5 мин.

Пересдача

Начать, разумеется, стоит с лидеров. «Макларен» устами Мартина Уитмарша честно признал, что в оставшихся гонках сосредоточится на решении тактических задач, главная из которых, совершенно очевидно, – удержание первой строки в обоих зачетах чемпионата. Задача непростая, так как лидерство Льюиса Хэмилтона пока имеет не самое убедительное числовое выражение. Что такое семь очков? В прошлом гонщику и конюшне совместными усилиями удавалось терять и большее преимущество, но «Макларен» не был бы великой командой, если бы не учился на собственных ошибках. С другой стороны, говорить об уходе в глухую оборону также не приходится: одно очко разницы в Кубке конструкторов прямо-таки просит укрепления позиции. А значит, спокойно доезжать чемпионат не получится.

«Феррари» после проваленного Гран-при Сингапура, уже признанного самой командой «черным днем», громогласно заявила о планах выдать дубли в трех оставшихся гонках. Бог им судья, но если Скудерия по какому-то мистическому стечению обстоятельств сможет собраться и выдать обещанный результат, это породит больше вопросов, чем ответов. Например, а чем, собственно, она занималась весь сезон? Да, большую часть чемпионата именно итальянцы провели в лидерах Кубка конструкторов, но из всех топ-команд пока только «Феррари» позволяла себе терять победы из-за ненадежных двигателей, раз за разом мучиться с прогревом резины, наконец, не набирать очков одной из машин в четырех гонках подряд.

Неясной остается и ситуация с гонщиками: действующий чемпион, за весь сезон так и не освоившийся с особенностями управления F2008, после очередного схода признал, что сложил оружие и до конца этого года работает лишь на командные интересы. Но где гарантии того, что работа на других пойдет у Кими Райкконена лучше, чем работа на самого себя? Обескураживают не столько ошибки или неудачи финна, сколько совершеннее отсутствие перспектив решения создавшихся проблем. Фелипе Масса, оставшийся последней надеждой команды на победу в личном зачете, в стрессовой ситуации сингапурского фиаско чудес миру не явил и даже доезд до финиша провел не слишком аккуратно и чисто. Но у Массы были в этом году и очень сильные гонки, а некоторые завсегдатаи паддока по-прежнему считают его фаворитом борьбы за титул.

«БМВ» занимает в нынешнем чемпионате особое положение: математически баварцы до сих пор участвуют в борьбе на всех фронтах, в реальности же еще после победы в Канаде они заявили, что основная задача на сезон выполнена. Получается, все остальные остаются второстепенными? Неудивительны обиды Роберта Кубицы, неоднократно высказывавшиеся по ходу последних этапов: Роберту, как гонщику, у которого каждый сезон на счету, обидно останавливаться в тот момент, когда цель кажется вполне достижимой. Но если Кубица – сердце команды, то доктор Тайссен – ее голова. Прагматик Марио понимает: пускай отрыв от лидеров не так и велик, но на его ликвидацию нужны огромные ресурсы. А последний шаг всегда самый сложный, и закон сохранения энергии немец наверняка помнит хорошо. Умение концентрироваться на главном – важнейшее из качеств любого менеджера, поэтому транжирить ресурсы команды ради совершенствования существующей машины в погоне за возможным титулом в этом году никто не собирается, тем более что подготовка к новому чемпионату идет полным ходом. Интрига, которую предлагает «БМВ-Заубер» в данный момент, сводится к тому, сколько очков баварцы сумеют отобрать у лидеров, и кого же все-таки усадят в кокпит на следующий год – Хайдфельда или Алонсо? 

Казалось бы, менять очень стабильного командного игрока Ника на «Джокера» в лице Фернандо Алонсо – не самый очевидный ход. Непонятно, как приживется испанец в немецком коллективе, как сработается с Кубицей. Несмотря на периодически звучащие декларации о взаимном уважении, прошлогодняя история о двукратном чемпионе мира и быстром парне без регалий надолго запомнилась всем боссам команд. Сложно судить о степени самостоятельности Марио Тайссена в принятии ключевых кадровых решений, но донести до совета директоров компании, которому Марио подотчетен, мысль о том, что он нанимает гонщика, по которому совет директоров «Мерседеса» принимал решение об увольнении по причине «нанесения урона имиджу компании», будет нелегко. В то же время Ник Хайдфельд, весь сезон испытывающий похожие с Райкконеном проблемы, идет по стопам своего бывшего партнера по «Зауберу» и в решении этих самых проблем, и за три этапа до финиша так и не смог поднять свои квалификационные выступления на должный уровень. А умение приспосабливаться к особенностям техники – это то, что отличает хорошего гонщика от очень хорошего. Поэтому, можно понять руководителя, который сомневается в необходимости оставлять в команде гонщика, неспособного на прогресс.

«Рено», вырвавшаяся на четвертое место в командном зачете, наконец-то одержала свою первую победу на шинах «Бриджстоун». По сложным условиям сингапурской гонки нельзя судить о том, насколько этот результат отражает реальный прогресс команды по овладению секретами использования японской резины, однако по ходу всех тренировок Фернандо Алонсо был стабильно быстр и очень доволен поведением машины. Самое время проверить, позволит ли болид «Рено» и дальше оказываться на финише впереди «Тойоты».

Еще один обитатель паддока, выполнивший свои задачи на сезон, – Тимо Глок. Немец, набравший в Сингапуре двадцатое очко, напомнил всем, что именно эту цель преследовал с самого старта чемпионата. Нельзя сказать того же о его команде: «Тойота», так и не одержавшая до сих пор ни одной победы в Гран-при, рискует вновь остановиться на пятом месте в Кубке. И пускай спад последних гонок был во многом обязан стечению обстоятельств, набранных другими командами очков «Тойоте» не вернешь.

Есть среди команд и такие, кто свои задачи даже слегка перевыполнил: признаем честно – победы от «Торо Россо» не ждал никто. «Формула-1» в последние годы отучила ожидать побед от конюшен с крохотными бюджетами. А вот австрийские бычки – старшие братья итальянских – подкачали. Несмотря на то, что им удается все же финишировать в восьмерке в последних гонках, очков собирается минимум. Нечего сказать об «Уильямсе», «Хонде» и «Форс-Индии». Хвост пелотона – он и есть хвост. И раньше следующего года из него не выбраться никому.

Однако, помимо турнирных задач командного или личного характера, на наших глазах решаются и проблемы сугубо личные. Например, Нельсиньо Пике и Себастьян Бурде из последних сил сопротивляются надвигающейся на них безработице. Причем сил этих очевидно не хватает. И если в случае с бразильцем многое решит возможный уход из команды Фернандо Алонсо, то французу рассчитывать приходится только на себя. А фотографии Такумы Сато в красно-синей форме уже засветились по всем автогоночным изданиям.

Ну и есть, разумеется, цели чисто зрительские, так сказать, массового характера, и в них болельщики, чьи бы цвета они ни носили, едины – всем хочется увидеть достойную концовку чемпионата, не прерванную ни досрочным титулом, ни очередной катавасией ФИА. И поболеть, напоследок, за Дэвида Култхарда, например. Ведь многие нынешние фанаты временем зарождения своего интереса к «Ф-1» совпали с первыми гонками тогда еще молодого и многообещающего шотландца. И такое прощание для многих станет сродни прощанию с детством.