Кевин Магнуссен сотворил главную сенсацию в истории квалификаций Формулы-1? Или нет?
Результат вчерашней квалификации Гран-при Сан-Паулу стал настоящей сенсацией! Казалось, что текущий сезон "королевских гонок", досрочно выигранный Максом Ферстапенном и "Ред Булл", уже не подарит болельщикам интересных моментов. Но переменчивые погодные условия, немалая доля везения и мастерство Кевина Магнуссена позволило датчанину сотворить невозможное - завоевать дебютную поул-позицию на одной из слабейших машин пелотона.
Всегда считалось, что выиграть поул - сложнее, чем победить в гонке. Ведь выигрыш квалификации обычно удается лучшему пилоту на лучшей машине, что снижает роль случая. Впрочем, вчерашний поул Магнуссена не является таким уж исключительным событием в разрезе более чем семидесятилетней истории Формулы-1. Вспомним сегодня самые неожиданные поулы, и главное - какой итоговый результат удалось достичь гонщику.
Риккардо Патрезе, "Эрроуз" (Гран-при США-Запад 1981 года)
Патрезе дебютировал в Формуле-1 еще в 1977 году и сразу зарекомендовал себя быстрым, но немного бесшабашным пилотом. На следующий год Риккардо стал лидером новой команды "Эрроуз" - принес ей первые очки, первый подиум... Но концовка сезона-1978 была омрачена гибелью Ронни Петерсона на старте Гран-при Италии в Монце, а виновником аварии многие посчитали именно Патрезе. Молодой пилот после случившейся трагедии неудачно провел следующие 2 сезона, лишь изредка финишируя в очках. Казалось, что Патрезе уже не сможет вернуть былую форму.
Чемпионат 1981 года начинался на трассе Лонг-Бич в США. Главными фаворитами считались действующие чемпионы из "Уильямс" - Алан Джонс и Карлос Ройтеманн. Квалификация тогда состояла из пятничных и субботних заездов: пилоту засчитывался лучший результат, показанный в любой из дней. По итогам пятницы Джонс предсказуемо стал лидером, Патрезе довольно неожиданно показал сильный 6-й результат. А в субботней сессии итальянец и вовсе поверг зрителей в шок - на 9 тысячных секунды опередил Джонса и завоевал свой первый поул!
Гонку Патрезе начал довольно уверенно, и до 25 круга лидировал в Гран-при, но затем его опередил Карлос Ройтеманн, потом Джонс, а через 8 кругов проблема с топливным фильтром заставила Риккардо припарковать болид в боксах. Первой победы Патрезе пришлось ждать еще 2 с лишним года.
Тео Фаби, "Тоулмен" (Гран-при Германии 1985 года)
Итальянский гонщик проводил третий сезон в Формуле-1, и в целом, совершенно не блистал: несколько очковых финишей за постепенно увядающий "Брэбэм", сильная нестабильность в результатах и лишь несколько квалификаций в Топ-10.
В сезоне 1985 года Тео выступал за "Тоулмен", куда его взяли на замену ушедшему в "Лотус" Айртону Сенне. Однако сила шасси TG185, а также слабого и ненадежного мотора "Харт" не позволяла Фаби и его напарнику Пьеркарло Гиндзани показывать достойные результаты. Кроме того, владелец "конюшни" Тед Тоулмен испытывал серьезные финансовые проблемы: первые три этапа сезона были пропущены, а на следующих шести гонках команда выставляла лишь по одному болиду. К девятому этапу в активе "Тоулмена" не было ни то что ни одного очка, но и ни единого финиша!
Тем временем настал Гран-при Германии на "Нюрбургринге", который всегда славился своей непредсказуемой погодой. Разумеется, лидеры воспринимали первую, пятничную сессию как дополнительную тренировку, и не атаковали на полную катушку. Фаби же впервые в сезоне смог выжать из машины все, и занял предварительное 1-е место, опередив ближайшего преследователя более чем на секунду! Все должно было встать на свои места в субботу, но сильнейший дождь оставил результаты пятницы без изменений. Позади Фаби остались пилоты "Феррари", "Макларена" и "Уильямса", а также Сенна. Казалось, вот он шанс, которого команда и пилот так долго ждали!
Но... Фаби неудачно стартовал, сразу откатившись в конец первой десятки, а затем и вовсе сойдя с дистанции из-за поломки сцепления. Команда же так и осталась без очков до конца года, и была продана концерну "Бенеттон".
Рубенс Баррикелло, "Джордан" (Гран-при Бельгии 1994 года)
Баррикелло с момента своего дебюта считался наследником славы целой плеяды бразильских чемпионов - Фиттипальди, Пике и Сенны. И в сезоне-1994 оправдывал высокие ожидания болельщиков. Несмотря на то, что болид "Джордан" считался лишь 5-м по скорости, неудачи пилотов "Уильямса", "Феррари" и "Макларена" позволили по итогам двух первых гонок занять Баррикелло 3-е место в личном зачете.
Следующей гонкой стал Гран-при Сан-Марино в Имоле, в котором Рубенс сначала сам попал в жуткую аварию, а затем - потерял друга и наставника Айртона Сенну. По ходу сезона Рубенс полностью восстановился от травм, и продолжил стабильные выступления, постоянно балансируя на грани топ-5.
Гран-при Бельгии уже начиная с пятницы встретил пилотов сильным дождем. Рубенс с первых минут отправился устанавливать время, и неожиданно для себя и команды на треть секунды опередил признанного мастера дождя - Михаэля Шумахера. В субботу дождь и не думал стихать, и телерепортеры большую часть сессии показывали радость в боксах "Джордана" - все понимали, что улучшить его время не получится. К тому же, Рубенс стал самым молодым обладателем поула в истории (его рекорд смог превзойти спустя почти 10 лет Фернандо Алонсо).
По всей видимости Баррикелло сильно перенервничал в ожидании старта - гонка у бразильца совсем не получилась. Уже в первых поворотах он потерял лидерство, постепенно откатывался все дальше и дальше и закончил заезд аварией. Большего момента славы в карьере Рубенса, несмотря на 11 выигранных гонок и 2 вице-чемпионства, так и не случилось.
Джанкарло Физикелла, "Бенеттон" (Гран-при Австрии 1998 года)
Джанкарло Физикелла в середине 90-х годов стал новой надеждой итальянского автоспорта. Успешный сезон-1997 за "Джордан" заметили в командах-лидерах, и на следующий год Физико перешел в "Бенеттон". Однако, с уходом Росса Брауна, Рори Берна и компании результаты команды с каждым годом падали вниз и пределом мечтаний итальянца становилась редкая борьба за подиумы.
Гран-при Австрии был десятым этапом чемпионата, и предыдущие 9 поулов завоевывали исключительно пилоты "Макларена" - абсолютно лучшей машины того сезона. Однако в субботу в Шпильберге зарядил ливень, что добавляло интерес к заездам. Первые 30 минут квалификации большинство пилотов провело в боксах, ожидая снижения интенсивности осадков. Потихоньку гонщики стали совершать боевые попытки, допуская при этом множество ошибок. В таких условиях лидерство предсказуемо захватил Михаэль Шумахер, будучи быстрее любого из конкурентов более чем на 1,5 секунды. Физикелла при этом дважды вылетал с трассы, лишь чудом не разбивая машину.
Но в последние минуты дождь серьезно стих, и результаты стали улучшаться буквально после каждого круга. В "Макларене" умудрились просчитаться с выбором резины, и Хаккинен с Култхардом не боролись за поул. Наконец гегемония команды из Уокинга была прервана - но лучшим оказался уже не Шумахер! Физикелла на последних секундах квалификации вырвал первую позицию у Жана Алези на "Заубере".
Гонка проходила посуху, и уже к первому повороту Мика Хаккинен опередил Джанкарло, а ко второму - Шумахер. Долгое время он держался третьим, а после ошибки пилота "Феррари" - вернул вторую позицию, имея большой отрыв от преследователей. Однако, выезжая с первой дозаправки, Физико был атакован Жаном Алези и машины столкнулись. Разочарованию Джанкарло не было предела, но у него еще было все впереди... Впрочем, к итальянцу мы еще вернемся.
Себастьян Феттель, "Торо Россо" (Гран-при Италии 2008 года)
Себастьян Феттель с момента прихода в Формулу-1 в 2006 году сразу же начал бить все возможные рекорды. За первый же выезд из боксов на тренировочной сессии он получил штраф за превышение скорости, чего не случалось никогда в истории гонок. Впрочем, несмотря на этот казус, ту сессию он выиграл.
Спустя год он на одну гонку заменил травмированного Роберта Кубицу в составе "БМВ" и стал самым молодым обладателем зачетных очков. Кубица быстро вернулся в строй, и Феттель вновь оказался только запасным. И тут как нельзя кстати освободилось место в "Торо Россо", дочерней команде поддерживавшего Себа "Ред Булл". Конец 2007 года и начало сезона-2008 ушло на обучение молодого пилота, и начиная со второй половины чемпионата Феттель стабильно занимал места в Топ-10.
К моменту Гран-при Италии "Торо Россо" усилиями Феттеля и Себастьена Бурдэ боролась за 6-7-8 место в Кубке конструкторов. Лидерами же сезона были пилоты "Феррари" и "Макларена", а также "БМВ". Однако в Монце впервые за 50 лет во время уик-энда пошел дождь, что смешало все карты фаворитам. Ошибки лидеров с одной стороны, и потрясающий пилотаж Феттеля во всех трех сегментах квалификации с другой, подарил Себастьяну еще один рекорд - он стал самым юным обладателем поула. Кстати, он не побит и по сей день.
Казалось, что в гонке Феттелю в лучшем случае светит место в пятерке сильнейших, но Себастьяну удалось невозможное. На протяжении всего заезда он не дал даже шанса приблизиться к себе преследователям, и одержал первую победу для всего концерна "Ред Булл" в Формуле-1.
Джанкарло Физикелла, "Форс Индия" (Гран-при Бельгии 2009 года)
Джанкарло Физикеллу единственным в нашей подборке мы упоминаем дважды. Да, Физико умел преподносить сюрпризы! Итальянец в 2009 году был одним из опытнейших пилотов, лучшие годы которого остались, как казалось многим, позади. Однако его навыки работы в чемпионской "Рено" подходили амбициозному Виджаю Малье, который строил первую индийскую команду в гонках.
Сезон 2008 года ушел на выстраивание всех процессов в коллективе, да и результатов никто не ждал - шла подготовка к следующему году, в котором значительно менялся технический регламент. У новой машины "Форс Индия" быстро выявилась несбалансированность, но у нее была одна потрясающая особенность - самая высокая скорость во всем пелотоне на прямых участках.
Однако трассы состоят не только из прямых, и неудивительно, что до Гран-при Бельгии команда не набрала ни единого очка. Автодром в Спа на бумаге подходил такой концпеции, но эксперты предполагали, что впереди будут болиды "Феррари" и "Макларен", оснащенные системой КЕРС.
Физико с первых тренировок держался в районе топ-10, а лидировали по очереди пилоты "Тойоты", "Макларена" и "БМВ". Однако в квалификации в борьбу включился и Джанкарло. В команде не скрывали, что рассчитывают на высокий результат, но итальянец удивил всех, заняв первую строчку!
Воодушевленный Джанкарло наверняка рассчитывал удержать свое лидерство и в воскресенье, но именно машина с упомянутой системой КЕРС - "Феррари" Кими Райкконена на 5-м круге опередила "Форс Индию" и далее победу уже не отдала. Несмотря на все улыбки и радость на камеру, итальянец понимал, что упустил последний шанс выиграть гонку. В награду за столь потрясающее выступление Физико был приглашен на оставшиеся в сезоне этапы заменить травмированного Фелипе Массу в Скудерии, чем исполнил свою давнюю мечту.
Нико Хюлькенберг, "Уильямс" (Гран-при Бразилии 2010 года)
Дебюта Нико в Формуле-1 ждали многие. Выиграв все возможные молодежные серии, за Хюлькенбергом выстроилась целая очередь из команд, и лучшее место для первого сезона предложил "Уильямс". Его напарником стал опытный, но уже близкий к завершению карьеры Рубенс Баррикелло, и эксперты предполагали, что Нико легко опередит ветерана.
Неожиданно бразилец полностью превзошел молодого пилота и в квалификациях, и в гонках, продемонстрировав ряд ярких выступлений. Также некстати для Хюлкенберга на горизонте появился новоиспеченный чемпион серии GP2 Пастор Мальдонадо с венесуэльскими нефтедолларами, и в команде приняли решение не продлевать контракт с немцем еще до завершения сезона.
Гран-при Бразилии был предпоследним этапом чемпионата-2010. За звание чемпиона сражались пилоты "Ред Булл", Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон, упорно сражаясь друг с другом в каждом заезде, поэтому поул должен был завоевать кто-то из них. Квалификационная сессия начиналась в дождевых условиях, которые постепенно улучшались. Хюлькенберг успешно прошел и 1-й, и 2-й сегменты, держась в конце десятки. К третьему сегменту уже практически подсохло, однако на первые круги все пилоты выехали на промежуточных шинах. Нико занимал блестящее шестое место, значительно опережая Баррикелло. И тут пришла пора переходить на слики.
Сразу заставить работать резину на холодной трассе получилось только у Хюлькенберга, который занял предварительный поул. У лидеров оставался еще один круг, но один за одним они уступали результату Нико. Хюлькенберг же последней попыткой еще на секунду улушчил свое время! Что уж говорить, такой итог был полной неожиданностью!
В гонке шансов удержаться в числе лидеров у Нико не было. Уже в первом повороте его опередил Феттель, а затем и Марк Уэббер. Далее пилот "Уильямс" 6 кругов красиво отражал атаки Алонсо, потом еще 7 кругов - сдерживал Хэмилтона. Но после пит-стопа откатился в Топ-10 и смог удержать лишь 8-е место.
Нико повезло сохранить место в Формуле-1. Сначала он смог получить контракт третьего пилота в "Форс Индии", а далее и боевого гонщика на 2012 год. Правда на этом везение немца закончилось. Много раз он был в шаге от первого подиума, а один раз - и вовсе от победы. Много раз он принимал неправильные решения в части выбора команды, что помешало получить место сначала в "Феррари", а потом и в "Мерседесе". После провального сезона-2019 казалось что карьера Хюлькенберга завершена, однако в ковидный год он стал "суперзапасным", блестяще заменяя заболевших Стролла и Переса. Сейчас про него вновь говорят как о главном кандидате на место Мика Шумахера. Кто знает, может судьба даст Нико еще один шанс?
Пастор Мальдонадо, "Уильямс" (Гран-при Испании 2012 года)
Сменив Хюлькенберга в команде "Уильямс", Пастор Мальдонадо получил в свое распоряжение совсем не ту машину, что была у немца год назад. С большим трудом Баррикелло и Мальдонадо лишь несколько раз за сезон-2011 пробились в очковую зону. Проблемы болида во многом были связаны со слабым движком "Косворт", который использовался только командами-новичками.
С 2012 года "Уильямс" переходил на моторы "Рено", и такая комбинация у многих вызывала ностальгию по доминированию британцев в 90-х годах. Кроме того, Баррикелло был заменен на Бруно Сенну, племянника великого Айртона. Пастор стал лидером команды, но первые гонки сезона обернулись разочарованием. И в Австралии, и в Малайзии Пастор попадал в аварии, в то время как Сенна потихоньку набирал очки. Скорость у машины появилась, но расчет был на совсем другие результаты.
Пятый этап сезона проходил на автодроме "Каталунья" в пригороде Барселоны. Эту трассу все пилоты знают досконально по многочисленным тестам, дождя не прогнозировалось, поэтому в числе лидеров эксперты называли лидеров сезона - пилотов "Макларена" и Фернандо Алонсо. Никто бы не удивился и высокому месту Феттеля. "Уильямсу" же отводили место в конце топ-10.
Тем удивительней оказался ход уик-энда. Если на тренировках в пятницу Пастор занимал 17-е и 13-е места, то в финальной практике в субботу он неожиданно оказался вторым! Случайность это, или нет, могла объяснить только квалификация. И действительно, за ночь в команде нашли по всей видимости идеальные настройки: уверенно пройдя 1-й сегмент, Мальдонадо опередил всех во 2-м! В финальной десятиминутке венесуэльца все-таки смог опередить Льюис Хэмилтон, но и вторая позиция была блестящим результатом. Которая вскоре превратилась в первую - Хэмилтон был дисквалифицирован!
Перед гонкой в команде осторожно надеялись на возможный подиум, учитывая необгонный характер трассы. В качестве вероятного победителя называли Алонсо, и испанец действительно со старта вырвался вперед. Пастор же смог поддерживать темп гонщика "Феррари" и держался позади в пределах пары секунд. За счет более раннего пит-стопа Мальдонадо смог опередить Алонсо по ходу гонки и до финиша первого места уже не уступил!
Это был безусловный пик карьеры венесуэльца. В дальнейшем он только усиливал свою репутацию "крашера" и "рентача", и как только спонсорские деньги закончились, навсегда покинул Формулу-1.
Лэнс Стролл, "Рейсинг Пойнт" (Гран-при Турции 2020 года)
Звание главного "рентача" королевских гонок у Мальдонадо успешно перехватил Лэнс Стролл. Сын канадского миллиардера уже в 18 лет дебютировал в гонках в составе "Уильямса" и на фоне своего партнера Фелипе Массы (удивительно, сколько совпадений!) первое время смотрелся довольно нелепо. Однако в сезоне-2017 именно Лэнс завоевал единственный подиум команды, и к концу года ехал уже наравне с бразильцем, лишь немного уступив ему по очкам.
В следующем году с уходом Массы форма машины серьезно ослабла, поэтому Стролл-старший принял решение сменить сыну команду. В это же время серьезные финансовые проблемы возникли у "Форс Индия", и даже отличные результаты Серхио Переса и Эстебана Окона не спасали ситуацию. Лоуренс Стролл закрыл все долги команды и заодно отдал место одного из пилотов Лэнсу. Его партнером стал Перес, и тут то и обнаружился невысокий уровень пилотажного мастерства канадца. Сезон-2019 мексиканец выиграл более чем с двукратным преимуществом, при этом лишь в Хоккенхайме Стролл претендовал на подиум.
На сезон-2020 "Рейсинг Пойнт" (новое название команды") разрабатывала болид в тесном сотрудничестве с "Мерседесом" и результаты не заставили себя ждать. Перес и Стролл постоянно находились в пятерке лучших, а команда боролась за 3-е место в командном зачете. Но до лидеров было все равно не дотянуться.
За 4 гонки до финиша сезона Формула-1 приехала в Турцию. Этап возвращался в чемпионат спустя почти 10 лет, и чтобы улучшить впечатления гонщиков от трассы руководство автодрома решило полностью заменить асфальт. Когда пилоты выехали на первые тренировочные заезды, стало ясно что эффект получился прямо противоположным. Машины скользили как по льду даже в сухую погоду, а в случае дождя могли стать и вовсе неуправляемыми.
Дождь пошел как раз в субботу. В таких условиях главным фаворитом считался Макс Ферстаппен, и данный прогноз оправдывался вплоть до 3-го сегмента квалификации. Рядом же находились его партнер Алекс Албон, лидер сезона Льюис Хэмилтон и Стролл. К третьему сегменту дождь немного стих, однако на решающие круги Макс принял ошибочное решение остаться на сильно дождевой резине, в то время как противники выехали на миксте. К последней попытке первые две позиции занимали Перес и Стролл, которые в очном споре выявляли лучшего. И если Серхио ошибся и не улучшил свой результат, то Лэнс проехал абсолютно лучший круг и даже переобувшийся Макс не смог перебить его время.
Гонка также проходила под дождем, и поначалу Лэнс и Серхио уверенно отрывались от всех преследователей. Постепенно трасса подсыхала, и необходимо было решить - тянуть на промежуточной резине до финиша, или "обуть" свежие шины. Хэмилтон и Ферстаппен постепенно приближались, и в "Рейсинг Пойнт" решили позвать Стролла на пит-стоп. Казалось, Лэнс на свежей резине будет иметь преимущество, но допустив ошибку при ее прогреве он лишь откатывался назад и закончил гонку только 9-м.
Сезон-2020 на текущий момент остается лучшим в карьере канадца, но свой шанс (с его то удачей и заботой отца!) он еще надеется получить.