12 мин.

Размочили

Индикар: Отличное начало

Ну, вот мы и дождались! Знаете, очень хотелось, чтобы дебютная гонка сезона-2009 в «Индикаре» заставила забыть о том негативе, что вызывали тенденции развития серии в последнее время. Сколько проблем свалилось на команды, сколько критики было направлено в адрес руководства «Индикара» со стороны тех болельщиков, кто помнит еще золотую эпоху американских оупен-вилс, пришедшуюся на 90-е годы прошлого века! Но вот пришло время старта, и на первый план вышли события на трассе. Вышли с полным на то основанием. Безусловно, крайне приятно, что Гран-при Сент-Питерсберга развеял скептицизм относительно нового сезона. Возможно лишь на время, а возможно и нет.

Чем хорош первый этап сезона, так это тем, что он оставляет множество вопросов, ответы на которые сразу дать просто невозможно. Гонка в Сент-Питерсберге дала богатую пищу для обсуждения, и именно этим сейчас занимаются болельщики. ведь все равно по его итогам нельзя делать никаких далеко идущих выводов, только прогнозы. Чего стоят хотя бы выступления Джастина Уилсона и Райана Хантера-Рэя. Оба сменили команды в межсезонье, оба, казалось, будут довольствоваться ролью середняков, и вот надо же было такому случиться, что в первой же гонке они, вопреки всяким ожиданиям, заслужили право называться главными ее героями. Но, обо всем по порядку, ибо сюрпризы начались еще до старта.

По новым правилам квалификация на дорожных трассах теперь будет проходить по достаточно хитрой и интересной схеме. Жеребьевкой участники делятся на две группы – по 11 участников в каждой, а сама сессия проходит следующим образом: по итогам первого сегмента шесть лучших гонщиков из каждой группы выходят во второй раунд, в нем уже идет совместная борьба за право пробиться в решающую часть, в которой за поул сражаются опять же шесть пилотов. В каждом из сегментов гонщик может проехать столько кругов, сколько пожелает.

Такова суть квалификации, и вполне естественно, что при таком подходе без неожиданностей было ну просто никак. Взять хотя бы провал «Андретти-Грин Рейсинг»: лишь Тони Канаан подтвердил свой высокий статус, завоевав третье место на старте, а вот Даника Патрик, Хидеки Муто и Марко Андретти остались далеко за пределами первой десятки. К категории сюрпризов со знаком «плюс» стоит отнести пятое место Алекса Тальяни, который, как казалось, претендует на роль аутсайдера, второе место Уилсона (такого вообще мало кто ожидал) и поул-позицию Грэма Рейхола.

Никто бы не удивился, если бы и победитель Гран-при Сент-Питерсберга был необыкновенный, но Райана Бриско к этой категории не отнесешь. Австралиец почти всю гонку держался в группе лидеров и на 86 круге нанес решающую атаку на Уилсона, выйдя вперед на рестарте. До этого момента все складывалось в пользу Джастина и «Дейл Койн Рейсинг». Отличный старт позволил британцу миновать неразбериху в первом повороте, в которой пострадали Рейхол и Майк Конвей, ну а стратегия остановок сбой, да и то неминуемый, дала лишь однажды. И если бы не авария Скотта Диксона в третьем повороте на 81 круге, приведшая к выезду пейс-кара, то Уилсон, вполне вероятно, довел бы дело до победы. Однако на рестарте расстановка сил была не в его пользу.

За 13 кругов до финиша был выброшен зеленый флаг, и шедший вторым Бриско просочился мимо Уилсона в первом повороте. Не успел Джастин подготовить ответную атаку, как гонка была нейтрализована вновь: не поделили трассу Дэн Уэлдон и Роберт Дорнбос, результатом чего стала очередная авария, в которую помимо своей воли оказался замешан Муто. Самым досадным для Уилсона было то, что в момент объявления коушена его успешно прошел и Хантер-Рэй, завершив свой удивительный и незаметный прорыв с 14-й стартовой позиции.

Ситуация в борьбе за победу моментально поменялась. На рестарте Уилсону пришлось думать только о том, чтобы удержать позади Дарио Франкитти, ну а Хантер-Рэй попытался сделать все, что было в его силах, в борьбе Бриско. Машина у лидера была все-таки побыстрее, так что все ухищрения американца, вроде попыток атаковать слип-стримом на финишной прямой, ни к чему не привели: на финише болид «Пенске» был первым, что не расстроило Хантер-Рэя, который принес своей команде лучший финиш в ее истории.

Уилсон также выразил удовлетворение своим результатом. «Да, я немного разочарован тем фактом, что не смог победить, пролидировав больше всех, однако в сложившихся обстоятельствах третье место – отличный результат», – отметил британец. – «Вообще, это был великолепный уик-энд для нашей команды».

Ну а что там с остальными сильными пилотами? Из числа фаворитов чемпионата наиболее драматично сложилась гонка для действующего чемпиона Скотта Диксона. Новозеландец на старте едва не загремел в аварию, виртуозно объехав неуправляемые машины Рейхола и Конвея, но на этом его лимит удачи был исчерпан. Из претендентов на победу его исключил инцидент на пит-лейн, когда Уилл Пауэр помешал ему заехать к своим механикам, и Скотт оказался последней машиной на лидирующем круге. Ну а последним ударом стала уже упоминавшаяся авария на 81 круге. В первом повороте Диксон контактировал с Муто, повредил подвеску и через пару поворотов врезался в стену. Реноме «Чип Гэнасси Рейсинг» в какой-то мере поддержал Дарио Франкитти, но всех его усилий хватило только для достижения четвертого места. Однако если верить собственным глазам, а не финишному протоколу, то у шотландца явно все в порядке и со скоростью, и с мотивацией.

Любимица болельщиков Даника Патрик ни на что особенное в Сент-Питерсберге не претендовала, за высокие места не боролась, но забыть о ней не позволил дебютант серии Рафаэль Матуш. На 33 круге бразилец предпринял авантюрную атаку на Патрик в скоростной секции, и дело кончилось аварией в 12-м повороте. Оба болида на огромной скорости улетели в ретардеры из покрышек, и, к счастью, никто не пострадал. Это столкновение стало одним из самых драматичных моментов гонки.

В заключение стоит сказать пару слов о гонках младшей серии – Indy Lights, в которой в этом сезоне выступает россиянин Сергей Мокшанцев. В субботнем заезде Сергей вылетел уже на первом круге из-за отказа тормозов, зато в воскресенье наш соотечественник провел отличную гонку. Несмотря на проблемы с адаптацией к трассе и плохую квалификационную позицию он финишировал 15-м, избежав попадания в многочисленные аварии. Очень приятно, что это небольшое достижение Мокшанцева было отмечено телекомментаторами. Кстати, в обоих гонках победил 22-летний голландец Джуниор Строус, перешедший в этом году в «Инди» из Atlantic Championship.

NASCAR: Долгожданная победа

А теперь перенесемся в Форт-Уэрт, где на скоростном овале «Техас Мотор Спидвей» состоялось весьма знаменательное событие: четырехкратный чемпион NASCAR и один из самых популярных гонщиков Америки Джефф Гордон наконец-то прервал свою сухую серию из 47 гонок и выиграл седьмой этап «Кубка Спринт» под названием Samsung 500. Больше года Джефф не попадал на Аллею победы и вот, свершилось!

То, что рано или поздно Гордон все-таки одержит победу, было очевидно, исходя из его выступлений в этом сезоне. Особенно впечатляюще «Шевроле» с номером «24» на борту выглядел в Фонтане и Атланте, и уже это позволяло отнести Джеффа к главным фаворитам отчетной гонки. Правда, было одно «но»: с момента включения трека в Техасе в календарь в 1997 году, Гордону ни разу не удавалось одержать на нем победу. Однако это статистическое недоразумение нисколько не повлияло на итоговую расстановку воскресной гонки.

Джефф честно признавался, что не очень любит овал в Форт-Уорте, и что не совсем понимает, как здесь ехать уверенно и быстро, но к его чести, он не собирался просто отбывать номер, ставя целью попадание в первую десятку. О серьезности намерений Гордона говорит тот факт, что он попросил свою супругу остаться на этот раз дома вместе с маленькой дочкой, а сам полностью сконцентрировался на работе. Результаты практик дали повод для осторожного оптимизма: скорость у машины была что надо, однако не было уверенности в том, насколько хорошо «№24» будет управляться на длинных отрезках, так как Джефф был недоволен прогрессирующей избыточной поворачиваемостью. Ответ на этот ключевой вопрос должна была дать гонка, стартовал в которой Гордон со второй позиции.

Надо сразу сказать, что зрителям, наблюдавшим за Samsung 500, очень повезло, так как заезд обошелся без доминирующей машины. О том, насколько это плохо можно судить на примере гонки Nationwide Series, состоявшейся в Техасе в субботу. Кайл Буш играючи расправился со своими соперниками, победив с пугающей легкостью, в то время как от скуки умирали даже комментаторы. Было бы очень грустно, если бы и главное событие уик-энда прошло в таком ключе. Но, к счастью, по ходу 334-круговой дистанции борьбу за победу вели шесть-семь гонщиков, имеющих примерно одинаковые шансы на успех.

Первым зубы показал стартовавший с поула Дэвид Рейтиманн. «Тойота» под номером «00» уверенно лидировала практически весь первый отрезок, уступив первую позицию за считанные круги до начала цикла пит-стопов, но и впоследствии Дэвид достаточно долго держался в Топ-5, сохраняя шансы на успех. Ключевым моментом гонки для Рейтиманна стал пит-стоп на середине дистанции: гонщик получил штраф за то, что ему оказали сервис вне пит-бокса, и из-за этого потерял круг. И хотя по скорости он был в числе лучших, Дэвид долго и упорно отыгрывал свое отставание и смог добиться только итогового 11-го места…

Эстафету у Рейтиманна перехватили пилоты команды «Рауш-Фенвей Рейсинг» – Мэтт Кенсет и Грег Биффл. Обоим было просто необходимо успешно выступить в Техасе, так как неудачи в последних гонках поставили под угрозу их шансы на попадание в «Чейз», и Грег с Мэттом потрудились на славу. На двоих они накрутили 148 кругов лидерства, но довольствоваться им пришлось третьим и пятым местами на финише соответственно.

В чем же тут дело? С Кенсетом произошла совсем уж неприятная история. На одном из заключительных пит-стопов под желтыми флагами у одного из механиков возникли проблемы с гайковертом, и смена колеса затянулась настолько, что рестартовать Мэтту пришлось с 15-й позиции. В Техасе обгонять и так не легко, а если учитывать плотность борьбы, то можно вообще сказать, что Кенсет совершил небольшой подвиг. Хороший результат Кенсета тем более удивителен, что по ходу тренировочных сессий ему не удалось найти хорошие настройки, и крю-чифу Дрю Бликенсдерферу пришлось работать над регулировками едва ли не наугад, рассчитывая только на свое чутье и опыт. Что ж, в воскресенье «Форд» под номером «17» было не узнать.

Что касается Биффла, то на том же самом 252 круге у него возникла аналогичная проблема на пит-стопе – долгая смена колеса. И пусть Грег был отброшен не так далеко – на 11-е место, – разыграть свою карту он уже не успел. Дело в том, что машина Биффла была очень стабильна и быстра на длинных отрезках, но к тому моменту, как «№16» разогнался, лидеры уже были далеко. Пришлось бороться за третье место с Тони Стюартом, и это сражение окончилось локальной победой пилота «Рауш-Фенвей Рейсинг». Завершая разговор о команде Джека Рауша нельзя не отметить Карла Эдвардса. В это тяжело поверить, но еще одна сильная машина была выведена из борьбы за победу по причине… ни за что не угадаете – заминки на решающем пит-стопе!

Стюарт, кстати, был еще одним гонщиком, рассчитывавшим на первое место, но его машина так же, как и у Биффла, была ориентирована на лонг-раны, так что на заключительном рестарте на 308 круге у него не было шансов побороться с Гордоном и Джимми Джонсоном. По признанию Тони, ему требовалось 30-35 кругов, чтобы прикатать резину и набрать оптимальный темп. Столько времени в его распоряжении не было. После финиша Тони пошутил про себя: «Владелец команды доволен, гонщик – удручен». Действительно, стабильность и попадания в Топ-5 – это хорошо, но амбиции Стюарта простираются уже немного дальше…

Ну а теперь мы можем перейти к главным героям гонки – пилотам «Хендрик Моторспортс» Джеффу Гордону и Джимми Джонсону. Оба провели просто идеальную гонку, великолепно отработав во всех компонентах. Ключом к успеху стала работа на пит-стопах. Гордону, как и ожидалось, пришлось бороться с избыточной поворачиваемостью уже с первых кругов, и его крю-чиф Стив Летарте не допустил ни одной ошибки, регулируя развесовку и давление в покрышках. После старта «№24» начал терять позиции, но после каждого заезда на пит-лейн управление становилось для Джеффа все более комфортным. И так, шаг за шагом, Джефф продвигался с седьмого места на первое, оказавшись впереди всех в самый нужный момент. Решающее значение приобрел пит-стоп на 305 круге во время последнего коушена. Механики обслужили «Шевроле» Гордона с невероятной быстротой, вернув своего гонщика на трассу лидером. После этого все было в руках самого Джеффа и… Джимми Джонсона.

Для трехкратного чемпиона этап в Техасе сложился подобно гонке в Мартинсвилле неделю назад. Если Гордон сражался с таким явлением как «луз», то головной болью Джонсона стала недостаточная поворачиваемость. Со старта Джимми моментально начал проваливаться вглубь пелотона, но гениальный Чад Кнаус и не думал сидеть сложа руки. На первых двух длинных отрезках Джонсон сумел удержаться в круге лидера, ну а затем Кнаус принялся за дело. Во время второго желтого флага он трижды зазывал своего гонщика на пит-лейн, пользуясь тем обстоятельством, что ниже 17-й позиции упасть было невозможно. Что ж, кто бы сомневался, что после такой продолжительной терапии «Шевроле» Джонсона не поедет. Поехал, и еще как! К пресловутому заключительному пит-стопу Джонсон был полноправным обитателем первой пятерки, но довольствоваться малым в его команде на этот раз не желали. Кнаус моментально внес корректировки в сетап, перенастроив машину на короткий отрезок, и после рестарта на 27-м круге стало очевидно, что двух товарищей по команде ждет борьба за победу.

Джонсон потерял время, так как пока Гордон сполна пользовался преимуществом чистого воздуха, ему сначала пришлось обходить Стюарта в борьбе за второе место. «На первых кругах после рестарта машина великолепно держала трассу, и мне практически не пришлось беспокоиться насчет возможных ошибок», – сказал впоследствии Гордон. Однако радоваться отличной управляемости будущему победителю пришлось недолго: вскоре баланс машины начал нарушаться, и темп «№24» слегка упал, что позволило Джонсону приблизиться на опасное расстояние. Но и у Джимми были определенные трудности, хотя его скорость и была стабильно выше, чем у Джеффа. Отрыв таял не так быстро, и времени Джонсону просто-напросто не хватило. Гордон пересек финишную черту с отрывом в 0,378 секунды, после чего началось необычайно экспрессивное празднование: Джефф и «бурнаут» сделал, и круг почета с клетчатом флагом проехал. Не хватало только обратного сальто в стиле Карла Эдвардса. Но на шутливый вопрос журналистов победитель ответил так: «Я просто не умею делать сальто, так что не буду даже пытаться». Эмоции и радость Гордона понятны: такой долгой «засухи» у него не было с 1994 года, то есть практически с его дебюта в высшем дивизионе NASCAR. Лучше всего объяснят чувства четырехкратного чемпиона его собственные слова: «Я словно победил впервые!» Что ж, нас остается только порадоваться за Джеффа. Он давно заслужил этот успех.