30 лет назад в Японии Патрезе одержал последнюю победу в карьере благодаря подарку от Мэнселла. Третьим стал Брандл
Если бы ветер не изменил направление в воскресенье утром, то результат мог бы быть совсем другим. Герхард Бергер, скорее всего, выиграл бы во второй раз в Японии, а «Макларен» и «Хонда» показали бы именно тот результат, к которому стремилась последняя на своей родной земле и в своем предпоследнем на данный момент выступлении.
Для «Уильямс-Рено» это изменение направления ветра было удачным, но косвенно оно решило судьбы Найджела Мэнселла и Сенны в предпоследнем Гран-при. Перед гонкой «Макларен» решил поставить на болид Айртона свежий мотор, но в итоге и этого окажется недостаточно.
В «Уильямсе» же хотели переделать настройки коробки передач. Как только они начали этим заниматься, то под болидом Патрезе обнаружили масло, что сразу же вызвало тревогу. Дальнейшее расследование показало, что картер треснул, и то, что должно было стать просто работой с коробкой передач, превратилось в полную замену двигателя. Это стало ключом к первому триумфу ветерана-итальянца в разочаровывающем сезоне.
Менее чем через три круга гонки, в которой бразилец уже отставал от дуэта «Уильямса» на несколько секунд, Сенна понял, что у него серьезная проблема, и съехал на обочину. Из пневматического клапанного механизма его запасного двигателя выпала пробка. Гонка закончилась. Надежды «Хонды» теперь возлагались исключительно на Бергера.
Старт был снова за «Уильямсом» и Мэнселлом, но затем британец вдруг решил вспомнить о своем напарнике...
Предсказуемо его легко опередили два пилота «Уильямса-Рено». Михаэль Шумахер же за рулем «Бенеттон-Форд» сильно отстал от австрийца. Немцу было очень трудно удержаться впереди голодных пилотов «Лотуса» Джонни Херберта и Мики Хаккинена, которые сидели у того на хвосте.
В начале гонки, как обычно, Мэнселл ушел в отрыв, и к 35-му кругу он создал, казалось бы, неприступный отрыв в 16 секунд от Патрезе, который, в свою очередь, настолько опережал Бергера, что «Макларен» не мог всерьез думать о победе, если только его соперники не сойдут. Бергер выкладывался изо всех сил, как и в 1991 году, и израсходовал свой первый комплект шин уже на 11-м круге. После падения на шестое место позади Шумахера, а также настойчивых Херберта и Хаккинена, он вернулся на третье место к 29-му кругу, когда снова приехал за свежими шинами. Затем, когда Герхард проходил нелепо узкую шикану перед пит-лейном на 36-м круге, Мэнселл замедлился, очевидно, ошибившись с передачей. Некоторое время казалось, что у него проблемы, но это была всего лишь уловка. Он замедлился достаточно, чтобы потерять все преимущество, прежде чем британец достиг линии старта/финиша, и на этом круге лидерство было закреплено за Риккардо. Мэнселл, по его словам, «немного подумал о ситуации в чемпионате». Действительно, он и гоночный инженер Дэйв Браун долго обсуждали по радио, как им поднять Риккардо на второе место в чемпионате. К тому времени, когда они снова стали заезжать в боксы, было очевидно, что машина Мэнселла находится в прекрасной форме, а сам британец набирает фантастическую скорость.
Найджел замедлился, чтобы пристроиться позади напарника
«Мне было немного весело ехать за ним», - признался Мэнселл после этого с огромной ухмылкой. И как показатель глубины этого веселья, их время прохождения круга резко упало. Найджел, конечно, знал, что делал. Риккардо - нет. «В последние несколько гонок на мне лежал большой груз, и я чувствовал себя неважно», - откровенно признался он. «У нас была договоренность, что я могу выиграть в Монце, и мы обсуждали, что он поможет мне сегодня в чемпионате. Мэнселл замедлился, но я не знал, боролся он со мной или нет...».
Что бы Мэнселл ни отдал, он собирался сделать это так, чтобы Патрезе отработал каждый метр. Для многих это был самый нелепый способ передачи лидерства. В 91-м Сенна просто замедлился и пропустил вперед Бергера. Но опять же, не было ничего деликатного в том, как Риккардо на прямой к боксам в Маньи-Кур в июле помахал напарнику ручкой. Некоторые говорили, что Мэнселл мог бы сделать это с задней части трассы, где, возможно, это было бы менее очевидно и более достойно для адресата, но это не его манера.
Как бы то ни было, два FW14B продолжали находиться в своем собственном мире, проносясь по кругу на рекордной скорости и увеличивая свое преимущество с каждым кругом. Мэнселл мог отдать возможную 10-ю победу в сезоне, но те зрители, которые не поняли, что происходит, наверняка ушли довольные тем, что увидели захватывающее противостояние.
За это время британец успел зацепить обломки от болида Маурисио Гужельмина, вылетевшего в барьеры на 23-м круге гонки. Это была особенно неприятная авария, но, как выяснил Андреа де Чезарис в Сильверстоуне в прошлом году, Гэри Андерсон создает очень прочные машины. «Джордан» выдержал удар, а бразилец остался целым и невредимым.
Британец сходит, как и Сенна ранее
«Я наехал на его блок синхронизации и сильно повредил машину», - сказал Мэнселл, но дальше было еще хуже. Поднимаясь на холм на 45-м круге, он почувствовал, что у него сломался двигатель, и там, где Сенна сошел, Найджел сделал то же самое, исключением стало то, что он успел в боксы, чтобы потушить пожар. Позже Андреа де Чезарис подверг его жестокой критике за то, что он смазал, по крайней мере, четыре поворота.
«Двигатель Найджела сломался без видимых причин», - сказал сразу после аварии шеф-конструктор «Рено» Бернар Дюдо, но позже выяснилось, что треснул картер. Так же, как и у Риккардо, за исключением того, что у итальянца он треснул, когда это имело значение, и они смогли установить свежий двигатель. Таков путь. Ранее на «Уильямсе» были проблемы с зажиганием в Спа и ремнем в Монце…
К тому времени, когда Мэнселл сошел с дистанции, интерес к гонке уже пропал. Шумахер упорно держался , даже помог себе открыть небольшой отрыв, когда на 12-м круге в шикане произошла утечка масла. Херберт первым обнаружил это и скользнул достаточно широко, чтобы выйти на внешнюю сторону в грязь, но он был достаточно умен, чтобы не въехать в нее. Нечаянно он помешал Хаккинену воспользоваться своей проблемой, потому что Мике пришлось тормозить в облаке пыли, пока он пытался понять, где может оказаться его партнер по команде, и они восстановились в том же порядке, но с отставанием от «Бенеттона».
Вскоре проблемы с машиной настигнут Шумахера, Херберта и Хаккинена
Очевидно, что на этой извилистой трассе болиды «Лотуса» и «Бенеттона» были сопоставимы по скорости, хоть и второй обладал более мощным мотором. Херберт смог подобраться ближе, но недостаточно близко там, где это имело значение. Так они с Хаккиненом вошли в ритм, чтобы измотать Шумахера, когда немец сошел на 13-м круге из-за неисправности трансмиссии. Тот сначала потерял третью позицию, потом четвертую, потом пятую, и игра была закончена.
Таким образом, Херберт уверенно вышел на третье место в своем лучшем заезде в сезоне, который был ему так необходим после недавних неудач, но Хаккинен был рядом. Джонни оставался там с 13-го по 15-й круг, но скорость, с которой он заехал в пит-лейн в конце 15-го, ясно указывала на то, что это была не просто остановка для замены шин. Коробка передач не выдержала.
После этого Хаккинен взял все в свои руки. Однако и ему не суждено было взять ни одного очка. Бергер обошел, когда Мика остановился. Затем из-за схода Мэнселла финну удалось вернуть свою позицию, однако на 45-м круге ему пришлось самому сойти из-за мотора. Семь очков, потерянных из-за обоих выбывших, позволили бы команде, испытывающей финансовые проблемы, пройти «Феррари» в чемпионате конструкторов...
Мартин Брандл в четвертый раз в сезоне поднялся на подиум
В таком случае, кто же должен был пройти дальше и взять еще два места, как не Алези? Однако у француза не было техники, чтобы бросить вызов ни одной из машин, отделявших его от Бергера: «Бенеттон» Мартина Брандла и «Тирелл» Андреа де Чезариса. Для британца Сузука оказалась битвой разума с материей, поскольку в пятницу вечером он так мучился от пищевого отравления, что всю субботу просидел в своем гостиничном номере. В воскресенье британец чувствовал себя не так плохо, и после хорошего старта Мартин вступил в борьбу за седьмое место с «Лижье» Эрика Комаса (которого он обошел и оставил позади на девятом круге), так тот оторвался и провел свою собственную гонку. «Это было тяжело, и мне действительно пришлось держать темп», - признался он. «Было правильно провести 24 часа в постели вчера, потому что, по крайней мере, у меня оставалось немного энергии. Это и адреналин. Это замечательная вещь!». Когда другие сошли с дистанции, Брандл плавно переместился на третье место, чтобы сохранить впечатляющий результат второй половины сезона - восемь финишей в последних восьми гонках. Это было заметным контрастом по сравнению с шатким началом сезона, и спасло для «Бенеттона» его завидный рекорд по количеству очков в каждой гонке 1992 года.
Для де Чезариса Сузука тоже принесла небольшое вознаграждение в виде лучшего результата в сезоне для него и «Тирелла». Они с Комасом вели острую борьбу, пока у «Лижье» не сломался двигатель «Рено», и к финишу Алези остался далеко позади. Разочарование от того, что француз так упорно ехал только ради пятого места, было написано на лице. Показателем того, в каком затруднительном положении находилась «Феррари», является то, что его F92AT на прямой был на 30 км/ч медленнее, чем нелюбимый 643 в предыдущем году, и на протяжении всего времени Жану приходилось бороться с впечатляющим Кристианом Фиттипальди и мотивированным Стефано Моденой. Действительно, «Феррари» вышла вперед «Минарди-Ламборгини» только во время остановки (одна из немногих вещей, которую «Феррари», кажется, делает хорошо), и после этого способности Алези позволили ему удержать небольшое преимущество. Для бразильца это было блестящее возвращение к той форме, которую он демонстрировал до аварии с повреждением шеи во Франции, и убедительное свидетельство того, что теперь к нему полностью вернулась уверенность в себе. Они вдвоем вели борьбу за последние очки вплоть до финиша, но шансы Модены были прокляты жаждой «Джордана-Ямахи».
«Феррари» с трудом попадает в очки, в то время как Патрезе одерживает первую победу в сезоне и по совместительству последнюю в карьере
Как обычно, он вышел на старт с достаточным количеством топлива, чтобы охладить V12, но даже этого оказалось недостаточно. Модене пришлось сбавить обороты на последних этапах, чтобы сэкономить топливо, и оно быстро закончилось на круге замедления. Кристиан финишировал седьмым, опередив местного героя Сузуки, надежные «Даллары» Лехто и Мартини, а также пилота «Вентури» и местного героя Укё Катаямы, который каким-то образом пережил атаку в шикане своего собрата, управляемого (до этого момента с большим пафосом) Бертраном Гашо. Никола Ларини, вернувшийся, чтобы занять место Капелли в «Феррари», прихрамывал на активном F92A, который вернулся домой 12-м, его гидравлическая жидкость просочилась через заднюю часть, и только обычные пружины и амортизаторы помогли ему на финише.
Так закончился первый с 1977 года Гран-при Японии, не решивший исход чемпионата мира, гонка, как и Монца, в которой мы снова увидели спортивное мастерство. Возможно, Мэнселл мог бы сделать так, чтобы это выглядело менее постановочно. Ранее такой случай был в 1955 году, когда в Эйнтри Мосс опередил Фанхио менее, чем на секунду. Сразу четыре болида «Мерседеса» на первых местах. Сам Стирлинг так и не узнал, действительно ли он удержал Хуана. Смог бы Мэнселл пересилить себя. Загадка…
Уважаемые читатели следующим этапом, который мы рассмотрим, будет Гран-при Мексики, а затем Гран-при Бразилии. Всем терпения...