Вести из-за океана
Подарок на день рождения
Начало сезона в серии «Индикар» получилось безо всякого сомнения интригующим. В принципе, ничего удивительного в этом нет, учитывая, что первые две гонки прошли на уличных трассах, где не так уж и легко определить действительную расстановку сил. Бесспорно, этапы в Сент-Питерсберге и Лонг-Бич подтвердили силу команд Чипа Гэнасси и Роджера Пенске, которые считаются главными фаворитами чемпионата, однако нашло ли это отражение в результатах гонок? Лишь частично. Ну а о чем можно говорить, если эти самые результаты так непохожи друг на друга? Лишь четыре пилота попали в Топ-10 и во Флориде, и в Калифорнии, в то время как триумфаторы первого этапа оказались в тени по окончании второго.
Скажу сразу: гонку в Лонг-Бич назвать интересной можно лишь с большой натяжкой. Нынешняя конфигурация трека очень затрудняет обгоны, да и опыт предыдущих сезонов показывает, что прижимная сила у «Даллар» настолько велика, что на дорожных трассах борьбы подобной той, что стала визитной карточкой чемпионата CART в 90-е, ждать не следует. Однако в этом аспекте есть некоторые улучшения – скучного «паровозика» в минувшее воскресенье не было.
Зато была доминирующая машина великолепной команды. Дарио Франкитти отпраздновал свое возвращение в «Индикар» уверенной победой, подарив «Чип Гэнасси Рейсинг» 25-й триумф в истории. Можно сказать, что 85-круговой заезд превратился в легкую прогулку для шотландца, за что поблагодарить он может своего гоночного инженера, который зазвал его на пит-стоп под зеленым флагом на 15 круге. Ситуация была очень рискованной. После старта со второй позиции Дарио пропустил вперед Рафаэля Матуша и безуспешно пытался пройти его, в то время как поул-ситтер Уилл Пауэр спокойно наращивал свой отрыв. И тут в ретардерах оказался Майк Конвей. По рекомендации руководства серии, двойные желтые флаги в таких ситуациях вывешиваются только если поврежденная машина перегораживает дорогу, или если требуется ее эвакуация с трека. В данном случае судьи взяли паузу на раздумье, а Франкитти по команде с пит-лейн отправился на свою дозаправку, вместе с Даникой Патрик и Эдом Карпентером. Этой тройке очень повезло, что буквально через считанные мгновения Скотт Диксон подрезал Эрнесто Визо и оставил того на трассе со сломанной подвеской. Только после этого пейс-кар вышел на трассу.
Эта ранняя дозаправка позволила Франкитти возглавить пелотон вскоре после второго коушена (в последней шпильке пришлось разгребать завал из пяти машин), после чего и началась гегемония Дарио, включившая в себя 51 круг лидирования. Но и тут не обошлось без некоторого везения. На 52 круге гонки из 85 Франкитти совершил свой второй плановый пит-стоп. И так можно было ожидать, что он, по окончании цикла дозаправок, вернется на первую позицию, однако все сложилось даже лучше. Не успел чемпион-2007 набрать гоночный темп, как ему удружил все тот же Конвей, снова отправившийся в стену и вызвавший третий так называемый ‘full-course yellow’. Все соперники Дарио как один ринулись в питы, и тот вновь оказался впереди. Все остальное было делом техники, так как по скорости с Франкитти в тот день не мог соперничать никто. Даже не выкладываясь на полную, шотландец удержал пришедшего вторым Пауэра на комфортном расстоянии. Победа стала отличным подарком на день рождения его супруге – очаровательной Эшли Джадд, которая непременно сопровождает Дарио в поездках с этапа на этап, переживая за него во время гонок на капитанском мостике команды.
Вот с Пауэром, а точнее даже с «Тим Пенске» была связана главная новость гоночного уик-энда. С Хелио Кастроневеша в пятницу были сняты обвинения в неуплате налогов, и Капитан Роджер в спешном порядке обновил заявку своей команды на этап. Пенске явно рассчитывал на такое развитие событий, так как для Пауэра был быстро подготовлен болид под номером «12», на котором красовались логотипы компании Verizon, а Кастроневеш получил свое прежнее место в красно-белой «Далларе» с троечкой на борту. Возвращение бразильца триумфальным не получилось, все-таки полгода без практики сказали свое слово. После тренировочных сессий Хелио жаловался на усталость, а в субботу по ходу второго квалификационного сегмента он допустил ошибку и разбил машину. В гонке Кастроневеш также ничего особенного не показал, да и ждать от него успеха было бы опрометчиво. И все же на финише он был седьмым. А вот Пауэр провел отличную гонку, ведь по дистанции он шел без радиосвязи со штабом своей команды. Досадная неприятность случилась еще до того, как пелотон отправился на прогревочные круги, причем вместе со связью пропала и телеметрия. Естественно, что в таких условиях, своевременно реагировать на события в гонке и адаптировать под них тактику, было чрезвычайно тяжело, и завоеванное второе место, таким образом, еще более значимо. Очень хочется верить, что этот успех позволит сохранить австралийцу место в команде. Пока он гарантированно выступит только в Индианаполисе, ну а вопрос с его участием в первой овальной гонке сезона в Канзасе пока еще не решен.
Лучшей командой гонки, безусловно, стала «Андретти-Грин Рейсинг». Победа в этой виртуальной номинации стала следствием великолепно рассчитанной стратегии на гонку. Даника Патрик, Марко Андретти и Хидеки Муто вновь провалили квалификацию, оставив среди лидеров одного Тони Канаана, и в воскресенье ничего не предвещало успеха, однако, взглянув на итоговый протокол, мы обнаружим, что три машины из четырех попали в первую шестерку. Не повезло лишь Муто, который угодил в аварию, а вот остальные извлекли максимальную выгоду из желтых флагов, причем каждый шел на своей собственной тактике. Отдельно хочется выделить Патрик, которая стартовала с 22-й позиции. Решение пойти на пит-стоп на 15 круге коренным образом изменило ее перспективы на гонку, и предоставленным шансом гонщица воспользовалась. После заключительной остановки у механиков она даже некоторое время шла на второй позиции, но допустила ошибку и пропустила вперед Пауэра и Канаана, чем была разочарована после финиша.
Гонщики, завоевавшие первые три места в Сент-Питерсберге, на этот раз не попали даже в десятку. Джастин Уилсон поучаствовал в уже упоминавшемся завале и повредил подвеску, Райан Хантер-Рэй за пару кругов до финиша проиграл упорную борьбу за десятое место Алексу Тальяни, а Райан Бриско набедокурил во время последнего коушена, развернув Скотта Диксона, за что получил заслуженный штраф в 30 секунд. Для действующего чемпиона сезон начался – хуже не придумаешь, но после гонки Скотт был весьма сдержан в комментариях, пояснив, что не держит зла на Райана, так как злого умысла в действиях австралийца не было.
Итак, и после второй гонки сезона осталось много вопросов. Пока можно сделать вывод, что на дорожных трассах плотность и непредсказуемость борьбы таковы, что на победу может претендовать не менее десяти гонщиков, и потому решающее значение приобретают овальные этапы, на которых свою силу должны подтвердить гранды. Как оно будет на самом деле, мы узнаем уже 26 апреля, когда состоится этап на полуторамильном треке «Канзас Спидвей».
И возраст не помеха
В минувший уик-энд соревнования машин с открытыми колесами и сток-каров оказались очень удобным образом разведены по времени. Если этап «Индикара» состоялся в воскресенье, то восьмая гонка главного чемпионата серии NASCAR Sprint Cup прошла в субботу – она проводилась вечерном. Местом действия стал один из самых необычных овалов в календаре – «Финикс Интернэшнл Рейсвей». Subway Fresh Fit 500 можно было бы назвать рядовым этапом, если бы не особенный победитель, возвращения которого на Аллею победы ждали четыре года. Имя ему – Марк Мартин.
Тяжело найти в NASCAR такого известного гонщика, у которого бы не было недоброжелателей, как среди соперников, так и среди зрителей. 50-летний Мартин вообще, наверное, такой один. За более чем 20 лет в Sprint Cup Марк завоевал себе репутацию джентльмена как на трассе, так и за ее пределами. Обаятельный, с привычным ежиком седых волос, Мартин кажется немного старше своих лет. Так и хочется назвать его дедушкой, хотя… многие болельщики так и говорят – Old man, с любовью и уважением отзываясь о своем кумире. Марк собирался завершить карьеру по окончании сезона-2005 вместе со своим другом Расти Уоллесом, но порвать с NASCAR не сумел и вернулся. Сначала на неполное расписание, выступая за команды Бобби Джинна и «Дейл Эрнхардт Инкорпорейтед», а в прошлом году дал согласие Рику Хендрику на полный сезон занять место за рулем «Шевроле» под номером «5», чтобы попытаться все-таки выиграть чемпионский титул, которым он, несмотря на свою долгую и богатую победами карьеру, не владел ни разу.
Его победы ждали так же, как ждали и победы Джеффа Гордона, причем «сухая» серия Марка длилась куда дольше, чем у его нового товарища по команде – с осени 2005 года он ни разу не оказывался на Виктори-Лейн. На прошлой неделе в Финиксе Мартин остановил счетчик гонок без побед на отметке в 97 этапов. И, наверное, не было такого человека, который был бы не рад видеть, как Мартин пересекает финишную черту первым. Не так уж и часто в последнее время ветеранам удается напомнить о себе подобным образом. Вообще, если обратиться к истории, то только три гонщика одерживали победы в NASCAR в возрасте за 50 лет: это Морган Шеперд, победивший в 1993 году в Атланте (он, кстати, до сих пор выступает в Nationwide Series) и Харри Гант, на счету которого восемь побед, завоеванных в таком преклонном для гонщика возрасте.
В этой статье мы уже обращались к избитому клише «доминирующая машина». В случае с Марком Мартином оно снова просится на язык. В самом деле, «Шевроле» под управлением ветерана был не просто быстр, а очень быстр. Даже когда Марк уступал лидерство на продолжительное время, не возникало сомнений в том, кто является главным претендентом на победу. Окончательно и бесповоротно №5 воцарился на первом месте на 256 круге, и за оставшееся время побороться с Мартином никто не смог. Да, был вариант с неудачным последним пит-стопом, который пришелся на коушен вызванный аварией Дейла Эрнхардта-младшего и Кейси Мирса, но самый удобный пит-столл свел все риски к минимуму. Получив свежий комплект резины, Марк вернулся на трек вторым, на рестарте играючи расправился с Райаном Ньюманом, который оставался на старой резине, и уехал от пытавшегося его преследовать Тони Стюарта. Другого расклада в тот вечер просто не могло быть. Хотя… Как знать, кто радовался бы на пит-лейн, не накажи судьи Кайла Буша за превышение скорости, когда тот покидал пит-лейн во время все того же заключительного желтого флага. Буш уже успел обрадоваться тому, что выехал вплотную позади Мартина, но тут последовало сообщение о штрафе, и перспектива борьбы за победу обернулась суровой реальностью в виде финиша за пределами Топ-10. Но это уже никого не волновало. Главный герой – вот он, на Аллее победы!
«Для меня эта победа точно так же важна, как и самая первая, – заявил в своем послегоночном интервью Мартин. – Мы только в самом начале гонки вносили изменения в настройки, а всю оставшуюся часть дистанции ничего не трогали. В середине мы не были самыми быстрыми, но под конец никто не мог с нами соперничать».
Долгожданная победа позволила Мартину окончательно включиться в борьбу за попадание в число 12 лучших, которые поведут после 26 гонок борьбу за титул. На данный момент от заветной дюжины его отделяет всего девять очков, а ведь после сходов в Калифорнии и Лас-Вегасе можно было усомниться в том, что Марк сможет быстро наверстать упущенное.
Кстати говоря, гонка в Финиксе ознаменовала собой третью победу организации «Хендрик Моторспортс» подряд, причем каждый раз победитель был разным. Последний раз подобная серия имела место в 2007 году, когда друг за другом победы одержали Джимми Джонсон, Джефф Гордон и Кейси Мирс. Поклонникам «ХМС» осталось дождаться триумфа Эрнхардта-младшего, но, судя по форме, в которой находится его команда, рассчитывать на успех он может только при счастливом стечении обстоятельств. Вот и отчетная гонка окончилась уже привычным провалом. Джуниор шел по трассе в неплохом темпе, успел полидировать 63 круга, но на заключительном отрезке у него начались серьезные проблемы с управляемостью. Гонщик едва удерживал машину на трассе, но в итоге все окончилось аварией с Кейси Мирсом. Дейл в итоговом протоколе значится лишь 31-м.
Не так далеко, на 25-й позиции, расположился его товарищ по команде Джефф Гордон, но тут виновником неудачного финиша выступила досадная оплошность технического персонала. На одном из пит-стопов механик, ответственный за смену колес, не смог закрутить одну из гаек, и возникшая вибрация заставила четырехкратного чемпиона совершить еще одну остановку, но уже под зеленым флагом. Джефф мигом потерял два круга, а отыграть до финиша сумел лишь один. Эта неудача, тем не менее, не лишила Гордона лидерства в общем зачете. Перед гонкой в Талладеге он опережает Джонсона на 85 очков.
Если кратко резюмировать всю гонку, то в ней можно найти как интересные моменты, так и скучные. Единого мнения, какую же оценку дать увиденному, у болельщиков нет. «Машины сегодняшнего дня» до сих пор не могут предоставить требовательным зрителям то, к чему они привыкли. Вроде бы и борьбы на треке было достаточно, но все равно пока получается что-то не то. Возможно, это лишь мое субъективное зрелище, тут уж судить вам. Одно можно сказать с уверенностью. На следующем этапе в Талладеге скучать точно не придется. Вот рестрикторные гонки на СОТ, как правило, удаются, по крайней мере, оба визита NASCAR в Алабаму в 2008 году получились просто потрясающими.
Глупая спешка - в этот раз клей уже не обвинишь.