Южноамериканские берберы
Нынешний подарок поклонникам ралли-рейда прошел кардинальный апгрейд, сменив не только декорации, но и саму сцену. Как известно, прошлогодний «Дакар» был отменен буквально за день до старта «по настоятельной рекомендации правительства Франции», формальным поводом для которой стали теракты на территории Мавритании, где проходила значительная часть пути. Таким образом, в организаторы из A.S.O. (Amaury Sport Organisation) выбирали новое место действия для новогоднего испытания не в погоне за острыми ощущениями, но при этом не забыли о маркетинговой стороне дела и прихватили в Южную Америку всем известный логотип. Видимо, ничем иным, кроме инерции, и не объяснить тот факт, что на вывеске марафона, проходящего по территории Аргентины и Чили, красуется бербер-кочевник.
Что касается нового маршрута, то ключевое слово здесь – разнообразие. Стартует марафон с классических раллийных спецучастков. Раллийных, естественно, в смысле рельефа и скорости, но никак не по протяженности: за первые два дня экипажам придется проходить в боевом режиме приблизительно по 300 километров – чуть меньше, чем длина всех СУ среднестатистического ралли. Начиная с третьего дня местность будет становиться все более горной, ну а к концу первой недели марафон проверит участников на всех типах покрытий, включая и дюны. Тогда-то и должны будут определиться фавориты во всех классах. Стоит ли упоминать, что ошибки в навигации на классических рейдовых спецучастках будут стоить очень дорого.
На седьмой день «Дакара» намечен переход через Анды и пересечение границы Чили. А после дня отдыха на побережье Тихого океана экипажам предстоит главное испытание всего марафона – борьба со временем в песках Атакамы, самой засушливой пустыни на Земле. Серьезность данного мероприятия можно прочувствовать в упоминании о том, что никто пока не знает, как будет вести себя песок под колесами тяжелой техники на такой жаре! Добавьте к этому разбросанные повсюду скалы, то и дело разрывающие песчаный покров, и возрадуйтесь, что лично вам это предстоит увидеть только по телевизору на скоростях близких к нулю в системе координат относительно дивана.
Одиннадцатый этап обещает стать самым запоминающимся. Оставив за багажником Атакаму и повернувшись задним бампером к Тихому океану, машины вместе с экипажами будут снова штурмовать Анды. Только на этот раз им придется взобраться аж на 4700 метров над уровнем моря – это высшая точка маршрута. Здесь же, если повезет, мы станем свидетелями и «боливийской зимы», когда превратности здешних воздушных потоков заставляют небеса извергать настоящие снегопады прямо посреди лета. Дальше пейзажи пойдут привычнее: набор разнообразных дюн и всевозможных типов покрытий, те же раллийные спецучастки, которые приведут экипажи обратно в Буэнос-Айрес…
Главная интрига «Дакара-2009» – кто одержит первую победу в главном ралли-рейде на дизельном автомобиле? Дизелизация основных претендентов не случайна. Во-первых, такой двигатель обеспечивает больший крутящий момент, что пригодиться в горах. Во-вторых, низкое атмосферное давление на тех же высотах сыграет на руку именно дизельным моторам, укомплектованным турбонагнетателями. Обычные атмосферные двигатели пострадают от нехватки кислорода не в пример серьезнее – естественная убыль лошадей с Ньютонами у них будет гораздо ощутимее.
Главные фавориты, естественно, – безраздельно властвующий в «Дакаре» с 2001 года, когда лучшей стала Юта Кляйншмидт, «Мицубиси» и обидно проигравший в 2007-м «Фольксваген». Новый прототип японцев, стилизованный под «Лансер», по отзывам пилотов получился очень послушным в управлении, с приличным запасом по тяге. Стефан Петерансель, триумфатор последнего марафона, уверен, что «трем бриллиантам» по силам одержать очередную победу. Своеобразный состав из бывших мотогонщиков (Хуан «Нани» Рома вполне может поддерживать приличный ритм, лишь бы горячность не подвела) и опытных автомобилистов (Хироси Мацуока, ветеран ралли-рейдов, два раза приводивший «Мицубиси» к победе на Дакаре) – отличительная черта японской команды. И такая ставка весьма обоснована, ведь, в последнее время марафон «экстремалам» благоволил – и Петрансель, и Альфан пилоты никак не раллийные.
«Фольксваген», в первую очередь, – это машина во всех смыслах этого слова. После обидного проигрыша два года назад из-за технических неисправностей, немцы еще серьезнее – если такое можно себе представить – подошли к разработке и испытаниям нового прототипа. Естественно, не должны подвести и экипажи. «Матадор» Карлос Сайнс и Марк Миллер, вместе с Жинелем де Виллерсом горят желанием доказать, что поражение двухлетней давности, когда, выиграв 10 дней из 14, они даже на подиум не попали – обидное недоразумение.
Одно из главных испытаний этого «Дакара» – непредсказуемость. Если Мавританию экипажи знали назубок, то Аргентина и Чили для них – Терра инкогнита. Будущему победителю необходимо запастись изрядной долей везения, чтобы избежать навигационных и технических ошибок. Скорее всего, именно на везение и придется полагаться экипажам «Икс-Рейд» на прототипах «БМВ» Х3, где наряду с Насером Аль-Аттия, объективно сильнейшим «из остальных», будет выступать и российский экипаж Леонид Новицкий/Олег Тюпенкин.
Вообще, нам будет за кого поболеть в эти январские дни. Сильный квартет экипажей на «Мицубиси» собрала команда Re Autoklubs: Алексей Беркут/Антон Николаев на L200, Борис Букатов/Сергей Додонов, Илья Кузнецов/Андрей Нешин, Александр Мироненко/Сергей Лебедев на «Паджеро». Ярослав Соловьев со штурманом Константином Жильцовым выбрали для покорения Дакара багги. Павел Логинов/Кирилл Шубин выступят за команду Андре Дессуда на пикапе «Ниссан» категории Т1. Украинцы Богдан Новицкий/Сергей Совгир поведут в бой «Мицубиси», а белорусы Сергей Шкель/Александр Тараненко – «Тойоту». Также будет представлен и международный экипаж в составе Александр Бараненко и француза Дениса Шургера, которые вместе с нашими Виктором Воликовым и Алексеем Кузьмичем будут защищать цвета команды Toyota France.
Если принять во внимание очередной виток гонки вооружений у дизельных заводских экипажей и специфические особенности некоторых участков марафона, можно сделать вывод, что предстоящий «Дакар» станет одним из самых скоростных за всю историю. Недаром были разработаны новые шины именно для этого рейда. Сейчас турбодизельные внедорожники способны разгоняться до 200 км/ч. И это, естественно, на бездорожье. Как тут не вспомнить тех, к кому эта скорость особенно немилосердна – естественно, мотоциклистов. Если, пилотам прототипов при аварии можно положиться на прочный трубчатый каркас, то бедолагам на двух колесах и надеяться-то не на кого. Большую часть пути они проводят стоя на подножках, на руки передаются все удары от каменистой трассы. Особенно грустно приходиться частникам: ночью не до сна – успеть бы привести в порядок железного коня. Одним из таких отчаянных смельчаков на этот раз будет украинец Вадим Притуляк, сделавший ставку на «Хонду». Но главные претенденты на победу, как всегда, – пилоты КТМ – Сирил Депре и Марк Кома.
Особо рисковые, в том числе, еще один украинец – Вадим Нестерчук, отправляются в путь на квадроциклах. Только, легче от этого их счастливым обладателям не становится. Пусть, у этого чуда техники четыре колеса, и по бездорожью оно идет увереннее, но не предназначены эти тяжелые сородичи мотоциклов для гонок на таких бешеных скоростях. И все же, несмотря не все вышеперечисленные неудобства, две с лишним сотни человек ежегодно собираются для покорения «Дакара» в одиночку на открытых всем ветрам транспортных средствах. Никто пока не может популярно объяснить, зачем это они делают, но может, оно и к лучшему. Ведь, если мы их поймем, то, вероятно, исчезнет некий ореол таинственности и романтики, присущий именно «Дакару».
Естественно, многое зависит от читателей. Какой смысл наполнять раздел информацией,если она никого не интересует?
Все просто оставили бренд который у всех на слуху и который привлекает как зрителей, так и участников. А Зрителям (тем более не особо увлекающимся) особо разницы и не будет где идет гонка. Лишь бы Камазы выигрывали...
Надеюсь, KAMAZ плодотворно поработал в так называемое межсезонье. КОнкуренты не стоят на метсе. В прошлые годы мы выигрывали в основном только надежности, техника у нас уже проигрывает конкурентам. Машина была и тяжелее и технологически менее совершенна. Хотя последнее возможно скорее плюс, непроверенные конструкции лучше не применять. Однако у меня нет чувства неминуемого триумфа. Будет сложно...
НА легковой зачет я по правде вообще не рассчитываю. У нас нет ни техники ни хороших гонщиков. Причем последнее немаловажный недостаток. Я не верю что дяди с большим пузом и набитым кошельком (коими являются наши супер-гонщики) обладают большим гоночным талантом. Да и KAMAZ был бы сильнее, посади туда сильного гонщика. И не обязательно русского
В общем, ЖДЁМ!
Раньше-то день в Дакаре заканчивался аккурат вместе с нашим. А тут часов восемь гандикапу.
Помнится,этап ФИА ГТ в Аргентине закончился в три дня по их времени.У нас было девять.
То есть, получается,результаты каждого дня будут известны у нас утром.