Триумф опыта
Прошедший на минувшей неделе 11-й этап NASCAR Sprint Cup в Дарлингтоне и все то, что его окружало, оставили так много впечатлений, что сразу и не сообразишь, с чего начать рассказ о гоночном уик-энде. Возможно, начать стоит с исторической преемственности, тем более что о ней не говорил только ленивый, после того как этап в этом году получил название Southern 500. Что такое Southern 500? Это не просто титульное наименование гонки. Это история. История, оборвавшаяся в 2004 году, когда волею руководства ассоциации Дарлингтон сначала потерял традиционный слот в календаре – первое воскресенье сентября, а затем и вовсе лишился своей второй даты, оказавшись в числе треков, которые не смогли отвоевать себе право на жизнь в условиях политики NASCAR, ориентированной на извлечение максимальной прибыли. А ведь в то самое первое воскресенье осени, в День труда, из года в год, на протяжении более чем 50 лет проходила, без преувеличения, великая гонка, по престижу сравнимая с Daytona 500.
Выиграть Southern 500 было очень почетно. И в то же время крайне тяжело. «Дарлингтон Рейсвей» – это одна из тех трасс, которые с полным на то основанием называются пилотажными. Представьте себе изнуряющую жару, скользкий трек, немилосердный к покрышкам, на котором малейшая ошибка приводит к контакту со стеной; все те условия, которым противостояли пилоты на протяжении долгих и выматывающих 500 миль дистанции. У этой гонки не было случайных победителей, и их не могло быть, потому что Southern 500 являлась настоящим испытанием моральных и физических сил, тестом гонщицких способностей. Сегодня гонка с таким названием лишь формально может претендовать на какую-то историческую связь, на деле же ею и не пахнет. Нынешние 500 миль меряются другими критериями.
Что и говорить, сейчас гоняться в Дарлингтоне несоизмеримо легче, чем прежде. Во-первых, этап теперь проводится весной в вечернее время, более комфортное для пилотов, а во-вторых, новое покрытие, уложенное в 2007 году, практически сняло проблему износа резины. Раньше у гонщиков и крю-чифов не было другого варианта, кроме как менять четыре колеса, чтобы успешно бороться за высокие места, если до финиша осталось более 15 кругов, зато в прошлую субботу в решающей стадии гонки применение нашли две тактики: «только дозаправка» или «смена резины с правой стороны». Уже этих двух вышеуказанных пунктов достаточно, чтобы сделать вывод: гонки на «Леди в черном» стали немного другими. Но главное – они не потеряли в зрелищности.
Вот тут-то самое время перекинуть мостик к событиям и итогам непосредственно 11-го этапа «Кубка Спринт». На комплименты отчетной гонке скупиться не приходится: на протяжении четырех часов перед зрителями разворачивалась захватывающая история с множеством главных героев, предугадать развязку которой было практически невозможно. Не испортили заезд даже рекордные 17 коушенов, не позволившие состояться хотя бы одному раунду пит-стопов под зеленым флагом.
Отличным предисловием к гонке стала квалификация, которая ознаменовалась двумя неожиданностями. Первая из них – это поул-позиция Мэтта Кенсета, который вообще далеко не специалист по быстрым кругам. Тем удивительнее, что чемпион-2003 установил новый рекорд трассы – 27.394, на целую десятую секунды опередив Джеффа Гордона. Второй сюрприз случился, когда на трассе появился Джимми Джонсон. На своем зачетном круге он не смог выловить машину из заноса и разбил ее об отбойники: сначала внешний, а потом внутренний. К гонке его команде пришлось готовить запасное шасси, но это обстоятельство, равно как и необходимость прорываться с 42-й позиции на старте, не помешали Джонсону стать одним из главных действующих лиц субботнего заезда.
Уже не раз ход гонок подтверждал аксиому, что зрелищность напрямую зависит от отсутствия доминирующей машины. На этот раз многочисленные аварии, постоянные перестановки на пит-лейн и прочие события заскучать не дали никому. То один, то другой гонщик оказывался впереди и, пользуясь чистым воздухом, уходил отрыв только затем, чтобы уступить первую позицию под коушеном. Кстати говоря, различных происшествий, достойных выезда пейс-кара было столько, что несколько раз судьи пренебрегали наличием медленной машины на треке и не выбрасывали желтый флаг. Такая непоследовательность тем более удивительна, что иногда поводом для коушена становится даже самый мелкий обломок, находящийся близ гоночной траектории. Понятно, что число инцидентов в Дарлингтоне превысило разумные пределы, но оправдывать этим действия судей нельзя.
Аварии, проколы колес, контакты с отбойником… Все это оказало непосредственное влияние на расстановку сил. Во-первых, жертвами несчастных случаев по ходу дистанции стало несколько сильных гонщиков, претендовавших на успех. Это и Кайл Буш, и Кейси Кейн и пролидировавший 117 кругов Грег Биффл. А во-вторых, постоянные коушены вновь вывели на первый план тактику пит-стопов. И опять лучше всех в ситуации разобрались в «Хендрик Моторспортс».
Кульминацией гонки стал желтый флаг на 315 круге из 367. Лидировавшие на тот момент Мартин Труэкс-младший, Тони Стюарт, Джефф Гордон и Джои Логано предпочли заехать на пит-лейн, чтобы поменять покрышки с правой стороны и залить топливо. В то же время на трассе осталась группа из семи машин, прежде останавливавшихся примерно 20 кругов назад. Рискованное решение Алана Гастафсона, вывело в лидеры его пилота – 50 летнего Марка Мартина, а на вторую позицию вышел Джимми Джонсон. Если поначалу существовали определенные сомнения в том, что риск двух товарищей по команде оправдается, так как существовала вероятность, что им не хватит топлива, то на финише все скептики оказались посрамлены. Стратегия сработала!
Но это выяснилось только на финише, а ведь в гонке было еще два желтых флага, которые очень помогли Стюарту. Тони очень быстро прорвался с восьмой позиции на четвертую, без помех опередил вторую машину своей команды под управлением Райана Ньюмана и вполне закономерно оказался главной угрозой дуэту «Хендрик Моторспортс», сражающемуся за победу. Немного жаль, но эта угроза оказалась мнимой. Не помогло даже преимущество более свежей резины: оторвавшись от Смока, Мартин и Джонсон решили судьбу гонки тет-а-тет.
Пилотаж Мартина на последнем отрезке можно назвать хрестоматийным. Он мягко плыл по треку, четко работая рулем. Даже далекий от гонок человек мог с ходу определить, что машину ведет опытный ас. Великолепная защита Марка, прикрывавшего всякие возможности для атаки сверху, не оставила Джонсону никаких шансов. Джимми пытался несколько раз просунуть передний бампер слева, но тщетно. За восемь кругов до финиша Джимми был вынужден капитулировать и сосредоточиться на том, чтобы финишировать вторым. И Мартин, и Джонсон не были до конца уверенными в том, что им хватит топлива до финиша, но все обошлось.
Что касается Джимми, то было бы настоящим чудом, если бы он выиграл в тот вечер. Стоит напомнить, что стартовал он с конца пелотона и на запасной машине, да и по ходу гонки что только не приключилось с №48. И круг он потерял из-за несвоевременного желтого флага, и на пит-лейн его разворачивало. Но отменный пилотаж трехкратного чемпиона и тактический гений Чада Кнауса вновь показали, что иногда их тандем просто невозможно остановить.
Интересный факт: в первой семерке финишировавших шесть гонщиков, так или иначе, имеют отношение к «Хендрик Моторспортс». Среди них Стюарт и Ньюман, пользующиеся технической поддержкой организации Рика Хендрика. Всю гонку они провели в первой десятке, оба успели полидировать и при определенном раскладе машина команды «Стюарт-Хаас Рейсинг» вполне могла бы оказаться на Аллее победы, однако в итоговом протоколе Тони значится третьим, а Райан четвертым. После финиша гонщики вместе обсуждали итоги этапа, когда их нашли репортеры канала FOX, чтобы взять интервью. Сразу бросился в глаза контраст: пока Стюарт с горящими глазами делился своими впечатлениями, Ньюман измученно вытирал лицо полотенцем; судя по всему, он был очень изможден. Так и хотелось заметить, что Райан находится в плохой форме, но оказалось, что в день гонки он отравился и по ходу заезда плохо себя чувствовал. Можно только гадать, что было бы, если бы Рокетмэн был готов на 100 процентов.
Пятое место Джеффа Гордона досталось ему не без приключений: как и Джонсону, ему пришлось отыгрывать круг отставания и прорываться сквозь многочисленный трафик. На последних кругах Джефф изо всех сил пытался пройти Ньюмана, но безуспешно. Но и простого попадания в Топ-5 хватило, чтобы остаться лидером общего зачета. После Дарлинтона Гордон опережает Стюарта на 29 очков.
Отдельно стоит выделить новичков. Чего-чего, а как-то не думалось, что после Дарлингтона будет повод похвалить Брэда Кезеловски и Джои Логано, но оба провели потрясающую гонку. Седьмой результат Кезеловски, который на этот раз пилотировал «Шевроле» под номером «25», стал достойным ответом тем, кто считал, что победа Брэда двухнедельной давности в Талладеге носит случайный характер. Не стоит забывать, что Кезеловски уже не мальчик, ему 25 лет, и определенный опыт он имеет, поэтому его попадание в первую десятку можно прокомментировать следующим образом: именно так должен выступать гонщик, претендующий в ближайшем будущем на место в сильнейшей команде чемпионата. Вот только когда это место освободится – неизвестно. На днях Марк Мартин объявил, что и в 2010 году проедет на полном расписании, так что Кезеловски оказался в несколько подвешенном состоянии.
В отличие от своего принципиального соперника по прошлому сезону в Nationwide Series, Джои Логано избавлен от подобных переживаний. После слабого старта сезона молодой пилот постепенно начинает оправдывать авансы. Southern 500, без сомнения, стала пока самой удачной гонкой для сменщика Стюарта за рулем «Тойоты» №18. Девятое место в Дарлингтоне для дебютанта – очень неплохой результат, но что более впечатляет, так это та зрелость, с которой Джои вел гонку. Выясняется, что этот парень совсем не промах…
Баталии за позиции в «Чейзе» продолжатся через две недели, по ходу главного гоночного уик-энда года. Нас ждет Coca-Cola 600, самая длинная гонка в календаре. Ну а в Southern 500 уже стала частью истории. Может быть, в будущем эту гонку будут вспоминать исключительно как триумф Марка Мартина, который в этом сезоне преподает урок пилотам, годящимся ему в сыновья. Достижение Харри Ганта уже не выглядит незыблемым.
По паре пунктов есть возражения:
1. Гордон не мог вернуть себе лидерство в чемпионате, потому что и так лидировал.
2. Судьи образцово отработали. Просто на 5+. Каждый выброшенный и невыброшенный кошен имеет под собой четкое и последовательное обоснование.
2. Тут не согласен. Я могу согласиться с тобой, только если бы так судьи действовали всегда. Однако, в гонках, где вдруг встречается «недостаток» коушенов и страдает зрелищность, желтые появляются по пустякам. Вспомнить хотя бы Техас и разворот Сэдлера. Прокатился по травке, вернулся в нормальное положение, двинулся дальше. Желтые.
Ну и то, что происходит с Джуниором вообще непонятно. Провал за провалом. Интересно, что предпримет Хендрик? Я почему-то не был удивлен тем, что на своем первом пит-стопе Дейл снова промахнулся мимо пит-столла.
В инете много стонов по поводу того, что пора Юри мл. долой. И только один раз прочел взвешенный анализ одного аналитика относительно того, кто же может его заменить. Он детально прошелся по около 20 кандидатурам и разным схемам работы и с его выводом я согласен. А вывод - заменять не на кого. Все крю-чифы, которые в худшем случае гарантированно не сделают ситуацию хуже, уже при деле. Юри просто не на кого менять. Что же до обмена крю-чифами или командами внутри Хендриков, то это крайне рискованно. На кого менять? Джонсон выиграл 3 чемпионата подряд и будет сейчас идти на 4-й. Гордон показывает убедительную езду после прошлогоднего провала и Летарта тоже не отпустит. Марк в этом году имеет, возможно, самый большой шанс в карьере взять долгожданное чемпионство. Как ты у него заберешь крю-чифа?
Брать Юри ст. было бы ошибочным ходом. Это крю-чиф - диктатор, который является самой лучшей кандидатурой для новичков и гонщиков, совершающих первые шаги в этом спорте. Джуниор с ним провел наиболее успешные свои первые годы. Но сейчас Джуниор уже не новичок, он изменился. Он сейчас в статусе звезды с солидным опытом и не потерпит просто напросто над собой такого отношения, каке будет показывать Юри ст.
А вообще, как мне кажется, кредит доверия у Юри-мл. еще есть, тем более, что Джуниор его постоянно защищает. Может проблема все-таки в самом гонщике?
Но без пары замечаний не обойтись:
=Раньше у гонщиков и крю-чифов не было другого варианта, кроме как менять четыре колеса, чтобы успешно бороться за высокие места, если до финиша осталось более 15 кругов=
В 2005-м году Райан Ньюман, будучи лидером, не поменял шины перед GWC и финишировал 5-м.
=стала пока самой удачной гонкой для сменщика Стюарта за рулем «Тойоты» №18.=
Исправь опечатку.
Теперь что касается Джуниора и его кузена-крю-чифа
=Брать Юри ст. было бы ошибочным ходом. Это крю-чиф - диктатор, который является самой лучшей кандидатурой для = ... размазни, в которую превращается Джуниор.
=Он сейчас в статусе звезды с солидным опытом и не потерпит просто напросто над собой такого отношения, каке будет показывать Юри ст.=
Джимми Джонсон тоже в статусе звезды. И во многом потому, что молчал в тряпочку и слушался Кнауса.
Есть отличные крю-чифы, которых Хендрик может легко перекупить - Джимми Фенниг и Дуг Ричерт. Последний, кстати, работал с Дейлом-старшим.
Я не знаю, есть ли проблемы с Джуниором. Думаю, что проблема мотивации-концентрации, безусловно, присутствует. Но это только малая часть проблем. Основная часть лежит в отношениях и построении всей работы команды.
Я регулярно смотрю практики. Постоянно видно, что 24, 5 и 48 постоянно что-то между собой обсуждают. Ни разу не видел там кого-то от 88. Это лежит на поверхности, а сколько там внутри проблем мы можем судить только по тому, что видим.
Я вот думаю, что Джуниор даже не может потренировать заезд в питы толком - тесты запрещены. Могли бы развесить знаков и начать махать сильно :)