Раскрывайте ваши зонтики, господа!
Время иллюзорно, время в гоночном мире еще иллюзорнее. Вроде бы совсем недавно Себастьян Леб принимал поздравления с пятым титулом чемпиона мира, и вот француз уже вступил в схватку за шестую корону. А сколько событий, драматичных и неожиданных, произошло в этот отрезок времени! Уход двух производителей – «Субару» и «Сузуки», переходы пилотов высочайшего уровня в новые команды, контракт Евгения Новикова с «Ситроеном». И для того чтобы в полной мере оценить все новшества, зрителям отведено всего лишь 12 этапов…
Кроме того, в этом году болельщики будут прощаться с целой эпохой – категория WRC отправляется на пыльную полку памяти, а на смену уже спешит класс S2000+ с новыми производителями. Скорее всего, история опять возьмет крутой вираж и спустится по спирали в 1987 год, когда монстры группы B уступили место практически серийным автомобилям. Может быть, появится новый фаворит, что-то вроде современного прочтения «Лянчи Дельта Интеграле». Но все это произойдет лишь через год. А сейчас самое время по горячим следам восстановить картину первого в сезоне-2009 сражения за звание чемпиона мира по ралли.
Мокрое начало
Стартовало Ралли Ирландии под аккомпанемент дождя. Как всегда, экипажам предстояло преодолеть три спецучастка с утра и их же – после обеда, а самое интересное мероприятие дня – два скоростных СУ, проводимых после заката солнца, – пришлось отменить из-за потопа локального масштаба. После «Дакара» трудно поверить, но пятница с ее запланированными 164 км была самым протяженным днем всего ралли.
Перефразируя известную присказку, ралли на первом спецучастке не выиграешь. Тем более в свете жесткого ограничения на количество шин, а также их тип – на выбор всего два: мягкий асфальтовый и нешипованный для снега. Как ни странно, именно последний оказался единственно верным выбором для мокропогодья севера Ирландии. Под проливным дождем на первом СУ «Гленбой», знаменитом своими безумно скоростными узкими дорожками в сельской местности, экипажам пришлось несладко. Даже посуху тут, как говорят пилоты, порой слишком узко.
Естественно, Леб рисковать не стал. Да и с шинами он промахнулся – на летних «Пирелли» аквапланирование наступало раньше. Впрочем, эльзасец уже приучил к тому, что он никогда не бросается в непродуманную атаку. На асфальтовых ралли он бережет шины на первом проезде СУ, а здесь он прекрасно понимал, что бешеный ритм соперников выйдет им боком.
Так и случилось. Яри-Матти Латвала приложил «Фокус» о столб на втором участке «Кевен» и продолжил выступление по системе «СуперРалли» – за сход в один из дней экипаж получает солидный временной штраф в обмен на возможность отремонтировать машину. Эстонец Урмо Аава смог удержаться на верхней ступени дольше, финишировав вторым на следующем спецучастке – «Офнашилен».
А дальше уже можно было поменять шины, и, обув зимние, Себ принялся за дело. При первом прохождении этого своеобразного подъема в гору, пик которого приходился как раз на середину пути, француз, правда, не позволил себе рисковать, ведь никто в тот момент не знал, успел ли дождь смыть снег на вершине подъема. Но остальные-то ехали еще медленнее!
Командует парадом Себ
В субботу участники ралли пересекли границу Соединенного королевства, правда, дороги от этого шире и суше не стали. Несмотря на непредвиденную экскурсию за пределы трассы, Леб полностью контролировал ситуацию и окончательно расправился с интригой с самого первого допа субботы – ключевого «Слоуфен-Глен» с его 27-ю километрами невероятно скоростной дороги. Чтобы оценить преимущество Себастьяна, достаточно вспомнить одну из его фраз: «С самого старта мы ехали в довольно приличном ритме. Но когда я узнал, что иду быстрее остальных, то решил немного осадить».
И даже в таком щадящем режиме пятикратный чемпион продолжал отрываться от всех преследователей. За весь день «Ситроен» подарил «Форду» всего один спецучасток – после обеда Леб ошибся в одном из поворотов, а Сордо заглох. Пока Латвала выбирался из подвалов протокола, Микко Хирвонен, никогда не питавший особой любви к асфальтовым ралли, отдувался за двоих. Причем попотеть пришлось изрядно – отказал усилитель рулевого управления. При таких обстоятельствах третье место – предел мечтаний.
На пресс-конференции по итогам дня Малкольм Уилсон выглядел так, будто, пробудившись от кошмара года прошлого, он вдруг понял, что настоящее ненамного лучше. Из всех своих подопечных он мог порадоваться только за находившегося на высоком четвертом месте Хеннинга Солберга, который уверенно отражал атаки «раскусившего» все повадки своего нового «Ситроена» Криса Аткинсона. Мэтью Уилсон оказался нещадно бит Себастьяном Ожье в борьбе за шестую позицию, а Латвала так и не смог восстановить отличный ритм начала ралли – 17 место для заводского пилота по итогам двух дней.
Суббота завершилась весьма неприятным инцидентом – ровно на середине «Темпо», последнего в тот день допа, серьезно разбил «Ситроен» С2 в тот момент лидировавший в юниорском зачете чемпионата мира голландец Ханс Вейс-младший, после чего его пришлось транспортировать в госпиталь на обследование. К слову, борьба в этом классе, как всегда, была на порядок напряженнее. Вплоть до 13 спецучастка на радость фанатам ралли Вейс и Аарон Буркарт шли с мизерными отрывами: голландец, участвовавший в первых тестах за «шевроны» всего неделю назад, в пятницу неожиданно вышел в лидеры, а на второй день до первой позиции разогнал свой «Сузуки Свифт» Буркарт. Реальную угрозу представлял и чех Мартин Прокоп, но, увлекшись борьбой с Буркартом, он вылетел в одном из быстрых поворотов и потерял на этом около полуминуты. Завершая рассказ о юниорском зачете, стоит сказать, что последний день ралли выдался довольно пресным, и Буркарт довел дело до победы.
Похоже, подавить азарт холодным расчетом сейчас может всего лишь один пилот. Этот француз в красном заявил в субботу: «Вплоть до этого момента все было очень легко. Надеюсь, завтра на дороге будет встречаться наледь. Вот тогда будет веселее». Сказано это было в шутку, конечно, но нет ли в этом весомой доли правды?
Красная монополия
Воскресное утро выдалось прохладным, дождь прекратился, но, как Леб и заказывал, на трассе кое-где лежал лед. Для этих дорожек, проложенных среди вересковых полей, оптимальным был выбор асфальтовых шин, что и доказал Микко Хирвонен, выиграв четыре СУ. Но, несмотря на локальные успехи, отставание финна от второго «Ситроена» под управлением испанца Дани Сордо было уже слишком велико, чтобы попытаться навязать борьбу. Кстати, Дани провел отличную гонку, держась в тени Себа, но сохраняя уверенный отрыв от Хирвонена.
Леб же, выполнив основную задачу по наращиванию отрыва во второй день ралли, под финиш спокойно катил на зимних шинах – рисковать было ни к чему. Правда, несколько волнительных мгновений испытал и он, когда на предпоследнем СУ задний мост его «Ситроена» сорвало, и машина прошла порядка 60 метров в зрелищном боковом скольжении. Оставшиеся километры обошлись без приключений, и четыре очка преимущества – неплохой задел перед Ралли Норвегии, где «Ситроен» уже не будет чувствовать себя так вольготно, как на асфальте.
Крис Аткинсон практически реабилитировался после своего впечатляющего пируэта, датированного первым днем ралли, когда воскресным утром выбрался на четвертое место. Хеннинг Сольберг уже было смирился с пятой позицией и при отрыве в четыре минуты от ближайшего преследователя сконцентрировался на исходной цели-максимум – финишировать в пятерке. Но благодаря Аткинсону задача была перевыполнена: на предпоследнем спецучастке австралиец вылетел в первом же повороте и застрял в грязи, на чем было потеряно более минуты.
Из-за сокращения протяженности одного из воскресных СУ – на маршруте оказался хлипкий мост – организаторам пришлось немного перекроить расписание, и финишировали экипажи еще до обеда. Леб на последнем участке ехал до неприличия медленно – всего седьмой результат, но в общем зачете он опередил своего верного оруженосца Дани Сордо на целых полторы минуты. Тридцать секунд испанцу проиграл Микко Хирвонен, и, надо полагать, остался доволен заработанным подиумом…
В очередной победе «Ситроена» ничего удивительного нет. Здесь под колесами был хоть и мокрый, но все же асфальт, а два года назад «шевроны» первенствовали на 13 спецучастках, отдав конкурентам всего семь. На этот раз статистика получилась не менее впечатляющая, во многом из-за проблем заводских экипажей «Форда». Но следующее ралли, что пройдет в снежной Норвегии, должно идеально подходить именно пилотам «голубого овала». Остается надеяться, что на Скандинавском полуострове будет достаточно холодно, чтобы остудить порой излишне горячих финских парней.
---
А теперь уступят место одинаковым автомобилям. По фату моноклассу
p.s. жаль что Citroёn уходит, но с другой стороны, учитывая принятую маркетинговую политику концерна PSA (о том что Пежо теперь позиционируется как авто со спортивными повадками, а Ситр как комфортабельное авто) по другому и быть не могло...
А вот когда турбину прикрутят, там уж посмотрим,что из этого получится...
На счет дизелей - ежели рекламная отдача будет нужна,то и сюда запихнут тепловозы. Был бы от них толк в ралли с технической точки зрения,давно бы уже сажей дышали.
Вроде, в ралли меньше произвола чем в кольце? Кстати, а дизеля допускают? Кажется, БМВ120д имела раллийный опыт. Или так дело и заглохло? Впрочем, у дизелей все равно лишь преимущество в расходе топлива, а это раллийной машине ни к чему.