30 лет назад в Мексике Шумахер завоевал первый подиум в карьере. Мэнселл и Патрезе сделали очердной дубль для «Уильямса»
Это было настолько предсказуемо, насколько и впечатляюще. Вторая победа «Уильямса» в сезоне, то есть. В гонке на Автодром имени братьев Родригес было не так много захватывающего, но, как всегда, подводные течения завораживали.
До начала соревнований конструктор «Уильямса» Патрик Хэд был как всегда скромен, преуменьшая возможную эффективность активной подвески, но не прошло и нескольких минут, как стало ясно: его FW14B находятся в своем классе. И по мере того, как продолжался уик-энд, к этому посланию добавилось еще и состояние, в котором оказалась некогда доминирующая команда «Хонда Мальборо Макларен».
Опасный поворот Перальтада после десятков страшных аварий немного изменили
Трасса в Мексике – одна из самых интересных в календаре 1992 года. Был изменен устрашающий поворот Перальтада - крутой, 180-градусный правый поворот, который возвращает автомобили на стартовую/финишную прямую. Раньше машины проходили его на скорости 265 км/ч, но в этом году они уменьшили угол наклона с 12 до 5 градусов и переложили часть асфальта. Призыв к изменениям прозвучал после знаменитого схода Айртона Сенны в квалификации в предыдущем году. Поворот не щадил никого.
Сенна сошел здесь в 86-м году, Дерек Уорвик в 87-м, а Филипп Аллиот в 88-м. В прошлом сезоне и нынешнем больше остальных пострадали пилоты «Минарди». Ни один из этих инцидентов, как и в случае с Сенной в 1991 году, не привел к травмам, но еще в 1962 году здесь погиб любимый сын мексиканских гонщиков Рикардо Родригес, потерявший контроль над Lotus 24 Роба Уокера при попытке завоевать поул-позицию. Позже трассу назвали в его честь, а когда в 1971 году погиб его старший брат Педро, она стала называться Автодром имени братьев Родригес. Печально то, что состояние трассы подрывает честь этого славного имени.
Но в квалификации проблемы все равно продолжились
Даже с обновленным покрытием на скоростном участке в Перальтаде был неприятный провал, а в других местах было множество неровностей. Трасса проходит по подземной реке, которая нарушает ее основание в зависимости от преобладающих погодных условий. Многие болиды и гонщики просто мирились с ними и делали лучшее из плохой работы, но, когда вы были гонщиком «Макларена» в Мексике, вы работали под еще большим давлением, поскольку дуэт «Уильямса» вносил свой хаос. Хуже того, существовала дополнительная угроза. В ожидании нового MP4/7A «Макларен» мог просто смириться со своим положением и ролью второй скрипки в Дидкоте, но тут появился соперник: Михаэль Шумахер на «Бенеттон-Форд».
Это означало, что Айртону Сенне и Герхарду Бергеру пришлось крепко взяться за MP4/6B, до такой степени, что их пилотаж представлял собой движение от одной кочки до другой. Неизбежно, как и в любой войне, были потери. Как сокрушался Бергер: «Вы просто не можете рисковать, сильно нажимая на кочках, потому что вы просто не знаете, как поведет себя машина». Сенна получил огромный удар перед выездом из Эссеса. Этот участок скоростной трассы становится все быстрее и быстрее, катапультируя машины вниз по заднему отрезку и дальше к прелестям Перальтады. На предпоследнем вираже «Макларен» просто наехал на кочку и оторвался от трассы. Лишенный сцепления с дорогой болид закрутился и понесся к стене.
В последний момент, когда колеса заблокировались, его развернуло и ударило о стену почти боком, причем удар был настолько сильным, что шлем Сенны едва не коснулся левой боковой стойки. Когда шлем отклонился и остановился, было видно, что он двигается, но как только сняли шлем, боль неприятно отразилась на его лице.
«Волшебник» смог сотворить еще одно чудо, чтобы избежать серьёзных травм, в добавок к тем, что были в 91-м году в Мексике и на Хоккенхайме. Бразилец принял участие в гонке несмотря на сильный ушиб левой ноги, когда в кабину врезался компонент подвески. Он честно признался, что ожидал худшего, когда машина остановилась. То, что само шасси выдержало удар, говорит о мудрости введения новых обязательных краш-тестов.
Затем настала очередь Бергера, австриец сошел с дистанции перед поворотом Реторно, когда, как и Сенна, его MP4/6B он наехал на большую кочку. Ранее, в Эссе, под одним из его задних колес можно было увидеть кратковременный дневной свет, настолько плохим было покрытие. Герхард пережил этот инцидент, испытывая лишь сильную злость на то, как маршалы отволокли машину с ним на борту, но позже, прихрамывая, избежал практически повторения аварии Сенны. Воистину, для «Макларена» это был не тот уик-энд, которым можно было бы наслаждаться.
Для Шумахера, однако, это было еще одним свидетельством блестящего таланта, поскольку в пятницу днем он уверенно протиснулся на своем «Бенеттоне» между Мэнселлом и Патрезе. Риккардо исправил ситуацию в субботу, лишь немного не сумев превзойти время Мэнселла на поул-позиции: 1:16.346. Молодой немец оказался быстрее напарника Мартина Брадла на 1.3 секунды.
Михаэль Шумахер показал 3-е время, в то время как старт снова был за Найджелом Мэнселлом
Тест-пилотом команды «Бенеттон» стал Алессандро Занарди и британец очень боялся его прихода. Человек, одержимый политикой вне трассы и, казалось, пытающийся справиться с новостью о том, что, получил одно из лучших рабочих мест в жизни, имеет напарника по команде, который может испортить ему всю карьеру (так в итоге и произойдет). К субботе, хотя разрыв между ними был одинаковым, Мартин снова стал прежним, более веселым, более позитивным, более комфортно чувствующим себя в машине, положение за рулем которой ему по-прежнему не по душе. Шумахер был звездой, но и Брандл смог занять хорошую четвертую строчку.
Старт, как и поул, был за Мэнселлом. Памятуя о том, что Патрезе доставил ему неприятности в гонке 1991 года, британец рванул с места и к концу первого круга создал отрыв, который сохранится до конца гонки. В дальнейшем Риккардо сравнивал, а иногда и превосходил его время прохождения круга, но к этому моменту Найджел сделал все, что ему было нужно. Так же, как и в Южной Африке, он контролировал ход гонки, но был момент тревоги. «На прогревочном круге у меня возникла избыточная поворачиваемость, - рассказал он, - и нам пришлось сильно изменить машину на старте». Они изменили ее в нужном направлении, и после этого его больше ничего не беспокоило. И, в отличие от мотора «Хонды» V12, мотор «Рено» V10 был хорош в Мексике. «Elf придумал специальное топливо для высокогорных условий, - сказал Мэнселл, - и оно сработало очень хорошо. Двигатель работал очень мощно».
Эти двое держали друг друга в напряжении до 25-го круга, когда разрыв увеличился на две секунды. По мере прохождения кругов активность в лагере «Уильямса» свидетельствовала о скорой подготовке к остановке, но Риккардо держал проблему под контролем. «Левое переднее колесо отказало, и мне пришлось немного отступить и подумать, как сохранить шины, особенно передние. После этого я не мог давить, но я все еще пытался сохранить давление на Найджела, поэтому я попробовал три быстрых круга, затем замедлился, затем еще три быстрых...»
В итоге Мэнселл победил с преимуществом в 12 секунд, показав второй идеальный результат в сезоне подряд. Это был его 23-й успех в гонках, в результате которого он сравнялся с заклятым врагом Нельсоном Пике, пристроился в хвост Фанхио и оказался в хвосте Кларка, Лауды и Стюарта…
Если Брандл волновался в квалификации, то гонка дала ему шанс проявить себя. Перед первым поворотом он ненадолго стал третьим, прежде чем Сенна проскочил через его нос и занял позицию, а затем Шумахер прошел его по главной прямой на втором круге. У них был договор, что Мартин пропустит его вперед, если тот будет значительно быстрее, но этого не произошло. «На самом деле, когда я выходил из Перальтады, было очень скользко, и я попал в большое скольжение. Майкл попал в меньшую кочку и проехал мимо меня на буксире».
Сенна сходит, а впереди между Брандлом и Бергером разворачивается настоящая битва
Когда смелый заезд Сенны закончился с подозрением на отказ трансмиссии после всего 12 кругов, чемпион мира остался на трассе, наблюдая за происходящим с невозмутимым выражением лица и, несомненно, делая мысленные заметки о работе шасси «Уильямса» и пилотаже Шумахера. Он также был в идеальном положении, чтобы наблюдать за самым ярким моментом гонки - потрясающей борьбой между Брандлом и Бергером. В тот день, когда британец снова претендовал на признание в качестве ведущего гонщика «Формулы-1», расстояние между ними редко превышало несколько машин, и даже когда австриец, наконец, подтянулся к «Бенеттону» и вышел вперед в первом повороте (названном в честь мексиканской звезды 60-х годов Мойзеса Соланы) на 42-м круге, Мартин немедленно нанес ответный удар. Как Джонни Херберт, к своему огорчению, обнаружил на первом круге, что внутренняя линия была скользкой, и когда Бергер проскользнул дальше, Брандл снова обошел «Макларен», и Герхарду пришлось начинать все сначала. «Макларен» был медленным на прямой и поначалу плохо ехал на полных баках, но команда проделала мастерскую работу, по крайней мере, приручив машину на время гонки.
С каждым кругом ситуация выглядела все лучше и лучше, и даже несмотря на то, что на одной кочке болид выбило из четвертой передачи, он вернулся к пилоту «Бенеттона». Когда они подошли к «Лижье» Бутсена, Брандл был задержан. Возможно, это был просто один из тех случаев, возможно, Бутсен, человек с хорошо сдерживаемым энтузиазмом по отношению к гонщику «Бенеттона», отплатил ему за то, что, по его мнению, Брандл причинил ему зло в Монце в прошлом году. Как бы то ни было, на каком-то этапе всего этого Бутсен отбросил один из своих отрывных визиров, и он по чистой случайности попал в канал масляного радиатора Мартина. Сразу же температура Ford HB поднялась, и, поскольку Бергер набросился на него, а затем начал показывать быстрейшие круги в короткой погоне за Шумахером, гонка британца закончилась из-за перегрева. Если его квалификация еще требует большой работы, прежде чем он сможет сравниться с Шумахером, то интересно отметить, что по времени гонки он уступил немцу совсем немного. Среднее время Шумахера на первых 40 кругах составило 1:21.071, Брандла – 1:21.255.
«Нет сцепления, нет мощности, нет управляемости, нет скорости на прямой» - это все про «Феррари»
На последних этапах Бергеру удалось приблизиться к лидирующему «Бенеттону» на расстояние шести секунд, но Шумахер справился с задачей и снова стабилизировал разрыв на пути к своему первому - но наверняка не последнему - финишу на подиуме. «Я чувствовал давление со стороны Мартина в середине гонки», - сказал Михаэль. «У меня была большая проблема с правой передней шиной, которая зернилась в Перальтаде, что заставило меня немного успокоиться. Когда Герхард начал давить, я обнаружил, что могу ехать немного быстрее и держать шину в порядке, но когда я пришел к концу гонки, то обнаружил, что левая задняя шина покрылась пузырями».
Вслед за ними команда «Феррари» провела еще один ужасный день. После ошибки в Перальтаде всего на втором круге за уик-энд, Алези в итоге квалифицировался 10-м после всевозможных проблем с двигателем и управляемостью, а Капелли был скорбным 20-м, по иронии судьбы стартовав рядом с Карлом Вендлингером на «Марче», за рулем которого он раньше ездил. «Нет сцепления, нет мощности, нет управляемости, нет скорости на прямой», - пожал он плечами. Если бы итальянец был прозорлив, то мог бы добавить «нет гонки», поскольку она закончилась на стартовой прямой, когда Вендлингер неправильно оценил разрыв, подрезал заднюю часть «Феррари» и впечатал ее во внешнюю стену. «Марч», не сумев проявить себя в этот уик-энд так, как это произошло в руках австрийца в Южной Африке, также не проехал дальше. Оба сошли на первом круге.
Алези проехал всего 32 круга, прежде чем его «Феррари» поддалась проблеме с масляной системой, которой опасался технический директор Клаудио Ломбарди после всех квалификационных драм. Это были позорные 32 круга, поскольку Мика Хаккинен вывел свой «Лотус-Форд» на девятое место с самого начала (воспользовавшись блестящим стартом и отворотом Херберта в первом повороте) и безжалостно преследовал F92A. Обоих обогнал неудержимый Андреа де Чезарис, сам оправившийся после падения на траву в первом повороте, но на этот раз с внешней линии.
В очки смогли забраться че Зарис на «Тиррелле» и Хаккинен на «Лотусе» - какие команды были...
«Тиррелл» был очень силен на прямой, да и в поворотах он был не так уж плох, и итальянец снова наслаждался своим положением. Выгнанный Джорданом в угоду Гужельмину с мешком баксов че Зарис, должно быть, улыбался в свою балаклаву из номекса, поскольку ирландско-японская команда провела еще один ужасный уик-энд, смягченный лишь большими перспективами, проявленными в квалификации. На этот раз Андреа не пришлось разочаровываться: он заработал очень полезные два очка, а Хаккинен стал шестым после зрелого выступления, которое подчеркнуло возрождение «Лотуса». Херберт, злой на себя за ту первую неосторожность (редкую, правда), хорошо восстановился и занял седьмое место, опередив Джей Джей Лехто, который заслуживал большего после того, как «Даллара» серьезно улучшила управляемость после южноафриканских драм. И финн, и его партнер по команде Мартини хорошо квалифицировались, но на протяжении всей гонки испытывали серьезную недостаточную поворачиваемость. Итальянцу потребовалось три остановки шин, прежде чем он сошел. Джей Джей выдержал одну и восстановился, опередив разочаровывающий «Лижье» и развивающиеся «Вентури», одну из которых Гашот квалифицировал высоко.
Первый подиум Шумахера и триумф «Уильямса»
Для «Уильямса» Мексика принесла почти идеальный результат. Был только один недостаток. «Мы с Риккардо согласны, что в прошлом году, когда мы финишировали здесь дублем, нам было лучше ехать с пассивной машиной, чем с активной системой в этом году», - сказал Мэнселл. «Если вы посмотрите на время прохождения круга, то увидите, что в этом году оно медленнее, чем в прошлом. Это немного сбивает с толку, нам придется подумать над этим».
Как и всем остальным. Так думали в марте 1992 года на старте сезона, однако как же они будут неправы на счет активной подвески...
Продолжение шоу состоится на Гран-при Бразилии - третьем этапе чемпионата 1992 года. На этом мы обзор гонок завершим, но еще раз вспомним успехи Найджела Мэнселла...