6 мин.

В ожидании чемпиона

Накануне заключительного этапа сезона принято рассуждать о шансах оставшихся участников чемпионской гонки и о факторах, которые могут сыграть за и против каждого из них. Но в ситуации, когда судьба титула будет решаться не столько в очном противостоянии, сколько в позиционной борьбе, сами ожидания предстоящего финала предстают несколько смазанными. Наверное, так происходит всякий раз, когда для успеха важен не столько финиш впереди соперника, сколько сочетание объективных внешних факторов. Поэтому до того, как рассматривать возможные варианты развития событий на бразильском «Интерлагосе» в предстоящие выходные, обратим взор непосредственно на пару претендентов.

По прошествии семнадцати этапов нельзя сказать, что зачет пилотов получил неожиданных лидеров, но накануне старта сезона ни Льюис Хэмилтон, ни Фелипе Масса не рассматривались однозначными фаворитами. Часто можно было услышать мнение о том, что новобранец «Макларена» Хейкки Ковалайнен доставит Хэмилтону проблем едва ли меньше чем Фернандо Алонсо, а в отношении пилотов «Феррари» чаша весов большинства комментаторов однозначно склонялась в пользу Кими Райкконена. Лишь очень немногие специалисты вроде Марка Бланделла позволяли себе оценивать шансы Фелипе Массы на общий успех как высокие. Прошедшие с австралийского этапа восемь месяцев расставили все по своим местам, но так и не дали ответа на вопрос о том, кто же более других заслужил звание чемпиона мира-2008. Приближающийся Гран-при Бразилии назовет имя, но разговоры о том, кто является лучшим гонщиком пелотона, не утихнут и после гонки в Сан-Паулу. Вне зависимости от того, кто возьмет, или, если хотите – кому достанется титул.

Например, практически безошибочные выступления Роберта Кубицы могли бы послужить образцом для подражания любому из двух его недавних соперников в борьбе за чемпионскую корону. То же касается и работы «БМВ-Заубера» – обладая не столь быстрой машиной, как у «Макларена» или «Феррари», баварская команда, по крайней мере, не увлекалась сомнительными системами сигнализации на пит-стопах и стабильно брала почти все доступные ей зачетные баллы. Или взять набравшую под конец сезона ход «Рено». Можно лишь предполагать, как развивались бы события, располагай Фернандо Алонсо уже в Мельбурне тем болидом, который в Сингапуре и Японии принес ему два Гран-при. Можно, правда, с не меньшим интересом смаковать и предположения о том, как развивался бы для испанца нынешний сезон, сумей он сделать над собой усилие, чтобы остаться в «Макларене». Но что сделано, то сделано. Кто-то выбыл из борьбы за титул еще зимой, кто-то, как Кими Райкконен и Роберт Кубица, – по ходу сезона. Поэтому в Сан-Паулу все внимание будет только к ним, к парням в желтых шлемах Льюису и Фелипе.

Назвать их молодыми гонщиками язык не поворачивается, но, справедливости ради, стоит помнить, что одному всего 23, другому – 27, и этим четырем годам разницы в возрасте соответствует аналогичное различие в опыте. Дебютный сезон Массы – выпускника европейской «Формулы-Рено» и чемпиона Евросерии «Ф-3000», заменившего в команде Петера Заубера Кими Райкконена – прошел настолько неровно, что его швейцарский босс, думается, был весьма доволен возможностью отправить бразильца на год тестовой работы в «Феррари». Полученный тогда опыт хотя и позволил Фелипе очень сильно вырасти как гонщику, что особенно проявилось в последние три сезона, не помог Фелипе довести процент брака в гонках до приемлемого минимума. То же касается и Льюиса Хэмилтона. Да, за плечами британца в два раза меньший опыт выступлений в «Ф-1». Но если в прошлом сезоне ошибок от него дождались только тогда, когда ждать их уже счастливо перестали, то в этом году Льюис нестабилен: иногда выдает такие гонки, что соперникам остается только локти кусать от недостатка чистой скорости, иногда принимает такие решения, что зрители за голову хватаются. Поэтому, наверное, и бродит в умах болельщиков спорная мысль о том, что раньше класс чемпионов был выше. Забылись, видимо, периодически сдававшие нервы Михаэля Шумахера или малообъяснимые провалы Фернандо Алонсо времен его гоночной юности…

Если рассуждать об опыте качественном, а не количественном, здесь у Льюиса Хэмилтона неоспоримое преимущество над соперником. Как ни банально об этом вспоминать, но в прошлом году пилот «Макларена» уже приезжал в Сан-Паулу лидером чемпионата с семью очками преимущества над гонщиком из «Феррари». Банально потому, что прошлогоднее поражение было чудом, а чудесам не свойственно повторяться на регулярной основе. Однако сколько бы титулов ни выиграл Хэмилтон в будущем, до конца карьеры и друзья, и враги будут припоминать ему поражение в 2007-м.

Вообще, наблюдать за Хэмилтоном сейчас интересно. В конце концов, в последние десятилетия «Ф-1» редко баловала зрителей чемпионами с «островов». При этом у тех, кто приносил последние титулы Великобритании, есть одна почти мистическая составляющая карьеры – прежде чем получить корону, они неоднократно ее упускали. Например, на что уж великолепным гонщиком был Найджел Мэнселл, но титул не смог взять до тех пор, пока в руки ему не попала машина, казалось, просто неспособная проигрывать. Да еще у «Макларена» случился провал, и Ален Прост сделал перерыв. А до того чемпионского 1992-го у Найджела то шины лопались, то в самый неподходящий момент травмы случались. Тот же Дэймон Хилл свой путь к чемпионскому титулу отметил двумя подряд вторыми местами в чемпионате…

Фелипе Масса в этом году собрал воедино все аргументы в подтверждение того, что он может на постоянной основе выступать лучше напарника по команде. Конечно, он и до этого, случалось, обставлял и Шумахера, и Райкконена в квалификациях и гонках, а в прошлом году только обидный сход в Монце исключил бразильца из борьбы за титул. В этом сезоне бразилец мужественно отыгрывался после провала в первых гонках, прогрессировал по ходу сезона, много работал и лучше адаптировался к модификациям болида. Другое дело, что из двух нынешних претендентов, именно Фелипе в самый ответственный момент оказался подвержен своеобразному синдрому потери скорости, который стал неприятным сюрпризом китайской гонки и был заметен после проваленного пит-стопа в Сингапуре. Вряд ли это станет проблемой в Бразилии. Дома и стены помогают, о чем бразильские гонщики, проводящие на родном континенте всего одну гонку за сезон, знают куда лучше своих европейских коллег. Поэтому нет сомнений в том, что Масса на «Интерлагосе» будет силен. Как всегда.

Но в нынешней ситуации просто сильного выступления на родине бразильцу будет недостаточно. Во-первых, как уже было сказано, сама по себе победа не принесет решающего результата. Во-вторых, «Макларен» в этом году усиленно работает над тем, чтобы прервать гегемонию «Феррари» на бразильской трассе. Судя по информации из Уокинга, подготовка к последней гонке отнюдь не ограничивается проверками надежности узлов, как можно было бы ожидать при консервативном подходе к решающему этапу, на котором лидеру достаточно занять пятое место. Британская команда везет в Бразилию новинки, тогда как «Феррари» свою последнюю модификацию показала еще в Японии. Как тут не вспомнить недавнее обещание Мартина Уитмарша подготовить для «Интерлагоса» особую версию шасси. Да и Рон Деннис, несмотря на заявления о приоритетности завоевания титула в личном зачете, похоже, не готов пойти на компромисс и без боя отдать Скудерии Кубок конструкторов. А потому «Макларен» может преподнести своим соперникам неприятный сюрприз в духе того, что продемонстрировала «Рено» на Гран-при Китая-2005, выиграв у «серебряных» в гонке, решавшей судьбу именно Кубка конструкторов. Проблема одна: двигатель и коробка на машине Хэмилтона будут уже не первой свежести, в то время как Ковалайнен и Масса могут позволить себе роскошь абсолютно новых движков. В этой ситуации от Рона Денниса можно ждать аферы в духе Сузуки-97: отправив финна на новом моторе и с новым аэродинамическим пакетом «воевать с красными», можно не только сильно осложнить жизнь противнику, но и полностью развязать руки Льюису Хэмилтону!

В любом случае, хочется, чтобы финал прошел в честной борьбе. К сожалению, накануне бразильской гонки конкуренты получили изрядную «накрутку» как от прессы, так и от коллег по цеху, предлагающих посильную помощь Фелипе Массе. Эдди Джордан, например, и вовсе призвал Хэмилтона быть готовым «выносить» Массу с трассы в случае, если бразилец пойдет в агрессивную атаку. Бей первым, советует Эдди. Но кто сказал, что Масса собирается бить?..

Было время, когда накануне финала гонщики договаривались ни при каких обстоятельствах не вмешиваться в борьбу претендентов на титул. И если рассматривать «Ф-1» как спорт, именно такой подход казался правильным и спортивным.