По победе на брата
И снова Кайл Буш
В прошлом году соревнования пикапов по праву носили статус самых зрелищных гонок в NASCAR. Опытнейшие ветераны вместе с молодыми пилотами преподнесли зрителям множество незабываемых финишей, а о борьбе за чемпионский титул между Джонни Бенсоном и Роном Хорнадэем можно рассказывать часами. Как же хотелось верить, что и в 2009 году Camping World Truck Series продолжит радовать нас великолепными заездами, однако по прошествии трех этапов тяжело искать поводы для оптимизма. Увы, но экономический кризис коренным образом изменил лицо самобытной серии, ввергнув ее в глубокий кризис.
«Зачем же тогда рассказывать об этих гонках?» – спросите вы. Затем, что в настоящее время в чемпионате пикапов подавляющее большинство участников выступает не ради славы или огромных денег, а из любви к гонкам и ради возможности удержаться на плаву в эти нелегкие времена, что тут же переводит сражения за победы на несколько иной уровень восприятия болельщиками. Возьмем хотя бы Тимоти Петерса. В этом сезоне он выступает за собственную команду, которая базируется в гараже у одного из его приятелей. В распоряжении Тимоти всего три гоночных шасси и один официальный сотрудник, не считая его самого – это крю-чиф. Можно только представить с какими сложностями сталкивается эта маленькая организация при переезде с трека на трек, поиске спонсоров или найме механиков. Но гонщик и не думает жаловаться. В недавнем интервью телеканалу SPEED он сказал: «Если у вас есть мечта – выступать в гонках, и вы ее осуществили, то вам уже повезло. И если на пути стоят серьезные проблемы – не сдавайтесь. Берите пример с нас». Право, ради таких людей и стоит смотреть этапы Truck Series…
Когда стало ясно, что ситуация в серии далека от благоприятной, NASCAR и руководители команд попытались совместно разработать меры по сокращению расходов. В результате свет увидело сразу несколько нововведений, одно из которых можно назвать как минимум спорным. Если сокращение количества комплектов резины на этап или правило одного двигателя на две гонки видятся вполне разумными способами сэкономить столь необходимые деньги, то пункт регламента, запрещающий на пит-стопе одновременно менять покрышки и дозаправлять машину, уже вызвал неприятие зрителей и дискуссии в их рядах. По задумке ассоциации эта мера должна повысить интригу в гонках, ведь появляется большой простор для тактических игр, однако реализация правила оставляет желать лучшего, что ярко продемонстрировал этап в Атланте.
Бесспорных фаворитов у отчетной гонки было всего два. Один из них – Кайл Буш – был полон сил и желания выиграть второй этап подряд за рулем «Тойоты» под номером «51», однако на этот раз его задача осложнялась наличием в заявочном листе еще одного делегата из «Кубка Спринт» – опытного Кевина Харвика, представлявшего собственную команду. В соответствии со всеми прогнозами эти два пилота и повели борьбу за победу, позволив вмешаться в нее, да и то не надолго, лишь Тодду Бодайну и Мэтту Крафтону.
Большую часть дистанции доминировал Харвик, стартовавший с третьей позиции. Он достаточно быстро догнал обладателя поула Буша и уже на 23-м круге вырвался вперед. Это настолько расстроило Кайла, что на пит-стопе, который пришелся на первый желтый флаг, он запросил серьезные изменения настроек, касающиеся распределения веса. В итоге, машина приобрела такую избыточную поворачиваемость, что управлять ею стало невозможно. Для Буша начались тяжелые времена: из-за нарушенного баланса он был вынужден думать лишь о том, как бы не попасть в аварию. Автомобиль #51 ощутимо вело в виражах, и лишь великолепные навыки гонщика спасали его от неприятностей. Решить проблему можно было только возвратом к прежним настройкам, чем команда Кайла, собственно, и занялась. Ситуация тому благоволила – судьи, по непонятной причине опасавшиеся пит-стопов под зеленым флагом, объявили три весьма спорных коушена, на которых гонщики и совершали свои остановки. Происходило это уже традиционным образом: на первом заходе менялись колеса, на втором машина дозаправлялась. Как можно легко заметить, выиграть позиции можно было только решением совершить одну остановку под желтым флагом вместо двух. Да, таким образом появлялись интересные варианты расстановки пилотов на рестартах, но все это отдавало некоторой искусственностью.
Наиболее обидным получилась ситуация с третьим коушеном, объявленном на 115 круге из 130. Если бы не вмешательство судей, зрителей ждала бы захватывающая топливная концовка, в которой отличные шансы на успех имел Чад Маккамби, однако выезд пейс-кара разрушил всю его стратегию и едва не лишил хорошего результата. Гонщик, который по окончании сезона-2008 рассчитывал на место в команде Sprint Cup, все-таки финишировал шестым, а все благодаря тому, что он смог обойтись только сменой резины на финальном раунде пит-стопов, пока главные соперники дополнительно дозаправлялись. Интересно, что ждало бы его впереди, если бы не выезд пейс-кара? На этот вопрос тяжело дать однозначный ответ.
Но, вернемся к лидерам. Буш и его команда извлекли максимальную выгоду из желтых флагов, так как у них появилась возможность спокойно работать над машиной. К решающему моменту гонки Кайл был уже вполне готов поспорить за победу с Харвиком. Битва двух звездных гонщиков удалась на славу, немного скрасив впечатление от гонки. Последний рестарт оба встречали на не самых лучших позициях: Буш хоть и был вторым, но у него к тому моменту вылетела третья передача, и это автоматически означало, что при выбросе зеленого флага он будет терять позиции. Харвик же ушел в борьбу с десятого места, так как останавливался в питах. Но, несмотря на все это, через четыре круга две доминирующие машины уже боролись за лидерство! Пройдя последнее препятствие в лице Бодайна, Буш и Харвик повели борьбу за победу. Кевин с легкостью «сел» на задний бампер «Тойоты» своего соперника, но начать решающую атаку так и не смог. Кайл весьма рискованно, но все же удерживал машину впереди, а Харвику просто не хватило времени, чтобы подготовить решающий маневр. Как результат, Кайл на финише все-таки оказался первым, опередив Кевина на 0.112 секунды. Красивый триумф молодого гонщика позволил ему сохранить лидерство в общем зачете серии, но об этом победитель и не думал: гоняется он в Truck Series исключительно ради удовольствия, и никаких задач, кроме побед в гонках не ставит.
А теперь – Курт!
В то время как младшие серии NASCAR решают свои глобальные проблемы, Sprint Cup будто бы и не замечает последствий разразившегося экономического кризиса. По крайней мере, пока. На этапы приезжает столько участников, что за право квалифицироваться на гонку идет сражение не на жизнь, а на смерть, а плотность и зрелищность борьбы в заездах по-новому заставляют взглянуть на машины новой конфигурации, которые постепенно излечиваются от своих детских болезней. Естественно, не все проходит абсолютно гладко, но к чести ассоциации надо признать: начало сезона получилось настолько многообещающим, что каждую следующую гонку ждешь с настоящим предвкушением праздника. Посмотрим, как будет дальше.
Главный вопрос, который занимал зрителей и специалистов в преддверии этапа Kobalt Tools 500 в Атланте – что будет с резиной? Напомним, год назад «Гудьир», перестраховавшись, привез такие жесткие покрышки, что они практически не держали асфальт. Да, обошлось без проколов и разрывов, но отсутствие сцепления превратило ту гонку в настоящее испытание для пилотов, а зрители получили весьма скверное зрелище. Повторения такой ситуации не хотелось никому, и стоит сказать спасибо шинникам: они проделали огромную работу по подготовке абсолютно нового состава резины для отчетного этапа. Плоды долгой и тщательной работы были опробованы на январских тестах, и гонщики остались довольны. Казалось, что нас ждет очень увлекательная гонка, однако после пятничной и субботних практик на надежды зрителей набежало облачко сомнений. Ряд пилотов высказал недовольство поведением машин из-за пресловутых проблем со сцеплением, но тут уж к «Гудьир» не могло быть никаких претензий. Так в чем же проблема? Дело было в покрытии трека: асфальт на «Атланта Мотор Спидвей» не перекладывался уже очень давно, и в настоящее время гоночное полотно просто физически устарело – покрышки на нем «съедаются» моментально, что уже вызвало ассоциации с гонками на старых версиях треков в Дарлингтоне и Рокингеме. Многим гонщикам такая ситуация была не по нраву, однако несколько пилотов высказались в том духе, что в этой «олд-скульности» есть своя прелесть и свои плюсы. Одним из них был Курт Буш.
Мало кто мог предположить, что 500-мильная гонка пройдет под знаком тотального превосходства «Тим Пенске». Все уже успели привыкнуть к тому, что Курт Буш вернулся в борьбу за высокие места, но все равно, победа в Атланте, да еще одержанная в таком стиле, для многих стала сюрпризом. А ведь в самом деле, особых предпосылок к доминированию «Доджа» под номером «2» не было. Второе место в квалификации? Так всем известно, что расстановка на стартовом поле в NASCAR практически ничего не значит. Неплохие результаты в тренировках? Тогда посмотрите на Карла Эдвардса или Грега Биффла… И лишь когда началась гонка стало понятно, насколько же силен чемпион-2004.
Очень хорошо демонстрирует расстановку сил на треке статистика кругов лидирования. У Курта их набралось 234, притом, что вся дистанция составляла 330 кругов. Интересно, что за весь предыдущий сезон Буш провел в лидерах только 164 круга. Вот такая арифметика. Превосходство лидера гонки было по-настоящему безоговорочно: если бы не желтые флаги, он мог оставить весь пелотон в круге позади себя, но различные происшествия и аварии оставляли соперникам шансы побороться с неудержимой «двойкой». Машина Буша была настроена на длинные отрезки, однако и на рестартах мало кому удавалось поспорить с флагманом «Тим Пенске». Лишь в середине дистанции, когда после неудачного пит-стопа Курт потерял преимущество «чистого воздуха», возникла иллюзия, что у гонки может быть другой триумфатор, но, выждав пока пелотон растянется по трассе, гонщик уверенно наверстал упущенное и вернулся на первое место. И все же успех Буша оказался под ударом в самой концовке гонки.
После рестарта на 275-м круге Курт выбрал щадящий режим пилотирования, понимая, что нет особого смысла гнать на финиш изо всех сил. Установив отрыв в секунду с небольшим от пилота «Ред Булл Рейсинг» Брайана Викерса, лидер занял излюбленную верхнюю траекторию, и в спокойном темпе стал накручивать круг за кругом. Однако в команде Буша недооценили конкурента, который за 20 кругов до финиша неожиданно начал сокращать отрыв. Вот уж когда пришлось болельщикам Курта понервничать! Лидирующий «Додж» уже не был готов доминировать как прежде, а тут еще как назло и круговые появились. Отрыв между двумя соперниками, однако, сокращался не так быстро, чтобы паниковать всерьез. За четыре круга до финиша Викерс отставал на 0.4 секунды, и потому на успех у него если и оставались шансы, то только призрачные. Все перемешал поздний коушен, вывешенный из-за разрыва покрышки на машине Робби Гордона. Теперь в дело вступало правило зелено-бело-клетчатого овертайма, так как в NASCAR гонки не могут заканчиваться под желтым флагом. Напряжение достигло апогея.
Учитывая, что предыдущий раунд пит-стопов состоялся 50 с лишним кругов тому назад, у гонщиков не было другого варианта, кроме как снова остановиться в боксах. Оставшиеся на круге лидера пилоты в большинстве своем выбрали смену четырех колес, и лишь в команде Карла Эдвардса рискнули и сменили покрышки только с правой стороны. Это решение позволило гонщику на рестарте возглавить гонку, а позади него оказались Курт Буш и Джефф Гордон. Механики Викерса, к сожалению, провалили пит-стоп, и #83 оказался отброшен на шестую позицию.
Шансы Эдвардса на победу изначально были минимальны, и вскоре после отмашки зеленого флага он пропустил вперед Буша и Гордона. Курт прошел Карла с минимальной потерей времени, а вот четырехкратный чемпион несколько замешкался, что и решило судьбу гонки: Буш пересек финишную черту первым, одержав на сто процентов заслуженную победу. Гордон финишировал вторым, а Эдвардс третьим, что, по его словам, стало «наилучшим сценарием гонки для команды».
Отпраздновал свой успех Курт весьма необычным образом, достойно ответив своему младшему брату, который горазд на оригинальные задумки, касающиеся того, как отмечать победы. Триумфатор Kobalt Tools 500 решил проехать круг возвращения… задним ходом! Получилось весело, но долго. По словам Курта, выкинуть такую штуку его надоумили друзья, придумав даже для нее название – «ослик». Интересно, увидим ли мы «ослика» через две недели в Бристоле? Как никак Буш вправе назвать этот скоростной шорт-трек любимой трассой в календаре серии. Поживем – увидим.
С одной стороны, это интересно, а с другой, как то маленько «попсятиной» отдает :)