываться с кристальной четкостью. На первом же длинном отрезке действующий чемпион вышел в лидеры, оставив позади Грега Биффла и Курта Буша. Ход гонки едва не перевернулся с ног на голову, когда посередине цикла пит-стопов в стену отправился Джон Андретти, но Джонсону, который в этот момент оказался на пит-лейне, повезло, и он не потерял круга, что само по себе было неплохо, ведь отменная скорость позволила №48 быстро вернуться вперед.
Так и прошли долгие круги до наступления решающей стадии гонки – Джонсон привозил соперникам секунду за секундой, и лишь форс-мажорные обстоятельства могли остановить его на пути к заслуженной победе. Все могло закончиться смертельной скукой, но интерес вернулся вместе с желтым флагом, вывешенным на 365 круге из-за обломков. Были ли там на самом деле обломки, или же NASCAR решила перестраховаться и предотвратить возможные проблемы с резиной у гонщиков – вопрос, открытый для обсуждения. Как бы то ни было, этот спорный коушен стал залогом великолепной концовки.
К тому моменту пилоты уже могли доехать до финиша без дозаправки, но резину менять было просто необходимо. В итоге все участники заезда ринулись на смену покрышек. И что интересно – в своей тактике единодушия они не проявили. Биффл, Тони Стюарт, Райан Ньюман и Кейн, поставив две свежих покрышки, вышли в лидеры, пятым на трассу вернулся Курт Буш, а вот Джонсон оказался всего лишь девятым! Чад Кнаус решил подправить регулировки, да и сам пит-стоп получился не таким быстрым, как у соперников, так что над флагманом «Хендрик Моторспортс» нависла угроза поражения.
Времени у Джимми было не так много, а тут еще вскоре после рестарта Марк Мартин не по своей воле отправляет в стену Дэвида Стремме, и гонка снова приостанавливается выездом пейс-кара. Паниковать в команде Джонсона никто и не собирался. Все последующие круги прошли в режиме зеленого флага, а только это и было нужно Джонсону. Спокойно и уверенно он улучшал свою позицию, пока перед ним не остались только борющиеся между собой Стюарт и Биффл. Дождавшись пока эти двое разберутся между собой, будущий победитель аккуратно прошел Грега, который не мог удержаться в темпе Стюарта, а затем начал атаковать и нового лидера гонки. Ух, какое это было сражение! Двукратный чемпион NASCAR обладал не такой сильной машиной, но сделал все, что было в его силах, чтобы удержаться впереди. Будь на месте Стюарта не такой классный пилот, Джимми разделался бы с ним в два счета, но в этот раз соперник у него был что надо. Грамотно уходя наверх в виражах, Тони перекрывал оптимальную траекторию Джимми, максимально затрудняя ему жизнь. И все же преимущество №48 было настолько велико, что только слабая надежда теплилась в сердцах болельщиков Стюарта: «А вдруг сможет?». Не смог. За три круга до финиша Джонсон нашел место на верхней траектории в первом повороте и поравнялся со своим соперником. Остальное было делом техники: после короткой борьбы бок о бок, Джимми завершил обгон и был таков. Выиграл тот, кто этого и заслуживал.
После финиша победитель отметил свою команду, поблагодарив ее за подготовку великолепного шасси: «Машина была так хороша, что я мог спокойно атаковать по внешней траектории». Стюарт же, несмотря на поражение, находился в отличном расположении духа: борьба с Джонсоном доставила ему большое удовольствие, но, что самое главное, Тони стал первым гонщиком и владельцем собственной машины с 1992 года, который взобрался на первое место в общем зачете. Последний раз это удавалось Алану Кульвики. «Джимми накатывал на меня словно товарный поезд, – сказал Стюарт. – Я удивлен, что мне удавалось так долго удерживать его позади. Я делал все, что мог, чтобы не открыть ему быструю линию, но постоянно так продолжаться не могло».
Ну а что же Кайл Буш? И на этот раз его постигла неудача. Рвать и метать у него не получилось, однако на Топ-10 он претендовал. Но только до того момента, как разрыв покрышки не отправил его на вынужденный пит-стоп под зеленым флагом. В итоговом протоколе Кайл занял 23-ю позицию. Хочется также отметить выступление Дейла Эрнхардта-младшего. В Шарлотт его команда достигла такой точки своего падения, что у Рика Хендрика не оставалось иных вариантов, кроме как затеять перестановки в штабе команды. Тони Юри-младший, кузен Дейла, был смещен с должности крю-чифа, а на смену ему пришел Лэнс Макгрю, до этого работавший с Брэдом Кезеловски. Результат не заставил себя ждать. По ходу гонки Джуниор выглядел весьма уверенно, одно время даже шел в первой пятерке, и в итоге финишировал на 12-м месте. Можно было бы искренне порадоваться за гонщика, ведь ситуация в команде, кажется, начала улучшаться, но по ходу телевизионной трансляции уж больно навязчиво комментаторы отмечали то, как идет Дейл по трассе, будто его попадание в группу лидеров – событие чрезвычайной важности. Издержки популярности, что тут скажешь.
Будничный успех
Практически одновременно с гонкой NASCAR в воскресенье стартовал и пятый этап серии «Индикар». Проходил он на старейшем овале Америки – «Миле Милуоки», который функционирует с 1903 года. В истории американских «оупен-вилс» этот автодром занимает почетное место, да и название у гонки было соответствующее – уже не первый год она носит имя легендарного Эй-Джей Фойта. Эх, если бы и сражения на трассе получались такими же, как в былые времена!
Овальные гонки в нынешнем сезоне проходят при доминировании двух сильнейших команд серии – «Тим Пенске» и «Чип Гэнасси Рейсинг». В Канзасе, Индианаполисе и вот теперь в Милуоки за победу боролись исключительно пилоты этих организаций. Сюрпризов не произошло, хотя болельщикам их очень хотелось.
Почти вся дистанция прошла под знаком сражения Райана Бриско, Скотта Диксона и Дарио Франкитти. Поначалу лидерство принадлежало Тони Канаану, стартовавшему с третьей позиции, но его хватило только на 25 кругов. Затем управляемость машины ухудшилась, и Тони начал уступать позицию за позицией. Кончилось все пожаром двигателя на 132 круге. Нельзя не отметить, что бразилец выступал в Милуоки вопреки советам врачей. Напомним, в Индианаполисе Канаан попал в серьезную аварию, в которой получил повреждения ребер, от которых пока не восстановился. По словам гонщика, травмы напоминают о себе, только когда машину спускают с пневмодомкрата, а в остальном он не испытывает сильного дискомфорта. Возможно, тем обиднее стал для пилота очередной сход, который серьезно ударил по его позициям в общем зачете.
После того, как Канаан оказался не в состоянии удерживать за собой первую позицию, лидерство у него принял Бриско. Прошлогодний победитель особо не бушевал, но приблизиться к себе пилотам Чипа Гэнасси не позволял. На середине дистанции Франкитти и Диксон смогли немного полидировать, но устоять под атаками австралийца не было возможности. Последний желтый флаг, вывешенный на 162 круге, также не внес корректировок спор за победу. Бриско после пит-стопа вернулся на первую позицию и продолжил контролировать ход заезда, но лишь до 201 круга…
Одной ошибки Бриско хватило для того, чтобы упустить первую позицию. Ближе к финишу болид Райана уже не так уверенно справлялся с круговыми, а тут еще и неуступчивый Томас Шектер подвернулся. Австралиец не смог быстро определиться, как проводить маневр против Томаса, и на задней прямой убрал ногу с акселератора. Это был шанс для Диксона, первый и, возможно, последний. Бриско не мог контролировать ситуацию в зеркалах заднего вида, и не успел перекрыть чемпиону внутреннюю траекторию. Диксон на входе в третий поворот уже был впереди.
Новозеландец был так хорош на заключительном отрезке гонки, что у Бриско не было шансов на контратаку: за оставшиеся до финиша круги он отпустил Диксона на дистанцию в две секунды. Действующий чемпион, начав сезон с двух неудачных гонок, благодаря победе в Милуоки вышел в лидеры общего зачета, однако этот двойной успех Скотт воспринял с олимпийским спокойствием. После гонки он покинул кокпит с таким видом, будто просто выполнил свою работу, не позволив себе чрезмерного проявления эмоций.
«Я несколько раз по ходу заезда пытался атаковать Райана, но он применял блокировку, что весьма меня огорчало, – отметил после гонки Диксон. – В том моменте, когда я вышел вперед, Шектер попытался выжать Бриско вниз, а я смог хорошо разогнаться на прямой и проскользнул мимо них. Да, борьба с круговыми на этом треке – серьезное испытание».
Бриско, несмотря на то, что остановился в шаге от победы, предпочел не посыпать голову пеплом: «Естественно, я хотел победить, но гонка-то получилась отличной. На последних кругах Скотт был быстрее меня. Он всю дистанцию искал возможность для обгона и сделал это, когда я замедлился». С результатом Райана резко контрастирует 11-е место его товарища по команде Хелио Кастроневеша. В квалификации Кастроневеш разбил машину и поэтому в воскресенье стартовал с последней позиции. Очевидно, что подготовить болид к гонке в команде не удалось. Хелио не мог держать темп лидера и финишировал с отставанием в три круга. После бразилец грустно пошутил: «Это одна из тех гонок, когда кажется, что дистанция составляет 700 кругов».
Третье место в гонке занял Франкитти. За победу шотландец бороться не мог, а чтобы финишировать на позиции похуже ему пришлось бы постараться, так как Грэм Рейхол и Даника Патрик, попавшие в пятерку лучших, ничего не могли противопоставить Дарио, который в своих послегоночных комментариях также посетовал на сложности борьбы в трафике.
В 225-мильной гонке приняло участие два пилота, получивших приглашение от команд за считанные дни до старта. Уже упоминавшегося Шектера заявила «Дрейер и Рейнбольд Рейсинг», о чем, наверное, не пожалела. Томас блестяще провел первые круги, ненадолго промелькнув на пятой позиции, но затем бороться с собственной машиной становилось все труднее. Всех усилий гонщика хватило для 13-го места. Пол Трейси, заменивший пострадавшего в Индианаполисе Витора Мейра в команде Эй-Джей Фойта, ничем подобным похвастать не может. Первые 100 кругов ветеран сражался не с соперниками, а управляемостью, проиграв несколько кругов. Впоследствии машина поехала быстрее, но поезд ушел. Итог – 17-ая позиция. Возможно, шанс реабилитироваться Трейси получит в Техасе, где пройдет первая вечерняя гонка сезона. Кстати говоря, зрелище стремительных болидов под искусственным освещением обещает быть красивым.